Скачать 94.32 Kb.
|
![]() в 5 классе по теме «Звуки речи» Учитель русского языка и литературы 2 категории Константиновской общеобразовательной школы I-III ступеней Аблаева Афизе Севдиновна 2012/2013 учебный год Цель урока:
Оборудование: презентация, мультфильм, карточки с заданиями, раздаточный материал, тесты, карточки, учебник. Ход работы
Просмотр видеофрагмента звуки леса Что вы услышали? (Услышали звуки леса) Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас. Человек даже изобрёл аппараты, которые передают звуки.
Этот предмет есть почти у каждого человека. С помощью этого предмета люди могут общаться на расстоянии. Прежде чем происходит общение, человек слышит гудки ( Телефон) слайд 2 Этот предмет необходим артистам и ведущим. С помощью этого предмета звук становиться громче. Этот предмет дает возможность донести звуки на большие расстояния (Микрофон) слайд 3 Это записывающее устройство, при помощи которого мы можем услышать сказанное много раз. Это устройство может быть отдельным предметом, а может быть и функцией в вашем телефоне. Это предмет необходим в работе журналиста. (диктофон) слайд 4 Молодцы ребята, вы угадали все слова, посмотрите внимательно на экран, что между ними общего? Что их объединяет? (часть слова – фон) Давайте попробуем составить предложения с этими словами. Молодцы, а как вы думаете, что обозначает часть слова фон Слайд 5 - Фон – это греческое слово. Как вы думаете, что оно обозначает?( Звук.) - В русском языке один из разделов науки о языке в своём названии тоже содержит часть слова фон. Назовите этот раздел. ( Фонетика) - Что он изучает? ( Звуки речи) слайд 6 - Звуки речи. А на какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные) Совершенно верно^ 7 Ребята, пока вы записываете тему, я возьму треугольник и напишу ее на нем. Что напоминает вам этот предмет (крышу) Ребята, крыша дома должна держать на стенах, а знаете, что стены, состоят из кирпичиков, сегодня мы с вами должны построить для наших гласных и согласных звуков домик, который будет состоять из кирпичиков-знаний. Мы можем уже положить первый кирпичик, на котором записано определение фонетики. (5 мин)
Среди этих звуков есть два особенных. Это звуки о и э, они не произносятся в безударном положение. Ребята сейчас вы узнаете, что у гласных звуков при произношении есть сильная и слабая позиция. Посмотрите на экран. Слайд 9 Сильной позицией при произношении гласных в слове является ударная позиция, а слабой - безударная. Второй кирпичик Перед вами пары слов, посмотрите, пожалуйста, в каком случае гласная в корне находится в сильной, а в каком - в слабой позиции слайд 10 Моряк-море Волна-волны Синеть-синий Смотреть-смотрит ^ Все верно, гласные в корне слов из первого столбика находятся в слабой позиции, так как они безударные, а вот гласные в корне слов из второго столбика находятся в сильной позиции, так как они на них падает ударение. (3 мин)
Ребята, скажите, что за орфограмма сейчас оказалась перед вами. Правильно эта орфограмма называется «Безударная гласная в корне слова». Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова? Поставить ее в сильную, то есть ударную позицию, подобрав к данному слову однокоренное. Перед вами слова. Подберите к ним проверочные. Третий кирпичик ^ Белеет-белый Ночной-ночь Тихонько-тихо Доброта-добрый Веселый-весел Лесник-лес Листопад-листы (5 мин) запись в тетрадь и работа у доски
Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится? Слайд 11 -о-и- --ы-а о-о--о -о-о-а Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные: Слайд 12 д –м-к к р-ш- -к-ш-к ф-рт-чк- А теперь догадались? Наверняка. Какие звуки важнее для понимания речи? Подумайте и объясните, почему вы так считаете? Слайд 13 (Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове) ^ (3 мин)
Посмотрите на второе окошко. В нем живут согласные звуки. Как вы думаете это все согласные звуки? Сколько пар звуков пред вами (11 пар) б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к, мягкие: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к. В русском языке 11 пар глухих и звонких согласных. Слайд 14 Но сеть и непарные глухие согласные ц, ч, х, х (посмотрите в форточку). Посмотрите, у нашего домика есть еще и труба. Туда забрались непарные сонорные согласные й, р, л, м, н СОНО́РНЫЙ, сонорная, сонорное (от ·лат. sonorus - звучный) (линг.). О согласных звуках: такой, в котором голос преобладает над шумом, напр. р, л, м, н в отличие от шумного. Давайте откроем учебник на странице 98 и 99 и посмотрим таблицу, которая классифицирует звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Читаем правило из учебника. Проводим эксперимент с глухими - звонкими ^ Согласные звуки образуют пары по глухости-звонкости, мягкости-твердости, но есть еще непарные глухие согласные, и непарные звонкие (сонорные). (5 мин)
Ребята, чтобы запомнить классификацию согласных звуков предлагаю вам посмотреть на экран. Сейчас мы из предложенного стихотворения должны будем выбрать слова, которые 1 в-начинаются на гласный звук 2 в начинаются на согласный звонкий звук 3в начинаются на согласный глухой 4в начинаются на сонорный ^ Улетят на юг все птички, детки мчатся на каток. Снег, веселье, лед и радость - начался переполох! Кто-то вот упал тут сразу, йод намазал и вперед! Посмотрите, у нас накрапали капельки, но, кажется, зима у нас никак не соберется, до Нового года еще есть время, ведь по старому календарю сегодня у нас только первый день зимы, и мы будем надеяться, что все же выпадет снег, а пока погода снова хмуриться и капельки накапали нам лужицы, в каждую лужицу вы наклеите слово, которое соответствует указанному заданию. 1-ая лужица: слово начинает на гласный звук (одевайте, улетят) 2-ая лужица: слово начинается на согласный звонкий звук (детки, веселье) 3-ая лужица: слово начинается на согласный глухой звук (снег, каток) 4-ая лужица: слово начинается на сонорный звук (рукавички, мчаться, йод) 5 мин
Хлопнули: а, о, у, и, э, ы Топнули: б-п, в-ф, д-т,з-с,ж-ш Присели: м-мь, б-бь, п-пь, р-рь, с-сь Повернулись вокруг, если сонорый :р, л, м, н, й(5 мин) . (5 мин)
У согласных звуков тоже есть сильная и слабая позиция. Звонкая согласная находясь в конце слова или перед глухим согласным –оглушается, сильной позицией для согласных звуков является позиция перед гласными, а также перед сонорными Слайд 19 Шестой кирпичик (см. на первое окошко и трубу) Зуб-зубы Ложка-ложечка ^ Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Согласные звуки а конце слов находятся в слабой позиции, мы не можем увидеть их пока не поставим в сильную, т.е не изменим слово таким образом, чтобы следом за согласным шел гласный или сонорный звук. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки! Для того, чтобы подписать слова правильно подберите к слову проверочное таким образом, чтобы согласная, которая была в слабой позиции , оказалась в сильной закрываем экран запись в тетрадь и работа у доски (5 мин)
Ответы: 1 вариант 1В 2В 3А 4А 5А 2 вариант 1Б 2А 3Б 4Б 5Б
Слайд 21- Вывод. В русском языке 6 гласных звуков и 36 согласных. Гласные звуки образуются только при помощи голоса, а согласные при помощи голоса и шума ^ Дополнительные задания? Слайд 21, 22 IV.Итоги Посмотрите, какой домик мы построили с вами для наших гласных и согласных звуков. Давайте еще раз посмотрим, из каких кирпичиков он состоит, тем самым закрепим изученный сегодня материал.( 5 мин)
С. 98-99 учить правило, упр.153 Дополнительные задания 1. Игра «Кривое зеркало» Возьмите в руки карточку со словом, у кого-то в классе есть карточка с этим же словом, но в нем кривое зеркало изменила этот согласный звук на его звонкую или глухую пару, таким образом, слово приобрело совершенно другое значение. Найдите отражение своего слова, и укажите чередующеюся в нем звонкую –глухую пару согласных звуков. зуб – суп. (Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бас-пас, дом-том. рок-род, мог-мок, лес-лез) Молодцы, ребята, вы нашли свое отражение. А теперь скажите пожалуйста, били ли среди вас такие пары слов, которое только пишутся по розному, а произносятся одинокого. Да. Тогда сделайте шаг вперед. Как ты думаешь почему буква на конце слова мог и буква з на конце слова лез при произношении дают в конце слова звук [к].[с]. Это связано с тем, что у согласных есть тоже сильная и слабая позиция ^ Когда-то в детстве мы с подругой увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружила письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думала, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровала его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные. Приглашаю тебя на свадьбу дочери. ^ Бока. Соя
«Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий». Ребята получают карточки с согласными звуками. Подходят к домику и называют их. Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки. Давайте назначим хозяина теремка. Буквы клеятся на дверь (5 мин) ^ Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит. I голос – коза – злой – жаль – жить – сиять – II кора – кол – твоих – шалость – пить – пас |
![]() | Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой | ![]() | Развитие умения различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делить слово на слоги |
![]() | Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,... | ![]() | Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,... |
![]() | Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие... | ![]() | При изучении фонетики в 5 классе перед учителем ставятся следующие задачи: показать 1 назначение звуков речи в языке, 2 их смыслоразличительную... |
![]() | ![]() | Антарктида и Антарктика. Географическое положение. История открытия и исследования | |
![]() | Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Применение производной функции»; развивать логическое мышление,... | ![]() | Цель: Учить различать звуки с – з изолированно. В слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначить их на письме |