Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»




Скачать 75.63 Kb.
НазваниеУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»
Дата публикации29.10.2013
Размер75.63 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема урока: Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Цели:

обучающие: формировать у учащихся представление о своеобразии художественного мира Андерсена – сказочника; понимать сюжет сказки; уметь устанавливать ассоциативные связи эпизодов текста с иллюстрациями;

развивающие: создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

воспитательные: создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки; воспитание интереса к чтению.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: текст сказки, мини-тетради, словарь литературоведческих терминов (сказка, жанр, литературная сказка), таблица для дешифровщика, карта путешествия Герды, фрагменты из фильма, демонстрационная доска.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Приветствуют учителя.




2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель.

-Сегодня мы продолжим разговор о творчестве одного из самых любимых писателей взрослых и детей всего мира.

Ученик читает напамять.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.


Слушают учителя.




3.Ознакомление с темой урока.

- Вы все знаете телевизионную игру «Самый умный». В ней часто используют такое задание, как дешифровщик. Вам необходимо расшифровать тему урока: 15226625 (Андерсен).

Расшифровывают тему урока.




4.Актуализация опорных знаний.

-Сегодня у нас не просто урок – мы приглашены в гости к сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в нее, нужно все о ней рассказать.

  • Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

  • Что такое жанр? (Тип художественного произведения)

  • Чем отличается сказка народная от литературной?

Устно отвечают на вопросы.




5.Работа над темой урока.

Учитель.

-Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.

-Сказке, ребята, важно знать, помните ли вы ее героев. Я надеюсь, помните. Но ведь сказку нужно успокоить и выполнить ее задание.

Задание 1.

К имени героя подберите соответствующие цитаты.

Дети работают в мини-тетрадях.

Тролль

«…в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

Снежная королева

«необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

Кай

«Злой – презлой, сущий дьявол»

Герда

«…держался он вообще непринужденно и мило»

Старушка, которая умела колдовать

«Ах, как ныли ее бедные, усталые ножки»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал»

Принц

«Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

Маленькая разбойница

«Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные.»

Задание 2.

Расположите события сказки в правильной последовательности.




«-Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!..Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»




«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил…»




«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю»




«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти»




«Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, -- красные башмачки ее плыли за лодкой…»




«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачками…»




«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»




В мини-тетрадях дети находят соответствия.

В тетрадях устанавливают порядок действий.




6.Физкультминутка.







7.Работа над темой урока.

Учитель.

-Героев много, кто, по вашему мнению, является главными героями сказки? (Снежная королева, Кай, Герда)

Фрагмент из фильма - кадры со Снежной королевой.

-Вернемся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание? ( Ледяная, глаза)

Зачитывание фрагмента, в котором дано описание Снежной королевы (история 2)

-С чем ассоциируется у вас Снежная королева? (холод, темнота, буря…пустота, неприступность)

-Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце…Красота?

-Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся?

-Что вы почувствуете? Приятно?

-Почему радости не приносит? Нет тепла – нет жизни.

-В руки к Владычице попал бедный Кай.

-Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы? Заметьте, Снежная королева вовсе не мстит Каю за его дерзкие слова, она ласкова с ним, как со своим. Ведь невозможно было бы представить, чтобы осколок попал в сердце Герды, а Кай, если можно так выразиться, удобная мишень для такого осколка, он имеет предрасположение к будущей перемене, происшедшей с ним.

“А салазки! Не забудь мои салазки!”- это не просто влияние осколка и поцелуя. Кай, как видим, не все забывает из прежней жизни: он забывает Герду, бабушку, домашних, но про салазки не забывает. Может быть, именно поэтому Снежная королева потом обещает ему не только весь свет, но и коньки. Здесь не только замечательный юмор Андерсена, но и нечто другое. Кай знает очень много для своего возраста, не только четыре действия арифметики и даже дроби; но чего-то очень важного он не знает.

-Чего же он не знает?

^ Работа с картой.

-На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

1.Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.

2.Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.

-Кого напоминает милая старушка?

-Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)

^ 3.Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав. Что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.

-Как отреагировала девочка на извести о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе?

^ 4.Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание. (могла остаться и спокойно жить)

Вывод: Любовь может преодолеть все.

5.Маленькая разбойница.

Фрагмент (первая встреча)

Фрагмент (вторая встреча)

-Почему изменилась маленькая разбойница?

Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Ее поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.

-Значит, любовь способна изменить человека, преобразить его.

^ 6.Лапландка и финка. На пути Герды встречаются еще два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут. На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает…

-Найди по тексту ее слова (сказка 6)

^ 7.Путь к чертогам Снежной королевы.

-Что пришлось преодолеть девочке? (одна на трескучем морозе, без башмаков. Без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)

^ 8.У Снежной королевы.

-Каким Герда нашла Кая? (сказка 7)

-Как смогла возродить к жизни? (Зачитать фрагменты)

Выводы.

Красота живого сердца победила красоту льда.

Сердце Герды было очень горячим. В нем не было места для холода. В ее сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека.

Отвечают на вопросы.

Выборочно зачитывают текст.

Устно отвечают на вопросы, ведут дискуссию.

Отвечают на вопросы, аргументируя, выражая свое мнение.

Зачитывают фрагменты.



8.Домашнее задание.







9.Рефлексия.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная...
Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Герда в поисках Кая. Помощники Герды на пути к Каю

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная...
Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Победа искренних человеческих отношений над богатствами Снежной королевы. Конфликт...

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconВолшебное путешествие в сказочный мир (по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»)
Тема урока: Волшебное путешествие в сказочный мир (по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»)

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconА. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи...
Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева», «Соловей», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Девочка со спичками» и др

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки
Г. Х. Андерсена при помощи технологического приема «зху»; формировать навыки работы с текстом учебника

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconУрок по программе устойчивого развития «Моя счастливая планета» в...
Тема урока «Бережливое отношение к электроэнергии. Энерго – королева и король электричества в борьбе за экономию энергии»

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconУрока физики в 9 классе Тема урока. Электрическое сопротивление....
Цель урока: ввести понятие «электрическое сопротивление», пояснить природу его возникновения, научить пользоваться таблицами физических...

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconРазработка урока химии в 9 классе Тема «Галактика углеводородов»
Технологическая карта урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconРазработка урока русского чтения Тема: «Загадки Терпсихоры»
Евтерпа. Она рассказала много интересного о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. Читая «Сказку о царе Салтане»,...

Урока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» iconУрока: обучающая
Разработка урока может использоваться в 6 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности». Ход урока сопровождается презентацией....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<