Русский язык 5 класс




Скачать 76.43 Kb.
НазваниеРусский язык 5 класс
Дата публикации28.06.2013
Размер76.43 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Литература > Программа
Русский язык

5 класс

Программа Н.Ф. Баландиной и др.

Морфология

Автор:

Красножон Лариса Семёновна, учитель русского языка Винаровского УВК I–II cт. Cтавищенского района
Урок № 37

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и

служебные части речи

^ Речевая тема: «Моя малая родина»

Речевая подтема: « С чего начинается родина…»

Цель: ознакомить учащихся с частями речи; повторить изученные

орфограммы, учить различать части речи;

развивать смекалку, наблюдательность;

воспитывать любовь к родному краю, патриотизм.
^ Тип урока: комбинированный.
Оборудование: схемы «Общие сведения о частях речи»; тестовые задания «Морфология. Части речи»/для закрепления/; макет «Мобильный телефон»; листы с пословицами.
Грамотность драгоценна для нас

только как дорога к развитию.

Д. Писарев
Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Работа в группах.

Слово учителя

/Учитель напоминает правила работы в группах/

- Работать будем в группах. Распределите роли внутри групп:

спикер, секретарь, докладчик. Соблюдайте следующие нормы поведения в процессе интерактивного общения:

а) в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

б) каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

в) следует высказываться по теме, избегать лишней информации;

г) цель совместной деятельности заключается не в победе какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение.

2) Повторение изученного материала по разделам «Фонетика», «Состав слова».

^ Задание для I группы:

  1. Укажите слово, соответствующее по своему составу схеме :

а) пригород;

б) привокзальный;

в) красноватый;

2) Укажите правильный вариант для переноса:

а) по-дход-ить;

б) жужж-ать;

в) при-слать.

Сделать правильный перенос всех слов.

3) Объясните, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один, а когда два звука( Привести примеры).

4) Определите, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД- или ПОДО- и какие вовсе не имеют приставки.

Подосиновики, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбит, подождать, подоить, подозрение, пододеяльник.

^ Задание для II группы:

  1. Укажите слово, соответствующее по своему составу схеме:

а) охотники;

б) окраска;

в) охрана.

2) Укажите вариант правильного деления слова для переноса:

а) прог-рам-мный;

б) пас-са-жи-ры;

в) зап-рыг-ать.

Сделать правильный перенос всех слов.

3) Объясните, когда после шипящих в корне пишется буква О, а когда Ё (Приведите примеры).

4) Определите, в каких словах имеется приставка НА-, приставка НАД-, а где приставки нет.

Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность, надорваться, надолго.

^ Задание для III группы.

  1. Укажите слово, соответствующее по своему составу схеме:

а) переехать;

б) пригород;

в) налетел.

2) Укажите вариант правильного деления слова для переноса:

а) шко-льный;

б) биб-ли-о-те-ка;

в)пе-нал

Сделать правильный перенос всех слов.

3) Объясните, когда в середине слова после Ц пишется И, а когда – Ы

(Привести примеры).

4) Какие глаголы, имеющие приставки НЕ- и НЕДО- без этих приставок не употребляются?

3. Формулирование учениками речевой темы урока.

Учитель: Послушайте русские пословицы и скажите, какая речевая тема будет звучать на уроке:

-" Всякому мила своя сторона";

- "Где кто родился, там и пригодился";

- "Дома и стены помогают";

- " Каждому свой край сладок";

- "Родная сторона – мать, чужая-мачеха.".

Ученики называют свои аналогичные пословицы и формулируют речевую тему урока – "Моя малая родина".

  1. Объявление темы, цели и задач урока. Формирование новых компетентностей.

Учитель: "Речевая микротема, по которой мы будем работать сегодня на уроке, называется "С чего начинается родина…"

Цель нашего урока – научиться различать разные части речи (укр. частини мови), учиться делать выводы и, конечно же, развивать интерес к знаниям. Сегодня на уроке мы совершим путешествие и отправимся в Сказку, за тридевять земель.
1.Слово учителя с элементами беседы.

- Послушайте сказку. В некотором царстве, некотором государстве под названием Морфология живет умная, красивая и справедливая королева Грамматика. У нее есть придворные: фрейлины и пажи. А зовут их Части Речи. Одни Части Речи могут самостоятельно ходить по королевству. Поэтому их величают Самостоятельными. А есть еще такие придворные, которые во всем помогают Самостоятельным Частям Речи, служат им. Их так и зовут Служебными Частями Речи.

По соседству с королевством Грамматики живет одинокое Междометие (укр. вигук). Оно всегда переживает за все, что происходит в королевстве. То "Ой!" скажет, то "Ай!", то "Ура!" крикнет от радости.

- Каких придворных вы запомнили? ( ответы учащихся)

- Давайте посмотрим в учебник на с.169, прочитаем раздел "Теория А" и к следующему уроку постараемся запомнить все части речи и разряды, на которые они делятся ( Работа с табличками "Сравни").


  1. Формирование навыков.

  1. Работа с эпиграфом

Учитель: Чтобы слаженно работать в группах, нужно быть толерантным. Какое значение имеет слово "толерантно"? (ответ учащихся или объяснение значения этого слова учителем). А теперь выберите того из вашей группы, кто будет отвечать.

Королева Грамматика любит повторять слова Д. Писарева:"Грамотность драгоценна для нас как дорога к развитию". Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку. Как вы их понимаете? (Ответы учащихся). Слова эпиграфа записываются в тетради.

2)Работа с микротемой урока.

Учитель: А сейчас откройте учебники на с. 172 и прочитайте речевую

подтему нашего урока.

Работа со статьей "По родной земле": чтение текста учителем, беседа, ответ на вопрос: "А с чего для вас начинается родина?", краткая информация о М. Ломоносове, И. Тургеневе, Л. Толстом.

3) Игра "Мобильный телефон".

Посмотрите на мобильный телефон, изображенный на рисунке, и, правильно подбирая буквы, расположенные на клавишах с цифрами, составьте слово, укажите, какой частью речи оно является, найдите слово в тексте "По родной земле", выпишите это предложение.

^ Задание для I группы:

6 – (с, предлог)

6562842236 – (спрашивает, глагол)

53659 – (песня, имя существительное)

Предложение:"С чего начитается родина?" – задумчиво спрашивает песня.

^ Задание для II группы:

525 - (нам, местоимение)

356525 – (дорого, наречие)

34359 – (жизнь, имя существительное)

Предложение: "Навсегда, на всю жизнь нам дорого место, где мы провели детство".

^ Задание для III группы:

6 – (у, предлог)

3366622 – (детства, имя существительное)

653323669 – (рождается, глагол)

Предложение: "У истока детства рождается чувство родины".

4) Физкультурная минутка. Проводится с заранее подготовленным учеником под стихотворение Н. Дорофеевой "Веселая грамматика»
Существительное – ШКОЛА,

ПРОСЫПАЕТСЯ – глагол.

С прилагательным ВЕСЕЛЫЙ

НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ день пришел.

Встали МЫ – местоименье,

Бьет числительное – СЕМЬ.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием ОТЛИЧНО

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы ПРИВЫЧНО

Дисциплину и режим.

НЕ и НИ у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом НЕ лениться

И НИ часу НЕ терять!

После школы, как известно,

Любим ездить на санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ОХ и АХ!

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

5) Выполнение тестовых заданий по теме: "Морфология. Части речи." Учитель: Продолжаем выполнять задания королевы Грамматики. Теперь она узнает, сможете ли вы работать королевскими переводчиками. (Учащиеся выполняют задания, путем взаимопроверки исправляют ошибки).

Укажите, как на украинском языке звучат следующие части речи.

  1. Имя существительное:

а) ім’я; б) прикметник; в) іменник.

2. Имя прилагательное:

а) прикметник; б) прислівник; в) прийменник.

3. Имя числительное:

а) чисельник; б) число; в)числівник.

4. Местоимение:

а) знаменник; б) прийменник; в) займенник.

5. Глагол:

а) дієприслівник; б) дієприкметник; в) дієслово.

6. Наречие:

а) наріччя; б) прислівник; в)прикметник.

7. Предлог:

а) прикметник; б) прислівник; в) прийменник.

8. Союз:

а) сполучник; б) спільник; в) союзник.

9. Частица:

а) частка; б) частина; в) частинка.

10. Междометие:

а) відгук; б) вигук; в) міжмістя.

Ключ: 1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.

6) Игра–соревнование "Собери пословицу". (Частицы пословиц написаны на разных листах бумаги). После сбора пословиц записать их в тетради.

^ Задание для I группы:

Своя земля // и в горсти мила; плоха та птица, // которая гнездо свое марает; за морем теплее, // а у нас милее.

Задание для II группы:

Кто родиной торгует, // того кара не минует; на чужой стороне // и весна не красна; чужбина – калина // родина – мать.

^ Задание для III группы:

Своя сторона // не бывает холодна; хвали заморье, // а сиди дома; каждому // свой край сладок.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с придворными королевы Грамматики из королевства Морфологии – Частями Речи. Назовите, какие части речи вы запомнили. На какие вопросы они отвечают.

(Ответы учеников).

  1. Домашнее задание.

Учебник "Русский язык. 5 класс" под редакцией Н. Ф. Баландиной.

С. 169-174. Упр. 385. Придумать небольшую сказку об имени существительном.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский язык 5 класс iconВведение. Язык – важнейшее средство общения и познания
Оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Быкова Е. И., Давидюк Л. В., Снитко Е. С. – К., «Зодіак-еко», 2005

Русский язык 5 класс iconПрограма з «російської мови» для вступних випробувань (спеціалісти, магістри)
Русский национальный язык. Русский литературный язык. Русский литературный язык как высшая форма национального языка: его отличие...

Русский язык 5 класс iconРусский язык класс

Русский язык 5 класс icon«Фонетика». 1
Звуки и буквы. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов 1 «Я изучаю русский язык» (русский язык – гос язык России...

Русский язык 5 класс iconРусский язык ( программа Н. Ф. Баландиной)
Речевые темы «Русский язык среди других языков мира», «Я, семья, друзья», «Школьная жизнь»

Русский язык 5 класс icon7-а русский язык
Русский язык – Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

Русский язык 5 класс icon7-б русский язык
Русский язык – Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

Русский язык 5 класс icon7 класс (01) Русский язык
Андрій Чайковський, «За сестрою», прочитати, відповідати на запитання стор. 97 (усно)

Русский язык 5 класс icon6 класс Русский язык
Микола Вороний, поему «Євшан зілля» прочитати, опрацювати запитання після тексту

Русский язык 5 класс icon7 класс Русский язык
Невиданный, недосягаемый, нежданный, не раз, неслыханный, нечаянный, никак, нимало, нисколечко, ни разу, ничуть

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<