Уроках математики




НазваниеУроках математики
Дата публикации15.09.2013
Размер101 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Культура > Урок
Новопавловская ОШ І-ІІІ ступеней

«Культура как фактор формирования здоровьесберегающей среды на уроках математики»

Подготовила

учитель математики

Фотлер Н.И.

с. Новопавловка

2013г.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, детей зависит  их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.     Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса .

^ Культура здоровья”это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

  • Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

  • Социальное здоровье учащихся;

  • Здоровье учителя;

  • Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Воспитание культуры здоровья”процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.

– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  • В нравственном плане – честен, самокритичен;

  • В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

  • В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);

  • Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;

  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.);

  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока  я как учитель всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!». Любой урок начинается не со звонком, а до звонка. Урок должен быть направлен на здоровьесбережение учащихся, в какой форме его бы не проводили. Еще В.А.Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества».

Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может  быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, не причиняя вред здоровью. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебной деятельности, строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, поэтому урок желательно начинать с улыбки.

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Положительным аспектом урока считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

   Здоровьезберегающие технологии большое значение уделяют школьной оценке. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. И мы помогаем ему в этом, проводя уроки так, чтобы они оставляли в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник.

   Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Использую следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:

         занятия с использованием профилактических методик,

         занятия с чередованием высокой и низкой двигательной  и умственной активности.

Включаю в уроки компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

              физкультминутки,

              пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику

При построении уроков использую в работе  рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией. На каждом уроке  уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья:

      включаю в урок  задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений предлагаю рассмотреть такую задачу: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5.

     Начинаю уроки   с воспитательного момента, которые назвала «Минутки  здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагаю  принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

     В своей практике использую элементы хромотерапии – лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.

Например, «Найди пару»: Найди в таблице число и его квадрат:


1

16

-3

9

25

-8

2

16



3

-5



0,2

0,01

4

0,008

10



1000


 

 

 

 

              «Собери формулы». Установите соответствие между выражениями

(Выражения из первого столбца располагаем  на одной из стен, а выражения из столбца №2 расположены по другой стене классной комнаты).


1

2

(а+в)2

а3+в3

(а+в)(а2-ав+в2)

(а – в)2

(а-в)3

(а-в)(а2+ав+в2)

а3-3а2в+3ав23

(а-в)(а+в)

а2 – 2ав +в2

(а+в)3

а33

а2 + 2ав +в2.

А22

а32в+3ав2в3
 

 

 

 

Несколько минут на уроке уделяю динамическим паузам. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Обращаю внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

   Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. (Так, например, при изучении признаков делимости закрепление можно провести частично во время физкультминутки: ученики руки поднимают вверх, когда учитель называет числа, делящиеся на «3», в стороны, когда названное число делится на «5», наклоняются если число делится на «2» и.т.д.)

   Для успокоения нервной системы, снятия напряжения важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. Учитель может при необходимости, уделяя максимум внимания окраске своего голоса и темпу произношения слов предложить детям закрыть глаза и представить себя в лесу после грозы, когда только, что прошёл дождь и мокрая листва на берёзах блестит, а на траве - серебряные капли. Когда так хорошо пахнет в лесу и так легко дышится! Попросить представить ландыши, сирень и вдыхать их чудный запах медленно, ровно, глубоко, чтобы продлить такие приятные минуты виртуального пребывания в лесу.

   В физкультминутки обязательно включаю простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии. Эти упражнения не занимают много времени и, как показывает практика, нравятся детям. Выполняю с детьми вертикальные движения глаз вверх - вниз; горизонтальные вправо - влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. На доске до начала урока можно начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предложить глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. В старших классах можно выполнять построение многоугольника не поворачивая головы, одним движением глаз, отыскивать геометрическую фигуру или табличку с новым математическим термином, размещенные в классе.

Основным ключевым элементом эффективности работы школы является высокий уровень подготовки учащихся с сохранением здоровья школьников, который определяет внедрение здоровье - сберегающей педагогики в педагогическую практику общеобразовательной школы. Именно школе принадлежит большая роль в формировании здоровья подрастающего поколения – в возникновении или предотвращении «школьных» заболеваний. Чтобы решить столь сложную проблему, необходимы совместные усилия педагогов, родителей и психологов.

Работоспособность учащихся на уроке в определенной степени зависят от мастерства педагога, умения выбрать здоровьесберегающие методы и формы обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников, а также продолжительности урока и гигиенических требований его проведения.

В кабинете математики создаются благоприятные условия для нормального развития организма школьника, проводятся санитарно-гигиенические мероприятия: уборка кабинета, проветривание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики или математический физкультдиктант
На уроках математики учащиеся устают не только физически но и психологически. Поэтому необходимо переключать их внимание от одного...

Уроках математики iconУроках математики
Як зацікавити дитину своїм предметом? Адже зробити це може тільки той вчитель, який дуже цього хоче. Тому тема «Активізації навчально-пізнавальної...

Уроках математики iconУроках математики в 6 классе Москва 2010 удк 37: 004 ббк 74 м 29...
Методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках математики в 6 классе

Уроках математики iconУроках математики
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения....

Уроках математики iconУроках математики
Принцип проблемности в обучении математики и пути его преодоления

Уроках математики iconРеферат на тему: Исполнитель: учитель математики высшей категории
Использование элементов метода проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности

Уроках математики iconУроках математики
Например, урок математики. Решение задач позволяет изучение математики связать с жизнью, с окружающей действительностью, дает возможность...

Уроках математики iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...

Уроках математики iconУроках математики в початкових класах Іванівської загальноосвітньої...
Про результати вивчення питання «Використання інформаційно-комунікаційних технологій на уроках математики в початкових класах Іванівської...

Уроках математики iconУроках математики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<