Скачать 66.45 Kb.
|
Усеинов Т.Б. Религиозно-суфийская литература Крымского ханстваМусульманская религиозная литература распространилась в Крыму вместе с исламом. Данная литература ставит перед собой целью популяризирование мусульманского мировоззрения и образа жизни. Самыми первыми, известными сегодняшнему литературоведению, религиозными произведениями крымских татар считаются поэмы Али (...-1232) и Махмуда (XIII-XIV) на одну и ту же кораническую историю любви «Юсуф-у Зелиха» («Юсуф и Зулейха»). В средние века понятие образование неразрывно связано с понятием религиозное образование, которое главной своей целью определяет изучение священной книги мусульман – Корана. Однако неправильным будет воспринимать учебный процесс в образовательных заведениях разных уровней лишь как сугубо теологический. Напротив, в многочисленных медресе и мектебе изучается целый ряд светских наук: алгебра, физика, химия, астрономия, история, география, искусство слова... Религиозное образование ставит целью как выпуск специалистов в области теологии – имамов мечетей, шейхов, судей, которые впоследствии займут руководящие посты в государстве, так и воспитание простого народа в духе мусульманского мировосприятия. Религиозная же литература является важным фактором, способствующим данному процессу. Рассмотрим вопрос об истории зарождения и распространении суфийских взглядов на территории полуострова. «Суфизм, мистическое течение в исламе, зародившееся в VIII веке на территории современного Ирака и Сирии... Основы учения суфизма заложены в IX веке египтянином Зу-н-Нун аль Мисри и багдадцем Абу Абдаллах аль-Мухасиби» [5, с. 98]. В первые века существования суфизма он преследовался ортодоксальным мусульманским духовенством. Однако к XI-XII векам ситуация кардинальным образом изменяется. Благодаря реформаторской деятельности аль-Газали (1058-59-1111гг.) суфизм впервые легализуется в мусульманском обществе. «Система Газали во многом явилась философско-теологическим формулированием монотеистического суфизма. Объединив его с умеренным ортодоксальным исламом, Газали выступил фактическим его реформатором» [1, с. 629]. Впервые появившись в IX веке и широко распространившись в X-XI веках по всему мусульманскому миру, институт теке или ханака, то есть обители странствующих суфиев, начинает выполнять целый ряд функций, порой не имеющих общих черт: мечети, караван-сарая и т.д. «Ханака сосуществуют с мечетями и местами индивидуальной религиозной практики, в которых проживают, никуда не перемещаясь и занимаясь духовным подвижничеством, отшельники и аскеты. В ханака какое-то время живут, молятся, поминают Бога и обмениваются духовным опытом. В этой же атмосфере происходит выработка специальных терминов суфийского пути» [7, с. 110]. Наконец, обители дервишей исполняют в этот период очень важную функцию - культурного центра, «донося до широкой публики не только суфийские, но и общемусульманские духовные ценности, способствуя тем самым успешному распространению ислама в его суфийской форме» [7, с. 111]. Расцвет суфийской мысли в Османской империи и в Крымском ханстве как неотъемлемой культурной их составной необходимо связывать с именем великого суфия, этнического перса – Джелялед-дина Руми (1207-1273 гг.). Переехав в 1220 году в Конью он прожил тут до конца своей жизни. «Здесь же были написаны лирический диван и ряд суфийско-философских трактатов» [4, с. 363], в которых наиболее полно была изложена концепция мистической любви. Его шеститомная поэма «Месневи-и манави» («Назидательная маснави»), написанная в конце его жизни, также содержит толкование основных положений суфизма. Впоследствии она стала «настольной книгой» суфиев Причерноморья. Согласно Руми, «возвеличение человека совершенного и составляет подлинное содержание концепции о самоуничтожении человека путём слияния с Богом (фана) и одновременно самоувековечения (бака) при прощании с бренным миром... Благодаря своему моральному самосовершенствованию он, реальный человек, чувствует себя не рабом, а частицей Бога, он самоотождествляется с Богом, то есть тем самым обожествляется, становится человеком с большой буквы...» [2, с. 587]. В городе Конья, впоследствии, великий мистик создал суфийскую общину мевлеви, которая в короткий срок стала столь популярной в османском и крымском обществе, что правители данных государств вынуждены, были считаться с позицией последователей Румипри решении тех или иных общественных и политических вопросов. Кроме мевлеви в пределах империи существовало множество и других суфийских орденов, среди которых можно упомянуть бекташи и накшбандия. Неизменной спутницей суфизма на протяжении всего средневековья являлась суфийская литература, представляющая собой «совокупность разноязычных произведений, выражающих и проповедующих идеи суфизма» [6, с. 99]. В короткий срок суфизм и суфийская литература становятся широко известными и почитаемыми на всём мусульманском Востоке, а также в Крыму. При просмотре творчества известных дворцовых арабских, персидских и тюркоязычных поэтов средневековья можно отметить, что поэтическое наследие подавляющего большинства из них претерпело, в той или иной степени, влияние суфизма. Популярность суфийской литературы объясняется отчасти и тем, что она даёт на тот исторический момент несоизмеримо большие возможности экспериментировать, затрагивать вольнодумные мотивы, творить свободно от общепринятых литературных канонов, какими порой чрезмерно закабалена, к примеру, светская поэзия и проза. К тому же суфийские авторы свободно используют в творчестве мотивы из фольклора и без того близкие и знакомые простому народу. Часты обращения поэтами суфийской литературы к тематике освещения жизни и деятельности шейхов и рядовых суфиев, в том числе «вхождения ими в экстатические состояния, потери сознания, даже летального исхода в результате прослушивания айатов из Корана» [7, с. 202]. В рамках суфийской литературы появляются сатирические произведения, в которых поэты позволяют себе критику беспорядков, творящихся в обществе, раскрывают главные пороки – тиранию и насилие «сильных мира сего» и прославляют духовное превосходство. Религиозная литература и суфийская литература – взаимодополняющие друг друга понятия, и их необходимо воспринимать как единую традицию, которая не может быть рассматриваема вне ислама. Тематика, система образов, язык данной литературы обнаруживаются и в других литературных течениях. Это позволяет говорить о духовной близости её как по отношению к высшим слоям общества, так и к народным массам. В средневековой крымскотатарской литературе религиозно-суфийского направления чаще используются стихотворные формы дворцовой поэзии. «В большинстве, начинаясь с буквы «элиф» [первая буква арабского алфавита-У.Т.], данные произведения пишутся в следующих формах поэзии: касиде, месневи, газель, кыта, рубаи, терджи-бенд, теркиб-бенд» [3, с. 121]. Разнообразен и тематический спектр религиозной-суфийской литературы. Выделим, по семантической направленности, следующие из них: МЕВЛЮД – произведения, посвящённые рождению пророка Мухаммеда. В большом количестве они сочинялись как в духовной среде, так и среди простого народа. Большой количественный показатель приводит в заблуждение некоторых исследователей, которые ставят знак равенства между религиозной литературой и мевлюдом. ТЕВХИД – произведения, проповедующие единство Всевышнего и постулаты мусульманской веры. ИЛЯХИ – стихотворные произведения, наполненные любовью к Всевышнему, называемому Возлюбленный, желанием сблизиться и раствориться в Нём. Традиционно иляхи исполняются под разнообразные вариации мелодий. МУНАДЖАТ – форма поэзии, несущая семантическую нагрузку обращения, просьбы к Всевышнему. ЭСМАУЛЬ-ХУСНА – произведение, в содержании которого используются и освещаются девяносто девять имён Аллаха. Близка по содержанию к вышеотмеченной другая форма религиозно-суфийской литературы – ЭСМА-И НЕБИ. НААТ – восхваляющее разностороннюю красоту Всевышнего произведение. «Поэты [религиозно-суфийской литературы-У.Т.], служа религиозному течению, не стремятся к каким-либо материальным благам... Брать за свои произведения вознаграждение или завоевывать славу – это не цель данных поэтов... Всё, что они ждут от своих стихов – моральный, духовный, внутренний, а также потусторонний загробный успех...» [8, с. 479]. Однако ошибочно будет считать, что авторами данной литературы являются лишь поэты-дервиши Крымского ханства или же лица, связанные с религиозно-духовной жизнью общества. Такие, как Мудами (...-1540 г.) [9, с. 32], Бакайи (...-1591 г.) [9, с. 38], Афифеддин Абдулла эфенди (...-1640 г.) [9, с. 70], Абдул Азиз Афиф-заде (...-1640 г.) [9, с. 116] и другие. Напротив, проще перечислить крымскотатарских поэтов Средневековья, чьё творчество не претерпело влияния религиозных и суфийских идей. Поэты дворцовой литературы, а также народные сказители искусно использовали суфийскую символику и религиозную терминологию. Рассматривая развитие религиозно-суфийской литературы в Крымском ханстве, нельзя говорить о каких-либо периодах в истории данной литературы по подобию, к примеру, дворцовой литературы (предклассическая, классическая и т.д.). Данная литературная традиция, будучи близка к человеческой натуре, вне зависимости от её социального положения, имела место во все века, развивалась и распространялась примерно с одинаковой интенсивностью как в раннее средневековье, так и в более поздний период. Литература
|
![]() | В данной статье мы коснемся некоторых аспектов историографии отношений молодого Крымского ханства с его соседом генуэзской Кафой,... | ![]() | |
![]() | Германия поддержала планы Милли-Фирки о восстановлении крымского ханства под германским протекторатом: а да; б нет | ![]() | От Византийской империи к Крымскому ханству. От Крымского ханства к Российскому Крыму. Крым в составе Украины. Изменения в этническом... |
![]() | Детский городок «лукоморье музей мармелада Музей советского детства Музей индейской культуры Стоимость: взр. 205 грн дет. 185 грн.... | ![]() | Рождество Вы увидите красивейшие ландшафты Южного берега Крыма, познакомитесь с экзотическими уголками полуострова, бывшими дворянскими... |
![]() | Озбекское ханства. С этого момента начинается борьба между Казахским и Ногайским государствами за политическое влияние среди казахских... | ![]() | Сколько их там, на Востоке этих «блогов»? Капля в море. Это вообще не революция в европейском понимании, скорее – некое религиозно-мистическое... |
![]() | Приглашаем Вас принять участие в международной научной конференции “xiiі востоковедческие чтения А. Крымского”. Конференция состоится... | ![]() | Комплекс входит: Мечеть,некрополь Крымских Хан-Гиреев, Соколиная Башня, Портал «Алевиза», Зал Дивана, Малая дворцовая мечеть, Золотой... |