М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко




Скачать 94.15 Kb.
НазваниеМ. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко
Дата публикации19.09.2013
Размер94.15 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

5 (46) - 2011




Ключевые слова: картина мира, эстетическое воспитание, эстетические ценности.
In the article the peculiarities of modern aesthetic picture of the world are defined. To the author’s opinion, identification of peculiarities of modern aesthetic picture represents certain difficulties as an object under observation, which is developing in time and in space.

Keywords: picture of the world, aesthetic education, aesthetic values.
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – кандидат педагогічних наук, доцент Т.Л. Антоненко

УДК 37.037
^ ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
О.П. Дмитраш
В статье рассмотрены проблемы формирования эстетической культуры молодежи в процессе учебно-воспитательной работы со студентами технических специальностей.

Ключевые слова: эстетическая культура, формирование, образование, инновации, традиции, искусство.
На этапе возникновения и развития интеллектуально-информационной цивилизации ХХІ века необходимы новые подходы к формированию эстетической культуры молодежи. Это обусловлено как развитием и внедрением в практику форм инновационного обучения, так и потребностью в увеличении значимости креативной, проектно-технологической подготовки специалистов.

В «Концепції національного художнього виховання дітей, учнівської та студентської молоді в умовах відродження української національної культури», которая была разработана в Украинском центре эстетического воспитания молодежи В. Герасименко и А. Верещагиной, ставится вопрос о том, что в условиях развития национальной системы воспитания и образования «художнє виховання виступає як засіб творення духовного світу людини, розуміння нею неперервності світобудови та її розвиток в Гармонії, Краси, Любові» [1,с.3].

Теорию и практику эстетического воспитания в высших учебных заведениях исследовали В. Передерий, Г. Шевченко, О. Олексюк, О. Рудницкая, М. Овсянникова и др.

Рассмотреть проблемы формирования эстетической культуры студентов, обозначить возможности учебно-воспитательного процесса и пути реализации задач эстетического развития молодежи.

К сожалению, современная высшая школа слабо выполняет одну из главных своих задач – передачу студентам опыта ценностно-эстетического отношения к действительности. Эта ситуация приводит к снижению, примитивизации и нивелированию уровня качества культурных ориентаций молодежи. В гуманитарной парадигме образование трактуется как процесс созидания собственного образа в культуре и культуры в себе. Ключом к пониманию феномена образования является понятие «образ», именно это и связывает образование и искусство. Ведь искусство как вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты, - это рождение образов в различных его видах (музыке, живописи, литературе, архитектуре и др.)

Существует высказывание, что искусство – это наследие прошлого, которое уже никогда не повторится. Художник нарисовал картину, он увидел неповторимый миг, композитор написал музыку, время которой и ее настроение никогда не будет в настоящем таким, как при рождении, стихи или проза из-под пера писателя – это тоже прожитый им миг жизни, далекий от нас, сегодняшних. Однако люди не перестают восхищаться творениями Левитана и Рафаэля, звуками музыки Чайковского и Шопена, поэзией Шевченко именно потому, что культура несет «свет» по времени, мы встречаемся с ней в настоящем, рожденной в прошлом, но устремляемся в будущее. Так и образование, которое происходит здесь и сейчас, опирается на опыт прошлого, всегда устремляется в будущее.

О взаимосвязи образования и искусства Ю.М. Лотман писал «Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Эти три предмета, которые необходимы любой школе и которые вобрали в себя искусство. Искусство – это Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту книгу» [4, с.167].

Современная концепция модернизации образования связана с реализацией принципов взаимосвязи традиций и инноваций. Главное в этом процессе - взаимовлияние двух факторов инновационных образовательных технологий и развитие эстетических качеств и способностей будущих специалистов, проявляющихся в эстетической деятельности. Через нее человек вступает в определенные связи с внешним миром, в эстетические отношения с действительностью, изменяя при этом самого себя, свои способности, свой внутренний духовный мир.

По мнению М.С. Когана, эстетическое овладение человеком миром включает в себя все четыре вида деятельности – познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный и коммуникативный [3, с.24]. Все они, сливаясь воедино в художественном творчестве, представляют как его подсистемы. Таким образом, внедрение новых технологий ввузе должно происходить параллельно с формированием у студентов эстетической культуры как общечеловеческой и национальной ценностной основы образования.

Особенность этого единства обусловлена и тенденциями глобализации. В области эстетической культуры в связи с этим возникают универсальные культурно-эстетические образы, идеи транснационального образования, регионального и межрегионального сотрудничества, развития информационных и коммуникативных технологий. В перспективе мобилизация эстетических ресурсов человека может открыть новые возможности в освоении опыта своего народа и всего человечества.

Возрастающая динамика инновационных процессов в эстетической культуре студентов технических вузов приводит к пониманию необходимости и системного, целостного изучения, введения новых понятий. Нововведения требуют всестороннего изучения педагогики, эстетики, культурологи.

Б.Т. Лихачев считал, что «целостный учебно-воспитательный процесс складывается из отдельных процессов, единств, видов деятельности, имеющих свою специфику» [2, с.117].

По нашему мнению, в определении специфики процесса существенное значение имеют категории эстетического и прекрасного, эстетического и художественного. По А.Ф. Лосеву «1) прекрасное отнюдь не то же самое, что эстетическое шире: сюда входит возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т.д. Прекрасное – один из видов эстетического. 2) Прекрасное – не то же самое, что художественное. Когда мы мыслим художественно, мы всегда имеем в виду искусство, произведения искусства, т.е. осуществленное творчество. Эстетическое же только еще есть то, что должно осуществляться в виде искусства. Художественное есть осуществленное эстетическое, причем в нем может быть и не только эстетическое. Можно художественно выразить предметы научные, этические, религиозные, социальные и т.д.» [3, с.133].

Со студентами технических вузов целесообразно рассматривать:

- проблемы общей теории дизайна, исследования которых позволяют определить его социально-экономические функции, выявлять эстетические закономерности формирования и развития предметной среды, раскрывать связи дизайна с культурой общества (архитектурой, искусством, наукой, техникой);

- проблемы взаимодействия человека и вещи и связанные с этим задачи определения оптимальных номенклатур изделий, что дает возможность обеспечить нормальное протекание основных жизненных процессов;

- проблемы оценки и прогнозирования важнейших потребительских свойств промышленных изделий, удовлетворяющих необходимым общественным функциям;

- проблемы разработки методов дизайна, принципов и способов анализа и осмысления проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватных им методических средств создания проектных идей, замыслов и концепций.

В разработке концепции формирования эстетической культуры студентов технических вузов мы опираемся на положение о том, что социокультурный блок общенациональной программы воспитания должен отражать системно-координируемое функциональное взаимодействие субъектов данной области жизнедеятельности с направленностью общей стратегии на реализацию целевых профильно-ориентированных проектов, вариативных моделей.

Проектирование включает разработку концептуальной модели, которая представляет собой систему взглядов на содержание эстетической культуры молодежи, осознание цели формирования, способность трансформировать общественные цели интеракции, личностные цели.

Логика проектирования определяется самим понятием «формирование», которое включает: целенаправленное эмоционально-чувственное воспитание субъекта, воздействие среды, самообразование и самовоспитание.

Образовательную часть этого процесса нужно назвать технологической. Деятельность, в которую вовлечен студент, выступает как способ производства и реализации эстетического сознания (вкуса, ценностей, идеала и т.д.)

Индивидуальный эстетический вкус представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека и, в свою очередь, включающуюся в новый опыт, опосредуя каждое новое эстетическое восприятие. При этом большое значение имеет способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.

Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. Будучи социально обусловленным, эстетический вкус личности формируется под воздействием окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывают искусство, которое в качестве художественного начала включается в быт, в учебный труд студента и действует повседневно, подчас незаметно.

Основные этапы эстетического развития студентов включают в себя:

- активность (художественность, экспрессивность);

- создание и анализ соответствующих ситуаций (коммуникативно-эстетических, самовыражения, оценочных, познавательных);

- закрепление положительных результатов саморазвития в процессе профессиональной деятельности.

Исследуя процесс формирования эстетических культур студентов вуза, необходимо обратить внимание на то, что раскрытие и реализация обучающимися своих потенциальных возможностей в области художественно-эстетической деятельности является фактором их личностно-профессионального развития. Для того чтобы данный фактор приобрел позитивную направленность, студент должен глубоко осмысливать и осознанно принимать внешние требования и задачи, выступать не как бесстрастный деятель-исполнитель, а как пристрастный сценарист своих действий, которому присущи целеустремленность преобразователя, основанная на субъективной активности, развиваемый самим студентом, им самим организуемый и контролируемый. Она актуализует его личностные потенциалы и служит источником возникновения социально значимых новообразований.

Системная организация учебно-воспитательного процесса вуза способна обеспечить:

- достижение органического сочетания процессов развития как самодвижения, основанного на инициативе, активности обучающегося, с одной стороны, обучения и воспитания как целенаправленного управления личностно-профессиональным развитием студента – с другой;

- адекватность учебно-воспитательного влияния выявленным индивидуальным особенностям каждого студента;

- раскрытие сущности и особенностей развития эстетической культуры личности;

- выявление проблем самоидентификации студентов технических вузов как представителей определенной культуры и поколения;

- решение вопроса о наборе профессиональных ценностей, об иерархии эстетических ценностей;

- раскрытие вариативных путей, форм и средств формирования эстетической культуры, обусловленных соотношением инноваций и традиций в культурно-образовательной среде.

Все это будет способствовать превращению внутриличностного потенциала студентов в реальные, значимые человеческие и профессиональные качества выпускников.

Таким образом, в процессе эстетического развития студентов происходит поэтапное формирование качеств, которое мы связываем с интериоризацией как внутренним эстетическим действием. Основные технологии формирования эстетической культуры студентов технических вузов могут быть реализованы в процессе освоения фундаментальных и прикладных наук, во внеаудиторной воспитательной работе. Реализация инновационного подхода в формировании эстетической культуры молодежи даст возможность стимулировать развитие эстетического потенциала личности и профессионального мастерства будущих специалистов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Литература

1. Концепція національного художнього виховання дітей, учнівської та студентської молоді в умовах відродження української національної культури. // Освіта. – 1995. – 6 вересня (№5). – с.3.

2. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара, 1998. - 312 с.

3. Лосев А.Ф. Форма – стиль – выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи. – М. , 1995. - 79 с.

4. Лотман Ю.М. Чему учатся люди. – СПб., 2000. - 187 с.

5. Мурашов В.И. Духовные ресурсы мира: преодоление глобализации // Школа духовности. - 2001. - №5. - с. 24-29.

6. Шевченко Г.П., Джабер Х.М. Естетичне виховання у вищих навчальних закладах України у сучасний період. - Луганськ.: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2004.-208с.
У статті розглянуті проблеми формування естетичної культури молоді в процесі навчально-виховної роботи зі студентами технічних спеціальностей.

Ключові слова: естетична культура, формування, освіта, інновації, традиції, мистецтво.
The paper considers the problem of formation of aesthetic culture of young people in educational work with students of technical specialties.

Key words: aesthetic culture, formation, education, innovation, tradition, art.
Дмитраш О. П. – старший викладач кафедри «Організація перевезень» Донецької академії автомобільного транспорту (м. Донецьк, Україна)
Рецензент - доктор педагогічних наук, професор Є.А. Зеленов

УДК 37.037
ЯКОСТІ ІНТЕЛІГЕНТНОСТІ ЯК ЯДРО ЗМІСТУ ПЛАНЕТАРНОГО ВИХОВАННЯ
Є.А. Зеленов
Аналізуються думки видатних вчених (Д. Лихачова, М. Кагана та інших) щодо сутності інтелігентності. Обґрунтовується думка про те, що якості інтелігентної людини є ядром змісту планетарного виховання.

Ключові слова: планетарне виховання, інтелігентність, аксіологічний підхід.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconВолодимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних...
В статье рассматриваются сущность, содержание и структура профессиональной компетентности современного преподавателя. Обосновывается...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconГ. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy...
Фунтікова Н. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Шевердін К. М. старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconИзложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
...

М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних наук, доцент Т. Л. Антоненко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
В статье представлены результаты исследования отношения студенческой молодежи к проблеме коммуникации посредством социальных сетей....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<