Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения




Скачать 240.16 Kb.
НазваниеВнедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения
Дата публикации22.09.2013
Размер240.16 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Абросимова В. Б.

ВНЕДРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ВНЕШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Анотація. У статті аналізуються можливості впровадження творчого середовища, умови для організації продуктивної колективно-творчої діяльності та організація взаємодії педагогів і учнів на основі поєднання різних видів діяльності в установах позашкільної освіти. Аналізуються погляди вчених, які займалися вивченням даної проблеми

Ключові слова: творча середа, продуктивна колективно-творча діяльність, заклади позашкільної освіти

Аннотация. В статье анализируются возможности внедрения творческой среды, условия для организации продуктивной коллективно-творческой деятельности и организация взаимодействия педагогов и учащихся на основе сочетания различных видов деятельности в учреждениях внешкольного образования. Анализируются взгляды ученых, которые занимались исследованием данной проблемы.

Ключевые слова: творческая среда, продуктивная коллективно-творческая деятельность, учреждения внешкольного образования

Постановка проблемы. Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном обществе, ориентируемые на открытость, созидательность, продуктивный характер и коллективное начало деятельности человека, детерминируют потребность в развитии у молодого поколения способности к освоению новых социальных ролей и демократических форм организации жизнедеятельности, формировании таких личностных качеств как коммуникабельность, ответственность, толерантность. Необходимые условия для этих процессов предоставляет сфера внешкольного образования образования, трансформируя собственные цели, задачи, обновляя свое содержание и организацию. В государственной целевой социальной программе развития внешкольного образования на период до 2014 года делается акцент на расширении коллективных форм работы учащихся, способствующих оптимизации взаимодействия личности и социума. Совершенствование коллективной деятельности учащихся обусловлено использованием в практике образования ведущих принципов продуктивного подхода, актуализирующего конечную цель деятельности, ведущую не к отсроченному, а реальному результату в настоящем.

Наиболее полно отвечают социальному запросу творческая среда и организация взаимодействия педагогов и учащихся на основе сочетания различных видов деятельности в учреждениях внешкольного образования. Именно поэтому их внедрение в практику работы внешкольного учебного учреждения способны обеспечить условия для организации продуктивной коллективно-творческой деятельности с последующим обобщением ее результатов и оцениванием достижений учащихся.

Отдельные вопросы организации коллективно-творческой деятельности учащихся затрагивали философы прошлого (Ф. Гегель, К.А. Гельвеций, Б. Паскаль, И. Фихте и др.), отразили в современных философских работах А. С. Арсеньев, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Н. Шимина, П.Г. Щедровицкий и другие. Характерные черты деятельности были обоснованы психологами JI.C. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, К.К. Платоновым, C.JI. Рубинштейном и социологами Г.М. Андреевой, Я.Л. Коломинским, А.В. Петровским, В.В. Шпалинским, идею воспитания личности в коллективе развивали педагоги-классики П.П. Блонский, A.С. Макаренко, Е.П. Медынский, К.А. Фортунатов, С.Т. Шацкий и другие.

В современных педагогических работах коллективно-творческая деятельность наполняется новым содержанием и рассматривается как в плане динамики общения и взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калшс, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова), совершенствования организационных форм (Х.Й. Лийметс, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина), так и в плане актуализации ее особенностей в разновозрастных коллективах (В .К. Дьяченко, С.Д. Поляков, А .Г. Ривин, Н.Д. Фрумин, С.А. Шмаков), переосмысления понятия творчества как процесса субъективации с позиции саморазвития личности (В.И. Андреев, О.С. Газман, А.В. Мудрик, B.В. Полукаров, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин).

Оптимально создающей необходимые условия для реализации принципа продуктивности и организации на его основе коллективно-творческой деятельности учащихся признается сегодня система внешкольного образования. Изучением исторических этапов ее становления и особенностей современного развития занимались A.Г. Асмолов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, Е.Б. Евладова, B.А. Караковский, М.Б. Коваль, Л.Г. Логинова, Н.Л. Селиванова и другие.

Однако, несмотря на несомненную теоретическую и прикладную значимость имеющихся исследований, остается востребованным обоснование сущностных характеристик продуктивной коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования, не разработаны управленческие действия , обеспечивающие ее внедрение.

Изучение литературы по исследуемой проблеме и анализ опыта практической деятельности позволили выделить противоречия между:

- объективной потребностью образовательной практики в усилении продуктивной направленности коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях внешкольного образования и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса, детерминированных спецификой работы внешкольных учреждений;

- возможностью включения учащихся учреждений внешкольного образования в продуктивную коллективно-творческую деятельность и отсутствием научно обоснованных модели и условий ее организации.

Сформулированные противоречия позволяют определить проблему исследования. Какова совокупность управленческих действий, обеспечивающих организацию продуктивной коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях внешкольного образования? Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: « Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения»

Объект исследования - образовательно-досуговая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – управленческие действия при организации продуктивной коллективно-творческой деятельности педагогов и учащихся в учреждениях внешкольного образования.

Цель исследования - разработать систему управленческих действий по внедрении модели организации продуктивной коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях внешкольного образования, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия ее эффективного осуществления.

Гипотеза исследования основывается на том, что коллективно-творческая деятельность педагогов и учащихся в учреждениях внешкольного образования может стать более эффективной, если:

- для внедрения её будут предпринята система управленческих действий;

- будет носить продуктивный характер, проявляющийся в сближении ценностных ориентаций, согласовании общих и личных целей, слиянии индивидуальных образовательных маршрутов в единую программу действий, обеспечивающую получение комплексного продукта;

- разработана модель ее организации, обеспечивающая включенность педагогов и детей в данную деятельность;

- она сориентирована на свою результативно-продуктивную составляющую, включающую первичные, промежуточные и конечные результаты в виде индивидуально-личностных и коллективных преобразований;

- для ее организации выявлены педагогические условия с учетом специфики внешкольного образования.

Во внешкольном образовании детей внедрение в практику современных, личностно-ориентированных технологий образования и воспитания детей имеет особое значение. Именно здесь образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы помочь обучающемуся и педагогу самореализоваться, развить индивидуальные, творческие способности, найти возможность самовыражения.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется во внешкольном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:

1. социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

2. сотрудничество детей и взрослых;

3. романтизм и творчество.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.


Социально-педагогический потенциал внешкольной работы понимали и первые организаторы клубной работы с детьми в начале ХХ века. Несмотря на то, что социальная педагогика в тот период только начинает развиваться как наука и как практическая деятельность, понимание важности такого фактора развития личности как среда имеет серьезное отражение, как в теоретических трудах, так и в практике работы с детьми того периода. С.Т. Шацкий, организуя деятельность общества "Сетлемент", видел в нем не только досуговый потенциал, но и возможность определенного влияния на среду, которая окружает детей: "Нами заранее была обдумана среда, с которой мы стали работать, место и форма работы. Среда, в которую мы отправились, была беднейшие слой населения, дети, оставленные на произвол судьбы, место работы - окраина города; форма работы была тесно связана с местом, ибо группа культурных работников должна была поселиться в том же районе и открыть для соседей двери своего культурного жилища, то есть осуществить идею сетлементов. Эта идея американизма, переработанная нами в наших условиях, была основным моментом нашей работы…" И далее он отмечает: " Вся наша работа носила характер социальный, так как была связана с изучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубной работы, необычной для того времени по своей организации ( детское самоуправление).

Учреждения внешкольного образования имеют свои особенности педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми. Вычленение и осознание этих особенностей, их использование в практической педагогической деятельности позволяет более эффективно строить процесс воспитания и образования детей в этих учреждениях, решать их социально-педагогические проблемы и более плодотворно осуществлять взаимодействие с другими институтами социального воспитания. Практически все исследователи условий деятельности учреждений дополнительного образования отмечали приоритетность этой проблемы. Отмечается также, что особенности педагогического взаимодействия находятся в состоянии постоянного развития и комбинирования. Реформирование педагогики и общая социокультурная ситуация придала этим особенностям больший динамизм, гуманистическую направленность, что стимулировало обогащение и развитие воспитательного потенциала этих учреждений.

Деятельность учреждений внешкольного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, посещение занятий в кружке или студии становится результатом осознанного добровольного решения. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет в каком кружке или клубе, он будет заниматься, выбирает время занятий удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор школьником студии, секции или кружка. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые, как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений внешкольного образования, выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Поэтому, изучение интересов и запросов детей, их динамики в условия изменяющейся социокультурной ситуации - одна из важнейших задач учреждений внешкольного образования. Именно её решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования - противоречия между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.

Глобальные изменения, происшедшие в нашем обществе в последнее десятилетие, затронули все сферы человеческой жизнедеятельности. В педагогике эти изменения, кроме всего прочего, привели к уходу массовых детских идеологических организации из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному развитию форм и направлений удовлетворения интересов детей, их потребностей в творческом и познавательном досуге. Номенклатура учреждений дополнительного образования сегодня довольно широка. К ним относятся Дома и центры детского и юношеского творчества, муниципальные подростковые клубы, станции юных туристов (натуралистов, биологов и т.д.), клубы юных техников, археологов, краеведов, геологов, спелеологов, моряков, центры эстетического воспитания, различные студии, летние загородные лагеря и целый ряд других учреждений целенаправленно создаваемых государством, обществом и отдельными его представителями для организации познавательного досуга детей. Многие из вышеназванных учреждений интегрируют в себе различные направления познавательной деятельности и становятся комплексными воспитательно-образовательными учреждениями. В любом случае одной из основных задач таких учреждений является удовлетворение интересов детей, их потребностей в познавательной творческой деятельности. Ведь именно интерес становится одним из ведущих факторов при добровольном выборе ребенком кружка, студии или секции. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении внешкольного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, то есть людей (как детей, так и педагогов) для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.

Повышение статуса учреждений внешкольного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Сегодня большинство из них выходят на уровень комплексных образовательных программ, основанных на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых все чаще становятся сами педагоги внешкольного образования, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа серьезной научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста. Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, так как в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к государственным образовательным стандартам и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог изначально меньше, чем в стандартном школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.

Учреждения внешкольного образования отличаются от школ и других институтов социального воспитания детей и подростков своеобразием педагогической организации работы с ними. Говоря о том, что для этих учреждений характерен общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого ребенка задачи, она выделяет различные виды такой работы. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним относятся комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали. Именно такие формы дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.

Ко второй категории относятся кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы описанные выше используются периодически, и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета за деятельность какого-либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.

Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. В учреждениях внешкольного образования оно имеет свои специфические особенности, связанные в первую очередь с тем, что общение в этой системе - это общение в сообществе единомышленников, то есть людей живущих общими интересами и увлечениями. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, так как не только способствует установлению доброжелательной атмосферы, но и росту их самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. Как уже говорилось выше, преимущественными стилями, используемыми педагогами дополнительного образования, являются общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения. Для этих стилей характерно устойчиво-положительное отношение педагога к детям, совместное продумывание законов и правил общения, совместный контроль за выполнением этих правил ровный тон и доброжелательные интонации. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, в обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.

И, наконец, творческая, доброжелательная атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям педагогического взаимодействия, дает реальный шанс для ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников. Это может быть связано с тем, что, приходя в учреждение дополнительного образования, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые сообществом к ребенку. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может проще реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогического творческого взаимодействия педагогов и учащихся в учреждениях внешкольного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.

Традиции педагогики взаимодействия, исторически сложившиеся во внешкольных учреждениях предполагают активное участие детей на всех этапах организации их жизнедеятельности. Тем не менее, важным субъектом такого взаимодействия остается педагогический коллектив учреждения, так как именно от педагога дополнительного образования зависит включение детей в воспитательные отношения, основанные на сотрудничестве и сотворчестве. Именно эти отношения часто становятся необходимой базой для решения социально-педагогических проблем детей, посещающих различные кружки, студии и секции в учреждениях дополнительного образования. Необходимо отметить, что быстрый рост разнообразных форм внешкольной работы с детьми способствовал количественному росту различных категории педагогов дополнительного образования. Однако многие из них не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное становление в сфере педагогического труда начинается одновременно с их реализацией в самостоятельной практической педагогической деятельности. Это является серьезной проблемой учреждений дополнительного образования, которую пытаются решить через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. Но, с другой стороны, отсутствие практики работы в школьной системе позволяет таким педагогам легче привыкнуть к особенностям педагогического взаимодействия, а творческий и личностный потенциал, в какой-то мере, компенсирует недостаток педагогических и социально-педагогических знаний.

Особенности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования, специфика его педагогической деятельности в данной системе и возможности педагогического руководства детскими сообществами внутри таких учреждений становились предметами ряда исследований. В ходе исследований было установлено, что деятельность руководителя кружка, клуба или любого другого творческого сообщества детей представляет собой педагогическое явление, которое развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей. При этом отмечалось, что общепедагогические закономерности определяют педагогическую сущность деятельности педагога внешкольного образования, а специфические особенности его деятельности касаются:

  • Характера взаимоотношений руководителя кружка и воспитанника, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и содружество, диалогически равноправное взаимодействие, совместная творческая работа, общность интересов и увлечений.

  • Организация разносторонних видов коллективной творческой деятельности воспитанников, как способа привлечения к общественно значимой деятельности в сфере свободного времени, действенного фактора повышения их общественной активности, формирования положительного социального опыта.

  • Единства и взаимообусловленности владения профильным для кружка видом деятельности и педагогического овладения ситуацией творческого и нравственного становления воспитанников.

  • Обеспечения полноценного, педагогически целесообразного и эмоционально насыщенного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребностей в новизне впечатлений, самоутверждении, самореализации, общении.

Таким образом, можно отметить, что особенности педагогического взаимодействия педагога внешкольного образования касаются его ( взаимодействия) задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога в о взаимоотношениях с подростками и в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют специфические воспитательные возможности такого взаимодействия. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения репродуктивных задач (без которых не может состояться ни одна цель образовательной деятельности) за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий.

Все перечисленные выше специфические особенности организации взаимодействия между педагогом внешкольного образования и его воспитанниками прямо или косвенно позволяют первому выявлять и плодотворно решать социально-педагогические проблемы. 

Таким образом, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность в условиях учреждения внешкольного образования имеют свою специфику и отличия от той же деятельности, осуществляемой в рамках общеобразовательной деятельности. Данные отличия базируются на перечисленных выше особенностях психолого-педагогического взаимодействия в процессе организации познавательного досуга детей. В тоже время, учреждения дополнительного образования, являясь полноценной единицей социального воспитания, должны и могут способствовать решению собственно социально-педагогических задач. Субъектами такой деятельности становятся педагоги дополнительного образования и социальные педагоги, которые постепенно (хотя пока и в очень небольшом количестве) вводятся в штат таких учреждений. Но и социально-педагогическая деятельность во внешкольных учреждениях также имеет свою специфику и это, в свою очередь, предъявляет особые требования к социальному педагогу, специализирующемуся в данной области. Как считает И.И. Шульга, исследующая проблему подготовки социальных педагогов-аниматоров (организаторов досуга), их доминирующими признаками должны стать высокая культурная образованность, духовно-нравственная воспитанность и профессиональная компетентность. А важнейшей составляющей подготовки социального педагога к аниматорской деятельности становятся гуманистические ценности, то есть " осознание педагогом самоценности человеческой личности, сознательное и эмоциональное принятие профессии, понимание творческой природы педагогической аниматорской деятельности, овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство нравственной внутренней сущности и внешней поведенческой выразительности педагога"

Анализ особенностей педагогического взаимодействия в учреждениях внешкольного образования показывает, что они не только не мешают деятельности, но и способствуют росту воспитательного потенциала таких учреждений. Новые подходы к системе дополнительного образования, заключающиеся в изменении отношения к ребенку, его воспитанию и образованию способствуют качественному изменению структуры и содержания их деятельности, способствующему большей привлекательности в глазах детей. Особенности педагогического взаимодействия позволяют более эффективно развивать и реализовывать способности детей, их потребности в творческой деятельности и разнообразии сфер общения. Учреждения дополнительного образования, важной предпосылкой деятельности которых является наличие социального заказа общества на воспитание личности, гармонично развитой, обладающей социальной и профессиональной культурой, потребностью в творческом труде, образовании и культурном досуге, через организацию интересного и содержательного досуга, способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу. Что, в конечном итоге, приводит к развитию индивидуальных качеств, самоопределению личности, ее саморазвитию и самоактуализации.

Организация досуга детей в детских клубах в сравнении со школьным образованием рассматривается как менее формализованная практика социализации и социальной адаптации тех детей и подростков, проблемы, трудности и интересы которых не в состоянии разрешить и удовлетворить две главные подсистемы общества - семья и школа. " В клубе в атмосфере заботы, игры и радости, общины и жизнеспособной субкультуры молодому человеку легче обрести поддержку в принятии себя, норм и правил социального мира взрослых, ведь основное содержание клубной работы - это самодеятельность и целостная реализация базовых потребностей детей, подростков и молодых людей в социализации, культурной адаптации, поиск новых форм коллективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых"




Таким образом, можно говорить о том, что внешкольное образование в своей практической реализации носит социально-ориентированный характер. Оно не только ориентировано на человека как субъекта культурных, социальных, производственных отношений, но и способно удовлетворить индивидуальные познавательные потребности детей и молодежи, предоставить им возможности для самореализации в познавательной и творческой деятельности. Внешкольное образование - не простой придаток к системе общего и профессионального образования, а уникальная образовательная сфера, имеющая самостоятельное социальное назначение. 




Список використаних джерел

1. Андреев В.И Педагогика творческого саморазвития. Ч. 1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. 567 с.

2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 4-13.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

4. Богатенко В.Д. Состояние и проблемы дополнительного образования детей г. Кемерово // Педагогический вестник: Информ.-справ, метод, изд. Кемерово, 2001. Вып. 18. С. 7- 12.

5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 230 с.

6. Буданова ГЛ., Степанов С.Ю., Палъчикова Т.В. Справка о концепции дополнительного образования // Дополнительное образование сегодня: документы и материалы. Ярославль, 1995. С. 12-15.

7. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образовании: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58-64.

8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

9. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.

10. Евладова Е.Б. В режиме свободного времени: Дополнительное школьное образование // Учитель. 1999. № 6. С. 61-64.

11. Есипова Т.М. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. 64 с. Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей".

12. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 206 с.

13. Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. н. Саратов, 2003. 20 с.

14. Иванцова И.Е., Митрофанова Л.М. Реализация идей продуктивного обучения в системе дополнительного образования // Новые ценности образования. М., 2003. Вып. 4. С. 111-113.

15. Иванцова И.Е. Востребованность идей продуктивного подхода в дополнительном образовании // Продуктивное образование: Альманах / Под ред. Е.А. Александровой, В.А. Ширяевой. Саратов: Науч. книга, 2004. Вып. 2. С. 82-85.

16. Игнатьева Н.Ю. Дополнительное образование и социализация личности подростка//Педагогический вестник. 2001. № 18. С. 22-34.

17. Каргина З.А. Дополнительное образование в нормативных документах общеобразовательного учреждения // Там же. 2002. № 2. С. 35-38.

18. Коваль М.Б. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. пробл. воспитания: М.: АПН СССР, 1986. 104 с.

19. Коллективная работа в продуктивном обучении: Метод, письмо № 8. // Новые ценности образования. 1999. № 4. С. 236-248.

20. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. М.: Просвещение, 1989.159 с.

21. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: Практич. пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. 324 с.

22. Макаренко А.С. О направлениях и формах клубной работы // Собр. соч.: В 7 т. М.: Педагогика, 1958. Т. 7. 583 с.

23. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск: Юж,-Урал. кн. изд-во, 1988. 261 с.

24. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1918. 249 с.

25. Мирошникова Г.Н. Диагностика и развитие творческой одаренности ребенка в учреждениях дополнительного образования // Одаренный ребенок. 2004. № 1. С. 90-97.

26. Новикова Л.И. Педагогические идеи И.А. Ильина (опыт современного прочтения) //Педагогика. 2001. № 10. С. 62-68.

27. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988, 79 с.

28. Полукаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Дисс. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. М., 1994. 405 с.

29. Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика: Вопросы обучения и воспитания. 2001. № 7. С. 27-31.

30. Симонъянц В. Учреждения дополнительного образования полноправные партнеры школы // Народное образование. 2000. № 2. С. 133-134.

31. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения: Беседа В.О. Кутьева с начальником Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи А.К. Брудновым // Педагогика. 1999. № 6. С. 26-32.

32. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. ппс., 1988. 269 с.

33. Тубельский А.Н. Трансформация педагогической деятельности: от традиционного обучения к продуктивному // Новые ценности образования. М., 1994. №9. С. 71-78.

34. Тубельский А.Н. Концепция изменения содержания общего образования (проект) // Первое сентября: прил. «Документы». 1999. 14 дек. № 56. С. 3.

35. Филиппов В.М. Место дополнительного образования в системе российского образования: Обсуждаем проект Федерального закона о дополнительном образовании. Омск, 17-18 сентября 1999 г. // ALMA MATER. 1999. № 9. С. 3-7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconМетодист роо суетова С. В. г. Донецк
Статья содержит методические рекомендации направленные на совершенствование деятельности библиотек, освоение новшеств, на внедрение...

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconУстав коммунального внешкольного учебного заведения «севастопольский...
Целью деятельности Центра является обеспечение реализации права граждан на получение внешкольного образования. Предметом деятельности...

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconД иректор Коммунального внешкольного учебного учреждения Донецкий...
Целью фестиваля является реализация государственной молодежной политики в области поддержки творческой молодежи, развитие детских...

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconПрограмма воспитательной работы 5 класса классный
Создание условий для адаптации учащихся в среднем звене школы, для развития нравственного, познавательного, творческого, физического...

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconУстав «севастопольский центр военно-патриотического воспитания учащейся...
Целью деятельности Центра является обеспечение реализации права граждан на получение внешкольного образования. Предметом деятельности...

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconМетод фокус-групп
Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconБелановский С. А. Метод фокус-групп
Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconС. А. Белановский метод фокус-групп
Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconС. А. Белановский метод фокус-групп
Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов

Внедрение коллективной творческой деятельности в практику работы внешкольного учебного учреждения iconАвтономной Республики Крым Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской рга
Внедрение в практику работы школы технологий личностно ориентированного образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<