Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух




Скачать 159.1 Kb.
НазваниеНабок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух
Дата публикации20.09.2013
Размер159.1 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

2 (49)-2012





Ключевые слова: эффективность управления, концептуальные основы, общее среднее образование, регион.
The paper justified conceptual framework for assessing effectiveness of secondary education of the region in modern conditions.

Keywords: Management efficiency, conceptual framework, general secondary education, region.
Набок М.В. – кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна)
Рецензент - академік АПН України, доктор педагогічних наук, професор М.Б.Євтух

УДК 37.037
^ СТРОИТЕЛЬСТВО КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
А.П. Омельченко
В статье рассматривается влияние кульурных сооружений на формирование духовно-нравстенной культуты студентов и преподавателей высших учебных заведений.

Ключевые слова: культурне сооружения, духовно-нарвственная культура, эстетическое воспитание.
Если на вашу долю выпала честь строить Дом

Божий, примите это как великий дар Творца, ибо

десница Господа касается того, кто строит храмы,

и многие грехи простит тому Господь
Серафим Саровский.
В нынешнее время вопросы духовно-нравственного образования и воспитания нового поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

Эта задача не только нашего времени, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность образования в Киевской Руси с древних времен обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

О сакральном понимании природы человека писали русские философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьёв, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П.И. Новгородский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, Б.П. Вышеславцев, В.В. Розанов. Вот, например, что отмечал Н.А. Бердяев: «Всё убеждает нас в том, что личность может достойно существовать, если она имеет сверхличностное содержание, иначе она растворяется в том, что ниже её. Нельзя искать только самого себя, искать можно только то, что выше меня самого.

Жизнь делается совершенно плоской с того момента, как я самого себя поставил выше всего, на вершине бытия. Нужно, чтобы было куда восходить, чтобы были горы, тогда только жизнь обретает смысл. Когда человек сознает в себе сверхличное содержание жизни, он сознаёт свою принадлежность к великому целому и самое маленькое в жизни связывает с великим». Но связь с сверхличным и великим «предполагает пробуждение духовной жизни и особенную её напряженность, чтобы возрастать в своем сознании к сверхсознанию».

По мнению великого педагога К.Д. Ушинского, сущность воспитания во все времена и во всех странах – это народность. Превознося народность, он приходит далее к христианству. Стержневым принципом, организующим все его педагогическое наследие, является принцип сакральности. Приведем только некоторые из его многочисленных высказываний.

«Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели. Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т. д. не только вбивали в голову ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство » .

«Мы же скажем: кто не имеет религии и не чувствует её потребности, тот должен не воспитывать детей, религии не учить». «…обозрев поле приобретенных знаний и поле потребностей жизни человеческой, мы приходим к заключению, что человеку одними знаниями не прожить, и потому вера нужна ему как дополнение знаний. У детей мы видим ясно способности врожденности веры. Эту способность надо облагородить и развить чувством эстетического и морального, чувством христианства».

Можно с уверенностью сказать, что и один из ярких представителей советской педагогики В.А. Сухомлинский, творчески переработав идеи К.Д. Ушинского и наследие Ф.М. Достоевского, задумывался об истинной системе сакральных ценностей. В глубинах его педагогического наследия прослеживаются христианские идеи воспитания, несмотря на внешнюю атрибутику коммунистической идеологии.

В.А. Сухомлинский большое внимание уделял воспитанию сердца, считал его сакральным органом человека. «Сердце отдавать людям», – призывал советский педагог всех учителей планеты, подтверждая этим один из ведущих принципов сакральной педагогики.

Сегодня на этапе становления и развития новых подходов к образованию в качестве важного фактора выступает идея воспитания человека в контексте национальной культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах таких ученых, как Е.В. Бондаровская, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Г.П. Шевченко, В.И. Ильченко, Н.И. Киященко и др.

Эта идея культуросообразного образования основывается прежде всего на концепции выдающихся философов: Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.Ф. Флоренского и многих других, которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра. В системе образования эта идея стала основой развития различных сторон личности, ориентации учащейся молодежи на общечеловеческие ценности, формирования духовно-нравственной культуры.

Духовно-нравственную мудрость народа сконцентрировали в себе памятники истории и культуры, культовые и мемориальные сооружения. Они являются материальным воплощением его духовной жизни и несут символико-информационную нагрузку, отражающую мировоззрение эпохи, систему приоритетных ценностей.

На протяжении многих десятилетий строительство храмов на громадной территории бывшего советского государства было запрещено, а имеющиеся памятники культового зодчества методически и целенаправленно разрушались. Их перестраивали или приспосабливали для других функций, далеких от богослужения.

Такая судьба досталась и церкви, которая была построена в 1880 году в Луганском железнодорожном техническом училище (ныне – Луганский колледж строительства, экономики и права).

До революции церковь при учебном заведении кроме сакральной несла и историко-культурную нагрузку. Храм удовлетворял духовные потребности людей, был центром образования. Он формировал образ жизни воспитанников училища, его преподавательского коллектива: в его стенах проводились религиозные беседы, пропагандировался трезвый образ жизни, велась работа с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях.

Религиозные праздники определяли время, деля его на будничное и праздничное. В храме формировалась вокальная культура и эстетический вкус воспитанников через приобщение их к церковному пению. Здесь знакомились, сближались, иной раз навсегда. Здесь обращались к богу с общей молитвой, с общей надеждой на временные и вечные блага, на земную и небесную защиту.

Эта церковь не дожила до нашего времени, и о ней мы знаем только из воспоминаний очевидцев, неизвестны также и имена богоборцев, взявших на себя смелость разрушить храм.

Поэтому в 2008 году в колледже было принято решение: чтобы хоть как-то смягчить вину этих людей и с целью восстановления исторической справедливости – силами студентов, выпускников, сотрудников и других праведных людей построить на территории учебного заведения часовню.

Эта идея возникла у выпускника строительного отделения колледжа Юрия Волкова и сразу была поддержана руководством и профсоюзным комитетом колледжа. Была создана инициативная группа, которая обосновала целесообразность строительства именно такого типа храма, функциональное назначение этого небольшого храма без алтаря, с лампадами и иконами и ту особенность, что в ней можно служить панихиду, молебен, часы (отсюда название – часовня).

Часовни прочно вошли в сложившуюся систему сакрализации пространства и широко используются в православном богослужении – за долгие века своего существования они стали одним из самых массовых сакральных сооружений, в том числе и в Луганске. Поэтому инициатива была горячо подхвачена и, прежде всего, студенческим коллективом. Особенно большое воодушевление наблюдалось на строительном отделении, так как на протяжении ряда лет у многих студентов темы дипломных проектов были связаны с проектированием культовых сооружений.

Так, студентка Стягайло Валентина проектировала Георгиевский собор, студент Калашников Сергей – Свято-Владимирский собор, студент Беспалый Владимир – парафияльный дом церкви святого Николая и др. Темы заданий для проектирования студенты выбирали сами. Это говорит о том, что в последнее время у молодежи возник особый интерес к архитектуре церковных строений.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Если первообраз – Царство Небесное – это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Осознавая это, преподаватели спецдисциплин строительного профиля вместе с дипломниками провели работу по созданию макетов нескольких церквей. Кроме этого, для самостоятельного исследования культового сооружения практикуются выезды к храмам в городе и области. Там студентами собирается и обобщается большой практический материал, производится простейший обмер натуры, фотофиксация объектов, делаются натурные зарисовки. Контакт с местными жителями, их рассказы об истории храмов закладывают у ребят основы духовно-нравственной культуры.

Эта подготовительная работа, а затем проектирование храма и защита дипломного проекта позволяет решить целый комплекс основных задач:

  • изучить историю и культуру родного края, этапы её развития;

  • сформировать историко-художественную систему ценностей;

  • развить у студентов способность приобщаться к нравственно – эстетическому опыту человечества;

  • пробудить веру в свои творческие силы;

  • приобрести навыки проектирования и технического творчества.

Но, самое главное, у молодых людей рождается стремление к гармоничному развитию личности через приобщение их к богатейшему духовному опыту национальной культуры, и в частности опыту возведения культовых сооружений. Для некоторых соприкосновение с храмом, духовностью явится судьбоносным явлением в их жизни. Так, вышеназванный выпускник колледжа Владимир Беспалый поступил учиться в Киевскую духовную семинарию и сегодня работает священником в Старобельском районе.

Поставленная цель потребовала от всех участников созданного в колледже организационного комитета приобретения больших специфических знаний, в частности: истории Церкви, значение храма, истории возникновения храма, символики архитектуры православного храма, значение креста и многого другого. С этой целью проводились встречи со священнослужителями в рамках заседаний инициативной группы, в которую вошли все желающие приобщиться к возрождению духовности, посещались также заседания дискуссионного клуба при Институте духовного развития человека в Восточноукраинском национальном университете.

Таким образом, участники строительства узнали, что храм – есть образ присутствия Царства небесного на земле, но он также есть образ Вселенской Церкви с её основными принципами и устройством. В символе веры Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены и в храмовой архитектуре.

Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают кубические объемы древних храмов, увенчанных одной главой. Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражаются как в иерархическом устройстве самой Церкви, так и в центричности композиции, иерархической упорядоченности частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма. Неотмирность Бога и Церкви выражаются в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения. Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, –символ вечности.

Непостижимый Бог являет себя в именах: Любовь, Свет, Истина, Красота, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, в симметричности, ясности композиции, узнаваемости формы.

Архитектурная композиция и, соответственно, архитектурная выразительность православного храма основаны на отражении в его образе его символической сущности, основанной на православной догматике.

На базе этих и других знаний, созданной ранее у преподавателей и студентов системе убеждений о необходимости стремления к высоким идеалам, поднятия духовности и возрождения нравственности началось проектирование и строительство часовни на территории колледжа.

Строительство началось с освящения места под часовню. Его проводил настоятель Свято-Владимирского кафедрального собора протоирей Владимир Конончук. Освящение вызвало большой интерес коллектива и прошло при большом скоплении студентов и сотрудников колледжа. Был установлен деревянный крест и у основания фундамента была заложена капсула с фамилиями тех, кто инициировал и содействовал началу строительства храма. Это мероприятие имело громадное воспитательное воздействие на присутствующих.

С этого дня жизнь колледжа и все общественные мероприятия стали проходить под знаком содействия новой стройке. Воспитательные часы, беседы со студентами с приглашением представителей Церкви внесли положительные перемены в мировоззрение студентов да и самих классных руководителей.

Созидание храма нашло горячую поддержку в профсоюзных комитетах сотрудников и студентов (председатели Игорь Опанасенко и Светлана Москалева), в органах студенческого самоуправления. Благодаря их просветительской и организационной работе проведены десятки акций по сбору средств на строительство. В их числе продажа кондитерских изделий, приготовленных своими руками (ярмарки-вкусняшки), сбор макулатуры, продажа книг об истории учебного заведения, дарение иконок всем, кто пожертвовал на храм.

Особого внимания заслуживает работа с выпускниками. Теплые письма от студентов отделения, где учился вчерашний выпускник, а сегодня – руководитель производства или специалист учреждения, никого не оставили равнодушными к большому событию, происходящему в «alma–mater», каким явилось строительство часовни. Большое количество людей предложило свою помощь и будет её оказывать ещё, пока строительство не завершится.

Таким образом, благодаря строительству часовни в колледже сотни людей приобщились к благотворительности, то есть к благому делу, когда человек творит добро не ради некой своей выгоды, прибыли, а когда он что то создает, на что то жертвует, чтобы принести благо окружающим. А этим он воспитывает в себе и милосердие, и доброту, и в некоторой степени смирение – настоящие духовные качества христианина.

Свое благотворное влияние возводимая часовня оказывает и на абитуриентов и их родителей, которые посещают колледж в летний период, во время поступления в высшие учебные заведения. Видя строящийся храм, выпускник школы и родители понимают, что молодой человек в данном колледже будет под защитой Спасителя, осознают, что в колледже духовно-нравственное воспитание молодежи реализуется только через любовь, « которая не превозносится, не гордится, не бесчинствует. Не ищет своего, не раздражается. … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13, 5-7) через знание проблем, простоту и доверительность общения.

Обусловленная вышеуказанным фактом притягательность нашего учебного заведения позволила привлечь даже в сложное в демографическом плане время необходимое количество студентов на обучение.

Начатое летом приобщение абитуриентов к духовности продолжается на протяжении всего обучения. На торжественном построении, посвященному началу учебного года, традиционно в числе гостей наряду с руководителями города и района присутствуют представители духовенства. Торжественная линейка проходит на площади перед строящимся храмом, к которому обращены взоры присутствующих студентов, выпускников, преподавателей.

Каждая такая встреча заканчивается освящением начала трудного пути к знаниям, на который встали студенты-первокурсники. Освящение проводит настоятель Свято-Вознесенского собора и строящегося храма протоирей Яков.

Присутствие духовных наставников в колледже не ограничивается только этим мероприятием в начале учебного года. С их помощью в коллективе проводятся такие тематические беседы, выставки и встречи, как «Крещение Господне», «Вечные духовные ценности», «Праздник масленицы», «Пасха в живописи», фотоконкурс «Храмы Луганщины» и многое другое.

Такое сотрудничество на почве благого дела – строительства часовни – уже принесло коллективу студентов и сотрудников реальную пользу. Коллектив объединился вокруг общей цели, стал более чувствительным к благотворительным акциям. Так, студенты и преподаватели активно откликнулись и оказали помощь Свято-Рождество-Богородичному приходу, пострадавшему от большого пожара.

Милосердие, рожденное в сердцах молодежи, неоднократно выражалось при спасении студента юридического отделения, попавшего в реанимацию, в оказании постоянной помощи сиротам многих интернатов области, в участии в волонтерском движении, взявшем под свою опеку немощных престарелых жителей Каменнобродского района и города Луганска.

Изменилось в лучшую сторону поведение многих студентов. Они стали отзывчивее на добрые дела, с удовольствием выполняют работы по благоустройству и озеленению территории колледжа, стали бережнее относиться к природе, к земле, летом, в период каникул, выезжают в Крым, в детский лагерь «Южный». Ими уже выполнен большой объем работ для улучшения экологии и ландшафтного дизайна детского оздоровительного комплекса.

Часовня изменяет нравственное содержание всех, кто прямо или косвенно соприкоснулся с её строительством. Желание всячески содействовать скорейшему возведению храма возникло и у народного депутата Украины А.С. Ефремова – выпускника этого учебного заведения, и у родителей студентов, и у строителей: руководителя подрядной организации Геннадия Тюленева и прораба Михаила Минькова, который также является выпускником колледжа. Они внесли большой безвозмездный вклад в возведение часовни.

Всякий храм или часовня – это строения, посвященные Богу. Здесь невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы. Здесь "силы небесные с нами невидимо служат", поэтому можно сказать, чтоэто кусочек Неба на земле или островок Небесного Царства.

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его».

Храм – это центр нашей духовной жизни. В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в храме, человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. И это, конечно, особо влияет на нравственное состояние человека, потому что безмерно велико и воспитательное значение храма. Богомудрые Отцы наши всегда именовали храм «училищем благочестия».

Любое учебное заведение занимает особое место в образовании и воспитании как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь здесь определяется и формируется система ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Колледж и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом.

Колледж в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.

Действительно, сегодняшние студенты будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в колледже, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы. На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия.

Но закончилось то время, и ныне в храме, строительство которого когда-нибудь будет закончено, вновь и вновь будут находить нравственные ориентиры студенты и преподаватели. Здесь будут закладываться в души студентов основы веры и духовности. Это тот потенциал, который мы не потеряем для общества, для нашего народа. Они станут достойными гражданами нашей обновленной Украины, получив духовное воспитание и приобщившись к основам веры и христианской нравственности.
Література

1. Педагогічний словник / АПН; Інститут педагогіки / М.Д. Ярмаченко (відп.ред.), Н.Б. Копиленко (підгот.). — К. : Педагогічна думка, 2001. — 516с.

2. Педагогический энциклопедический словарь: Энциклопед. слов. / Борис Михайлович Бим-Бад (гл.ред.). — М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 527с.

3. Державна національна програма “Освіта” (“Україна ХХІ століття”). –К.: Райдуга, 1994. – 43с.

4. Методологія і методика виховання студентів: навчально-методичний посібник/ Дереча О.А., Заглада О.А. Литвак П.В., Малиновський А.С. та ін.. – Житомир: Видавництво “Волинь”, 2004. - 172с.

5. Фіцула М.М. Педагогіка вищої школи: навч. посіб.. — К. : Академвидав, 2006. — 352с. — (Альма матер). — Бібліогр.: с. 341-351.

6. Бех, І. Д. Виховання особистості : У 2-х кн. [ Текст ]: Навч.-метод. посібник . / І.Д. Бех . ─ К. : Либідь, 2003- .Кн. 2.─280с.

7. ЗолкинА.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 447 с. – (Серия «Cogioergosum»).

8. Сухомлинський В.О. Як виховати справжню людину // Вибрані твори: В 5т. – Т.2. – К.: Рад. шк.., 1976. – 630с.

9. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб пособие – М.: Гардарики, 2004. – 480с.

10. Джола Д.М., Щербо А.Б.. Теорія і методика естетичного виховання школярів: Навчально-методичний посібник. – К.: ІЗМН, 1988. – 392с.

11. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (К новым решениям)//Новое педагогическое мышление/ Под.ред. А.В. Петровского, - М.: Педагогика, 1989. – 280с.

12. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст]: монография/Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 352с.

13. Кузьмінський А.І., Омеляненко В.Л. Педагогіка: підручник. – К.: Знання, 2007.-447с.

14. Пальчевський С.С. Педагогіка: Навч. посіб. 2-е вид. – К.: Каравела, 2008. – 496с.

15. Рудницька О.П. Педагогіка загальна та мистецька. – навчальний посібник. – К.: 2002. - 270с.
У статті розглядається вплив кульурних споруд на формування духовно-моральної культути студентів і викладачів вищих навчальних закладів.

Ключові слова:культурні споруди, духовно-моральних культура, естетичне виховання.
In the article influence of cultural buildings on forming of spiritual and moral culture of students and teachers of higher educational establishments is examined.

Keywords:cultural buildings, spiritual and moral culture, aesthetic education.
Омельченко О. П. - директор Луганського коледжу будівництва, економіки і права, заслужений працівник освіти України, кандидат педагогічних наук, доцент (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – член-кореспондент НАПН України,доктор педагогічних наук професор Г.П. Шевченко

УДК 378.410
^ ПОЧАТКОВИЙ ЕТАП РОЗВИТКУ ДИСТАНЦІЙНОЇ ОСВІТИ У ВЕЛИКІЙ БРИТАНІЇ
Т.В.Пилаєва
Стаття розглядає стан вищої освіти Великої Британії напередодні введення та застосування дистанційної освіти в країні. Стаття також висвітлює створення та основні етапи становлення Відкритого університету Сполученого Королівства Великобританії, який був і залишається флагманом дистанційної освіти в усьому світі.

Ключові слова: дистанційна освіта,дистанційне навчання, Відкритий університет Великої Британії
Протягом останніх десятиріч у системі вищої освіти Великої Британії проводиться робота із впровадження в практику принципів і технологій дистанційного навчання, територіального розподілу і експансії освітніх послуг. Британськими освітянами накопичено значний досвід,



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconАпн україни (м. Київ, Україна) Рецензент дійсний член Напн україни,...
В статье рассматриваются основные теоретические подходы по определению структуры лидерских качеств личности. Автором представлена...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconБогдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconРецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer...
Алфімов Д. В. – доктор педагогічних наук, доцент кафедри управління освітою Донецького національного університету, директор Донецького...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconМіжнародного науково-технічного університету імені академіка Юрія...
Кір’ян Марина Михайлівна – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри лінгвістики Донбаського інституту техніки та менеджменту Міжнародного...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Щедровицкий П. Г. Проблемы непрерывного образования и педагогическая антропология. Курс лекций прочитанный в Харьковском государственном...

Набок М. В. кандидат педагогічних наук, доцент, Національна академія педагогічних наук України (м. Київ, Україна) Рецензент академік апн україни, доктор педагогічних наук, професор М. Б.Євтух iconРецензент член-кореспондент напн україни, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Ернст Вагнер – Доктор, викладач Університету ім. Фрідріха Олександра в м. Ерланген-Нюрнберг, кафедра юнеско „Художня освіта та культура...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<