Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош




Скачать 439.28 Kb.
НазваниеПрограмма социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер439.28 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Программа

социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ Газимуро-Заводская СОШ

__________________________________________________________________

За основу деятельности по обеспечению социализации учащихся использована программа социализации обучающихся, проект ФГОС, авторский коллектив инновационная образовательная сеть «Эврика» http://www.eurekanet.ru/ewww/info/library.html. Содержание данной программы изложено ниже с целью обеспечения информационной компетентности всех участников образовательного процесса о предполагаемых изменениях.

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает возрастные особенности обучающихся и основные жизненные задачи возраста, отечественные воспитательные традиции, базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.

Программа социальной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

цели и задачи социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

планируемые результаты социализации обучающихся;

организационно-методические подходы и принципы социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

основные формы педагогической поддержки социализации средствами учебно-воспитательной, общественной, коммуникативной и трудовой деятельности;

критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся;

методику и инструментарий мониторинга социализации обучающихся.


  1. ^ Организационно-методические подходы и принципы социализации учащихся


Данная программа основывается на Требованиях концепции духовно-нравственного развития. Возможность ее успешной реализации в высокой степени зависит от того, насколько полно на начальной ступени общего образования у обучающихся были развиты такие личностные качества и сформированы универсальные учебные действия.

^ Желаемые результаты духовно-нравственного развития воспитания

и социализации младших школьников для успешной реализации данной программы.


1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:




• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:




• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей,

сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные появления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков

других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:




• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):




• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5

^ Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):




• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


На этапе интенсивного взросления, исключительно важно продолжить и расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:

«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

Последовательная и полная реализация системой образования этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если система образования проведет данную работу строго адресно, исчерпывающе полно и всестороннее зная базовые характериологические особенности как своих воспитанников, так и того пространства, в котором осуществляется их социализация. Это исключительно важно, поскольку этот сложнейший и многомерный процесс центрируется, в конечном счете, на подростке, переживающем в этом возрасте (12-15 лет) глубочайшую гормональную перестройку, влияющую на все сферы жизнедеятельности организма и существенно изменяющую характер его социально-психологических связей и отношений с внешней средой. Как известно, именно на начало этого возрастного периода приходится бурный рост показателей правонарушений и преступности (в том числе на этно-национальной почве), употребление табака, алкоголя, а несколько позже – наркотиков. Именно в этом возрасте у некоторых подростков начинается активная и беспорядочная половая жизнь. Именно в этом возрасте подростки начинают создавать свои «субкультурные сообщества», нередко асоциального и криминального толка. Нет сомнений, что характер и интенсивность подобных проявлений напрямую связаны с издержками их предшествующей социализации, с качеством уже усвоенных духовно-нравственных идеалов и ориентиров (и их извращенных форм).

А завершение этого периода знаменуется для каждого девятиклассника первым в его жизни социальным самоопределением: продолжать ли получение полного общего образования в школе или выбрать иную образовательную траекторию, поступив в учреждение начального или среднего профессионального образования. Речь идет о выборе человеком собственного будущего, и очень многое здесь также зависит, помимо много прочего, именно от качества его социализации.

Социализацию в качестве категории общественного бытия можно определить как процесс операционального овладения индивидом набором программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций, существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им (интериоризация) выражающих эти традиции знаний, ценностей и норм (в том числе конфессиональных), необходимых для взаимодействия и сотрудничества с носителями иных традиций на основе толерантности и межкультурного (в том числе межэтнического) диалога.

Важно понимать, что на финальном отрезке подросткового возраста (14-15 лет) происходит бурное предъявление индивидом обществу своих качеств, почти латентно складывавшихся в течение более чем десятилетней социализации в семье, детском саду, школе и социуме. Подросток нуждается в общественном признании накопленного к этому времени своего жизненного опыта и требовательно предпринимает первую в жизни сознательную попытку социального самоутверждения. Он ощущает силу и право открыто и во всей полноте продемонстрировать своё отношение к миру – через поступки, суждения и выбор поведенческих стратегий. Ступень основного общего образования, таким образом, принимает взрослеющего человека в драматический момент перехода многих до поры скрытых процессов его становления в явные. Именно на эту ступень приходится момент взрывоподобной «самопрезентации» подростка в качестве юного взрослого.

Но не только подросток, – само общее образование находится сегодня в состоянии глубоких качественных перемен. Будучи живым государственно-общественным организмом, оно, образно говоря, тоже переживает своеобразный период социализации. Этот процесс обусловлен множеством факторов, действующих как в самом современном российском образовательном пространстве, так и вне его: в мире происходит становление постиндустриального информационного общества, и возникают совершенно новые социально-экономические, социокультурные и иные реалии, требующие от образования нового отношения к обучающимся – прежде всего, как к субъектам-носителям человеческого капитала, способным к самоопределению и саморазвитию в условиях, которых в реальности еще нет и судить о которых сегодня можно только прогнозно.

Есть и еще один корпус объективных факторов, исключительно важных для понимания проблемной области социализации подростков. Это – многомерность самого цивилизационного пространства России, в разных своих частях по-разному реагирующего на такие объективные вызовы эпохи, как глобализация, свободная циркуляция информационных и миграционных потоков, повышение конкурентоспособности человеческого капитала, столкновение традиционности и новационности во всех областях жизни и связанные с этим межпоколенные разрывы в социально-культурных нормах и системах ценностей. И система образования призвана найти и использовать такие формы и методы детских и детско-взрослых деятельностей, которые обеспечили бы процесс формирования индивидуальности, максимально адекватной задачам самоактуализации и самореализации молодых людей в этих непростых, порой крайне противоречивых обстоятельствах. Поэтому исключительно важно как можно полнее учитывать индивидуальные вариации типов личности обучающихся, обусловленные как различием врожденных психологических особенностей и задатков, так и многообразием конкретно-частных реакций на реальные и возможные социальные ситуации.

Из сказанного с непреложностью следует, что социализация обучающихся на ступени основного общего образования – не некая изолированная деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихся универсальных компетентностей, и в их собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях. Она осуществляется просто в жизни ребенка. Именно в степени развитости у подростков способности к рефлексии оснований собственной деятельности и собственных отношений к действительности фиксируется критическая точка как их социализации в целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них определяются именно зрелостью их социальных представлений и компетентностей, воплощаемых в поведении.

При реализации программы социализации на ступени основного общего образования необходимо постоянно иметь в виду и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающихся с ними и участвующих в совместной деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и на убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций. Важно учитывать, что собственный социальный и социально-культурный опыт подростков ограничен, а нередко и драматически деформирован, вследствие чего они часто априори резко негативно настроены к «душеспасительным разговорам». Это значит, что от воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого», помимо обширной эрудиции (в том числе общекультурной и психологической), требуется высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconОсновная образовательная программа основного общего образования моу...
Ооп основного общего образования моу газимуро-Заводская сош разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени...
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени...
За основу деятельности использована программа учебно-исследовательской деятельности, проект фгос, авторский коллектив инновационная...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПроект. Порядок и формы проведения государственной (итоговой) аттестации...
Настоящий документ разработан в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПрограмма духовно нравственного развития, воспитания обучающихся...
Концепция духовно нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся. Концепции умк...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПоложение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации...
Истеме оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»,...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПримерное положение об оплате труда работников моу газимуро-заводская сош
Настоящее Положение регулирует порядок и правила оплаты труда работников моу газимуро-Заводская сош

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПоложение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся. 1
Муниципальное образовательное учреждение Газимуро-Заводскую среднюю общеобразовательную школу Забайкальского края на ступени начального,...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconПриказ №68 от 20/09/11 Протокол№1 от 20/09/11 Программа духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее – Программа) направлена...

Программа социализации обучающихся на ступени основного общего образования моу газимуро-Заводская сош iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу яровская сош №30
Ноо) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<