Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов




Скачать 124.15 Kb.
НазваниеСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов
Дата публикации22.09.2013
Размер124.15 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Культура > Статья

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

3 (44) - 2011




Ukraine and especially on his spiritual potential, id est on a national culture in which a sign of spirituality is dominant, there is a main культуро-образующая constituent.

Key слова: массовая culture, spiritual culture, general culture, культурообразующая constituent

Шевердін К.М. - старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Є.А. Зеленов

УДК 37.037
^ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИВ ЭПОХУПОСТМОДЕРНИЗМА
Г. П. Шевченко
Статья посвящена проблемам воспитания и образования студенческой молодежи в эпоху постмодернизма. Акценты делаются на вопросах культуросозидания, человекотворчества, человекоцентризмa.

^ Ключевые слова: эпоха постмодернизма, студенческая молодежь, образование, воспитание, культуросозидание, человекцентризм, человекотворчество, катарсисная педагогика.
Особенность эпохи постмодернизма проявилась в изменении методологических подходов к наиболее актуальным и острым проблемам искусства, гуманитарных наук, в том числе педагогики. Эпоха постмодернизма привнесла значительный характер перемен в сознание людей, в сознание молодежи. Она изменила отношение к жизни в целом, к профессии, к идеалам, к состоянию образования и воспитания. Устоявшиеся традиционные взгляды на значимость и специфику высшего образования стали вытесняться новыми парадигмальными подходами к нему. В числе основных парадигм высшего образования стали идеи человекоцентризма, саморазвития, самореализации личности будущего специалиста.

Как отмечает М. Гусельцева, "постмодернизм стал опытом духовного сопротивления тоталитаризму, диктату идеологии, массовой культуре, навязываемой посредством масс медиа. Постмодернизм поставил во главу угла индивидуальность, вариативность, ситуативный контекст, а не универсальные схемы. Постмодернизм значительно раскрепостил творческую активность"… [5, С. 45–73].

В этих условиях особенно важно определить миссию высшей школы, которая изначально определена как культурный, образовательно-воспитательный центр молодежи, где осуществляется процесс научения студентов добывать научные знания, овладевать ими и приумножать их путем научно-исследовательской работы. Вместе с тем, в университете осуществляется процесс формирования человека культуры, интеллигентного, с возвышенными чувствами и идеалами, гражданина, способного служить Отечеству своим созидательным трудом.

Образование – это непрерывный процесс (на протяжении всей жизни) освоения, присвоения и воспроизведения личностью богатства культурно-исторических, духовно-моральных ценностей и смыслов человечества, науки, искусства, морали, многовекового опыта человеческого бытия. Психологи отмечают, что главной миссией образования есть помощь человеку выйти из пространства предметов в пространство человеческой деятельности, жизненных ценностей и смыслов, что дает возможность сформировать целостный образ мира.

Образование, как ведущая категория педагогической науки, формирует образ человека в культуре и культуру в нем в определенном историческом промежутке и в определенном социокультурном поле ведущей системы ценностей, что отражает особенности эпохи, цивилизации, традиций, нравственных норм.

Образование является одним из наиболее эффективных способов становления человека как культурной ценности, рождения собственно человеческого образа, качественных новообразований субъектного образа мира. Согласно этому утверждению, образование не может ограничиваться только лишь сферой знаний, оно должно выполнять важную культуротворческую и человекотворческую функцию, которая способствует формированию духовности личности. Строительство личностного образа осуществляется в соответствии с идеалом человека культуры, с системой его морально-духовных ценностей, стремлений овладеть тайнами знаний, овладеть способностью творческого подхода к научным и житейским проблемам, открыть рефлексивный мир собственного «Я».

Образование по своей направленности культуросозидательно и поэтому предполагает создание условий выявления личностных смыслов как в текстах культуры, так и в создании собственного образа. Ученые подчеркивают, что образование – это эффективный способ становления человека в культуре на основе духовного, живого взаимодействия участников педагогического процесса, нахождения смыслов в текстах культуры.

Е. Бондаревская, раскрывая технологию формирования образа человека культуры в процессе образования, подчеркивает, что человеческая личность является первым и необходимым условием культуры. Она предлагает создание такого типа образования, которое будет направлено на окультуривание каждой индивидуальности. Это возможно осуществить при условии, если учебно-образовательный процесс будет строиться и протекать по типу создания художественного произведения, то есть все виды отношений, деятельности по существу являются эстетическими отношениями, эстетической деятельностью, эстетическим сознанием.

Опираясь на философию А. Лосева (понимание сущности личности, эстетическое учение, понятие о выразительном и символическом конструировании предмета), Е. Бондаревская отмечает, что университетское образование представляет собой «взаимодействие» трех поколений по поводу освоения и приращения культурных смыслов и ценностей в режиме мастерской (деятельности), лаборатории (мыследеятельности), клуба (жизнедеятельности), что дает возможность развивать коммуникативную сферу через «произведения культуры» и научит относиться к человеку как к «художественному произведению [4; С. 385].

Образование непосредственно способствует духовному развитию личности – определению смысла, ценностей и норм ее жизни, ее возвышению, формировании духовной потребности в познании, в творении красоты, утверждению в обществе и в своей жизни нравственных идеалов и лучших человеческих нравственных качеств.

В содержании образования, его культурологической и научно-рефлексивной основе, в диалогической форме взаимообщения субъектов образовательного процесса заложены мощные основы духовности, как одной из фундаментальных и универсальных ценностей человеческого бытия.

Как подчеркивал М. Хайдеггер, образование способно охватить духовность человека в целом, возвращая его к своей сущности и побуждая жить в ней, открывать наивысшее назначение и достоинство человека в том, чтобы сохранять истину бытия и тем самым тайну всего сущего на Земле. М. Хайдеггер отмечал, что настоящее образование выводит человека к наивысшим духовно-моральным смыслам, поднимает на самые высокие культурно-исторические уровни. Именно благодаря этому осуществляется процесс окультуривания человека и его одухотворение. Необходимо подчеркнуть плодотворную мысль М. Хайдеггера об органическом взаимодействии духовности, образования и культуры, которое способствует появлению новообразований, характеризующих гармоничную целостность человеческой личности [6].

Мы разделяем точку зрения М. Фроловской, что образование осуществляется здесь и сейчас, опираясь на опыт прошлого, но всегда стремится в будущее. Необходимо сделать акцент именно на духовном опыте прошлого и на проектировании с позиции духовного развития цивилизации общества и личности будущего.

Образование выполняет функцию просветления человеческих смыслов, интеграции людей, их культур и создает необходимую основу для человеческого бытия. По образному выражению Ю. Лотмана, культура – это «коллективный интеллект общества, планеты». Разрабатывая проблемы семиотики культуры, он обратил внимание на то, что превращающая не – информацию в информацию, «…культура постоянно ведет игру с внекультурным пространством, то, помещая туда свои страхи, то, делая его вместилищем своих идеалов и постоянно созерцая себя в этом перевернутом зеркале» [9, с. 10]. Культура, подчеркивает ученый, отбирает лишь то, что с ее точки зрения является текстом и подлежит включению в коллективную память. В свою очередь, текст опирается на память различной временной глубины.

Недостатки современного образования состоят в том, что оно опирается на логико-рассудочный, формально-информативный, операционально-технологический аспекты, технократическое мировоззрение в отрыве от духовно-нравственных смыслов и ценностей. Альтернативой информационной модели образования является «критическое мышление», «рефлексивное образование», «образование и обучение как исследование» (М. Липман).

Важнейшей задачей образования является воспитание человека как биоэнергетического существа, связанного с Вселенной, с планетарным сознанием, с ноосферным мышлением, с высшими духовными идеалами, с возможностями его творческой самореализации. Результатом решения этой задачи будет установление социального мира, согласия, сотрудничества, духовной толерантности, мировоззренческого плюрализма.

Нынешний этап развития цивилизации значительно обострил проблему важнейшей миссии высшей школы, что связано, прежде всего, с темпами развития информационно-компьютерной техники, что во много раз превышает темпы духовно-нравственного совершенствования человека и с тенденцией коммерциализации, экономического эффекта от обучающихся в университете.

Совершенно не случайно, ученых беспокоит вопрос о том, какой должна быть сегодня высшая школа, какие новые функции она должна выполнять, какие проблемы являются безотлагательными в своем решении.

В условиях экономического кризиса высшая школа практически обречена на самовыживание, самофинансирование, добывание средств для эффективного функционирования. Исконная миссия высшей школы начинает медленно угасать, пытаясь в целях выживания искать специфические комплексы образовательных услуг. С точки зрения ломоносовских представлений об университетском образовании, едва ли приемлемой для высшей школы является функция так называемых образовательных услуг. Ученые пытаются сформировать перечень целей учебного заведения в отношении стратегий, касающихся образовательных услуг:

  1. Объем, количество услуг, которые предоставляются (среднее количество часов в программе обучения, умноженная на количество лиц, которые учатся) – в человеко-часах для лиц, которые учатся.

  2. Объем продажи или масса чистой прибыли – в гривнах.

  3. Рыночная часть (часть лиц, которые учатся в данном образовательном заведении, от общего контингента лиц, которые учатся за данным сегментом рынка) – в процентах.

  4. Качество распределения продажи (уровень представленности образовательного заведения во всех интересующих его сегментах рынка, и мера доступности его образовательных услуг для потенциальных абитуриентов) – в процентах от потенциального контингента лиц, которые учатся в данных сегментах рынка [10, с. 334].

Но, вместе с тем, не о том экономическом эффекте от их использования должна идти речь. Ведь понятие "услуги" (такие как: услуги химчистки, услуги парикмахерской, услуги ремонтной мастерской) не соответствует миссии университета, поэтому едва ли можно ставить знак равенства между услугами и предназначением, миссией высшего учебного заведения, основная задача которого – творить образ человека высокообразованного, духовно-нравственного, с высокой интеллектуальной культурой, мудрого, гуманного, с высокоразвитым сознанием, с гуманистическим отношением к миру. Творение человеческого образа – процесс длительный и связан непосредственно с экологией индивидуальности. Благодаря образованию и создается образ человека с развитым интеллектом и высокой нравственностью. Именно человеческое начало в процессе образования должно играть решающую роль.

Как подчеркивает Г. Бейтсон, "если вы отделяете разум от структуры, которой он имманентен (человеческим отношениям, человеческому обществу или экосистеме), вы, я уверен, впадаете в фундаментальную ошибку, которая в конечном счете обязательно вам отомстит" [3, с. 450].

Высшее образование направлено на овладение студенческой молодежью совокупности общекультурных ценностей, куда входят знания и система духовно-нравственных идеалов.

В современных условиях естественным возникает вопрос о том, может ли одно только образование (в узком смысле этого слова) выполнить сполна миссию университета. Справедливости ради заметим, что проблема формирования человека находится, прежде всего, в ведении воспитания. В свое время Д. Лихачев, известный культуролог ХХ века писал о том, что ХХІ век должен быть веком воспитания, воспитания над образованием. И это справедливо. Ведь именно процесс воспитания направлен на совершенствование человека.

Не случайно в последние годы все больше внимания уделяется педагогике развития личности: педагогике духовности, педагогике ценностно-смыслового развития личности, педагогике искусства, педагогической эстетике, катарсисной педагогике. В центре внимания этих направлений педагогической мысли находится образ человека постмодерна, человека высокодуховного, совершенного.

Категория совершенства определяется как «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества» [11]. Особенно значима эта категория в эстетике. Совершенство – «полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо качества, по И. Канту – «доведенная до единства согласованность многообразного»; полное и высшее выражение эстетических достоинств [13].

Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время наблюдается рассогласование во внутреннем мире человека, эстетические ценности играют роль компенсатора и гармонизатора жизненных устремлений личности. Как свидетельствуют мнения ученых закон гармонии и целостности мира способствует развитию вселенской одухотворенности, эстетической одухотворенности человека, который способен строить свое будущее в соответствии с определенными эстетическими идеалами.

Организация процесса обучения в высшей школе на основе эстетической деятельности выступает мощным фактором совершенствования личности в процессе профессиональной подготовки. Конкретным проявлением, результатом эстетической деятельности в высшей школе является эстетическая культура специалиста. Именно эстетическая культура по мнению М. Бахтина, способствует совершенствованию человека во всех видах деятельности… При этом он акцентировал внимание на том, что эстетическая культура есть самое тонкое и непринужденное средство формирования подлинной человечности в человеке [2, с. 5]. Исходя из этой позиции М. Бахтина важно отметить, что эстетическая культура, формируемая в процессе всех названных выше видов деятельности, по сути, является универсальным средством совершенствования человека как универсума. Эстетическая культура способствует гармонизации отношений человека с внешним миром, является важным стимулом для самовоспитания, самостроительства внутреннего мира.

Актуальнейшей проблемой современного процесса воспитания в высшей школе является формирование духовно-нравственного образа специалиста. Именно этот собственно человеческий образ воплощает в себе высшие духовно-нравственные ценности, способствующие формированию профессиональных качеств, дающих возможность быть мастером в своей практической деятельности. Духовно-нравственный образ будущего специалиста является отражением культурного уровня индивида, его культурной идентичности, гуманности, совокупности человеческих качеств, среди которых важное место занимают свобода, ответственность, совесть, толерантность, добропорядочность, рефлексивность, эмпатийность, способность к самопожертвованию во имя спасения других людей.

Особенно следует подчеркнуть важность пробуждения у каждого молодого человека чувств сострадания, милосердия, стремления к созиданию, к взаимоподдержке, любви ко всему окружающему, к человеку. Все эти человеческие качества особенно ярко проявляются в поступках. По справедливому выражению Ф. Шиллера, – «человек отражается в своих поступках», а «поступки говорят о человеке лучше, чем его слова, ибо дела всегда звучали громче и красноречивее всяких слов…» (Али Апшерони).

Человек постмодерна, стремясь к совершенствованию, к самореализации, саморазвитию, испытывает немало трудностей и они связаны, прежде всего, с тем, что под вопросом оказывается идентичность человека, возник кризис коллективных идентичностей. Это обусловлено, прежде всего, включением человека во множество информационных потоков, которые влияют на характер выполнения им множества социальных ролей в обществе.

Индивидуальная идентичность начинает быть более сложным образованием, чем она была раньше, она становится единством многообразия, своеобразной поли-идентичностью. Миссия высшей школы сегодня проявляется в единстве многих "Я" по интеграции разного рода деятельностей. Поэтому задача спасения человека, помощи человеку в сохранении своей личности, телесности, а вместе с ним и спасения культуры – вполне практическая[7].
Литература

  1. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие – проблема выживания человека // Наука. Общество. Человек / Отв. ред. В. С. Степин; Ин-т человека. – М.: Наука, 2004. – С. 140–147.

  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

  3. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. М. : Смысл, 2000. – 476 с.

  4. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью. – Т. 1. – Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2006.

  5. Гусельцева М. С. Постмодернистские перспективы развития психики // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. Ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2007. – 528 с.

  6. Кошелева В. Л. М. Хайдеггер : феноменологическое осмысление культуры и проблемы образования // Философия для ХХІ века. – М., 1992.

  7. Лекторский В. А. Умер ли человек? // Наука. Общество. Человек / Отв. ред. В.С.Степин; Ин-т человека. – М.: Наука, 2004. – С. 229–238.

  8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер с фр. – СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 1998. – 160 c.

  9. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. – Т. 1.

  10. Матвіїв М. Я. Маркетинг знань: методологічний та організаційний аспекти: Монографія. – Тернопіль : Економічна думка, 2007. – 448 с.

  11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. – М., 1999. –741 с.

  12. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. – М. :ACT : ACTМОСКВА : ПРОФИЗДАТ, 2008. – 569 с.

  13. Эстетика : Словарь / под общ.ред. А. А. Беляева и др. – М., 1989., с. 319–320.


Стаття присвячена проблемам виховання і освіти студентської молоді в епоху постмодернізму. Акценти робляться на питаннях культуросозидания, человекотворчества, человекоцентризмa.

Ключові слова:епоха постмодернізму, студентська молодь, освіта, виховання, культуросозидание, человекцентризм, человекотворчество, катарсисная педагогіка.
The article is devoted to the problem of upbringing and education of student youth in the epoch of postmodernism. The author focuses attention on the problems of culturecreation and humancentrism.

Key words: epoch of postmodernism, student youth, education, upbringing, culturecreation, humancentrism, catharsis pedagogics.
Шевченко Галина Павлівна – член-кореспондент НАПН України, доктор педагогічних наук, професор, завідувач кафедри педагогіки, директор Науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – академік НАПН України, доктор педагогічних наук професор М.Б. Євтух



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconМ. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного...
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
«университетская автономия» и «академическая свобода» как ценностей гражданского общества. Данная статья является попыткой определить...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
В статье представлены результаты исследования отношения студенческой молодежи к проблеме коммуникации посредством социальных сетей....

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, внешкольная деятельность, патриотическое сознание, национальная символика,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля Заслужений художник України (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Є. А. Зеленов iconВолодимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних...
В статье рассматриваются сущность, содержание и структура профессиональной компетентности современного преподавателя. Обосновывается...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<