Скачать 217.34 Kb.
|
Задания ІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе в 2011-2012 учебном году РУССКИЙ ЯЗЫК
Шифр _________________ Количество баллов ______________________ Каждый правильный ответ оценивается в один балл. 1. Расставьте ударение в словах:
2. Вставьте пропущеные буквы.
3. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.
4. Напишите окончание фразеологического оборота.
5. Указать способы образования слов.
6. Определите количество звуков в словах.
7. Как называются слова, обыгранные в четверостишии?
8. Исправьте ошибки в согласовании.
9. Составьте предложене с сочетанием слов к счастью так, чтобы оно являлось в одном случае членом предложения, в другом – вводным словом.
10. Определите вид односоставного предложения.
11. Расставьте знаки препинания в предложении. Произведите синтаксический разбор.
12. Расставьте знаки препинания. Напишите, чем осложнено каждое из предложений.
Творческое задание (10 баллов) Согласны ли вы с высказыванием Сократа: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Критерии оценивания творческого задания (10 баллов):
Олимпиада по литературе 9 класс Прочитайте фрагмент из книги К. Паустовского «Золотая роза». Животворящее начало Выдумывание названий – особый талант. Есть люди, которые хорошо пишут, но не умеют давать названия своим вещам. И наоборот. Так же как есть люди, которые превосходно рассказывают, но плохо пишут. Они просто выбалтываются. Нужен сильный талант, такой, как у Горького, чтобы многократно рассказывать одну и ту же историю, а потом написать ее свежо и по-иному, чем сложился словесный рассказ! А рассказывал Горький великолепно. Подлинный случай сейчас же обрастал у него подробностями. При каждом новом рассказывании одного и того же случая подробности разрастались, менялись, становились все интереснее. Его устные рассказы были по существу подлинным творчеством. Поэтому Горький нестерпимо скучал среди людей пресных и точных, позволявших себе сомневаться в подлинности его рассказов. Он хмурился, замолкал и, казалось, говорил: "Скучно жить с вами на этом свете, товарищи!" Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен. Один критик, боровшийся за мелкую правду, уличил Марка Твена во лжи. Марк Твен рассвирепел. "Как вы можете судить, соврал я или нет, - сказал ему Марк Твен, - если сами вы не умеете даже бездарно соврать и не имеете никакого представления о том, как это делается? Чтобы так смело утверждать, нужен большой опыт в этом деле. А у вас его нет и быть не может. В этой области вы невежда и профан". Ильф рассказывал, что в маленьком городке на родине Марка Твена он видел памятник Тому Сойеру и Геккельбери Финну. Финн на этом памятнике держит за хвост дохлую кошку. Правда, почему не ставить памятников литературным героям? Например, Дон-Кихоту или Гулливеру, Павлу Корчагину, Татьяне Лариной, Тарасу Бульбе, Пьеру Безухову, чеховским трем сестрам, лермонтовскому Максиму Максимычу или Бэле. Вопросы на восприятие и истолкование текста. 1. Какими качествами должен обладать писатель? 2. Является ли «враньем» литературный вымысел? 3. Какой из перечисленных литературных героев вам запомнился и почему? 4. Какому литературному герою вы бы поставили памятник и почему? Критерии оценивания работы Максимальное количество баллов – 20
^ 10 КЛАСС Шифр _________________ Количество баллов ______________________ Каждый правильный ответ оценивается в один балл. 1. Расставьте ударения в данных словах:
2. Запишите транскрипцию слов:
3. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
4. Объясните лексическое значение слов.
5. Подберите синонимы к словам.
6. Составьте словосочетания со словами.
7. Отредактируйте предложения.
8. Объясните постановку тире в предложении.
9. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
10. Расставьте знаки препинания. Составьте схему сложного предложения, укажите тип придаточного предложения.
11. Найдите и исправьте ошибки в употреблении косвенной речи.
12. Закончите предложение так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с запятой, тире, двоеточием.
Творческое задание (10 баллов) Согласны ли вы с высказыванием Б. Паскаля : «Кто входит в дверь счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий». Критерии оценивания творческого задания (10 баллов):
Олимпиада по литературе 10 класс Прочитайте отрывок из повести Н. В. Гоголя «Шинель». В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным... Вопросы на восприятие и истолкование текста. 1. Можно ли оправдать отношение сотрудников к Башмачкину? Обоснуйте свой ответ. 2. Как автор рисует пренебрежительное отношение к герою? 3. Какие качества в работе проявил чиновник Башмачкин? 4. Объясните название повести. Критерии оценивания работы Максимальное количество баллов – 20
^ 11 КЛАСС Шифр _________________ Количество баллов ______________________ Каждый правильный ответ оценивается в один балл. 1. Расставьте ударения в данных словах:
2. Исправьте ошибки в употреблении имен числительных.
3. Установите, к какому разряду принадлежат имена прилагательные.
4. Составьте предложения со словами.
5. Раскройте значение фразеологических оборотов.
6. К какой лексико-семантической группе относятся слова? Напишите их лексическое значение.
7. Исправьте ошибки в согласовании.
8. Составьте предложения с причастными и деепричастными оборотами.
9. Завершите пословицу.
10. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
11. Определите тип придаточных предложений.
12. Составьте сложные предложения по данным схемам.
Творческое задание (10 баллов) Согласны ли вы с высказыванием Л. Н. Толстого : «Признак развратности нашего мира – это то, что люди не стыдятся богатства, а гордятся им». Критерии оценивания творческого задания (10 баллов):
Олимпиада по литературе 11 класс Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. — О, как звучен, как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: — Антропос! И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: — Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло. Вопросы на восприятие и истолкование текста. 1. Какое впечатление произвел на вас отрывок и весь рассказ? 2. Как вы объясните название рассказа? 3. Назовите примеры гиперболизации в тексте. С какой целью автор использует этот прием? 4. Почему смерть Беликова принесла радость жителям городка? Критерии оценивания работы Максимальное количество баллов – 20
|
![]() | Оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Быкова Е. И., Давидюк Л. В., Снитко Е. С. – К., «Зодіак-еко», 2005 | ![]() | Русский национальный язык. Русский литературный язык. Русский литературный язык как высшая форма национального языка: его отличие... |
![]() | Звуки и буквы. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов 1 «Я изучаю русский язык» (русский язык – гос язык России... | ![]() | Речевые темы «Русский язык среди других языков мира», «Я, семья, друзья», «Школьная жизнь» |
![]() | Русский язык – Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | ![]() | Русский язык – Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени |
![]() | Андрій Чайковський, «За сестрою», прочитати, відповідати на запитання стор. 97 (усно) | ![]() | Красножон Лариса Семёновна, учитель русского языка Винаровского увк i–ii cт. Cтавищенского района |
![]() | Микола Вороний, поему «Євшан зілля» прочитати, опрацювати запитання після тексту | ![]() | Невиданный, недосягаемый, нежданный, не раз, неслыханный, нечаянный, никак, нимало, нисколечко, ни разу, ничуть |