Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии




Скачать 78.26 Kb.
НазваниеМаршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии
Дата публикации17.07.2013
Размер78.26 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Маршал Л.А.
Е.Л. МАРКОВ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ.



Изучение вопросов истории просвещения в Украине является приоритетным направлением среди исследователей-профессионалов.

У истоков формирования системы государственной школы, в которой обучались практически все представители этнических групп многонационального Крыма, стояли выдающиеся просветители и гуманисты. Среди них нужно отметить И. И. Казаса, Ф. П. Заставского, А. М. Дьяконова, Х. А. Монастырлы, Е. Л. Маркова и многих других.

Каждый из них внес важный вклад в становление и развитие системы образования в Крыму. Особо следует отметить роль в деле становления образования Таврической губернии известного учёного, педагога, писателя, публициста и путешественника Евгения Львовича Маркова (1835 – 1903).

Он родился 26 сентября 1835 года в родовом имении Патебник, которое находилось в Щигровском уезде Курской губернии, в семье Марковых – одной из известных и родовитых русских семей, истоки которой относятся к началу ХVII века.

Среднее образование Е. Л. Марков получил в Харьковской и Курской гимназиях. Получив аттестат зрелости, он без труда поступил в Харьковский университет, который окончил в 1857 году со степенью кандидата наук. После этого Е. Л. Марков два года провёл за границей, где слушал лекции в лучших университетах Европы. Позже он посетил несколько стран Америки, Западной и Южной Европы, Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки. О некоторых из них Е. Л. Марков оставил интересные путевые записки.

Вернувшись в Россию, он решил связать свою жизнь с просвещением. Е. Л. Марков поступил на должность учителя в Тульскую гимназию, где принимал активное участие в деятельности педагогического кружка, организованного директором этого учебного заведения1. Через полтора года ему был предложен пост инспектора Тульской гимназии. На этом посту он прослужил четыре с половиной года.

Свидетельством серьёзного отношения к вопросам народного образования стала его полемическая статья о методах и принципах преподавания Л. Н. Толстого под названием «Теория и практика яснополянской школы», которая была напечатана уже в 1862 году2. Этот серьёзный труд обратил внимание руководства Министерства народного просвещения и помогла молодому и одарённому педагогу быстро продвинуться по службе. Вскоре он становится членом учёного комитета МНП.

В 1865 году Е. Л. Маркова назначили директором Симферопольской гимназии и народных училищ Таврической губернии3. На этих постах он прослужил до 1870 года и ярко проявил себя, о чём подробнее будет сказано ниже.

Оставив директорские посты в Крыму, Е. Л. Марков отправился в страны южной Европы, а в 1871 году поселился в своём имении в Курской губернии. В 70-х годах ХIX века он не оставил литературную, общественную и педагогическую деятельность. В этот период Е. Л. Марков возглавил Щигровскую земскую управу, избирался губернским и уездным гласным, стал одним из инициаторов создания Курской земской учительской школы (позднее учительская семинария) и реального училища. В начале 80-х годов Е. Л. Марков был непременным членом Щигровского уездного по крестьянским делам присутствия. Вскоре его пригласил к сотрудничеству в «комиссиях сведущих людей» по питейному и переселенческому делу только что назначенный министр внутренних дел Н.П. Игнатьев. Позже он был назначен одним из шести лиц, для защиты разработанных в этих комиссиях проектов в заседаниях Государственного совета.

С 1887 года Е. Л. Марков поселился в Воронеже, где был назначен управляющим Воронежским отделением Государственного дворянского земельного банка и председателем (а позже и управляющим) местного отделения Крестьянского поземельного банка. Не прошло и года, как Е. Л. Марков стал действительным членом Воронежского губернского статистического комитета. О его плодотворной работе в этой структуре свидетельствует тот факт, что в январе 1891 года Е.Л. Маркова избрали почётным членом этого комитета, каковым он оставался вплоть до своей кончины. Известно, что он был и действительным членом Таврической и Воронежской учёных архивных комиссий, а последнюю и возглавил с декабря 1900 года.

В конце ХIX – начале ХХ века Е. Л. Марков активно сотрудничал в известных периодических изданиях Российской империи литературного и просветительского направления. Среди тех, где он публиковал свои сочинения, необходимо отметить «Журнал министерства народного просвещения», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства», «Голос», «Одесский вестник», «Дело», «Русскую речь», «Русь», «Русское обозрение», «Новое время», «Труды Воронежской учёной архивной комиссии», «Воронежский телеграф», «Филологические записки», «Кавказ».

Е.Л. Марков – автор ряда отдельных книг, среди которых стоит упомянуть наиболее значимые: «Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы», выдержавшие пять изданий (1872, 1884, 1902, 1911, 1995), «Барчуки. Картины прошлого» (1875), «Чернозёмные поля» в 2-х томах (1878), «Берег моря» в 2-х частях (1880), «Учебные годы барчука» (1901). Характерно, что в 1877 году вышло отдельное собрание сочинений Е.Л. Маркова в двух томах, в которых он поместил свои публицистические, критические и педагогические работы, а также описание своих многочисленных путешествий.

Умер Е.Л. Марков 17 марта 1903 года в зените славы. После отпевания 19 марта гроб с телом покойного был отправлен для погребения в имение Курской губернии. Но его незаконченные дела упорядочили и завершили верные друзья и товарищи. Они продолжили публикации сочинений Е. Л. Маркова.

Для данной работы особый интерес представляет краткий, но очень насыщенный динамичными событиями крымский период жизни и деятельности Е.Л. Маркова. Он приходится на период с 1866 по 1870 год. Как уже говорилось выше, в 1865 году его назначили директором Симферопольской мужской гимназии и народных училищ Таврической губернии. На эту должность он был переведён из Тулы4. Как отмечал А.И. Маркевич, «назначение его совпало с введением нового устава гимназий 1864 г., когда Симферопольская гимназия была преобразована в классическую с одним древним, но удержала прежнее право считать обязательным оба новые языка». В начале следующего года он отправился в Симферополь. «Я первый раз познакомился с Крымом в начале 1866 года»,– писал позже Е. Л. Марков.

На посту директора народных училищ Таврической губернии Е.Л. Марков проявил себя как блестящий и энергичный организатор, энтузиаст развития образования. При его непосредственном руководстве было улучшено учебное дело в уездных училищах. Будучи активным приверженцем принципов профессионального образования, Е.Л. Марков добился открытия при этих учебных заведениях ремесленных отделений.

Он всеми силами стремился развивать систему народного образования и расширять сеть начальных школ. Во время руководства Е. Л. Марковым губернскими учреждениями МНП активизировался процесс открытия народных училищ.

Директор народных училищ понимал важность женского образования в России вообще и в Таврической губернии в частности. Под непосредственным влиянием и благодаря убедительным доводам Е.Л. Маркова в Симферополе было открыто женское училище 1-го разряда. Через непродолжительное время это динамично развивавшееся учебное заведение было преобразовано в женскую министерскую гимназию, тем более, что к этому времени был подписан соответствующий устав учебных заведений от 30 июля 1871 года. А на первых порах Е.Л. Марков помогал молодому учебному заведению в организации учебного процесса, делился методикой преподавания и апробированными на практике дидактическими принципами. Об энтузиазме директора свидетельствует тот факт, что он и его коллеги по мужской гимназии бесплатно проводили занятия в женском училище Симферополя.

На поприще реформирования и развития народного образования губернии Е.Л. Марков «приобрёл скоро известность во всей Тавриде».

Его заботами был возрождён закрытый было в 1863 году гимназический пансион. Ему удалось разыскать необходимые для этого средства, и эта важная для иногородних учащихся структура Симферопольской гимназии была восстановлена.

Зная сложности, связанные с поступлением детей в гимназию, Е.Л. Марков предложил создать при этом учебном заведении подготовительный класс. Его убедительные доводы произвели необходимое впечатление на руководство Таврического губернского земства. Вскоре оно выделило достаточную сумму, которой хватило для содержания подготовительного класса гимназии, назначения жалования учителям русского языка.

Кроме того, Е.Л. Марков выдвинул идею создать для учителей начальных народных учебных заведений специальные педагогические курсы при подготовительном классе5. Он добился дополнительного финансирования этого важного для развития народного образования губернии мероприятия. Педагогические курсы для народных учителей профинансировало Таврическое земство. Занятия на курсах велись под непосредственным руководством самого Е. Л. Маркова, который составил и методические указания народным учителям о ведении преподавания в школах6.

Будучи высокообразованным человеком, прогрессивным педагогом и знающим профессионалом, Е. Л. Марков был блестящим организатором учебного дела в Симферопольской гимназии. Он был справедлив и строг как для преподавательского персонала, так и для учащихся и воспитанников гимназии7. По отзывам современников, Е.Л. Марков «умел вселить к себе чувство глубокого уважения, энергию и любовь к делу и оставил по себе самые приятные воспоминания, которые сохранились до сих пор»8.

В период руководства гимназией Е. Л. Маркову удалось капитально перестроить здание гимназии, улучшить учебные помещения9. При его непосредственном участии в 1867 году была открыта церковь для питомцев Симферопольской мужской гимназии.

Научным результатом его педагогической деятельности в Таврической губернии было издание ряда интересных исследований, посвящённых актуальным вопросам народного образования. Свои размышления о путях развития отечественной педагогики и судьбе народного образования он раскрывает в статье «Признаки старой болезни в нашей педагогике». Для исследователей национальных аспектов развития народного образования в Таврической губернии важны две малоизвестные работы Е. Л. Маркова «Отчёт о действиях особой комиссии, учреждённой для рассмотрения и обсуждения вопроса об устройстве образовательной части у крымских татар, составленный по поручению г. попечителя Одесского учебного округа директором училищ Таврической губернии» и «Материалы по вопросу об образовании крымских татар, извлечённые из дел Таврической дирекции училищ и других местных источников директором Таврических училищ». О важности двух последних работ свидетельствует тот факт, что они были помещены в «Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев» (1869). Характерно, что они были опубликованы накануне принятия известного документа «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев, высочайше утверждённые 26 марта 1870 года»10. Как известно, они десятки лет регламентировали развитие народного образования, в частности тюрко-мусульманских народов Российской империи.

1 Фадеев А.Д. Марков Е.Л. // Труды Воронежской учёной архивной комиссии.– Воронеж, 1904.– Вып. 2, отд. 1.– С.1.

2 Марков Е.Л. Теория и практика яснополянской школы // Собрание сочинений.– СПб, 1877.– Т. 2.– С.337 – 390.

3 Литвинов В.В. Евгений Львович Марков // Памятная

книжка Воронежской губернии на 1904 год.– 1904.– Отд.ІІІ.– С. 108.

4 ГААРК, ф. 100, оп. 1, д. 1097.

5 Там же, д.1353

6 Там же, д.6

7 Там же, д. 129, 134, 135

8 [Коньков П. В.] Марков Евгений Львович [16. 9 (8.10) 1835] – [17 (30). 3 1903] // Очерки Крыма. Марков Евгений Львович (биографический очерк). Библиография. Примечания к тексту книги. Исправления.– Симферополь: Таврия, 1995.– С.2.

9 ЦГААРК, ф.104, оп.1, д.121

10 Инородческие и иноверческие училища.– СПб: Изд. Г. Фальборка и В. Чарнолусского, 1903.– С.15 – 23.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconРезник В. И. Исторические и гигиенические аспекты возникновения и...
Еской губернии существовало всего 111 школ, в 1871году их уже было 200. С 1871 г по 1880 год в губернии было создано вновь 199 школ,...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconШуклина С. А. система начального образования таврической губернии в начале ХХ века
На правительственном уровне шел поиск мер по приведению системы местного самоуправления в соответствие с существованием представительских...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconЛогинов С. В. Протестантизм таврической губернии в контактах с православием и светской властью
России, но и за ее пределами – в государствах Центральной и Западной Европы, поскольку именно они часто служили источником пополнения...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconДундук Н. Ф., Кузьмина Л. Л. Профессиональные учебные заведения таврической...
Хх века общее число учебных заведений различных уровней и типов достигло немногим более 2 тысяч, а по относительному числу учащихся...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconПравовой статус мировой юстиции таврической губернии по судебной реформе 1864 года
Учреждение судебных установлений (2, с. 32-82; 4, с. 300-310), Устав уголовного судопроизводства (4, с. 120-151), Устав гражданского...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconНоскова И. А. Внутренняя миграция болгарского населения крыма во...
Россию было прекращено1 и дальнейший рост болгарского населения в Крыму происходил в основном за счет естественного прироста и переселения...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconАбибуллаева Д. И. Из истории народного образования крымских татар в 19 в
Между тем этот вопрос представляет особый интерес и важность для более глубокого изучения просвещения как источника духовного и интеллектуального...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Влияние философии просвещения на социально-политическое развитие Франции XVIII века

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconВторая Родина
«королей» России, дослужившись в области предпринимательства и на поприще народного просвещения до чина действительного статского...

Маршал Л. А. Е. Л. Марков и развитие народного просвещения в таврической губернии iconУрок первый
Краткая характеристика эпохи Просвещения, ее искусства и культуры. Классики марксизма-ленинизма о культуре эпохи Просвещения. Жизнь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<