Скачать 95.49 Kb.
|
Учитель Краматорской общеобразовательной школы I-III ст. №11 Донецкой области ![]() Урок русского языка в 10 классе Тема урока: Особенности языковых средств официально-делового стиля Цели урока: систематизировать знания учащихся о стилях речи, их особенностях, усвоить языковые средства официально-делового стиля, развивать умения и навыки работы с текстом, использовать на практике полученные знания, формировать речевую культуру, вырабатывать потребность в правильном отборе языковых средств в личной практике Оборудование: тексты различных стилей на партах у учащихся, тексты для коррекции, таблица, слайдовая презентация по теме Тип урока: комбинированный ^ Шаблоны, формы и стандарты, Характер речи именной. На стилистической представлен карте Стиль официально-деловой. Здесь выражения безличны, И рассуждений долгих нет. Все фразы очень лаконичны, Напоминают трафарет. И деловые отношенья Построить грамотно всегда Помогут фразы-выраженья, Давайте вспомним их, друзья! Ход урока: ^ Мысли можно выразить и изложить по-разному. Всё зависит от того, для кого и с какой целью мы говорим и пишем. Каждый человек должен уметь составить и написать заявление, доверенность, автобиографию, протокол, характеристику, план работы, правильно заполнить анкету. Для этого необходимо знать языковые особенности официально-делового стиля. Сначала предоставим слово учащимся-филологам, которые расскажут из истории возникновения этого стиля. II.Филологи: Документы – свидетели протекания жизни. Древний правитель договорился с жителями города о размере дани; дань уплачена, а он вновь её требует, хочет больше. Человек взял в долг у другого несколько баранов, а возвращает двух, уверяя, что таков был договор. Нет записи, нет документа – и спор решается силой. Поэтому одни из первых возникают документы делового характера, оттачивающиеся веками. Так ещё во времена инков узелковое письмо позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции. С помощью письма ацтеки записывали размеры дани, получаемой с покорённых племён, вели календарь. В городе Фест на Крите был найден диск, содержание которого толкуется как документ о спортивных состязаниях. В итоге характерные черты выделяют официально- деловой из книжных стилей своей стабильностью, замкнутостью, стандартизованностью. ^ Я расскажу вам, каковы особенности этого сухого, но точного языка. Для всех форм делового письма обязательно строгое соответствие литературной норме: недопустимо использование лексико-фразеологических средств разговорного, просторечного характера, диалектных слов, нелитературных вариантов, разговорных синтаксических конструкций. Официально-деловой стиль не терпит экспрессивных элементов: оценочной лексики, высоких или сниженных слов, образных выражений. Обратимся к таблице:
Синтаксические особенности официально-делового стиля состоят в частом употреблении: 1.простых предложений (как правило, повествовательных, личных, распространенных, полных). Вопросительные и восклицательные предложения практически не встречаются. ^ 2.использованием предложений с большим числом слов, что обусловлено: 1)распространенностью предложений; очень часты, например, конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм: Назначение заместителя начальника цеха «термообработки металла». 2)обилием предложений с однородными членами (их число даже в линейно записанных фразах может достигать двадцати и более); типа …постановляет. 1.Определить…а)… б)… в)…; 3.Активное использование страдательных конструкций типа; предоставляется возможность…, комиссией было обнаружено… и безличных форм, 4.Использование нетипичных для других языковых стилей способов словоизменения, например развитие форм множественного числа у отвлеченных существительных. Весьма специфичны такие способы управления, как закончить строительством, принять с хорошим качеством. 5.Использование односоставных безличных предложений, преимущественно со значением повеления, необходимости. ^ 6.Употребление сложных предложений. По желанию клиента банк может конвертировать полученную для перевода валюту, в которой ведется счет получателя. На фонетическом уровне недопустимы неправильные ударения, нелитературное произношение. Для лексики официальной речи характерно употребление только книжных лексических единиц: 1.терминов (свидетель, ответчик, вкладчик); 2.слов-канцеляризмов (надлежащий, вышеуказанный); 3.деловых штампов (передать в соответствующие инстанции). Слайдовая презентация по теме (прилагается) ^ 1)Работа с классом. «Микрофон». - Отличительные черты официально-делового стиля от других? Выводы записываем в тетрадь: «Главное- детальность, точность, стандарт». ^ Определите стиль речи текста. Текст 1 Подруга спросила меня, какая в Голландии осень. Я даже растерялась немного, бросила все и начала писать. А пока писала, забыла, что именно ей адресую письмо, и получилось что-то об осени, о любви, о жизни. Осень – мое любимое время года. Люди говорят, что осень- это меланхолия и чуть ли не депрессия. А мне все видится совсем не так. Если разделять все времена года и «назначать» их, то у меня получилось бы следующее: зима – для работы; весна – для любви; лето – для семьи; а осень – осень для самого себя, для души. Текст 2 Смена времен года обусловлена движением Земли по орбите вокруг Солнца и наклоном ее оси вращения к плоскости орбиты, которые приводят к тому, что в один период года Солнце освещает больше Северное полушарие, в другой – Южное. Осень – время года, продолжающееся в Северном полушарии с момента осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния. (Из учебника) Текст 3 И вот сентябрь! Замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зеркале зыбком вод Неверным золотом трепещет. (Е. Баратынский) Текст 4 Объявление С 15 по 20 сентября 2010 года в вестибюле школы будет организована фотовыставка ученических работ «Краски осени». Приглашаем принять участие учащихся 5-11 классов. По вопросу оформления работ просим обращаться в оргкомитет. Авторы лучших работ будут награждены специальными призами. Совет школы ^ . Исправьте ошибки: Большинство времени уходило на составление отчетов. В течение долговременного периода идет оформление документов. Сегодня библиотека закрыта благодаря инвентаризации. Ваше согласие играет для меня большое значение. Благодаря наводнению люди остались без крова. Большое значение в деле повышения спортивной работы играют систематически проводимые зимние спартакиады школьников. Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях. Благодаря сильным заносам автобусное движение временно прекращено. ^ Изучив на уроке основные языковые особенности официально-делового стиля, постарайтесь применить свои знания на практике. - Познакомимся с текстом художественной литературы. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки Вопросы к тексту:
- Преобразуйте данный текст художественного стиля в официально-деловой. Предполагаемый ответ: Министерство ЧС Украины Управление МЧС в г. Краматорске Штормовое предупреждение По сообщению гидрометеоцентра в юго-восточных областях Украины ожидается ухудшение погодных условий в виде обильных снегопадов. В связи с этим руководителям предприятий:
Начальник МЧС г. Краматорска 15.01.2013 г. Пилипенко М.И. Знакомство с научным текстом. Плавунчики – мелкие (со скворца или меньше) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Определитель птиц.)
В тексте было описание? Чем можно заменить словесное описание? (Фото, рисунок). - Преобразуйте данный текст научного стиля в официально-деловой. Предполагаемый ответ: Отчёт о работе кружка юных орнитологов Кружок «ЮО» работает в школе с 01.09.12 г. по настоящее время. Согласно плану работы кружка в октябре – декабре проводились мероприятия: 1.Изучение литературы о водоплавающих птицах; 2. Фото «Плавунчики в природе»: 3. Рисунки с натуры. Доклад по первому вопросу подготовил Петренко В.А.(прилагается). Фотоальбом приготовлен к выставке Мининой А.С. Рисунки выставлены в школьной библиотеке для учащихся начальных классов. Руководитель кружка СтепаненкоТ.С. Знакомство с текстом разговорного стиля. Однажды ночью… Представьте себе. Сижу за рулем «Волги». Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел…котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.
Каков же жанр? (Протокол опознания). - Преобразуйте данный текст разговорного стиля в официально-деловой. Предполагаемый ответ: Краматорский ГО УМВД ОМ№2 Протокол для опознания и передачи домашнего животного его владельцу Составлен 12.12.12 г. Я, участковый инспектор Иваненко Л.П., находился на дежурстве 12.12.12 г.в 0 ч.45 мин. В ОМ№2 обратился гражданин Снегирёв Г.Т., который пояснил следующее:
12.12.12 г. Иваненко Л.П. С моих слов записано верно, мною прочитано Выполнение работы учащимися. Проверка выполненных работ (три текста на доске с трансформацией текста). Самооценка учащихся. Объяснение ощибок. ^ Представьте, что ваш школьный товарищ заболел, и вы пришли его проведать и сообщить домашнее задание по русскому языку. Расскажите ему, что вы изучили на уроке об официально-деловом стиле. V.Итог урока «Микрофон». – Продолжите фразу: «На уроке я узнал…, или я запомнил…, или я обратил внимание…». VI.Домашнее задание:
- жанр текста; - цель его использования; - характерные черты; - языковые особенности. 3.Составить папку деловых документов, необходимых для дальнейшего продолжения учебы ( примеры заявления, автобиографии, резюме). |
![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе | ![]() | Цель: повторить основные признаки официально-делового стиля, развивать коммуникативные навыки, формировать имидж делового человека,... |
![]() | Формирование у учащихся умение писать сочинение на общественно важную тему; показать особенности языковых средств публицистического... | ![]() | Представляются архитектура средств, реализующих контроль применения стиля, и результаты экспериментальных исследований программных... |
![]() | ![]() | Изучить теоретические аспекты вопроса Речь, этикет и имидж делового человека, определить роль и значение делового общения в жизни... | |
![]() | Ой общества и проявляется в языковых и речевых различиях, которые характерны для представителей различных социальных слоев и групп.... | ![]() | Проанализирована психологическая реакция на слоганы, рекламные тексты, имена марок, брэнды. Отмечена необходимость выработки корпоративных... |
![]() | Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с... | ![]() | Особенности делового взаимодействия. Отношения с руководством, коллегами, представителями проверяющих органов |