Скачать 76.3 Kb.
|
Роды литературыЭпос - род литературы, изображение действительности в котором основано на воспроизведении хода событий из жизни персонажа, развертывающихся в пространстве и времени. Организующую роль в эпосе играет повествование: носитель речи сообщает о событиях как о прошедших, завершившихся к моменту рассказа о них. Лирика - род литературы, объектом изображения которого становится сам создатель произведения со своим внутренним миром, идеями, чувствами, переживаниями, в то время как события внешнего мира, породившие эти переживания, отодвигаются на второй план. ^ род литературы, представляющей действие, развертывающееся в пространстве и времени, через прямое слово персонажа (монологи и диалоги). Драматические произведения предназначены для сценической постановки. В отличие от эпоса события в драме разворачиваются в настоящем времени прямо на глазах у зрителя. ^ Эпические Басня – небольшое повествовательное произведение аллегорического (иносказательного) характера с прямо сформулированным моральным выводом. Былина – произведение устной народной поэзии о героических событиях, богатырях и народных героях. Миф – повествование о деянии богов, героев, демонов, духов и проч. Цель мифа – объяснить человеку его место в мире, его связь с высшими силами, показать священный характер мироздания, в этом его отличие от сказки, легенды. Новелла – малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом. В центре сюжета новеллы – неординарная ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя. Повесть – прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющим раскрыть психологический мир героя. Рассказ – малый прозаический жанр, представляющий один, реже - несколько эпизодов из жизни героя или ограниченного круга действующих лиц. Роман – крупный повествовательный жанр, в котором повествование сосредоточено на формировании и развитии личности в ее отношениях с окружающим миром. Роман предполагает изображение многочисленных событий, большого количества персонажей, широкой картины объективного мира. Роман-эпопея – масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Сказка – произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленных событиях. Фэнтэзи – жанр сказочно-фантастической прозы, предполагающий изображение воображаемого мира. Эпопея - масштабное эпическое произведение, изображающее события, представляющие общенациональный исторический интерес. Лирические^ торжественное произведение, прославляющее бога, отечество, монарха, выдающихся государственных лиц и их деяния. Послание – лирическое произведение в форме письма к реальному или вымышленному лицу. Стансы – элегическое стихотворение, написанное обычно четверостишиями, каждое из которых выражает законченную мысль и отделяется от следующего интонационно (паузой) или пунктуационно (точкой). Элегия – лирическое стихотворение медитативного характера, чаще всего – лирический монолог, содержанием которого является неспешное философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому. Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, чаще всего обращенное против конкретного лица. Лиро-эпическиеБаллада – небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания. Поэма – крупное сюжетное стихотворное произведение, воспроизводящее интимный мир человека и объективную действительность в их соотнесенности. Драматические^ пьеса с острым конфликтом, который обращен к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим, и затрагивает, прежде всего, отношения человека со средой, трагический финал. Комедия – жанр, в котором характеры и действия представлены в смешных формах, рассчитаны на создание комического эффекта. Комедия предполагает осмеяние не должного, не соответствующего норме. Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый, неразрешимый конфликт, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя или его жизненных ценностей. Фарс – все комические детали преувеличенны. Водевиль – забавная история с музыкой ни о чем. ^ Композиция – взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т.е. построение художественного произведения. Конфликт – противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. ^ ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель. Фабула – цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. ^ Экспозиция – изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия – завязки и развития конфликта. Завязка – событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения. Развитие действия – ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом. Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта. Развязка – заключительный эпизод в развитии конфликта и действии литературного произведения. ^ Лирическое отступление – фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосредственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную позицию автора. Пролог – вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию. Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения. Эпилог – заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, о событиях их жизни, произошедших после завершения сюжетного действия. ^ Тропы (троп – употребление слова в переносном значении) Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал». Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков». Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок». Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи, золотыми звездами в снег». Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.) «Мундиры голубые». Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры. «Зима недаром злится, пришла ее пора – весна в окно стучится и гонит со двора». Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Лев – царь зверей». Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, ед.ч. вместо мн.ч. Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них с помощью другого. Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. ^ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи). Анафора (стилистический повтор) – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Параллелизм – параллельное повторение строчек конструкции. Антитеза – противопоставление. ^ пропуск союзов между однородными членами придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убывании значимости. Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. ^ намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. «Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. «Грустная радость». Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мертвые трупы». ^ оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. ^ построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. ^ тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста. «Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла». Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога, страннику – дорога». Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». ^ Силлабическое стихосложение – система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. «Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали, (13 слогов) Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали. (13 слогов) ^ система, основанная на одинаковом количестве ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. «Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке». ^ система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Регулярно повторяющееся в стихе сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой. Размеры силлабо-тонического стихаХорей – двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на 1-й слог. Ямб – двусложный размер, в котором ударение падает на 2-й слог. Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 1-й слог Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 2-й слог. Анапест - трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-й слог. Пиррихий – облегченная стопа. |
![]() | Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок | ![]() | Цель: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества: скороговорках, пословицах, поговорках, загадках; развивать... |
![]() | Статья посвящена психологическому анализу влияния сказок на духовное развитие детей дошкольного возраста | ![]() | Работа состоит из двух уроков, объединённых одной темой сказка и двух презентаций к урокам |
![]() | В этих понятиях и во многих других случаях литературное произведение и его элементы рассматриваются в связи с художественным методом... | ![]() | С 797 Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер с англ. М& Генезис, 2001. — 192 с |
![]() | А. С. Пушкин Сказка (О рыбаке и рыбке, Сказка о Царе Салтане, Сказка о Мёртвой царевне и семи богятырях) | ![]() | Сказки народов мира «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Василиса Прекрасная», «Лиса и рак», «Журавль и цапля»,«Один заработанный... |
![]() | День святого Валентина для молодежи района; День защитника Отечества ( встречи с ветеранами, праздники, концерты, вечера отдыха для... | ![]() | Прочитав произведение, мы не можем узнать не только о его внешности или жизни, но и сделать более менее конкретные выводы о его характере.... |