Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»




Скачать 113.8 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Дата публикации19.07.2013
Размер113.8 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Міністерство освіти і науки України

Донецька міська Рада Донецької області

Донецька загальноосвітня школа ступенів № 7
Реализация программы «Дистанционное образование»

«Программа «Комплекс»
Урок русского языка в 3 классе
Тема:





Подготовила учитель начальных классов

Василиади Е.В.

Возможная дата проведения: январь 2011 года

Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цель:

  • Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, познакомить с общим лексическим значением имён существительных,

  • Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, мышление, внимание, речь.


Оборудование:

  • дидактические игры,

  • карточки для индивидуальной работы,

  • мультимедийная доска, слайды, снежинки


Ход урока
I.Организационный момент. Слайд №2

- Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились!

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
II. Подготовка к изучению нового материала.

1.Слово учителя с элементами фронтальной беседы


- Сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в умении распознавать слова, относящиеся к именам существительным. Сейчас проведем игру.

Задание:

а) - Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите имя существительное. Слайд №3


б) - Теперь давайте вспомним, что вам известно об имени существительном. Итогом ответов на вопросы должно стать ваше определение этой части речи.

- Каждый из вас работает самостоятельно, вставляя нужные слова.

Слайд №4



-Дайте чёткое определение имени существительному.

-Запишите:

  • Число

  • Классная работа

  • Тема «Имя существительное»


2.Проверка знаний:

а) Минутка чистописания

-На наших уроках мы учимся не только отвечать на вопросы, анализировать, рассуждать и говорить, но и красиво писать. Поэтому сейчас – минутка чистописания.
Слайд №5

Дунул ветер и наш

снежный ком распался

на множество снежинок.
с с с с

б) Орфографическая минутка с предварительной подготовкой

Задание:

-Прочтите народную примету.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая орфограммы.

-Устно подбирайте проверочные слова.
Слайд №6

Записать на доске:

Если з*мой звёзды кажутся очень бл*стящими – к хол*ду, летом – к ж*ре.



-Покажите букву, которую вставили в слово «зимой». Докажите.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Над каждым словом, кроме двух (если, очень) надпиши части речи, которые вы знаете.

- Сколько среди слов имён существительных?

- Чем они отличаются от глагола?
в) Словарная работа – игра «Четвёртый лишний».

Слайды №7-8

-А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний»

^ Записать на доске:
Осень, зима, январь, лето
Задание:

-Какой частью речи являются эти слова? Почему?

-Определите, какое слово лишнее. Почему?

-Подберите к нему ещё два, чтобы

получилась смысловая группа,

-Запишите слова в тетрадь, в столбик.

В каком порядке предлагаете записать

слова?

(орфографическое проговаривание)
Декабрь [ ]

Январь [ ]

Февраль[ ]

Задание:

-Какой частью речи являются эти слова?

-Сделать звуко-буквенный анализ слова самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

-Ребята первого ряда анализируют слово «декабрь», а у доски работает …

(У доски работают по одному человеку от ряда)
г) Словарная работа. Отгадывание загадок.
Слайды №9-11


Задание:
-Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово. Новое слово является именем существительным.

З

S

J

R

N

А

I

А

Г

W

К

Y

G

А

F

Д




З

S

J

R

N

А

I

А

Г

W

К

Y

G

А

F

Д


- Отгадайте загадки, слова – отгадки запишите.
^ Бабушка седая,

Добрая такая,

Все поля одела

Одеялом белым. (зима)

Не видать его нигде,

Он рисует на стекле:

Серебряные горы,

Серебряный здесь город,

^ Серебряную ёлку,

Серебряного волка. (мороз)




Без рук, без ног,

А ворота открывает. (ветер)
На дворе – горой,

А в избе – водой. (снег)
Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

^ Сели и растаяли

На моей ладошке. (снежинки)
Дед и баба не ленились

Зимой на славу потрудились.

Из зимнего комочка

Слепили себе дочку.

Кто догадлив, подскажи,

Имя девы назови. (Снегурочка)
Задание:

- Что объединяет записанные слова?

- Поставьте ударения, выделите орфограммы.

- Прочтите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
-Как проверить безударную гласную в корне слова?

- На какие две группы можно разделить эти слова?(Однокоренные и одушевленные и неодушевленные).Назовите однокоренные слова.

-Почему эти слова мы называем однокоренными? Разберите эти слова по составу.

(С комментированием по «цепочке»)
Слайд № 12
Снег, снежинки, Снегурочка.
-Придумайте предложение со словом «Снегурочка».

-Запишите его, разберите по членам предложения и частям речи – самостоятельно с последующей взаимопроверкой .

(У доски работает один человек)
Зимой Снегурочка весело забавлялась с подружками.
-Назовите грамматическую основу.

-Каким членом предложения обычно бывает имя существительное?
^ 3.Физминутка «Зимой» Слайд № 13
Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

III. Изучения нового материала

^ 1.Работа с пословицей. Слайд № 14
-Прочтите пословицу:

Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.
- Как понимаете эту пословицу?

Каждый человек, и мы в том числе должны оставить после себя добрый след в жизни.
-К какой части речи относятся подчёркнутые слова?
Слайд № 15
-В русском языке есть слова, которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. Такие слова называются отвлечёнными именами существительными. Помимо этого имена существительные могут обозначать ещё и





явления природы: гроза, ураган.

действия: бег, вязание.
^ 2.Работа в парах по карточкам с последующей фронтальной проверкой.
Слайд №16

-А сейчас у каждого из вас будет возможность поработать в парах. Вместе и дело спориться лучше. Положите перед собой карточки.

-Выпишите имена существительные.

-Не забывайте, определяя части речи, правильно рассуждать:

  • Что обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

(Дети в парах работают на разноуровневых карточках.)

Ленивый, доброта, скука, снегопад, прыжок, ненастье, сладкий, вязание, стукнуть, удар, метель, бегать, бег, пение, лень, скука.
Задание:

  • Прочтите имена существительные, обозначающие явления природы.

  • Прочтите имена существительные, обозначающие действия.

  • Как отличить имя существительное от слов других частей речи?


-Дайте полный ответ на вопрос «Что обозначают имена существительные?»

^ 3. Фронтальная работа с использованием иллюстративного материала.

-Объясните схему. Слайд № 17



^ 4.Физминутка. Слайд №18

 Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

 
^ 5.Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой «по цепочке».

«Играем в прятки» Слайд №19
У реки росла рябина.

А река текла, рябила.

Посредине – глубина.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется пескарь.

Задание:

  • Прочтите стихотворение.

  • Потом внимательно, как сыщики, просмотрите, найдите имена существительные среди других слов и запишите их.

  • Дайте характеристику каждого слова по алгоритму:


Записать на доске: Слайд №20


    1. Что обозначает?

    2. На какой вопрос отвечает?

    3. Одушевлённое – неодушевлённое.

d. Собственное – нарицательное .

Это морфологические признаки имени существительного.

IV. Домашнее задание. Слайд № 21

1. -А сейчас сядем рядком, навострим ушки. Самое время сказку сказывать.

-В некотором царстве, в некотором государстве, на море - океане, на острове Буяне растёт дуб зелёный, под дубом бык печёный, у него в боку нож точёный, сейчас ножик вынимается, и сказка начинается.

А это ещё не сказка, а только присказка. А кто мою сказку будет слушать, тому соболь и куница, прекрасная девица, сто рублей на свадьбу, пятьдесят – на пир.

-Да вот беда. Видно придётся сказку лишь завтра сказывать.


- Дома каждый попытайтесь составить

свою зимнюю сказку. А потом мы создадим

свой сборник произведений устного

народного творчества, который так и

назовём «Зимняя сказка».


^ 2. Самостоятельная работа с последующей проверкой в парах и выборочным чтением вслух

.

-А чтобы дома легче работалось, мы подготовительную работу начнём прямо сейчас.

Задание:

    1. Составить предложения.

    2. Составить зимнюю сказку, используя эти слова:


зима снег снеговик

ребята школа игра


    1. В предложениях подчеркните имена существительные.


V. Фронтальная беседа.

  • Что мы называем именем существительным?

  • Что могут обозначать имена существительные?

  • Что ещё можем сказать, характеризуя имена существительные?


Оценивание детей.



VI.Рефлексия.
Вы сегодня потрудились?

Да!

Не шумели, не ленились? МОЛОДЦЫ

Да!

Вы творили чудеса?

Да!

Вы хорошие ребята?

Помолчите, не кричите!

Я сама отвечу: да, да, да!
-У каждого из вас на партах лежат снежки. Те, кому было интересно на наших посиделках, подарите мне свой снежок. (Прикрепляют на доску)

Смотрите, какая великолепная горка у нас получилась! МОЛОДЦЫ!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе ф
«Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно,...

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное»
...

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconТема 1: «имя существительное» Чтоназывается именем существительным?
Имя существительное это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка в 7 классе Тема: Глагол как часть речи: общее...
Тема: Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок в 6 классе Тема Имя прилагательное как часть речи. Качественные,...
Тема Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка в 5 классе. Учитель
Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского...

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconКонспект урока русского языка в 9-ом классе Тема: Использование сложносочиненных...
Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка 10-А, 10-б классы Тема: Имя прилагательное как...
Вы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)                                                Под...

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи....
Эмоциональная подготовка к уроку. Посмотрите на своих соседей, улыбнитесь, возьмитесь за руки, передайте теплоту своего сердца своему...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<