Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры,




Скачать 114.22 Kb.
НазваниеСпецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры,
Дата публикации22.09.2013
Размер114.22 Kb.
ТипЗакон
uchebilka.ru > Культура > Закон
Соколова Светлана Георгиевна,

к. пед. н., доц. кафедры педагогики

начального образования ФБГОУ ВПО ««Чувашский

государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
СПЕЦКУРС «ЧУВАШСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему

через примеры, наставления и применение на деле»

Я. А. Коменский

Учителя начальных классов Чувашской Республики недостаточно подготовлены к решению проблем эстетического воспитания на основе использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства, не имеют конкретного представления о путях решения данной проблемы.

В практике учебно-воспитательного процесса начальной школы возможности чувашского народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании используются на уровне творческого поиска частью учителей, что явно не удовлетворяет запросам современной национальной школы.

Многие педагоги испытывают потребность в углублении знаний о теоретических основах, специфике и формах развития чувашского народного декоративно-прикладного искусства, не владеют художественно-практическими умениями декоративных работ из области чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Действующая программа вуза не полностью учитывает состояние и уровень профессиональной грамотности учителей начальных классов на основе использования национальных особенностей народного декоративно-прикладного искусства в начальных классах. Она предусматривает только общую методическую подготовку будущих учителей к осуществлению «Программы начальных классов – изобразительное искусство», где декоративно-прикладное искусство изучается в русле общих представлений, а изучению национального искусства времени не уделяется.

Современный Госстандарт высшего профессионального образования по специальности 050708 (Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью) предусматривает введение в целостный процесс подготовки будущих учителей начальных классов национально-регионального компонента. Вузы, с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей вузов, факультетов, могут включать в учебные планы факультативы, спецкурсы и спецпрактикумы по изучению особенностей народной культуры.

Нами разработана, апробирована и внедрена в практику системы подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» программа спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников».

Структура и основное содержание спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» представляет собой совокупность блоков теоретической, художественно-практической и методической подготовки студентов.

Основными задачами содержания блока теоретической подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства являются следующие:

– понимание сущности чувашского народного декоративно-прикладного искусства, ее связи с природой, историей, опытом народа, места и роли среди других народных художественных культур и в мировой художественной культуре, эстетике и аксиологии;

– приобщение студентов к истокам многовековых традиций народного декоративно-прикладного искусства;

– формирование у студентов интереса и мотивационной направленности на использование чувашского народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников;

– вооружение студентов знаниями о целях, задачах, принципах, формах и методах организации художественно-эстетического воспитания младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, о педагогических условиях формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников;

– формирование знаний и умений собственного оценочного мнения тенденции развития чувашского народного декоративно-прикладного искусства, умений выделять своеобразие, специфику чувашского народного декоративно-прикладного искусства в системе мировой художественной культуры;

– вооружение умениями, методикой анализа конкретных произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Основными задачами содержания блока художественно-практической подготовки являются следующие:

– формирование умений воспринимать художественный образ предметов чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

– формирование способности к самостоятельной оценке и аналитическим суждениям по различным видам чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

– освоение технологий изготовления предметов чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

– формирование навыков работы с различными материалами;

– развитие творческих способностей, специальных знаний и умений исследовать чувашское народное декоративно-прикладное искусство.

Основными задачами содержания блока методической подготовки являются следующие:

– формирование умений самостоятельно прогнозировать и планировать учебно-воспитательную работу на материале чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

– формирование умений организовать эстетическое воспитание младших школьников средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства на основе сочетания разнообразных форм и методов работы;

– формирование умений создавать эмоциональный настрой в работе с детьми, оценивать результаты своей деятельности и деятельности детей;

– использование передового педагогического опыта.

Мы выстроили логическую структуру последовательности изучения произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства: эмоциональное восприятие произведения и познание его художественных качеств; понимание культурно-исторического значения данного произведения; углубление представлений о художественном образе и установка на творческую работу; освоение пооперационной художественно-практической деятельности на основе традиционных технологий в аудиторных условиях, творческая работа студентов на основе эстетического освоения произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства и практического освоения традиционных технологий в аудиторных условиях и вне их.

Это мы хотим раскрыть на следующем примере. При изучении орнамента чувашской вышивки будущие учителя сначала получают теоретические знания: а) о семантике чувашской художественной вышивки, ее природе и сущности, прагматике и символике; б) о синкретических началах и симбиозе узоров и орнаментов чувашской народной вышивки, путях и методах отражения в них мировоззренческих основ. Затем студенты изучают собранный за многие годы натуральный историко-этнографический материал.

Такая последовательность освоения будущими учителями чувашской вышивки или какого-нибудь другого вида народного декоративно-прикладного искусства необходима. На наш взгляд, в деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции», возможность сблизить культуры и обрести планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку. «Благодаря своей необычайной емкости народное искусство представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точек зрения» [1, 11–12]. Вот почему в деле подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, на наш взгляд, необходимо работа студентов с натуральным художественно-этнографическим материалом (вышивкой, одеждой, предметами ткачества, головными уборами и т.д.). Отбор произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства для изучения студентами психолого-педагогического факультета отделения начального обучения определялся постепенным усложнением задач эмоционального восприятия, познанием художественных качеств произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства, пониманием культурно-исторического значения произведения, углублением представления о художественном образе, а также предоставлением широких возможностей для развития творческой активности студентов, для формирования личности в целом.

В зависимости от учебно-творческих задач подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства выстраивалась логика освоения определенных видов произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства. Соответственно смене форм эстетического познания проходила смена видов художественно-практической работы. В связи с этим были разработаны серии художественно-творческих задач, практических работ с материалом, усложняющихся по мере освоения студентами пооперационной деятельности, имеющих разный уровень понимания творческих принципов, повтора, вариации, импровизации.

Следующая ступень в подготовке будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства – ознакомление их с методическими рекомендациями к проведению урока на тему «Обучение составлению орнаментальных композиций в полосе на основе чувашской орнаментики». Используя полученную информацию, будущие учителя разрабатывают развёрнутый план-конспект урока для проведения его во время педпрактики. И, наконец, будущие учителя изготавливают на практическом занятии комплект дидактических пособий, обеспечивающих проведение разработанного урока. Таков алгоритм подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Выделяя для изучения со студентами основные виды чувашского народного декоративно-прикладного искусства, мы ориентировались на его специфические, местные особенности, которые в силу исторических, экономических и природных условий сложились и отличаются от традиций и культуры других регионов. К этим видам чувашского народного декоративно-прикладного искусства в зависимости от художественной обработки материала можно отнести:

– художественную керамику;

– художественную обработку ткани (вышивка, ткачество, кружевоплетение, аппликация);

– художественную обработку дерева (резьба, плетение из лозы, лыка и бересты);

– бисероплетение и шитье бисером.

Раскрывая художественные традиции чувашей в технологии изготовления изделий из глины, в обучении девочек технологии вышивания и ткачества, бисероплетения и шитья бисером, в обучении мальчиков технологии деревообработки, плетения из лыка, лозы и бересты, мы обращали особое внимание будущих специалистов на использование народом Чувашии этноэстетических традиций в эстетическом воспитании детей. В связи с этим содержание лекционного курса подробно знакомит будущих учителей с формами и методами организации художественно-эстетического воспитания младших школьников на основе народных художественных традиций, с педагогическими условиями формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на основе народных художественных традиций.

В содержании практических занятий спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» мы предусмотрели пути формирования общих и профессиональных качеств, необходимых для осуществления эстетического воспитания младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства, пути приложения теоретических знаний для разрешения педагогических ситуаций, проблем, задач будущими учителями в эстетическом воспитании младших школьников.

Реализуя важный для системы подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства принцип активности и самостоятельности, мы учитывали уровень творческого развития каждого студента. В соответствии с этим внедряли в учебный процесс дидактически обоснованную систему самостоятельных художественно-творческих заданий, имеющих тенденцию к усложнению, предполагающих разный уровень понимания творческих принципов повтора, вариации, импровизации. При этом повтор и вариации рассматривались как необходимое условие эстетического восприятия и развития творческой активности студентов.

Мы рассматривали включение студентов в художественно-творческую деятельность как условие формирования творческой активности и трактуем виды этой деятельности в качестве формирующих средств, способствующих развитию личности каждого студента.

Способность студентов перейти от вариации к импровизации является результатом их творческой активности. С этой целью нами были разработаны программированные задания для организации самостоятельной и творческой работы студентов. Таким образом, по каждой теме спецкурса «Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» студенты имели конкретные учебные задания и предложения для самостоятельного творчества.

Для выявления уровня профессиональной подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства мы разработали критерии профессионально-педагогической готовности учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно прикладного искусства.

Содержание критериев профессионально-педагогической готовности учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства:

Теоретическая готовность:

– понимание сущности чувашского народного декоративно-прикладного искусства как особого типа художественного творчества, его значения в мировой художественной культуре;

– знание основных видов чувашского народного декоративно-прикладного искусства, представление о формах его бытования и развития;

– понимание роли чувашского народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании младших школьников;

– знание форм и методов эстетического воспитания и художественного образования на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Художественно-практическая готовность:

– наличие художественно-практических умений и навыков у студентов, основанных на принципах народного декоративно-прикладного искусства;

– наличие развитых способностей к художественному творчеству в области чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

– умение выделять свою мотивационную направленность в творчестве на основе использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства;

– умение рефлексивной оценки своего творчества.

Методическая готовность:

– понимание роли учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательным процессом в ходе ознакомления с чувашским народным декоративно-прикладным искусством;

– умение организовать обучение и воспитание младших школьников на основе изучения чувашского народного декоративно-прикладного искусства с использованием сочетания разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы;

– умение смоделировать учебно-творческие задачи при освоении декоративно-прикладного искусства родного края, влияющие на художественно-творческие потребности учащихся;

– умение оценивать результаты своей деятельности и детей.

В сложных исторических и природных условиях чувашский народ выстоял и создал самобытную оригинальную художественную культуру, где ощущается некоторое влияние культуры русского народа и других соседних народов, чем и обусловлена их общность. Вместе с тем художественная культура каждого народа имеет только ему присущие особенности, которые оказывают достаточно сильное эмоционально-эстетическое влияние на подрастающее поколение. Поэтому мы считаем: одной из важнейших задач педагогического вуза является подготовка будущих учителей для того, чтобы они могли обеспечить трансляцию подрастающему поколению опыта многовековой традиции художественной культуры. Весьма необходимо, на наш взгляд, технологизировать этот процесс (процесс получения знаний и умений и навыков), чтобы новые поколения в ходе эстетического воспитания научились быть хранителем и умножителем народных художественных традиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-метод. пособие / Т. Шпикалова, М. Некрасова, Г. Поровская и др.; Под ред. Т. Шпикаловой, П. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  2. Коменський Ян Амос. Вибрані педагогічні твори. У трьох томах. Т. 1. Велика дидактика. Під ред. з біограф. нарисом і примітками проф. Красновського А.А. - К. Рад. школа. 1940. – 248 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconЭссе учителя начальных классов оош №19 Андриенко В. А
Я считаю, что главная задача, стоящая перед учителем начальных классов – научить учиться, развивать желание учиться, находить удовлетворение...

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconПрограмма вступительного экзамена по рисунку
«Рисунок» – ведущая дисциплина в процессе профессионального обучения художников и их творческой практики по специальностям: 6020205...

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconПрограмма вступительного экзамена по живописи
«Живопись» – ведущая дисциплина в процессе профессионального обучения художников и их творческой практики по специальностям: 6020205...

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconПерспективный план курсовой подготовки педагогических кадров общеобразовательных...
Курсовой подготовки педагогических кадров общеобразовательных и внешкольных учебных

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconПрограмма вступительного экзамена по композиции квалификационного уровня «специалист»
«Композиция» – ведущая дисциплина в процессе профессионального обучения художников и их творческой практики по специальностям: 02020501...

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconПрограмма вступительного экзамена по живописи
«Живопись» – ведущая дисциплина в процессе профессионального обучения художников и их творческой практики по специальности: 6020200...

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconПрограмма вступительного экзамена по рисунку
«Рисунок» – ведущая дисциплина в процессе профессионального обучения художников и их творческой практики по специальности: 6020200...

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconЫе тесты I
А музыка, балет, архитектура; б скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconКонкурс «Приветствие команд» Команда «Пираты» Наш девиз: Возьмём...
Из опыта работы учителя начальных классов, учителя методиста увк №99 г. Днепропетровска Бойко Н. П

Спецкурс «чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию школьников» в процессе подготовки педагогических кадров «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, iconНекоторые проблемы подготовки инженерных и педагогических кадров
Постановка проблемы. Подготовка высококвалифицированных кадров – одна из основных задач общества. Обучающийся, как человек, есть...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<