Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург»




Скачать 198.18 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург»
Дата публикации29.10.2013
Размер198.18 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Петербург - Петроград. Литературная жизнь города

СОДЕРЖАНИЕ. 1. Вступление. – стр. 2 2. Дом искусств. – стр. 3 3. А.А. Блок. – стр. 4 -5 4. «Ахматовский Петербург». – стр. 6 5. «Бродячая собака». – стр. 7 6. Н.С. Гумилев. – стр. 8 7. О.Э. Мандельштам. – стр. 8-9 8. А.М. Горький. – стр. 10-12 9. В.В. Маяковский. – стр. 12-14 10. Заключение. – стр. 15 11. Библиография. – стр. 16 12. Приложения ПЕТЕРБУРГ – ПЕТРОГРАД. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА. ВСТУПЛЕНИЕ. Сердце бьется ровно, мерно,Что мне долгие года! Ведь под аркой на ГалернойНаши тени навсегда. (Анна Ахматова) В век ХХ Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными или мрачнымипредсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение: Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия… В литературе начала века господствовали иные настроения. АлександрКуприн называет свой рассказ о городе «Черный туман». Герой его – молодойпровинциал – приехал, чтобы завоевать столицу. И по началу ему сопутствовалуспех: трудолюбивый, добродушный, одаренный музыкант, он был неотразим, всеудавалось ему «шутя, словно мимоходом». Но вскоре он затосковал. И городрасправился с жизнерадостным и наивным провинциалом: черный туман одарилего чахоткой, «убил в нем что-то главное, дающее жизнь и дыхание жизни» Этот мотив рассказа не нов: он встречается в гоголевском «Невскомпроспекте», в некрасовском цикле «о погоде», в «Преступлении и наказании»Достоевского. Но в начале ХХ в. ощущение обреченности города доходит докрайности, становится невыносимым. Образ города в зеркале «серебряноговека» мрачен и тревожен. В ушах обрывки теплого бала, а с севера – снега седей – туман, с кровожадным лицом каннибала, жевал невкусных людей. (В. Маяковский) Во всей лирике начала века, в особенности той ее части, что связана собразом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даже необходимойкатастрофы. Но действительность оказалась бесконечно страшней того, чегождали и жаждали едва ли не все русские поэты на переломе веков. В годыреволюций и войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданымногие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворялиплощади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с1924 по 1991гг. – Ленинград) при каждом новом подъеме репрессий оказывалсяобъектом главного удара. С 1914 г. (по 1969) Корней Иванович Чуковский начинает вести рукописныйальманах «Чукоккала». Название происходит от фамилии писателя – Чуковский,и от названия поселка на Карельском перешейке, где родилась эта необычнаякнига, - Куоккала (с 1948 г. – Репино). В альманахе оставляли свои записи ирисунки, чаще всего шуточные, самые замечательные деятели русской культуры.В книге множество эпизодов характеризующих петербургскую культурупослереволюционного десятилетия. Один из них относится к деятельностииздательства «Всемирная литература», организованного в 1918 г. А.М.Горьким. В течение шести лет им было опубликовано более 200 первоклассныхкниг, которые и сегодня входят в «золотой фонд» зарубежной литературы,переведенной на русский язык. «Чукоккала» позволяет увидеть в каких условиях это было сделано. Здесьпомещен, например, автошарж Юрия Анненкова, художника издательства. Рядом –стихотворная переписка Чуковского и Блока (он занимался в издательствегерманской словесностью). Редакция с 1918 года размещалась на Невском пр., 64, с начала 1919 года– на Моховой ул., 36. В работе участвовало более 80 литераторов и ученых.Издательство имело самую богатую библиотеку иностранных книг. ДОМ ИСКУССТВ В 1919 году был образован «Дом искусств» (Мойка 59), родственный«Всемирной литературе». Он стал центром, объединяющим петроградскуюинтеллигенцию. Здесь было организовано общежитие для бездомных литераторов:в «отдельных комнатенках», как пишет Чуковский, жили Н.С. Гумилев, А.С.Грин, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштам и другие. Здание, в котором расположился Дом искусств, построено еще в 1768 годудля генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. Автор проекта здания до сих пор неустановлен. В облике здания преобладают черты раннего классицизма, ноощутимы и отзвуки барокко. В 1858 году дом был приобретен поставщикомимператорского двора купцом Г.З. Елисеевым, одним из собственников Русскогодля внешней торговли банка. Также этот дом вошел в историю шахматногодвижения в России. В 1860-х годах после царского манифеста 1861 года об освобождениикрестьян Н.Г. Чернышевский и его сподвижники по революционно-демократическому подполью стремились как можно шире распространять идеиреволюционной борьбы. И у них возникла мысль создать легальное прикрытиеподполья в виде шахматного клуба. 10 января 1862 года в доме Г.З.Елисееваоткрылся новый клуб «Общество любителей шахматной игры». В число почти двухсотен членов клуба входили известные писатели (Ф.М. Достоевский, братьяЖемчужниковы, Н.А. Некрасов), поэты (А.Н. Апухтин) и многие другие деятелиискусства XIX века. Клуб просуществовал менее полугода. Он был закрыт 7июля 1862 года в результате доноса тайных агентов полиции. С 1917 года домопустел, так как Елисеев уехал за границу, и с 1919 года Горький возглавилхудожественный совет нового культурного центра города – Дома искусств. Но к 1920 году обитатели этого дома постепенно разъехались по квартирам,и в здании открылся Деловой клуб. Здесь для руководителей промышленных иторговых организаций практиковался обмен опытом, устраивались лекционныециклы и вечера отдыха. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК Поэт Александр Блок был петербуржцем в полном и точном смысле этогослова. Здесь протекла вся его литературная деятельность. Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в старинном доме на берегу Невырядом с главным зданием Петербургского университета – некогда петровскимиДвенадцатью коллегиями. В прежнее время он назывался «ректорским домом»,потому что в нем помещалась казенная квартира ректора. (Ныне этоУниверситетская набережная, дом 9). Позже «ректорский дом» был перестроенвнутри и местоположение комнат, где жил Блок, точно установить непредставляется возможным. В этом «старинном доме над Невой» (о нем рассказано в первой главе поэмы«Возмездие») Блок провел первые три года. А. Бекетов, ректор университета,дед Блока, в 1883 году за «либерализм» был отстранен от ректорства. Семьяперебралась на Пантелеймоновскую улицу (ул. Пестеля)- дом 4 . ЗдесьБекетовы жили недолго, осенью 1885 года они переехали на Ивановскую улицу(ныне Социалистическую), близ Загородного проспекта, где тоже прожилитолько одну зиму, а с осени 1886 года обосновались на Большой Московскойулице, дом 9. С 1990 года Блок поселился в казенной квартире своего отчима офицералейб-гвардии гренадерского полка. Находилась квартира в здании полковыхказарм, расположенных на Петроградской набережной Большой Невки, недалекоот Ботанического сада. Отсюда в 1891 – 1898 гг. Блок ходил во Введенскую(позже – имени Петра Великого) гимназию (Большой пр., дом 37/39), а в 1898– 1906 гг. – в университет, где учился сперва на юридическом, а потом нафилологическом факультете. Здание С. –Петербургского Университета построено по проекту ДоменикоТрезини в 1722 –1742 гг., оно предназначалось для размещения Сената иколлегий – высших органов государственного управления России, учрежденныхПетром I. Огромнейшее трехэтажное здание расчленено на 12 тождественных поразмерам и внешнему облику корпусов. В XVIII веке каждый корпус имелсобственный отдельный вход. В 30-е годы по приказу императора Николая I вздании разместился университет. Само здание подверглось перестройке иреконструкции (арх. А.Ф. Щедрин). В сентябре 1906 года Блок впервые поселился отдельно от матери – такжена Петербургской стороне (Лахтинская, дом 3), а в 1907 году на Галернойулице, дом 41 (около площади Труда). Для Бока эти годы были временемписательского становления, больших творческих успехов и растущейизвестности. В его квартире на Галерной часто собирались писатели, актеры,художники. С ноября 1910 года Блок жил на Петербургской стороне – на Малой Монетнойулице, дом 9. А уже с 1912 года Блок живет на улице Декабристов, дом 57(сейчас там расположен музей – квартира Блока). В этом доме поэт провелпоследние девять лет жизни. В первое десятилетие ХХ века Блок часто посещал собрания литераторов идеятелей искусств у Мережковского и Вяч. Иванова на Таврической ул., дом25. Квартира Вяч. Иванова была известна в культурной жизни Петербурга, как«башня». Блок превосходно знал свой город. Он очень любил природу, любилокрестности Петербурга. В «городских» стихах Блока не так уж многоупоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, ностихи изобилуют лирически воспринятыми образами петербургского пейзажа: Город спит, окутан мглою, Чуть мерцают фонари… Там далеко, за Невою, Вижу отблески зари. Это единственный случай в русской поэзии, когда образ города стал как быравновелик образу поэта. Блок разрабатывал тему Петербурга не в узкоэстетском плане, а, следуя в основном традиции Достоевского, раскрывал ее висторико-философском и социальном преломлениях. В начале ХХ века началось возрождение интереса и любви к Петербургу какк великолепной Северной Пальмире. В 1902 году в журнале «Мир искусства»появилась программная в этом смысле статья «Живописный Петербург»,принадлежавшая перу художника и искусствоведа А.Н. Бенуа. В нейутверждалась красота, значительность и неповторимость архитектурного обликаПетербурга. Вслед за Бенуа И. Грабарь в своей «Истории русского искусства»раскрыл художественные богатства петербургской архитектуры. « АХМАТОВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ» Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создаетвпечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется,подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но онпрекрасен, душа его божественна. Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году. Настоящая фамилия Горенко,псевдоним – фамилия бабушки. С 1890 года по 1916 жила в Царском селе. Как иБлок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге. В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева, который уже к тому времени былдовольно известным поэтом. Только с 1911 года Ахматова начинает печататьсяв журналах, выступать с чтением стихов. В 20-е годы поэтесса жила в Мраморном дворце. Это здание имеет оченьинтересный архитектурный облик. Оно построено в 1768-1785 гг. арх. Ринальдидля графа Орлова – фаворита Екатерины II. Мраморный дворец можнорассматривать как памятник периода перехода от барокко к классицизму. С1937 года во дворце размещался музей Ленина. Ныне дворец находиться впользовании Русского музея. В 1921-1922 гг. Ахматова жила у своей подруги актрисы О. Глебовой-Судейкиной в доме Адамини (дом 7 по Марсову полю). В стенах этого дома жилимногие выдающиеся писатели, деятели науки и культуры. Дом Адамани вошел висторию и тем, что в нем несколько подвальных залов были заняты открывшимсяв 1916 году театром-кабаре «Привал комедиантов». Основателями этого театрабыли Всеволод Мейерхольд, Алексей Толстой и другие литераторы. Стены трехзалов театра были расписаны знаменитыми художниками. «Привал комедиантов»посещали Луначарский, Горький, Маяковский, Рейснер и др. Ахматова любилабывать тут. Во многих стихотворениях она описывает этот небольшой театр. Но большая часть петербургской жизни Ахматовой прошла в Фонтанном доме(1924-1952). Это здание тесно связано с историей русской культуры. Здесь жила прославленная актриса Прасковья Ковалева (псевдоним –Жемчугова). С середины XVIII века до 1870-х годов в Фонтанном доменаходилась и выступала знаменитая «капелла Шереметевых» - один из лучшихчастных хоров в России. В предвоенные годы здесь размещался уникальный Домзанимательной науки. Его создателем был Я.И. Перельман. Открыт в 1935 году.В нем было пять отделов: физики, математики, астрономии, мироведения,географии. Здесь же демонстрировался звездолет, созданный по собственномурисунку К.Э. Циолковского. Существовал Дом занимательной науки до началавойны. На протяжении ряда лет в Фонтанном доме находился Арктический иАнтарктический научно-исследовательский институт. В 1989 году комнаты, где жила Ахматова, превращены в музей. В залах домапроводятся различные выставки. БРОДЯЧАЯ СОБАКА В 1912 году в Петербурге на Михайловской площади открылось новоеартистическое ночное кабаре – «Бродячая собака». Дом №3 еще до открытиякабаре был связан с искусством. Здесь некогда жили Карамзины, а затемВиельгорские. У него на вечерах звучала музыка Глинки, играли Берлиоз,Лист, Шуман. С домом также связана судьба Пушкина. Поэт бывал здесь в товремя, когда дом занимала вдова историка и писателя Карамзина – ЕкатеринаАндреевна. В этом доме он познакомился с Дантесом. «Бродячая собака» существовала здесь до 1915 года. Уже само названиенамекало, каким мыслят себе это кабаре его учредители: А.Н. Толстой, М.В.Добужинский, Б.К. Пронин и др. Поэтические, музыкальные, театральныевечера, встречи с русскими и иностранными деятелями искусств, и на них –непринужденная, импровизационная атмосфера розыгрышей, пародий, включавшаявсех присутствующих в театрализованную игру. А присутствовал на вечерахцвет петербургского художественного авангарда того времени. «Наши выступления шли обычным порядком, неизменно собирая густуюпублику. В «Бродячей собаке» состоялся «вечер пяти»: Д. Бурлюка, И. Северянина,В. Каменского, С. Судейкина, А. Радакова. Это было «сотворчество»: поэтычитали на фоне живописных ширм-декораций. Мы все очень любили «Собаку», как и ее хозяина Бориса Пронина. Когда-то Пронин работал в Художественном театре по режиссерской части, атеперь пламенно горел «Собакой» и наворачивал всякие «вечера искусства» всвоем подвальном «кабачке», где всегда было жарко, тесно, шумно италантливо. В «Собаке» с удовольствием «пропадали» признанные и непризнанные гении. Бывали там и «гости со стороны» вроде адвокатов или коммерсантов,которых Пронин прозвал «фармацевтами»… В результате пронинской энергии «Собака» была любимым углом поэтов,художников, композиторов, актеров».[1] НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ Родился в 1886 г. в Кронштадте. Со второй половины 90-х годов семья жилав Петербурге на углу Дегтярной и 2-й Рождественской ул., затем на Невскомпр., 97. С 1903 Гумилев жил в Царском Селе Учился в Царскосельской гимназии уИ.Ф. Анненского. С 1909 года Гумилев постоянно бывает на «Башне» у Вяч. Иванова всобраниях «Академия стиха». В журнале «Аполлон» Гумилев вел рубрикулитературной критики. Издателем журнала был С.К. Маковский. Сотрудникамижурнала были многие видные литераторы: И.Ф. Анненский, В. Иванов, М.А.Волошин, М. А. Зенкевич, А.Н. Толстой. Редакция находилась на наб. р.Мойки, 24. Этот дом в конце XVIII принадлежал трактирщику Демуту, после егосмерти вдова Демута продала дом придворному повару Рикетти, от которого домперешел к Калугиным. Здесь разместился ресторан, сначала «Сен-Жорж», затем,с 1880-х годов, - «Донон», самый фешенебельный в Петербурге. В 1911 году Гумилев основал поэтическое объединение «Цех поэтов»,образовав новое течение в литературе – акмеизм. Акмеисты ставили своейцелью достичь художественной правды, которая виделась им в поэтизации«вещей как таковых». В 1912 г. – издательство «Гиперборей» (Разъезжая ул.,3). С началом первой мировой войны Гумилев добровольцем ушел на фронт. Впервый же приезд его в Петроград в литературном кабаре «Бродячая собака»было устроено чествование поэта. С 1918 года Гумилев жил на Ивановской ул., дом 20/65, затем напреображенской ул., дом 5/12. В 1919 – 1921 гг. был членом редколлегии ипереводчиком издательства «Всемирная литература». ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ О.С. Мандельштам родился 15 (3) января 1891 года в Варшаве, в семьебогатого еврейского торговца кожами, вскоре поле его рождения переехавшей вПетербург (в 1897 году). В Петербурге в семье родились еще два сына:Евгений и Александр. В Петербурге Мандельштамы часто меняли квартиры, летомотдыхали в Павловске, часто выбирались в Финляндию, в Прибалтику. В 1900году Осип поступил в Тенишевское коммерческое училище на ул. Моховой 33-35,где учились дети интеллигенции. Училище открыто в 1896 году князем В.Н. Тенишевым, сторонникомрадикальной школьной реформы. Расположенное в специально для этой целипостроенном здании училище в материально-техническом отношении было однимиз самых передовых учебных заведений России. Педагогический состав былподобран блестяще. В нем хорошо было поставлено преподавание гуманитарныхкультур. Учащихся знакомили с основами эстетики, с русской и мировойлитературой, которую преподавал директор училища, известный поэт В.В.Гиппиус. Выпускниками этого училища были многие известные писатели и поэты:В.В. Набоков, дети К.И. Чуковского (оба писатели). Мандельштам посещаетвиртуозные концерты Гофмана. Его первые поэтические опыты появились впечати в 1907 году в журнале Тенишевского училища «Пробужденная мысль». Влияние Гиппиуса на первых порах привело молодого поэта в стансимволистов. Также Мандельштам пережил серьезное увлечение революцией, дажесобирался стать профессиональным революционером. Но со временем его пылпропал. В 1911 г. Мандельштам поступил на отделение романских языковисторико-филологического университета. Но этот курс не закончил (в 1917 г.получил справку о неполном окончании университета). В 1908 году посещаетзаседания Религиозно-философского общества. С 1909 года часто посещаетвечера Вяч. Иванова. Разрыв с символизмом был подготовлен знакомством с А. Ахматовой и Н.Гумилевым, состоявшимся весной 1911 года. Дружбу с Ахматовой сохранил доконца жизни. В этом же году Мандельштам вступил в основанный Гумилевым «Цехпоэтов», тем самым став акмеистом. В 1914 году грянула первая мировая война. Мандельштам, как и многиедругие поэты, был захвачен патриотическим порывом. Но он не был принят посостоянию здоровья. Трагедия мировой войны остудила первоначальныйпатриотический пыл поэта. Он, как и многие другие ждал избавления отвоенного ужаса. Таким избавлением оказалась Февральская революция, котораянесла надежду на мир и свободу. Мандельштам не имел определенного места жительства, постоянно был вразъездах по стране. Был очень беден, постоянно нуждался в деньгах. В1917 году Мандельштам кочевал между Петроградом и Крымом. С 1919 года поэт жил то в Петрограде, то в Москве. В 1920-1921 гг. жил в«Доме Искусств». На 8-й линии Васильевского острова (дом 31) установленамемориальная доска. В этом доме жил его брат Мандельштама, и поэт часто тутбывал. С начала 30-х годов Мандельштама часто арестовывают. Позднее запрещаютжить в Москве и Ленинграде. Умер в ссылке под Владивостоком. АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ Еще в пору литературной молодости (1868-1936) Алексей Максимович Горькийподдерживал связи с литературными кругами российской столицы. Писатель сталпостоянным сотрудником общественно-политического и литературного журнала«Жизнь» (ул. Восстания, 20/16), издававшегося в Петербурге, привлек кучастию в этом журнале А.П. Чехова и других авторов. Все расширяющиеся связи Горького с писателями и издателями потребовалиего приезда в Петербург. Но осуществить это намерение долго не удавалось,так как Алексей Максимович находился под следствием как участникреволюционного движения и выехать из Нижнего Новгорода не мог. Приехал Горький в Петербург лишь в 1899 г. 29 сентября, остановился вдоме у редактора журнала «Жизнь», в доме № 11 по ул. Маяковской. За времяпребывания в столице совершал много различных встреч с друзьями. При всехрадостных чувствах, которыми сопровождалось большинство этих встреч, первыевпечатления Горького о Петербурге остались горестными и печальными.Писателя поразила в столице прежде всего атмосфера затхлости и либеральногоблагодушия. Второй раз Горький посетил российскую столицу в феврале – марте 1901года. Поселился у редактора издательства, тогда еще мало известного,«Знание». Находилось сначала на ул. Пушкинской, дом 10, а позднее наНевском проспекте в доме 90/92. Занимало в нем весь первый этаж. Горький,помогавший журналу, стал, вскоре его идейным руководителем. Он превратилиздательство в один из центров борьбы против буржуазно-реакционнойлитературы. Горький участвовал в студенческой демонстрации перед казанскимсобором. Полиция арестовала многих участников демонстрации. В том же году в Петербурге и в Москве были поставлены пьеса Горького «Надне». В один из приездов в столицу Горький познакомился с А.И. Куприным. Апосле четырех длительных поездок в Петербург писатель в 1904г. решил снятьквартиру в доме, где раньше помещалась редакция журнала «жизнь» ( егозакрыли в 1901 г.), т.е на ул. Восстания 20/16. Горький много выступает.(Несколько раз в Тенишевском училище, как раз тогда там училсяМандельштам). Приезжая в 1905 году в Петербург, Горький стал свидетелем убийства сотенбезоружных людей («кровавое воскресенье»). 10 января 1905 года департамент полиции распорядился арестовать Горькогои доставить его в Петропавловскую крепость. Но Горького не было в столице,и его смогли арестовать только в Риге, куда писатель уехал. Подняласьневиданная волна протеста против преследований писателя. В течение шестимесяцев после этого Горький находился под угрозой суда, а полицейскийнадзор над ним не ослабевал ни на час. Летние месяцы 1905 года Горькийпровел в Куоккале (ныне Репино), где снял не большую дачу на берегуФинского залива. Горький принял живейшее участие в создании первого легальногобольшевистского органа – газеты «Новая жизнь» выходившей в Петербурге с 27-го октября по третье декабря 1905 года. С 9-го номера эту газетуредактировал В.И. Ленин. Редакция размещалась в доме номер 40/68 на углуНевского проспекта и набережной реки Фонтанки. Это здание часто называли«Литературным домом», принадлежавшее купцу А.Ф. Лопатину. В нем жили многиелитераторы. Здесь жили Панаев и Белинский. А еще раньше – в 1850-х годахздесь проживал И.С. Тургенев. Но во время отечественной войны этот дом былразрушен бомбой, попавшей в него, и ныне там находится новое здание,возведенное арх. И.И. Фоминым (для районной администрации). Опасность новых преследований, которым мог подвергнуться писатель,возросла после того, как властям стало известно о его участие в Московскомвооруженном восстании в декабре 1905 года. Предупрежденный о готовящемсяаресте, Горький выехал за границу, где пробыл восемь лет. В начале марта 1914 года писатель снял квартиру на Петербургской стороне– на Кронверкском проспекте (пр. Максима Горького), в доме 23. По деламиздательским и литературным здесь бывали пролетарские поэты. Здесьмузицировали С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин, пел Ф.И. Шаляпин. В числечастых гостей дома были: А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.В. Маяковский, К.И.Чуковский. Чтобы сплотить передовые силу русской литературы под знаменемдемократической и антимилитаристских идей, Горький решил основать вПетрограде новый ежемесячный общественно-политический и литературныйжурнал. Этот журнал, под названием «Летопись», начал выходить в декабре1915 года. В нем печатались материалы, направленные против разжигавшейсябуржуазной прессы агрессивных империалистических настроений. Литературно-художественном отделе журнала печатались В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, С.А.Есенин. Редакция «Летописи» помещалась на Большой Монетной улице. В 1918 году Горький основал издательство «Всемирная литература», ставшеевскоре очень популярным. Сначала издательство размешалось в доме 64 поНевскому проспекту где до этого размешалась редакция прекратившей теперьсвое существование газеты «Новая Жизнь». Позднее контора «Всемирнойлитературы» переехала в дом 36 по ул. Моховая. Алексей Максимович приходил сюда почти ежедневно. Вокруг издательстваобъединилась большая группа литераторов, призванная осуществить оченьсложную кропотливую работу по подготовке новых переводов произведенийзарубежной литературы, написанию вступительных статей к различным изданиям.Для молодых сотрудников издательство организовало учебно-творческую студию,в которой изучалась теория и практика поэтического искусства,художественной прозы и критики. Студия вела свои занятия – семинары илекции – в отдельном помещении (в доме 24 по Литейному пр.). Вечера илекции проводились так же в помещении самого издательства, в здании Музеягорода (Аничков дворец) потом в доме искусств. Музей города помещался в Аничковском дворце с 1918 по 1935 год. При содействии Горького в бывшем великокняжеском дворце на Дворцовойнабережной, 26, открылся Дом ученых. И здесь был не только клуб для научныхдискуссий, но и общежитие, и продовольственная база, обеспечившая с помощьюправительства усиленное питание людей научного труда. Наиболее значительным начинанием писателя в театральной области былаорганизация, совместно с А.В. Луначарским, А.А. Блоком и М.Ф. Андреевой,Большого драматического театра, существующего и поныне на набережной рекиФонтанки в доме 65. Это здание построенное арх. Л. Фонтаном было уничтоженопожаром в 1901 году, но затем снова восстановленным. Театр был задуман как«театр трагедия, романтической драмы и высокой комедии» и началфункционировать с февраля 1919 года в Большом зале Консерватории. В 1956 –1989 годах этот театр возглавлял Г.А. Товстоногов. В честь него былпереименован театр, бывший ранее имени Горького. В 30-х годах здоровье Горького резко ухудшилось. В 1936 году писательскончался. На доме 32 по Кронверкскому проспекту установлена мемориальнаядоска. А сам проспект был в Советское время переименован в честь имениГорького. Рядом с проспектом находится станция метрополитена, которая тожеполучила имя писателя. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ В.В. Маяковский впервые приехал в Петербург начинающим поэтом осенью1912 года; постоянно жил он здесь сравнительно недолго – неполных четырегода (1915-1919) Поэт теснее связан с Москвой. Но, тем не менее и в личнойи творческой его биографии Петербург – Петроград – Ленинград занимаетбольшое место. В Петербурге он создал лучшие дореволюционные стихи,поставил первую свою пьесу. С 1919 года, после переезда в Москву, связи Маяковского с Ленинградомослабевают, но не рвутся его жизни. Почти ежегодно он приезжает вЛенинград. Не случайно по этому его именем названы в нашем городе Дом писателя,Центральная библиотека, станция метро. В 1912 году Маяковский учился в Московском училище живописи. И в первыйприезд (в ноябре 1912 года) Маяковский посещает общество художников «Союзмолодежи», а так же выступает вместе с Бурлюком на диспуте о современнойпоэзии в кабаре «Бродячая собака» позднее Маяковский не редко бывал в«Бродячей собаке» – его привлекали непринужденная обстановка и литературнохудожественный дух «подвала». У Маяковского были большие способности по рисованию, «но живописьтребует постоянного физического труда методической работы, красок и т.п.,ко всему этому у Маяковского не было склонности, поэтому его увлечениеживописи длилось, хотя и долго (с 1909 по 1915 годы), все же Маяковскийоставляет рисунок и живопись и всецело отдается литературе».2 В 1909 году в Петербурге обосновался русский футуризм и с тех пор сталдовольно популярным течением в искусстве столицы. Выступление футуристов в1912-1913 гг. проходили в нескольких залах, служивших тогда постояннымместом для лекций, чтений и диспутов. Жестокие словесные бои с участиемМаяковского разыгрались в небольшом Троицком театре (Троицкая улица – нынеРубинштейна, 18). Маяковский часто выступал в Тенишевском училище. Футуристические диспуты происходили в необычной атмосфере и требоваливызывающего обращения с публикой, которая в большинстве своем была далекаот интересов искусства, пришедшей полюбоваться скандалом и поэтами-скандалистами. В начале декабря 1913 года в театре «Луна-парк», бывшем Комисаржевской,на Офицерской улице (ныне улица Декабристов, 39), состоялись первыефутуристические представления: «Трагедия» В. Маяковского и опера «Победанад Солнцем», слова А. Крученых, декорации, костюмы К. Малевича, музыка М.Матюшева. Русская молодежь показала на сцене полный разлом понятий слов,разлом музыкальной гармонии, и дала новое свободное от старых условныхпереживаний творчество. Лето 1915 года Маяковский провел в Куоккале, часто встречался с К.И.Чуковским, заезжал к Горькому. Вернувшись, Маяковский поселился вПетрограде в доме 52, в конце Надеждинской улице (ул. Маяковского).Маяковский участвует в различных митингах, проходивших в Петрограде. Веснойи летом 1917 года Маяковский часто посещает редакцию журнала «Новая жизнь».Но после постановления РСДРП о выходе из этой газеты всех большевиковсотрудничавших с ней писатель ушел из нее. Маяковский был активнымучастником двух революций (февральской и октябрьской). В этом же году частовстречался с Блоком (вплоть до смерти поэта). Маяковского поражалоотношение Блока к революции – очень неоднозначное, неясное. Позднее в 1921году в статье «На смерть Блока» Маяковский опишет их встречу у костра надворцовой площади, в разгар революции: «Помню, в первые дни революциипроходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенногоперед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детскогоподъезда. Спрашиваю: «Нравится?»—«Хорошо»,—сказал Блок, а потом прибавил:«У меня в деревне библиотеку сожгли». Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции,фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэмесатиру на революцию, другие—славу ей. Поэмой зачитывались белые, забыв, что «хорошо», поэмой зачитывалиськрасные, забыв проклятие тому, что «библиотека сгорела». Символисту надобыло разобраться, какое из этих ощущений сильнее в нем. Славить ли это«хорошо» или стенать над пожарищем,— Блок в своей поэзии не выбрал.»3 В 1918 году в здании Консерватории была поставлена пьеса Маяковского«Мистерия-буфф». В начале марта 1919 года Маяковский переехал в Москву. В 1920 году поэт несколько раз приезжает в Петроград. Следующие два годаон здесь не был, а с 1923-го бывал ежегодно, иногда по нескольку раз,чтобы выступить перед ленинградцами. Выступал обычно в Доме искусств, взале филармонии, в зале Академической капеллы. В музеях сохранились афиши,объявляющие о выступлениях Маяковского. В 1930 году 14 апреля Маяковский скончался. * * * С 1914 года нынешний Петербург сменил много названий, вместил в своюисторию огромное количество событий. Он побывал и Петроградом (в основномименно о нем был написан этот реферат) до 1924 года, и Ленинградом до 1991года. И у каждого своя, отдельная история. У Петербурга она началась в день основания города в 1703 году,оборвалась на 1914, и продолжается сейчас - в XXI веке. Петроград – город революций, восстаний. Это время коренного перелома вжизни огромного числа людей. Многие насильно лишаются дома, семьи,остаются выкинутыми на холодные улицы Петрограда. После первой революции1917 года город стоит как потерянный. Люди не знают куда им идти, комуверить и как жить. Царя нет, правительства сменяют одно другое. А в городеголод и разруха. На плечи Ленинграда ложится Великая Отечественная война. Долгийизнуренный прорыв через кольцо блокады, голод, героическая защита города,на которую были брошены все силы горожан. Но, как бы не назывался наш город, в нем всегда жили, работали иучились интереснейшие люди своих эпох. Они оставили память о себе вназваниях улиц, по которым они ходили, домов, в которых жили. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я выбрала такую тему для реферата потому, что мне самой было оченьинтересно почитать о литературной жизни в Петрограде. Мне хотелось понять,как жили писатели и поэты того времени, где они выступали, устраиваливстречи, куда мог простой горожанин сходить их послушать. Я поставила цельописать литературный Петроград как можно интереснее и целостнее, так чтобывозможно было хоть чуть-чуть приоткрыть завесу истории и окунуться непросто в даты и названия, непонятно где находящихся и непонятно откудавозникших зданий и улиц, а знать эти дома и их фасады, знать, кто ихпостроил, что здесь было и находится сейчас. Я не уверенна, что цель была достигнута, и реферат получился такой,какой мной задумывался. Но пока я искала информацию в различных книгах,журналах, для меня открылось множество интересных и занимательных событийиз жизни различных писателей и поэтов. Я узнала о том, как проходили вечераи встречи литераторов. Поразилась неисчерпаемой фантазии футуристов,необычной изобретательности их стихов, живописи, проведению театральныхпредставлений. Впервые заметила башню в Таврическом саду, где проходиливечера Вяч. Иванова. БИБЛИОГРАФИЯ1. Белые ночи/Сост. Л.Б. Добринская. – СПб., Лениздат, 1989.2. Василий Каменский/Сост. М.Я. Полякова. – Книга, 1990.3. Литературные памятные места Ленинграда/ред. А.М. Докусова. – Лениздат, 1976.4. Мандельштам О.Э. Об искусстве. Вступительная статья/Авт. Б.В. Соколов. – М., Искусство, 1995.5. Прогулки по Петербургу/П.Я. Канн. – СПб., Палитра, 1994.6. Путеводитель по С.-Петербургу. –Репринтное воспроизведение издания 1903 года. – СП Икар, 1991.7. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – М., Наследие, 1999.8. Санкт-Петербург в русской литературе.: учеб. -хрестом. для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб., Свет, 1996.-----------------------[1] Василий Каменский. Путь энтузиаста. – М., 1990. – С. 500.2 М. Бурлюк Д. Бурлюк. и Маяковский и его современники. – М., Наследие,1999. - С. 328.3 В.В. Маяковский. Умер Александр Блок.(XII, 21)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Германия. Кулинарные традиции...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности страхования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconДаосизм и его влияние на китайскую культуру. Москва, 1997. 1 Оглавление....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconГеография учить билеты 1-10. Украинский язык: § 9, 10 впр. 89, 90, 102. § 11 впр. 105
Русский язык – выполнить упр. 119 стр. 61, упр. 122 стр. 62, упр. 133 стр. 66, упр. 44 стр. 71, упр. 146 стр. 72. Стр. 74 выучить...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconГеография учить билеты 1-10. Украинский язык: § 9, 10 впр. 89, 90, 102. § 11 впр. 105
Русский язык – выполнить упр. 119 стр. 61, упр. 122 стр. 62, упр. 133 стр. 66, упр. 44 стр. 71, упр. 146 стр. 72. Стр. 74 выучить...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconПольша – от 150 у е. \подробнее\ (стр. 1, 2) Карпаты – от 90 грн....
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconИнтервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр....
«Кое-какие журналы для детей издаются, но пишут в них взрослые и они полны глупостей»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconАнглийский язык
Русский язык – (уч. В. П. Голобородько) §6 стр. 45-46, таблица, упр. 91 стр. 48. § 7 стр. 49-51. Упр. 97, 98 стр. 51-52, упр. 105,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная жизнь города содержание. Вступление стр. 2 Дом искусств стр. 3 А. А. Блок стр. 4 -5 «Ахматовский Петербург» iconКомплекс Сарнес 3 стр. Комплекс Репвог 6 стр. Северная норвегия,...
Рорбу и коттеджи в Сарнесе расположены у моря в живописном месте Сминес в Сарнесфьорде. Здесь есть

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<