Скачать 113.8 Kb.
|
Міністерство освіти і науки України Донецька міська Рада Донецької області Донецька загальноосвітня школа ступенів № 7 Реализация программы «Дистанционное образование» «Программа «Комплекс» Урок русского языка в 3 классе Т ![]() ![]() ![]() ![]() Подготовила учитель начальных классов Василиади Е.В. Возможная дата проведения: январь 2011 года Урок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи» Цель:
Оборудование:
Ход урока I.Организационный момент. Слайд №2 ![]() - Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились! Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке. II. Подготовка к изучению нового материала. 1.Слово учителя с элементами фронтальной беседы - Сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в умении распознавать слова, относящиеся к именам существительным. Сейчас проведем игру. Задание: а) - Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите имя существительное. Слайд №3 ![]() б) - Теперь давайте вспомним, что вам известно об имени существительном. Итогом ответов на вопросы должно стать ваше определение этой части речи. - Каждый из вас работает самостоятельно, вставляя нужные слова. Слайд №4 ![]() ![]() -Дайте чёткое определение имени существительному. -Запишите:
2.Проверка знаний: а) Минутка чистописания ![]() Слайд №5 Дунул ветер и наш снежный ком распался на множество снежинок. с с с с б) Орфографическая минутка с предварительной подготовкой Задание: -Прочтите народную примету. -Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая орфограммы. -Устно подбирайте проверочные слова. Слайд №6 Записать на доске: Если з*мой звёзды кажутся очень бл*стящими – к хол*ду, летом – к ж*ре. ![]() -Покажите букву, которую вставили в слово «зимой». Докажите. -Как проверить безударную гласную в корне слова? -Над каждым словом, кроме двух (если, очень) надпиши части речи, которые вы знаете. - Сколько среди слов имён существительных? - Чем они отличаются от глагола? в) Словарная работа – игра «Четвёртый лишний». Слайды №7-8 -А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний» ^ Осень, зима, январь, лето Задание: -Какой частью речи являются эти слова? Почему? -Определите, какое слово лишнее. Почему? - ![]() получилась смысловая группа, -Запишите слова в тетрадь, в столбик. В каком порядке предлагаете записать слова? (орфографическое проговаривание) Декабрь [ ] Январь [ ] Февраль[ ] Задание: -Какой частью речи являются эти слова? -Сделать звуко-буквенный анализ слова самостоятельно с последующей взаимопроверкой. -Ребята первого ряда анализируют слово «декабрь», а у доски работает … (У доски работают по одному человеку от ряда) г) Словарная работа. Отгадывание загадок. Слайды №9-11 Задание: -Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово. Новое слово является именем существительным.
- Отгадайте загадки, слова – отгадки запишите. ^ Добрая такая, Все поля одела Одеялом белым. (зима) Не видать его нигде, Он рисует на стекле: Серебряные горы, С ![]() ^ Серебряного волка. (мороз) ![]() Без рук, без ног, А ворота открывает. (ветер) На дворе – горой, А в избе – водой. (снег) ![]() ![]() ^ На моей ладошке. (снежинки) Дед и баба не ленились Зимой на славу потрудились. Из зимнего комочка Слепили себе дочку. Кто догадлив, подскажи, Имя девы назови. (Снегурочка) Задание: - Что объединяет записанные слова? - Поставьте ударения, выделите орфограммы. - ![]() -Как проверить безударную гласную в корне слова? - На какие две группы можно разделить эти слова?(Однокоренные и одушевленные и неодушевленные).Назовите однокоренные слова. ![]() (С комментированием по «цепочке») Слайд № 12 Снег, снежинки, Снегурочка. -Придумайте предложение со словом «Снегурочка». -Запишите его, разберите по членам предложения и частям речи – самостоятельно с последующей взаимопроверкой . (У доски работает один человек) Зимой Снегурочка весело забавлялась с подружками. -Назовите грамматическую основу. -Каким членом предложения обычно бывает имя существительное? ^ М ![]() Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались. А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. III. Изучения нового материала ^ -Прочтите пословицу: Добрый человек и после смерти оставляет добрую память. - Как понимаете эту пословицу? Каждый человек, и мы в том числе должны оставить после себя добрый след в жизни. -К какой части речи относятся подчёркнутые слова? Слайд № 15 -В русском языке есть слова, которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. Такие слова называются отвлечёнными именами существительными. Помимо этого имена существительные могут обозначать ещё и ![]() ![]() явления природы: гроза, ураган. действия: бег, вязание. ^ Слайд №16 -А сейчас у каждого из вас будет возможность поработать в парах. Вместе и дело спориться лучше. Положите перед собой карточки. -Выпишите имена существительные. -Не забывайте, определяя части речи, правильно рассуждать:
(Дети в парах работают на разноуровневых карточках.) Ленивый, доброта, скука, снегопад, прыжок, ненастье, сладкий, вязание, стукнуть, удар, метель, бегать, бег, пение, лень, скука. Задание:
-Дайте полный ответ на вопрос «Что обозначают имена существительные?» ^ -Объясните схему. Слайд № 17 ![]() ^ ![]() Повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! ^ «Играем в прятки» Слайд №19 У ![]() А река текла, рябила. Посредине – глубина. Там гуляла рыбина. Эта рыба – рыбий царь, Называется пескарь. Задание:
Записать на доске: Слайд №20
d. Собственное – нарицательное . Это морфологические признаки имени существительного. IV. Домашнее задание. Слайд № 21 1. -А сейчас сядем рядком, навострим ушки. Самое время сказку сказывать. -В некотором царстве, в некотором государстве, на море - океане, на острове Буяне растёт дуб зелёный, под дубом бык печёный, у него в боку нож точёный, сейчас ножик вынимается, и сказка начинается. А это ещё не сказка, а только присказка. А кто мою сказку будет слушать, тому соболь и куница, прекрасная девица, сто рублей на свадьбу, пятьдесят – на пир. -Да вот беда. Видно придётся сказку лишь завтра сказывать. ![]() - Дома каждый попытайтесь составить свою зимнюю сказку. А потом мы создадим свой сборник произведений устного народного творчества, который так и назовём «Зимняя сказка». ^ . -А чтобы дома легче работалось, мы подготовительную работу начнём прямо сейчас. Задание:
зима снег снеговик ребята школа игра
V. Фронтальная беседа.
Оценивание детей. ![]() VI.Рефлексия. Вы сегодня потрудились? Да! Не шумели, не ленились? МОЛОДЦЫ Да! Вы творили чудеса? Да! Вы хорошие ребята? Помолчите, не кричите! Я сама отвечу: да, да, да! -У каждого из вас на партах лежат снежки. Те, кому было интересно на наших посиделках, подарите мне свой снежок. (Прикрепляют на доску) Смотрите, какая великолепная горка у нас получилась! МОЛОДЦЫ! ![]() |
![]() | «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно,... | ![]() | ... |
![]() | Имя существительное это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? | ![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе |
![]() | Тема: Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | ![]() | Тема Имя прилагательное как часть речи. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные |
![]() | Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского... | ![]() | Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала |
![]() | Вы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.) Под... | ![]() | Эмоциональная подготовка к уроку. Посмотрите на своих соседей, улыбнитесь, возьмитесь за руки, передайте теплоту своего сердца своему... |