Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте;




Скачать 74.16 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте;
Дата публикации28.06.2013
Размер74.16 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук Т Н

Тема. Части речи. Представление описанных картин

Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; развивать коммуникативную компетентность; учить представлять описанные картины; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданими, учебник.
Тип урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети.

^ Эмоциональная подготовка к уроку. Посмотрите на своих соседей, улыбнитесь, возьмитесь за руки, передайте теплоту своего сердца своему товарищу. Давайте возьмём с собой на урок хорошее настроение и толерантные отношения. (Слайд 1)

А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы ?

II. Изучение нового материала.

1. Оформление тетрадей. (Слайд 2)

(Записать: Число. Классная работа. Тема.)

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

^ Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о частях речи, научимся их различать и определять в тексте; познакомимся из стихотворением об осени, представим изображённые в нём картины.
К нам на урок пришли не только реальные гости, но и любимый персонаж из одного мультфильма. Это…. Маша. Она захотела выучить все части речи и дойти до замка морфологии. Но самостоятельно Маша этого сделать ещё не может, потому и обратилась к нам с просьбой: «Дорогие шестиклассники! Составьте мне компанию и попутешествуйте со мной по стране Морфологии. Помогите, пожалуйста, выполнить задания.

С уважением Маша» (Слайд 3).

Но и у вас ещё не совсем крепкие знания по этой теме. В этом нам поможет таблица на экране и в учебнике на странице 59.

Объяснение учителя. (Слайд 4)

Отправляемся в путешествие по сказочной стране Морфологии.

- А что изучает морфология? (Части речи)

Сегодня мы будем работать в группах, потому и оценивать вы будете сами каждого члена своей группы? Так что будьте активны и внимательны?

3. Определение частей речи.

Сколько частей речи в русском языке? (10)

Путешествовать мы будем по десяти городам, где живут части речи. Они вам приготовили загадки о себе и задания. Чтобы дойти до дворца Морфологии, нужно их выполнить.

(Слайд 5)

Загадывание загадок и их отгадывание.

(После отгадывания вывешивается таблица с наименованием угаданной части речи)
А) Есть один седой старик,

Превращаться он привык:

В кактус, в бабушку, в конфеты,

В шляпу, в зонтик, в сигареты,

В тапочки, в слона, в котлеты…

Называет он предметы.

(Имя существительное)

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Слайд 6)

Задание: Выписать существительные (по две строчки каждая группа)
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома…
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима. (Слайд 7)

Проверка (Слайд 8)
Б) Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница каждый предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

(Имя прилагательное)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Какой вопрос не назван в загадке?

(Слайд 9)

Задание: «Разукрась слово» на осеннюю тематику.

1 группа - осень;

2 группа – деревья;

3 группа – речка;

4 группа – небо.

(Слайд 10)

В) Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное) (Слайд 11)
Задание «Разгадайте числоребусы» (в группах)

  • 100рона

  • По2л І

  • Пи100лет




  • 40а

  • 7я ІІ

  • 100п.

  • Смор1а

  • 100янка ІІІ

  • Элек3к




  • 100л

  • Ви3на ІV

  • Па3от

(Слайд 12)

Г) Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные

Это без сомнения

Все...

(местоимения)

- Вместо каких частей речи употребляется местоимение? На какие вопросы отвечает?

(Слайд 13)

Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. (Г. Скребицкий) (Слайд 14)
Д) Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строит много школ,
Чтоб все знали про …

(Глагол)

(Слайд 15)

Задание. «Оживи фотографию».

Фотография, как и картина, фиксирует момент. Ваша задача: за одну минуту придумать как можно больше глаголов, используя которые можно было бы рассказать об изображённом на ней.

(Слайд 16)

Е) Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Куда, Зачем, Когда и Где.

(Наречие)

(Слайд 17)

Задание. Разгадайте ребусы. (Ответы: внутри рядом, сзади, вокруг)

Поставьте к отгадкам вопросы. Какими частями речи они являются?

(Слайд 18)

Ё) В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ? (Предлог)
Учитель. Предлог служит для связи слов в предложении. (Слайд 19)
Ж) Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это ? (Союз)

Учитель. Союзы связывают части сложного предложения и однородные члены предложения.

(Слайд 20)

З) Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (Частица)

Учитель. Частицы придают различные оттенки значения членам предложения или всему предложению. (Слайд 21)
Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», из которого сбежали служебные части речи. Понятно ли содержание?

Вечер …ночи собирался;

…ночлег Иван собрался;

Вдоль… улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

… … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по-прежнему стояло,

… коней … … бывало;

… игрушка-горбунок

… его вертелся ног. (Слайд 22)

Слова для справок: к, на, по, да, вот, в, и, с, словно, в, но, как, не, лишь, у.

● Сравните с оригиналом. Можно ли обойтись без служебных частей речи? (Слайд 23)

● В предложениях приблизительно двадцать пять процентов служебных частей речи.

● Каким цветом в отрывке из сказки выделены предлоги? Назовите их. (К, на, по, в, с, у)

● Каким цветом в отрывке из сказки выделены союзы? Назовите их. ( Да, и, словно, но.)

● Каким цветом в отрывке из сказки выделены частицы? Назовите их. (Вот, как, не, лишь.)

И)Как-то Ох и Ах заблудились в трех соснах.
И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело плохо».
И сказало слово Ах: «Ах, как страшно в трех соснах».
Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей!
С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!».
И сказало Ох: «Хо-хо! В самом деле, как легко!».
И сказало Ах: «Ха-ха! И не страшно!
Ха-ха-ха!».
Сколько действующих лиц в диалоге? Назовите их. (Слайд 24)

Вот и они. Это слова – междометия, они выражают чувства, эмоции, но не называют их. Какие ещё междометия есть в стихотворении? (Слайд 25)

Вот мы с Машей и добрались до дворца Морфологии. Маша получила подарки. (Слайд 26)

ІІІ. Обобщение и систематизация изученного материала.

Беседа.

1.Сколько частей речи в русском языке?

2. На какие группы они делятся?

3. Назовите самостоятельные части речи.

4. Назовите служебные части речи.

5. Какая часть речи не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным?

ІV. Работа над развитием речи.

Пора возвращаться домой. В стране Морфологии было тепло, а у нас – осень. (Слайд 27)

Об осени написано множество стихотворений. Давайте познакомимся с одним из них, это стихотворение Н. Заболоцкого «Осень».

1. Чтение учителем отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого «Осень». (Слайд 28)

Словарная работа.

  • Призрак – то, что видится, мерещится; ведение.

  • Рожок – музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширенным концом.

  • Мглистый – затянутый туманом.

  • Ворох – куча, груда чего-нибудь, сваленного в беспорядке.

  • Медь – металл красноватого цвета.

  • Значок – признак, примета, по которым узнаётся, распознаётся что-нибудь.


Каждой группе нужно перечитать по одной строфе стихотворения и рассказать, какие картины они представили.

2. Работа в группах.

3. Вопросы по содержанию:

 Как вы считаете, какой месяц изображён в стихотворении? (Ноябрь)

 Каким настроением наполнено стихотворение? (Печаль, грусть)

 Какие краски преобладают в стихотворении? (Серые, красные)

 Любите ли вы осень? Почему?

  1. Работа с картинами И.И.Левитана "Золотая осень" и В. В. Караханова «Ноябрь» . (Слайд 29)

Осень - любимое время года не только поэтов, но и художников.

1) Какая картина больше подходит к содержанию стихотворения? Почему? Что общего?

2) Что привлекло ваше внимание на этой картине?

  1. Какие цвета преобладают на картине?

  2. Какое настроение навевает пейзаж?

V. Итоги урока. Самооценка в группах.

VІ. Д/З. (Слайд 30)

Высокий уровень. Написать изложение-описание «Осень в лесу».

  • Достаточный, средний уровень. Упр.160.

  • Начальный уровень. Упр. 158

Пора прощаться с нашей гостьей. Она благодарна вам за помощь. (Слайд 31)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconТема. Предлог как служебная часть речи
Цель: дать учащимся понятие о предлоге как служебной части речи, научить отличать от самостоятельных частей речи; рассмотреть роль...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconУрок 24 Тема. Понятие о слове. Развитие речи. Культура речи. "Играем по правилам"
Цель: сформировать представление о лексикологии как науке, о лексике, о количестве слов в языке; показать с позиций различных наук...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconИмя числительное как часть речи. Речевая тема «Река времени» (микротема «Который час?»)
Дать учащимся представление об имени числительном как части речи, о количественных и порядковых числительных, простых и составным...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconУрок русского языка 2 класс. Тема: Части речи
Сегодня у нас не просто итоговый урок по теме «Части речи». Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconКонспект урока русского языка в 5 классе с украинским языком обучения....
Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconУрок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова
Цель: дать учащимся представление о сложных и сложносокращенных словах, обучить умению находить эти слова в речи, обьяснить их образование,...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconУрокам русского языка. Тип урока
Цель: Познакомить учащихся с деепричастием и его местом в системе частей речи; развивать речь учащихся; способствовать выработке...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Назовите разделы лингвистики, изучение которых вам предстоит в этом учебном году. Какие ещё разделы науки о языке вы изучали в 5-ом...

Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи. Представление описанных картин Цель урока: дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить распознавать части речи в тексте; iconУрок №1 Тема. Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая...
Обучающая: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<