Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя




НазваниеИсторико-литературныя, этнографическія и историчесшя
страница1/9
Дата публикации09.10.2013
Размер1.32 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

^Ізвѣстія и замѣтки

^ (ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЯ, ЭТНОГРАФИЧЕСКІЯ И ИСТОРИЧЕСШя).

КЪ ИСТОРІИ СЛОБОДСКО-УІСРАИНСКАГО ЧУМА­ЧЕСТВА.

Въ старинное время, въ XVIII и въ первой половшіѣ теяу- щаго столѣтія, въ Слободской Украинѣ было весьма развито чума­чество. Въ существенныхъ свонхъ чертахъ слободско-украинское чумачество не отличалось отъ чумачества другихъ малорусскихъ мѣстностей, напримѣръ, отъ чумачества по.ттавскаго. Путь сло- бодско-украиискихъ чумаковъ бы.іъ такъ-же далекъ и труденъ. также безлюденъ и таинственъ, какъ ц путь чумаковъ полтавскихъ или черннговскихъ. И слободско-украинскіе чумаки держали путь въ далекую, полусказочную Черноморію и въ Донщину, забирали на Дону рыбу, въ Крыму соль и развозили ихъ по украинскимъ градамъ и весямъ; Сельскіе старики нынѣ съ удоволъствіемъ вспо- минаютъ о томъ времени, когда они большую часть года стран­ствовали по украинскимъ полямъ и по донскимъ степямъ, съ сво­ими рослыми круторогими волами, на своихъ вмЬстительныхъ во- захъ—паровидахъ. Для чумаковавшихъ вспомнить о быломъ чу- мачествѣ значитъ вспомнить о жизни, правда, трудовой, но за то широкой и вольной. Не чумаковавшіе крестьяне съ сло- вомъ чумачество соединяютъ нынѣ представленіе о прошедшемъ безвозвратно золотомъ вѣкѣ рыбной торговли, когда рыба на ярмаркахъ и базарахъ продавалась дешево, и рыба то была соч­ная, вкусная.

Въ ахтырскомъ уѣздѣ харьковской губерніи чумачество про- цвѣтало преимущественно въ Боромлѣ и въ Котельвѣ. Въ Боромлѣ,
иав'всття я злмѣткн.

494

по навсденнымъ мною снравкамъ, въ настоящее время живетъ до­вольно много стариковъ, занимавшихся пѣкогда чзтмацішыъ про­мыслом*: Лозовой, Гудымъ, Новгородскій, Трннольскін, Сичкарь, Пятакъ, Скачко и друг. Одни, какъ Ѳедоръ Лозовой, перестали чумаковать въ началѣ пятидесятыхъ годовъ; дрѵгіе, какъ Петр* Сичкарь, дотянули до времени построенія южно-русскихъ желѣз- ныхъ дорогъ въ 00 годахъ. Одни чумаковали въ теченіи нѣсколь- кихъ десятковъ лѣтъ, причемъ ежегодно ходили въ дорогу. Дрѵгіе чумаковали незначительное число лѣтъ и чумаковали, когда слу­чится, иногда пропускали годъ, рѣдко два года. Почти всегда чу­маки шли въ путь на волахъ, но были случаи въ новѣйшее время, съ обѣднѣніемъ крестьянства, что ходили на югъ Россіи и съ од­ними конными подводами. Изъ Боромлянскихъ крестьянъ въ ВО и 40-хъ годахъ найболѣе богатыми но числу ходившихъ въ степи во- ловъ были Лозовой и Гудымъ. Боромлянскіе чумаки покупали во- ловъ въ полтавской губерпіи, причемъ платили за пару обыкновенно 220 руб. ассиг. Возы изготовлялись па мѣстѣ, за исключеніемъ колесъ, которыя были покупаемы въ имѣніи Шереметева Пугакарнѣ, приблизительно въ 40 верстахъ отъ Боромли, по 8—10 руб. ассиг. за двѣ пары колесъ. Въ большую дорогу клали на возъ около 50 пудовъ; соли клали до 60 и 65 пудовъ. Изъ съѣстныхъ при- пасовъ чумаки брали съ собою въ дорогу въ Крымъ или на Доиъ на оба конца но мѣркѣ пшена, по 21,* пуда сухарей, по I1/2 пуда печенаго хлѣба, по 20 фунтов* гречневой и пшеничной муки на галушки и по десяти фуптовъ сала на одного человѣка. Лѣкарствъ не брали. Брали съ собой въ дорогу лишь синій камень для лѣче- нія скота. Въ путь-дорогу отправлялось нѣсколько хозяевъ, по предварительному взаимному уговору. Общее число паровицъ до­ходило иногда до 40. Рано утромъ чумаки собирались за цариной, молились п трогались затѣмъ въ путь. Съ хозяевами шли наймиты, но одному человѣку на четыре пары воловъ. Въ наймиты къ чу­макам* шли парубки изъ семействъ зажиточных*, хорошихъ. Срок* найма начинался Свѣтлымъ Хрпстовыхъ Воскресеніемъ и кончался зимнимъ Николаем*, и за все это время нанмитъ получал* отъ хозяина рублей 8 или К) серебр. Чумацкая валка не выбирала ни атамана, ни кашевара.. Слушались того, кто уже хаживал* въ до­рогу и зналъ чѵмацкіе тракты и чумацкіе звычаи и обычаи. ІІищу
варили и воловъ въ ночное время стерегли по-очередио. Бремя вы­хода опредѣлялось тѣмъ, куда направлялась валка; въ Москву вы­ходили изъ Боромли на Ѳоминой недѣли; на Донъ выступали за недѣлю передъ Вознесеніемъ. Бором.іьскіе чумаки хаживали въ Москву, Нижній-Новгородъ, Перекопъ, Севастополь, Маріуполь. Бердянскъ, Таганрогъ п Ростовъ на Дону. Шли большею частью полями да степями, гдѣ попросторнѣй и нопривольпѣй. Чумацкій трактъ на Одессу шелъ черезъ Екатеринрславъ и Вознесенскъ; въ Крымъ—чрезъ Коломакъ, Карловку, Кочерижки, Карабиповку, Ми- хайловку, Тимошовку, Сырогозы и Перекопъ; на Донъ—черезъ Ко- ломакъ, Берестяпку, Корніевку, Гришино, Родивку и степыо до Ростова.. Въ Одессу возили разный товаръ, преимущественно „крейду, крупу, олію а привозили въ Украйну орѣхи, деревянное масло и другіе продукты южныхъ странъ, которые находили сбытъ па украинскихъ ярмаркахъ. Въ Крымъ возили исключительно овееъ. Сичкарь весьма хвалитъ крымскихъ татаръ за честность. Съ высе- лепіемъ татаръ въ Турцію, новые поселенцы русскіе иногда' воро­вали у чумаковъ воловъ, преимущественно во время крымской войны. Въ Крыму чумаки брали соль на Красномъ озерѣ н сбывали ее исключительно въ Боромлѣ. Здѣсь спросъ на соль оказывался выше предложенія. Въ Донщину изъ Боромли везли разныя деревянныя издѣлія, по малорусскому выражепію „деревню11, т. е. оси, колеса, вила и т. п. Съ Дону привозили исключительно рыбу, которую про­давали въ разныхъ мѣстахъ харьковщииы и чернигонщины. На югъ боромлянскіе чумаки ходили гораздо охотнѣе, чѣмъ на сѣверь, по сравнительной близости разстоянія и дешевизнѣ проѣзда по мало- населешшмъ степямъ. На сѣверѣ Москва, на сѣверо-воетокѣ Ниж- ній-Новгородъ были крайними пунктами, куда заходилъ боромлян- скій чумакъ. Въ Москву возили преимущественно грушевыя де­ревья для тамошнпхъ мануфактурныхъ фабрикъ; въ Нижній Нов- городъ на макарьевскую ярмарку возили сахаръ и грушину. Въ Одессу изъ Боромли шли шесть недѣль, въ Одессѣ проживали пе- дѣлю и обратно домой шли также 6 недѣль. Въ Крымъ шли че­тыре недѣли, отъ 2 до 10 дней проживали въ Крыму и затѣмъ 4 недѣли находились на обратномъ пути. Хожденіе па Донъ зани­мало столько-же времени, что и ходка въ Крымъ. Въ течепіи лѣта и осени чумаки дѣлали двѣ ходки на югъ, т. е. 4 конца. Дорой:-

ніе расходы чумаки были незначительны. Платили нѣсколько ко- пѣекъ за переѣздъ черезъ мостъ. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ мосты находились въ рукахъ евреевъ, которые обязывали чумаковъ поку­пать за право проѣзда по квартѣ водки на каждый десятокъ во- зовъ. За одновременный попасъ обыкновенно платили 2 копѣйки съ пары воловъ, въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ болѣе, напримѣръ, подъ Карловкой во владѣніи графини Разумовской, впослѣдствіи принаддежавшемъ великой княгинѣ Еленѣ Павловнѣ, платили но

  1. коп., подъ Одессой по 25 коп. Были для чумаковъ благодатныя мѣстности, напримѣръ, обширпыя владѣнія Иловайскихъ на дон- скомъ чумацкомъ трактѣ, гдѣ чумаки шли очень долго и ничего не платили за пастьбу скота. За водопой платили лишь въ рѣд- кихъ случаяхъ и платили самую малость. Дорогою въ Крымъ или въ Донщину боромлянскій чумакъ въ сороковыхъ годахъ издержи- валъ всего одинъ рубль на разные расходы: мостовое, пропасъ, пропой, деготь и т. п. По дорогѣ въ Одессу и въ Москву расходы увеличивались. Чистая прибыль отъ чумацкаго промысла была довольно значительна. Такъ, за вяленую рыбу на Дону пла­тили за тысячу (на возъ клали 5 тысячъ) рублей 14 ассигнаціями, за сырую (клали на возъ 21/* тысячи) 22 рубля ассигнаціями; пер­вую продавали въ Малороесіи по 30 или 40 рублей, вторую по 40—50 рублей (около 14 рублей серебромъ). За соль па мѣстѣ ея добыванія платили 94 копѣйки ассигнациями (28 серебромъ) за пудъ, а продавали около 1 рубля серебромъ. Доставка групганы въ Мо­скву давала чумаку по меньшей мѣрѣ 40 рублей заработка, а въ слѵчаѣ обратной доставки московскаго купеческаго товара, па- примѣръ въ Ромны на ярмарку, заработокъ чумака превыпіалъ сотпю рублей.

Валка оберегала личность и имущество чумака: чумаки была соединены узами товарищества. Однажды какой-то панъ просилъ въ Москвѣ Сичкаря продать ему возъ и пару воловъ, и Сичкарь согласился; но товарищи чумаки не позволили ему продать воловъ. Въ другой разъ на ночлегѣ было украдено два вола у ІІерекре- стова, имѣвшаго въ валкѣ 12 паровицъ при пайиитахъ. Члены валки, по возвраіценіи въ Боромлю, сложились по два рубля съ воза и уплатили ІІерекрестову деньги за пропавшихъ воловъ.ЮВѢСТГЯ ц ЗАЫЬТЕИ.

497

Странствованіе по етепямъ развивало въ чумакахъ поэтиче­ское творчество и содѣйствовало возникновенію фантастическихъ разсказовъ. Люди впечатлительные, расположенные къ вѣрѣ въ чу­десное, чуяли въ новороссійскихъ пустыпяхъ присѵтствіе высшихъ, таинственныхъ существъ. Старикъ чумакъ пынѣ охотно разсказыва- ваетъ современной маловѣрной молодежи, какія чудные звуки слы­шались ему въ повороссійсішхъ степяхъ п какіе странные образы являлись иногда передъ его очами. Такъ одннъ добродушный ста­рикъ совершенно серьезно, съ приыѣсью увлекательной таинствен­ности, разсказывалъ памъ, какъ однажды, когда онъ шелъ въ Крымъ, въ вечернее время изъ степнаго озерка вынырнули два древнихъ водяныхъ дѣда и, не выдержавъ людскаго взгляда, снова погрузились въ прохладную озерную глубь.

Боромлянскіе чумаки люди зажиточные и разсудительные. Какъ люди бывалые, мпогое видѣвшіе и многое испытавшіе, они поль­зуются среди односельцевъ уваженіемъ. И дѣйствительно, чумаки „багато бачили, багато знаютіЛ Торговыя заиятія сталкивали нхъ съ людьми ра^іыхъ сословій, состояиій и паціональностей и при­водили ихъ въ разные города. Чумачество познакомило ихъ съ ста­ринными запорожскими шляхами, съ безкрайными новороссійскими степями. Суровая, полпая тревоги и труда жизнь чумака придала очертаніямъ его лица силу и мужественность, закалила его харак- теръ относительно настойчивости, внесла въ его міросозерцаніе эле­менты независимости и практичности, не исключающая природной малороссу мягкости и поэтичности. II въ смыслѣ нравственномъ, и въ смыслѣ общественномъ вымирающій украинскій торговецъ— чумакъ, сколько можно судить по боромлянскимъ могиканамъ чу­мачества, не имѣетъ ничего общаго съ нарождающимся повымъ торговцемъ деруновскаго и разуваевскаго типа. Имя чумака схо- дитъ со сцены дѣйсгвительной жизни и переходить въ исторію и преданіе чистымъ, безъ укора, безъ темныхъ пятенъ. Чумакъ не отдѣляется въ духовно-нравствепномъ отношеніи отъ своихъ одно­сельцевъ, жилъ съ ними одною жизныо, помогалъ имъ въ нуждѣ изъ своего честно и трудолюбиво накопленнаго достатка, напри- мѣръ, выручалъ одпосельца и земляка изъ бѣды въ тяжелую годину неурожайпаго года, въ слѵчаѣ истребительнаго пожара, въ случаѣ несвоевременной уплаты податей.
И въ Боромлѣ, и повсемѣстно въ Малороссии, чумачество изчезло, по объясиеиію самихъ крестьянъ, въ слѣ.тртвіе увеличенія акциза на соль и въ особенности въ слѣдствіе проведепія желѣзныхъ до- рогъ. Въ Боромлѣ въ настоящее время преемниками чумаковъ явля­ются „хурщики", т. е. извощшш, которые имѣютъ дѣло исключи­тельно съ ближайшими къ Боромлѣ сахарными заводами и съ отсто­ящей въ пяти верстахъ отъ Боромли желѣзнодорожней станціей, куда возятъ муку, каменный уголь и проч. т. п.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconИсторико-литературныя, этнографическія и историческія
На территоріи нынѣшняго Елисаветграда греки начали се­литься одновременно съ ноявленіемъ крѣпости св. Елисаветы; слухи

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconИсторико-литературныя, этнографическія и историческія
Съ этимъ замѣчательнымъ этюдомъ мы надѣемся позна­комить читателей «Кіевской Старины». Двѣ-три статьи меныпаго значенія, трактующія...

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconЭтноітлфическія и историко-литературныя
Старушичъ сталъ отдавать въ аренду кіевскимъ мѣщанамъ, и не простакамъ какимъ-либо, а все „славетнымъ дукамъ и бога- тырямъ“: райцамъ,...

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconИсторико-этнографическія закѣтки
Послѣд- нее имѣло то апачепіе, что нѣмцы, оттѣснивъ пол я ко въ и ли­товце въ отъ моря и въ силу борьбы подвявъ послѣднпхъ до государственной...

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconМетодические рекомендации для работников историко-культурных заповедников...
Подхода должностными лицами Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия, администраций историко-культурных...

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя icon«Проблемы противодействия преступности: историко-правовой аспект»
Сообщаем Вам, что традиционная XVІІІ международная историко-правовая конференция состоится 6-10 сентября 2007 г в г. Симферополе...

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconПоложение о конкурсе историко-стендового моделизма «микро мир»
Популяризация историко-стендового моделизма, как вида технического творчества и досуга

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconПоложение о конкурсе историко-стендового моделизма «микро мир» Днепропетровск, 09-10. 04. 2011
Популяризация историко-стендового моделизма, как вида технического творчества и досуга

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconМ. А. Шенкао Основы философской
В монографии исследуются формы проявления смерти как феномена ментальности. Историко-культурный, этно-рели-гиозный и историко-философские...

Историко-литературныя, этнографическія и историчесшя iconКосмос как философская и физико-математическая про блема 1
Целью настоящей статьи является исследование особенностей взаимовлияния философского и физико-математического знания в процессе изучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<