Заочная олимпиада по русскому языку




НазваниеЗаочная олимпиада по русскому языку
Дата публикации12.03.2013
Размер103 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Заочная олимпиада

по русскому языку

5-6 классы
1.Установите, сколько глухих согласных звуков в закодированной пословице.

1+2+3+4+2+5+6+271+3+8+9

10+11+24+2+3+2+1+3+8+1

Ключ: 1) 4+2+5+6 – остаток срубленного дерева;

2) 1+7+3 – стрельбище;

3) 4+8+9 – старая русская мера веса;

4) 10+2+11 – количество вещества, определяемое мерой массы.
2.Расставьте ударения в словах: медикаменты, приобретение, сегмент, форум, ханжество, эксперт, перчить, ржаветь, созыв, силос, симметрия.

В каких из них допустимо двойное ударение?
^ 3.Из 25 букв можно составить 35 нарицательных имён существительных. Найдите их в этом квадрате.


ь

с

я

и

л

т

ы

е

ц

у

а

к

н

а

з

м

и

г

л

и

у

с

р

о

в


4.Какое значение имеют следующие фразеологизмы спустя рукава, от доски до доски, заварить кашу, турусы на колёсах? Каким членом предложения они могут быть? Докажите. (Приведите примеры).
^ 5.Что означают эти устаревшие слова?

Близный –

Вель –

Верень –

Волшба –

Гость –

Приведите по одному слову, которое образовано от указанных устаревших слов.
^ 6.Анаграмма. Определите морфемный состав слов-отгадок.

1) Монета; 2) верность; 3) подвода; 4) старик; 5) древность; 6) кочан; 7) бурка; 8) касторка; 9) марка; 10) вобла; 11) вдох; 12) выбор; 13) весна; 14) разница; 15) сачок; 16) числа; 17) каркас.
^ 7.Выпишите из предложений:

1.слова, которые склоняются;

2.слова, которые спрягаются;

3.слова, которые не склоняются и не спрягаются.

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью.
^ 8.Какие буквы никогда не бывают большими в именах людей, а также в кличках животных?
9.Какими частями речи могут быть эти слова? Приведите по одному примеру в доказательство.

1.Течь – 3. Стих –

2.Печь – 4. Вести –
^ 10.Исправьте ошибки. (Существительные стоят в Р. п. мн. ч.).


1.абрикос –

2.яблок –

3.драгунов –

4.ясель –

5.блюдцев –

6.гусар –

7.щупальцев –



^ 11.Какой пример не является словосочетанием?

1.Вечер пасмурный. 2.Получил приказ. 3.В своей школе. 4.На родной земле. 5.Белый снег.
12.В каких предложениях слово пробежала употреблено как метафора?

1.Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку.

2.Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3.Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.
13. Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда. Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены предложения.
^ 14.Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
^ 15.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Живой русский язык – мой мудрый учитель».


Заочная олимпиада

по русскому языку

7-8 классы

1.Сколько раз звуки слова офицер встречаются в пословицах: Волков бояться – в лес не ходить. Не в бровь, а в глаз. Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца.
2.Ударение в русском языке является свободным, подвижным и исторически изменчивым. Объясните данные термины и приведите по одному примеру на каждый из признаков русского ударения.
^ 3.Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм.

1.поезжай за мной; 7.у цветущих яблонь; 13.вкусное повидло;

2.червивый яблок; 8. рыбная консерва; 14.в пятисот первом номере.

3.более строже; 9. до двухтысячи пятого года;

4.две пары носков; 10.несколько басней;

5.опытные шофера; 11.десять яблоков;

6.у старых джинс; 12.директора предприятий;
^ 4.Подберите синонимы к устаревшим словам:


Очи –

Чело –

Ланиты –

Уста –

Перст –

Брань –

Глаголет –

Льзя –

Зрачный –

Брадобрей


^ 5.Сгруппируйте фразеологические обороты по следующим признакам:

А) фразеологические обороты, которые равны предложению;

Б) фразеологические обороты, в состав которых входят устаревшие слова;

В) фразеологические обороты, в которых есть повторяющиеся слова.

1.Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка.

2.Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого.

3.Неприятель разбит в пух и прах.

4.Пошёл Иван-царевич куда глаза глядят.

5.Ругает старика старуха на чём свет стоит.
^ 6.Определите морфемное строение омонимов. Объясните разницу.

1.розовый – 1.розовый –

2.кашка – 2.кашка –

3.косточка – 3.косточка –

4.лопатка – 4.лопатка –

5.зреть – 5.зреть –

6.волчок – 6.волчок –
^ 7.Решите шараду: определите, какая старинная приставка выделяется в слове-отгадке. В каких ещё словах можно обнаружить эту устаревшую морфему?

В первом слоге нет секрета,

Догадаться можно слёту:

Для француза он – монета,

Русский – вспомнит самолёт.
Темнота в концовке слова,

Точно в полночь без луны.

Вот и целое готово:

Тихо гаснут все огни…
^ 8.Определите, в каких рядах расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

1.Разрыдаться, привокзальный, наибольший.

2.По-зимнему, сослуживец, наручник.

3.Наконечник, досрочно, премилый.

4.Закавказский, нахлебник, просмотреть.

5.Надомник, приусадебный пресмешной.

6.Подбородок, бесстыдник, разнесчастный.

7.По-братски, подводник, переувлажнить.

8.Подснежник, разбежаться, приморский.

9.Изголодаться, предвоенный, дисгармония.

10.Всмотреться, подводный, контратака.

11.Переулок, загривок, размечтаться.
^ 9.Определите, Е или И нужно писать в суффиксах глаголов. Почему?

1.Он почти обезум…л от страха.

2.Горничная принесла ему записку, которая его совершенно обезум…ла.

3.В пути он обезденеж…л.

4.Страдания и бессонные ночи обесс…лили больного.

5.Колонизаторы обезлюд…ли прекрасные земли.
^ 10.Поставьте существительные в Р.п. мн.ч.

1.Мандарин – 5.Минчанин – 9.Баклажан –

2.Басня – 6.Татарин –

3.Кочерга – 7.Рёбра –

4.Таджик – 8.Потёмки –
^ 11.Распределите словосочетания по типам связи: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание.

1).В синем пальто. 2).Задуматься только тогда. 3).Третий из них. 4). Советы родителей. 5). Каждый ученик. 6). Готовый услужить. 7).Войдя в клинику. 8). Достойный похвалы. 9). Озеро Чаны.
^ 12.Какой из дедушек «мой»? Почему?

1.Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2.Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.
^ 13.Определите средства выразительности.

1.Природой здесь нам суждено /В Европу прорубить окно.

2.Литейный залили блузы и кепки.

3.Унылая пора! Очей очарованье!

4.Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

5.Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
^ 14.Отметьте предложения с нарушением синтаксических норм.

1.Задремав за книгой, старушка уронила свои очки на стол.

2.Вскрыв конверт, это оказалось письмо от моего школьного друга.

3.Нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете свою жизнь опасности.

4.Включив радио, мне попалась передача, посвящённая режиссёру Эйзенштейну.

5.Упростив выражение, решение нашлось быстро.

6.Подъехав к остановке, трамвай замедлил ход.

7.Вернувшись домой через полчаса, там уже никого не было.

8.Впервые после долгой полярной ночи мурманчане снова увидели солнце, уставая без его света.
^ 15.Распределите предложения по виду сказуемых:

1) простое глагольное; 2) составное глагольное; 3) составное именное. Назовите сказуемые.

1.Мы будем стараться.

2.Дни стоят синеватые, пасмурные.

3.Он тянет одеяло на себя.

4.Наряд ей к лицу.

5.Мы должны сдавать экзамен в июне.

6.В шеренге он стоял вторым.

7.И царица хохотать.

8.Я стал слабеть и здоровьем.

9.Я не мастер рассказывать.
^ 16.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Живой русский язык – мой мудрый учитель».

Заочная олимпиада

по русскому языку

9 класс

1.Какая особенность звуков речи использована в стихотворении

Я. Козловского?

Зевнул наборщик на работе.

И вместо «и» поставил «о».

Поймёте вы, когда прочтёте,

Что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит: пред ним

Не кисть,

А кость.

В ведре

Не сурик,

А сурок.

В углу

Не веник,

А венок.

^ 2.Распределите слова на три колонки:

1) ударение на первом слоге;

2) ударение на втором слоге;

3) ударение на третьем слоге.

Арахис, баловать, банты, бармен, береста, гастрономия, гражданство, добыча, договор, досуг, еретик, жалюзи, завидно, звонит, знамение, иконопись, исключение, исчерпать, каталог, кашлянуть, квартал, красивее, кулинария, кухонный, мизерный, намерение, начата, обеспечение, оптовый, пиала, прибывший, приговор, пуловер, свекла, сливовый, столяр, танцовщик, торты, украинский, феномен, щавель, ходатайство, эксперт.
3.Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале, середине или в конце. Затем, не меняя порядка слов, выпишите все добавленные буквы. Они составят пословицу.

Грудь, рожь, свет, упор, враг, клюква, вход, строка, пушка, шпага, село, ввоз, омут, заря, база, дача, роза, овал, кошка, дочка, оклад, ворот.
^ 4.Отметьте предложения с нарушением лексических норм.

1.Родителям предоставили очередной отпуск в июле.

2.Раскольников уже давно не получал зарплаты.

3.Благодаря сильному шторму суда не могли выйти в море.

4.На выпускной вечер все девочки готовятся надеть что-нибудь сногсшибательное.

5.Сегодня сильный мороз, одень что-нибудь тёплое.

6.Ветреная оспа – опасная болезнь.

7.Если бы ты прочитал бы параграф, то знал бы ответ.

8.Ты думаешь, основное значение на экзамене играет везение?

9.На экзамене нежелательно писать чёрными чернилами.
^ 5.Приведите по одному слову, которое образовано от указанных устаревших слов. Что означают эти устаревшие слова?

Лука –

Лоп –

Ожерло –

Увага –

Гот –
^ 6.Допишите начало к пословицам.

1. … тому надо мало спать.

2. … попал в корову.

3. … третье само бежит.

4. …а вышли покрышки на горшки.

5. … не будет светлой поры.
^ 7.Составьте цепочки таким образом, чтобы каждое последующее слово включало предыдущее. Даётся значение последнего слова каждой цепочки.

1) …, …, … - «инструмент, которым измеряют углы»;

2) …, …, … - «снабженец продукцией»;

3) …, …, … - «совокупность постоянных психических свойств человека»;

4) …, …, … - «беззубый кит»;

5) …, …, … - «оконная завеса».
^ 8.Определите способ образования слов:

1.Сапожок –

2.Разбить –

3.Сослуживец –

4.Разбежаться –

5.Навсегда –

6.Приглашённый –
^ 9.Разберите слова по составу:

1) безвкусно; 2) додержанный; 3) удосужиться; 4) подлечись; 5) выключаясь; 6) приморье.
10.Выделите этимологические корни и приставки в словах сутки, сугроб, супруги. Объясните буквальное значение этих слов.
^ 11.Распределите словосочетания по типам связи:

А) согласование; Б) управление; В) примыкание.

1.Село Вётлы. 2.Готов помочь. 3.Сказать ему. 4.Мальчик постарше. 5.Их друзья. 6.Второй подъезд. 7.Советы родителей. 8.Уединённое место. 9. На своём месте. 10.Достойный похвалы.
^ 12.В данных ниже предложениях замените как на что.

* В каком предложении замена невозможна?

* В каком предложении замена не изменяет смысла?

* В каком случае изменяется смысл предложения? Обоснуйте ответ.

1.Все смотрели, как медленно и величаво всходило солнце.

2.Никто не заметил, как фокусник заменил пустой стакан полным водой.

3.Не все заметили, как на сцене появилось новое действующее лицо.
^ 13.Расставьте знаки препинания. Выпишите сказуемые, определите их тип:

1) простое глагольное; 2) составное именное; 3) составное глагольное.

1.И армия и мирные жители и крестьяне словом все поднялись на освобождение родины.

2.Как он умел казаться новым / Шутя невинность изумлять.

3.Меня огорчило не что другое как заведомая ложь.

4.Мальчишки бежали как угорелые.

5.В этой чужой семье меня приняли как родного.

6.Вероятно испуганный появлением человека зверь кинулся наутёк.

7.Но видно от судьбы не уйдёшь.

8.Я вернусь но не знаю когда.

9.Крылья у гуся были растопырены и клюв был раскрыт.

10.Николай старается идти рядом с ним но так как он путается между деревьями то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.
^ 14.Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий к выделенным словам.

Се начнемъ повЂсть сию. По потопъ трие сынове Ноеви раздЂлиша землю, Симъ, Хамъ, Афетъ. И яся въстокъ Симови: Персида, Ватрь, доже и до Индикия в долготу, и в ширину и до Нирокурия, якоже реща от въстока и до полуденья, и Сурия, и Лидия по Ефратъ рЂку, Вавилонъ, Кордуна, асуряне, Месопотамиа, Аравия Старъйшая, Елмаксъ, Индии, Аравия Силная, Колия, Комагини, Финикия вся.
^ 15.Объясните происхождение употребляемых П. П. Кирсановым местоимённых форм.

«Я эфтим хочу сказать, милостивый государь, (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой природе сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволено пренебрегать школьными правилами».

(И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
16.Составьте список (из 2-х-3-х слов) употребляемых вами речевых клише, выражающих:

1) приветствие; 2) прощание. Укажите их стилистическое различие.
17.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Живая народная речь как основа развития литературного языка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заочная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Заочная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Заочная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Заочная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Заочная олимпиада по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Заочная олимпиада по русскому языку iconОлимпиада по русскому языку и литературе
По портретной характеристике определите героя произведения, его автора и название (по 1,5 б за каждый правильный ответ)

Заочная олимпиада по русскому языку iconРайонная олимпиада по русскому языку и литературе
Какой эпохе характерна каждая из мировоззренческо-эстетических особенностей (каждый правильный ответ – 1 балл)

Заочная олимпиада по русскому языку iconРайонная олимпиада по русскому языку
...

Заочная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Заочная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская интернет-олимпиада по русскому языку Победитель – ученица...
Подберите и запишите слова, которые бы могли быть концом первого слова и началом второго(5 баллов)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<