Скачать 193.52 Kb.
|
Закарпатський угорський інститут ім. Ф. Ракоці ІІ Вступний іспит із російської мови 2013 року Вступительный экзамен по русскому языку 2013 года Вступительный экзамен по русскому языку для абитуриентов, которые поступают на основе полного среднего образования, проводится в виде тестовых заданий. Абитуриент должен показать: - орфографическую и пунктуационную грамотность, - знание соответствующих правил и культуру речи, - знание теории русского языка в пределах приведенной ниже программы. Абитуриенту предлагаются специальные задания с несколькими вариантами ответов, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания и выбрать только один правильный ответ. Задание считается выполненным, если абитуриент выбрал ответ и обозначил его (требуется обвести его кружочком ). За правильное выполнение задания в зависимости от уровня сложности можно получить 1, 2, 3 балла. ^ Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки письма. Алфавит. Слог. Основные правила переноса. Ударение. Гласные ударные и безударные, их произношение и обозначение на письме. Основные орфоэпические нормы. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. ^ Слово и его роль в языке. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашеные слова; диалектные слова; профессиональные слова и термины. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы). Фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидности фразеологизмов. ^ Корень, суффикс, префикс и окончание - значимые части слова (морфемы). Основа слова. Однокоренные слова. Изменение и образование слов. Способы словообразования. Сложные и сложносокращённые слова. Правописание корней, префиксов и суфиксов. Правописание сложных слов. ^ Имя существительное Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род. Число. Склонение имён существительных. Типы склонения имён существительных. Правописание имён существительных. ^ Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Правописание имён прилагательных. ^ Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные (обозначающие целые числа, дробные, собирательные) и порядковые. Числительные простые и составные. Склонение числительных. Правописание имён числительных. Местоимение Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений. Глагол Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределённая форма (инфинитив). Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное). Время глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени) глаголов. I и II спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Правописание глаголов. Причастие Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия, их образование. Причастный оборот. Правописание причастий. Деепричастие Деепричастие как особая форма глагола: общее значение; морфологические признаки, синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Деепричастный оборот. Правописание деепричастий. Наречие Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Предлог Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке. Использование в речи предлогов-синонимов. Правописание предлогов. Союз Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов. Частица Частица как служебная часть речи. Употребление частиц в речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Правописание частиц. Междометие Междометие как часть речи, его назначение. Знаки препинания при междометиях. ^ Словосочетание. Предложение Словосочетание, его назначение в языке. Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Знаки препинания в простых предложениях (в конце простого предложения). ^ Главные и второстепенные члены предложения Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Приложение как разновидность определения. Виды обстоятельств (по значению). Сравнительный оборот. Знаки препинания в простых предложениях (тире между подлежащим и сказуемым). ^ Односоставные простые предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащего (назывные), их роль в языке. ^ Неполные предложения, их роль в языке. Употребление неполных предложений в диалоге, а также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных повторений. Знаки препинания в простых предложениях (тире в неполных предложениях). ^ Однородные члены, их роль в предложении. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в простых предложениях (запятая между однородными членами; двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами). ^ Обращение, его назначение в языке. Нераспространённое и распространённое обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения), их роль в языке. Знаки препинания в простых предложениях (знаки препинания при обращении; знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях)). ^ Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены , их роль в предложении. Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Знаки препинания в простых предложениях (знаки препинания при обособленных членах предложения). ^ Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной. Цитата как способ передачи чужой речи. Диалог. Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитатах. ^ Сложное предложение и его признаки. Роль сложного предложения в языке. Сложное предложение без союзов и с союзами, с сочинительной и подчинительной связью. Сложносочинённое предложение; его строение и средства связи в нём. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. ^ Сложноподчинённое предложение, его строение и средства связи. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, сравнительные, причины, следствия, цели, условия, уступки). Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. ^ Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между его частями. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. ^ Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, знаки препинания в нём. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. ^ Понятие об общении и речи, об адресате речи. Виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Диалогическая и монологическая речь; устная и письменная речь. Основные правила общения, речевой этикет. Тема и основная мысль высказывания. Текст, его основные признаки; деление текста на абзацы. Стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, художественный, публицистический. Сфера использования каждого из них. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Предложенные варианты заданий дают возможность абитуриентам составить представление о структуре, форме и уровне сложности заданий. Во время подготовки к экзаменам рекомендуется использовать учебники по русскому языку с грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки Украины» 2003 -2007 года издания. ^ Задание считается выполненным, если абитуриент выбрал ответ и обозначил его (требуется обвести его кружочком ). ^ 1. В каком ряду все слова записаны в алфавитном порядке: А) вечный, второй, воевать, выпить, веселье; Б) тетрадь, театрал, теория, творец, тюбик; В) осторожный, остров, острота, острый, осуществить; Г) аргумент, аргонавт, агроном, агент, аренда. 2. Звуки [ч], [й] в русском языке : А) всегда твёрдые; Б) всегда мягкие; В) бывают твёрдые и мягкие. ^ А) пр.слать, пр.школьный, пр.нимать, пр.морский; Б) пр.красный, пр.ступник, пр.милый, пр.рвать; В) пр.добрый, пр.шить, пр.открыть, пр.быль; Г)) пр.ветствие, пр.мудрость, пр.зидент, пр.вкус. ^ А) ра.писание, ра.твор, ра.дать, ра.лить; Б) ра.давить, ра.молвка, ра.вести, ра.жечь; В) ра.положение, ра.чистить, ра.сыпать, ра.свет; Г) ра.стение, ра.двоение, ра.свет, ра.мыть. ^ А) счасливый, лучший, обидчивый, грусный; Б) сонечный, чудесный, шуточный, костлявый; В) чувствительный, радосный, счастливый, боязливый; Г) сердце, местный, честный, завистливый. ^ А) принцип, порция, ножницы, цыган, цифра; Б) амбиция, цыплёнок, цыркуль, спици, цынк; В) акация, спецыи, овци, продукция, цитрус; Г) композиция, скворцы, милиция, огурци, цырк. ^ А) немецкий, украинский, казаский, ткацкий; Б) французский, парижский, пражский, будапештский; В) польский, румынский, молодецкий, вражешкий; Г) венгерский, француский, воронеский, чехский. ^ А) моё, подъём, передаёшь, ожог, шёлк; Б) твойо, ёжик, поёт, пошол, ехать; В) втроём, встаёт, шолковый, лён, слёзы ; Г) объём, вдвоём, сжог, лёгкий, жосткий . ^ А) група, касса, ванная, килограмм, колектив; Б) миллион, тонна, трасса, класс, бессмысленно; В) грипп, грамм, милиард, грамматика, аппетит; Г) маса, класический, мистика, рассвет, математика . ^ А) об. езд, с . есть, об. явление, под. ём; Б) с . ехать, тол . ко, об. ект, ин . екция; В) двух . язычный, об. ятия, об . яснить, бел . ё; Г) необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение . ^ А) д . лина, ср . внить, д . леко, ог . род, обг.реть; Б) р . ждение, зд . ровый, р . дной, к . рова, р.стение; В) с . поги , ск . чать, вд . ли, з . рница, к.тать; Г) зд. рово, уд.брение, ук.лоть , скольк., в.дитель . ^ А) ящ . к, м . чта, нап . вать, в . ршина, б. рёза ; Б) опт . мист, л . ловый, д . пломат, к . пяток, п. сьмо ; В) б . седа, с . зон, экзам . н, лаб . ринт, т. атр; Г) с. дина, в. черний, вып. вать, ц. ник, ц.нник . ^ А) ужас. ный, мес. ный, опас . ный, рес . ницы ; Б) лес . ница, грус . ный , шес . надцать, завис . ливый ; В) чувс . во, словес . ный, ровес . ник, блес.нуть; Г) вес.ник, происшес.вие, прелес.ный, воскрес.ный . ^ А) окно, волк, соловей, огонь, Павел, воротник ; Б) огонь, дневник, апельсин, отец, календарь, Василий ; В) Георгий, завод, человек, соль, пирожок, воробей; Г) Яков, день, честь, воин, боль, терловоз. ^ А) ребёнок, Мария, дядя, вишня, лиса, подруга; Б) солнце, сахар, Ольга, воля, озеро, полоса; В) смородина, душа, книга, станция, акция, кухня; Г) сирота, плакса, трудяга, ябеда, дитя, Слава . ^ А) зерно, голос, парень, дерево, ружьё, семья; Б) платье, окно, здоровье, кресло, озеро, зеркальце; В) радость, жильё, железо, детство, время, село. Г) пение, полотенце, молоко, имя, золото, весть. ^ А) зелёный, громкий, первый, деревянный, синь; Б) зазеленела, огромный, здоровье, крепкий, очевидно; В) радостный, живой, железный, детский, сельский; Г) столовая, весело, единственный, счастливый, тонкий . ^ А) сто, второй, пятнадцать, девяносто, восемьсот, семь ; Б) первая, единица, двадцать, тысяча, двойник, четырнадцать; В) раз, триста, тридцать, десятый, миллион, семьсот; Г) тысяча, пятёрка, пятьсот, пятачок, одинокий, двести. ^ А) наш, по-моему, кое - где, другой, тихо, тут ; Б) я, нам, какая-нибудь, давай, этот, зато, ; В) себя, каждый, кто-то, милый, ничто, как; Г) мы, твоего, все, меня, они, никто, нечто . ^ А) седьмой, десятый, триста, миллионный - имена числительные ; Б) синий, зелёный, ласковый, внимательный - имена существительные ; В) разлитый, приехать, копировать, читая - местомения Г) зелень, синева, чернила, белизна - имена прилагательные. ^ А) в, из-за, зато, с, который, чтобы , как - союзы; Б) на, для, по, у, из, около, возле - частицы ; В) неужели, пусть, не, ни, даже, бы, же - предлоги; Г) если, что, когда, потому что, но, где – союзы; . ^ А) И жить торопится и чувствовать спешит. Б) Будешь книги читать – будешь всё знать. В) Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт. Г) Кто не работает – тот не ест. ^ А) Наступил вечер, жалюзи были опущены, свет включён. Б) За прогнозом метеорологов завтра ожидается дождь. В) В сухом и чистом воздухе пахнет гречихой. Г) Утром было прохладно, к обеду потеплело. ^ А) Потерянную вещь найти непросто. Б) Жители выкопали эти растения и стали разводить их в своих садах. В) Трое сыновей собрались выслушать последнюю волю отца. Г) Спят журавли обычно стоя, заложив голову под крыло. ^ А) Ослепительные тугие облака похожие на белогрудых лебедей плыли в просторном небе . ^ В) Издавна люди рассказывали о таинственных местах которые манили всех любопытных Г) Сверкнула молния раздался гром порывистый ветер наклонил деревья. ^ А) Я начал собирать книги ещё с пятого класса . Б) У меня скопилось столько книг что они едва помещаются на полках . В) Книги оказались и по нынешний день в числе моих самых верных и надёжных друзей; Г) Читаешь интересную книгу и забываешь обо всём на свете. ^ А) Диалог это одна из форм речи в которой происходит обмен высказываний. ^ В) Монолог обращён к слушателям и читателям а обращение к самому себе называют внутренним монологом Г) Беседу нескольких лиц лингвисты назвали полилогом . ^ А) Дети выросли им надо серьёзно учиться . Б) Взойдёт красно солнышко и прощай светел месяц. В) Водой холодной обтирайся если хочешь быть здоров. Г) Родители всегда в ответе за поведение и поступки детей. ^ А) Туристы свернули в лес который тянулся до реки . Б) Опушка леса была небольшая но славилась обилием грибов. В) Погода была ужасная ветер выл хлопьями падал мокрый снег Г) Речка окруженная берёзовой рощей плыла величаво. ^ А) Выражение «сизифов труд» происходит от имени героя древнегреческого мифа, который был наказан за оскорбление богов. Б) Наказание состояло, в том что он должен был вкатывать на гору огромный камень. В) Как только Сизиф достигал вершины горы, камень скатывался вниз, и так повторялось каждый раз. Г) Поэтому, когда мы говорим об утомительной и безрезультатной работе, мы вспоминаем о Сизифе. 31.Указать правильное объяснение пунктуации в предложении: Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией и многие современники разделяли его точку зрения.А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. Б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. ^ А) чаша, чаща, чашевидный, чаще, чашечка; Б) отрез, отрезать, отрезной, отрезок, отрезание; В) сад, детсад, садить, саженец, сажень ; Г) учения, учёба, учить, учесть, выученный. ^ А) Корову ловят за рога, людей – за язык. Б) Отвечает, когда его не спрашивают. В) Мелет с утра до вечера, а послушать нечего. Г) Язык мой – враг мой. ^ А) Разрешите с вами познакомиться . Б) Я хотел бы с вами познакомиться . В) Давайте познакомимся ! Г) А кто вы такой? ^ Получив начальное домашнее образование в Москве, А) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге. Б) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. В) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге. Г) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей. ^ А) (По)этому пути давно не ездили, (от)того дорога поросла густой травой. Б) Мой друг, так(же), как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать . В) Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными. Г) Что(бы) запомнить правило, надо несколько раз прочитать его, выучить наизусть и выполнить несколько упражнений на одно и то(же) правило . 37. Указать , каком примере НЕ со словами пишется слитно: А) Многие рукописи (не)расшифрованы. Б) В книге (не)хватало нескольких страниц. В) Нам (не)доставало терпения и опыта. Г) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег. 38. Указать, в каком ряду все слова пишутся через дефис: А) (по)крепче, где(то), (чуть)чуть ; Б) (по)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как ; В) (по)товарищески, (сине)зеленые, как(нибудь) ; Г) тихо(тихо), как(бы), (по)прежнему . ^ А) В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета. Б) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную. В) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей. Г) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран. 40. Указать грамматически правильное продолжение предложения: Получив аттестат, А) нас направили на работу. Б) мне была вручена награда. В) многие из нас планировали поступать в высшие учебные заведения. Г) все учителя советовали мне продолжать учебу. 41. Указать слово, значение которого определено неправильно: А) Путешествие – поездка по стране или дальним странам; Б) Опыт – то,что даёт нам практика, прожитая жизнь; В) Медленный – такой, какой движеться , изменяется постепенно; Г) Благодарный – человек, который благодарит кого-нибудь. ^ А) Сегодня был (не)настный день. Б) Брат приехал (не)один, а вместе с другом . В) (Не)счастье преследовало нашего героя. Г) Ты (не)охотно ответил на мой вопрос. ^ А) гуманный – человечный, человеколюбивый; Б) монолог – обращённая к себе или к зрителям речь; В) псевдоним – вымышленное имя; Г) демократия – пропаганда, направленная против войны. ^ А) 2851 – две тысячи восемьдесят один, 61 – шестнадцать, 12 – двенадцать; Б) 22 – двадцать два, 204 – двасто четыре, 16 – шестнадцать, 600 – шестьсот; В) 333 – триста тридцать три, 1569 – одна тысяча пятьсот девять, 7 – семь; Г) 17 – семнадцать, 41 – сорок один, 56 – пятьдесят шесть, 108 - сто восемь ^ Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки. ^ Б) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую; В) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения; Г) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие. ^
^ В чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. (По В. Пелихову.) 1. Объектом высказывания данного текста являются понятия: А) общество, человек, жизнь; Б) добро, любовь, мудрость; В) дружба, братство, патриотизм; Г) дети, родители, семья. ^ 3. Текст написан в форме: А) высказывания одного человека; Б) беседы двух лиц; В) беседы нескольких лиц; Г) монолога. 4. Главная мысль текста заключается в предложении: А) Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Б) Надо быть патриотом, а не националистом. В) Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов; Г) А добро — это прежде всего счастье всех людей. ^ 6. Автор высказывает мысль, что человек: А) является центром любви и дружбы; Б) любя своих родных, ненавидит чужих ; В) должен любить недостатки своего любимого; Г) должен бороться с недостатками своего любимого. 7. Указать, в каком предложении есть слова – антонимы: А) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Б) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. В) Надо быть патриотом, а не националистом; Г) Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. 8. Заключительный вывод автора утверждён в предложении : А) Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Б) Любовь должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. В) Любовь не должна быть слепой. Г) Надо быть патриотом, а не националистом. 9. Данный текст может иметь заглавие: А) Учимся любить . Б) О любви и дружбе. В) Большая цель добра . 10. Текст написан в стиле: А) научном; Б) художественном; В) публицистическом; Г) научно- публицистическом. |
![]() | Вступительный экзамен по русскому языку для абитуриентов, которые поступают на основе полного среднего образования, проводится в... | ![]() | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки... |
![]() | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных на письме. Знаки... | ![]() | Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,... |
![]() | Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,... | ![]() | При изучении фонетики в 5 классе перед учителем ставятся следующие задачи: показать 1 назначение звуков речи в языке, 2 их смыслоразличительную... |
![]() | Понятие о фонетике. Звуки речи: гласные и согласные (Поняття про фонетику. Звуки мовлення: голосні І приголосні) | ![]() | Понятие о фонетике. Звуки речи: гласные и согласные (Поняття про фонетику. Звуки мовлення: голосні І приголосні) |
![]() | Цель: учить различать звонкие и глухие согласные, развивать навыки звуко-буквенного анализа, фонематический слух, воспитывать любовь... | ![]() | Развитие умения различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делить слово на слоги |