Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные)




Скачать 127.19 Kb.
НазваниеМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные)
Дата публикации09.11.2013
Размер127.19 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Литература > Методическая разработка
Методическая разработка

к самостоятельной работе по русскому языку

(специальность «Фармация», заочная форма обучения,

1 курс, 1 семестр, 6 часов)

Тема: Активные (действительные) причастия. Пассивные (страдательные) причастия. Гавриил Абрамович Илизаров -- кудесник из Кургана.
Грамматическая тема: Активные (действительные) причастия. Пассивные (страдательные) причастия.

Текст: Гавриил Абрамович Илизаров -- кудесник из Кургана
Цель занятия:

Изучение лексики, связанной с данной темой.

Развитие навыков ведения разговора- обсуждения по теме, умения построения вопросов и ответов на них.

Закрепление навыков образования активных и пассивных причастий.

^ Грамматическая тема

Активные (действительные) причастия. Пассивные (страдательные) причастия

§1
Таблица 1. Образование активных причастий настоящего времени








Суффикс

Причастия

настоящего времени НСВ



Вопросы: какой? какая? какое? какие?

(они) жив-ут

(они) созда-ют (они) бор-ют-ся

1 спряжение

ущ-ющ-

живущий (-ая, -ее, -ие) создающий (-ая, -ее, -ие) борющийся (-аяся, -ееся, -иеся)

(они)

слыш-ат (они)

люб-ят

11спряжение

ащ--ящ-

слышащий (-ая, -ее, -ие) любящий, (-ая, -ее, -ие)



^ Таблица 2. Образование активных причастий прошедшего времени

Глагол прошедшего времени НСВ и СВ

Суффикс

Причастия





Вопросы: какой? какая? какое? какие?

(он) писа-л

(он) написа-л (он) отвеча-л

(он) ответи-л (он) учи-л-ся

(он) научи-л-ся

-вш-

писавший (-ая, -ее, -ие)

написавший (-ая, -ее, -ие)

отвечавший (-ая, -ее, -ие)

ответивший (-ая, -ее, -ие)

учившийся (-аяся, -ееся, -иеся)

научившийся (-аяся, -ееся, -иеся)

(он) принёс (он) привёз

-ш-

принёсший (-ая, -ее, -ие)

привёзший (-ая, -ее, -ие)






^ Таблица 3. Замена простых предложений с причастными оборотами сложными предложениями.


Простое предложение с причастным оборотом

Сложное предложение со словом КОТОРЫЙ в именительном падеже

1

2

Какой студент сидит у окна?

1. Студент, читающий газету, сидит у окна.

1. Студент, который читает газету, сидит у окна.



1

2

Какая студентка сидит у окна?

2. Студентка, читающая газету,

сидит у окна.

2. Студентка, которая читает газету, сидит у окна.

Какие студенты начали отвечать на вопросы?

3. Студенты, прочитавшие текст, начали отвечать на вопросы.

3. Студенты, которые прочитали текст, начали отвечать на вопросы.



^ Таблица 4. Склонение активных причастий


Простые предложения с причастными оборотами

Сложные предложения со словом КОТОРЫЙ в именительном падеже

И

К нам пришёл студент, приехавший из Мексики.

К нам пришёл студент, который приехал из Мексики.

Р

Это книга студента, приехавшего из Мексики.

Это книга студента, который приехал из Мексики.

д

Мы подарили книгу студенту, приехавшему из Мексики.

Мы подарили книгу студенту, который приехал из Мексики.

в

Я встретил студента, приехавшего из Мексики.

Я встретил студента, который приехал из Мексики.

т

Я сижу со студентом, приехавшим мз Мексики.

Я сижу со студентом, который приехал из Мексики.

п

Мы говорили о студенте, приехавшем из Мексики.

Мы говорили о студенте, который приехал из Мексики.



УПРАЖНЕНИЯ

1. Поставьте вопросы к причастным оборотам.

1. В нашей группе есть студент, хорошо знающий французский язык. 2. Девушка, читающая книгу, приехала из Ливана. 3. Студент, сидящий у окна, хорошо знает физику. 4. Мы сегодня купили учебник для студентов, говорящих по-английски. 5. Я написал письмо другу, живущему в Мексике. 6. Возьмите журнал, лежащий на столе. 7. В газете появилась статья о враче, успешно лечащем эту тяжёлую болезнь. 8. Это было давно, но есть люди, помнящие это событие.
2. Поставьте вопросы к причастным оборотам. Объясните разницу в формах причастий.

1. Преподаватель внимательно слушал студента, отвечавшего на вопросы. 2. Студент, ответивший на все вопросы, получил высокую оценку. 3. Писатель, написавший эту книгу, приехал в гости к студентам подготовительного факультета. 4. Девушка, писавшая письмо, спросила, какое сегодня число. 5. Мы вни­мательно слушали преподавателя, рассказывавшего о Харькове. 6. Я поблагодарил человека, рассказавшего мне, как доехать до вокзала. 7. О студентах, получив­ших хорошие оценки на экзаменах, написали в фа­культетской газете. 8. Студенты, всегда получавшие хорошие оценки на занятиях, не будут сдавать зачёты.
3. Замените причастные обороты придаточными предложениями со словом КОТОРЫЙ.

1. Харьков, выпускающий тракторы, турбины, самолёты, играет важную роль в экономике Украины. 2. Люди, живущие в Харькове, любят свой город и гордятся им. 3. В Харькове учатся студенты, приехавшие из разных стран. 4. Студенты, изучающие русский язык, приехали из разных стран Азии, Африки и Латинской Америки 5. К нам часто приходят друзья» изучавшие раньше русский язык на нашем факультете. 6. Полиглот — это человек, знающий много языков. 7. Человек, принёсший эту книгу, уже ушёл. 8. Студенты, написавшие контрольную работу, получили хорошие оценки.
4. Определите падежную форму причастий.

1. Студенты, изучающие русский язык, приехали из разных стран. 2. Это учебник для студентов, изучающих русский язык. 3. Мы познакомились со студентами, изучающими русский язык. 4. На вечере в клубе мы встретили студентов, изучающих английский язык. 5. Я иногда помогаю студентам, изучающим английский язык, готовить задание. 6. В интернациональном клубе мы узнали о студентах, изучающих испанский язык. 7. Людям, изучающим иностранный язык, нужно регулярно заниматься. 8. У студентов, изучающих русский язык, будет летом экзамен.

5. Закончите предложения, используйте слово­
сочетания справа.

а) 1. Сегодня я буду разговаривать по

телефону с ... .

После занятий я пойду на почту и пошлю телеграмму ... .

друг, живущий в Москве

Сегодня у ... день рождения.

Мне часто пишет ... .

Я всегда с интересом читаю письма ... .

Я очень люблю ... .

Я часто думаю о ... .

б) 1. Мы познакомились с ...

инженер, рассказавший нам о космосе

Мы задавали много вопросов ... .

На прошлой неделе к нам на факультет приходил ... .

Мы с удовольствием слушали лекцию ... .

Мы потом много узнали об ... .

Мы знаем ...
6. Замените причастные обороты придаточными предложениями со словом КОТОРЫЙ.

1. Я люблю книги писателя, написавшего этот роман. 2. Мы уже хорошо понимаем людей, говорящих по-русски. 3. Я знаю девушку, рассказавшую мне о Харькове. 4. Преподаватель, работающий в нашей группе, раньше преподавал в другом институте. 5. Есть люди, знающие десять и больше языков. 6. Человек, читавший журнал, вышел из вагона. 7. Студента, сидящего со мной, зовут Ахмед. 8. Этот учебник нужен студентам, изучающим физику.
^ Таблица 2. Образование пассивных причастий прошедшего времени


Глагол прошедшего времени СВ

Суффиксы

Причастия





Вопросы: какой? какая? какое? какие?

(он) выполн-и-л (он) изуч-и-л

-енн-

выполненный (-ая, -ое, -ые) изученный (-ая, -ое, -ые)

(он) прочит-а-л (он) увид-е-л

-нн-

прочитанный (-ая, -ое, -ые) увиденный (-ая, -ое, -ые)

(он) откр-ы-л (он) вз-я-л

-т-

открытый (-ая, -ое, -ые) взятый (-ая, -ое, -ые)


^ Прочитайте текст. Выпишите пассивные причастия.

Неотправленное письмо

Часть I

Два года назад осенью в сибирской тайге пропал без вести отряд геологов. Пропавших людей искали до самой зимы, но так и не нашли. Стало ясно, что они погибли.

Весной, когда растаял снег, местные жители случайно нашли в лесу небольшой шалаш, сделанный из веток. В шалаше лежал человек, в котором узнали начальника пропавшего отряда геологов — Сабинина. На груди у него лежала карта месторождения алмазов, открытого погибшими геологами. Рядом с картой лежало длинное, но так и не оконченное письмо Сабинина. В письме был подробный рассказ о том, что случилось с ним и с его товарищами, когда они искали в тайге алмазы. Вот что было написано в письме.

... У вас ещё вечер, а у нас уже утро, и мы встали рано-рано, чтобы не опоздать на самолёт. Через несколько часов мы будем уже в тайге, а через много-много дней мы вернёмся домой, и на нашей геологической карте будет указано новое месторождение алмазов, открытое нами. Мы вернёмся домой грязные и уставшие, но счастливые, и я отдам тебе это письмо-дневник. Но это будет очень и очень нескоро. А пока мы будем ждать и верить в нашу победу.

Вера, дорогая! Пятый год я вожу на Север отряды геологов. Мы редко видимся. Но жить иначе я не могу. Я хочу сделать в жизни что-нибудь большое, очень полезное и нужное для моей родины. Этому я отдаю все свои силы и все свои мечты.

...Здравствуй, Вера! Мы уже в тайге, ищем алмазы. Сейчас у нас ночь, все давно спят, а я сижу у костра, смотрю на огонь и вспоминаю слова нашей старой песни:

Я смотрю на костёр догорающий... После трудного дня спят товарищи, Почему среди них нет тебя?

Я часто сижу у костра один. Мои друзья уже привыкли к этому. Наш отряд состоит из четырёх человек. Самый старший и опытный среди нас -Сергей. Он родился и вырос в тайге и чувствует себя в ней как дома. Два других члена нашего отряда - Герман и Таня - совсем ещё юные геологи, ни разу не бывавшие в тайге и ещё не знающие, что такое поиск месторождения.

...Алмазов пока не нашли. Работаем много, спим только 2-3 часа в сутки. Очень устали. Нужно будет менять место и искать алмазы там.

...Опять неудача, опять нужно переходить на новое место. Но мы не теряем надежды.

...Сегодня победа! Мы с Таней в новом месте нашли в земле кристаллы алмазов.

Вечером у нас был праздник. Мы пили компот из сухих фруктов, привезённых из дома, и ели винегрет, сделанный Таней. Было вкусно, как дома.

...Наконец я нашёл то, что искал. И я счастлив.

(Продолжение будет)
^ Задания к тексту

1. Составьте вопросы к тексту.

2. Расскажите, почему Сабинин с товарищами прилетели в тайгу.

III. Расскажите, о чём вы мечтаете сейчас.

Работа с текстом

^ Гавриил Абрамович Илизаров -- кудесник из Кургана
Словаи словосочетания:

учреждать учредить что?

глухая деревушка

возмещать возместить что?

исцеление

кудесник

приводить в отчаяние

чудо-лекарь костыли
^ ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Подберите к данным словам: а) синонимы, б) антонимы.

а) Кудесник, эпитет, рождение, исцеление, дефект, тяжкий, недуг,
деформации.

б) Счастливый, свет, огромный, дорогой, первый, молодость, прошлое,
застой, начинать, старший, укорочение.

^ 2.Разберите следующие слова по составу, определите их значение.

Травматология, застой, исцелитель, бескровный, соратник.

Продолжите ряд однокоренных слов. Ломать/сломать, обломки, ... Укорачивать/укоротить, короткий, ... Пересаживать/пересадить, пересадка, ... Лечить/вылечить, лечение, ... Болеть/заболеть, боль ...

^ 4. Приведите видовую пару глаголов; от которых образованы данные существи­тельные.

Утолщение, исцеление, повреждение, возмещение, признание.

5. Объясните разницу в следующих словосочетаниях. Составьте с ними пред­ложения.

Осветить город — осветить проблему; носить очки — носить имя; обращаться к врачу — обращаться к фактам.
^ Прочитайте текст. Основоположником какого нового направления в травматологии является Г.А. Илизаров?

Гавриил Абрамович Илизаров - кудесник из Кургана

«Кудесник из Кургана», «чудо-лекарь», «человек, который может всё» — вот лишь некоторые из эпитетов, которыми награждают доктора медицинских наук, профессора, лауреата Ленинской премии, Героя Со­циалистического Труда Гавриила Абрамовича Илизарова.

Он открыл новое направление в медицине, науке, которая насчи­тывает столько веков, сколько существует человеческая цивилизация.
Он спас такое число людей, что их счастливыми улыбками можно было
бы осветить огромный город с сотнями тысяч жителей. Во многих странах мира есть научные общества, носящие его имя. Наверно, немного есть еще на свете ученых, чьими именами содружества специалистов начинают называться при их жизни. Одна из самых дорогих наград доктора Илизарова — Орден Улыбки. Его учредили польские ребятишки для взрослых, которые многое сделали для детей. Обычно детям не
очень-то нравится обращаться к докторам, но Илизаров — исключение.
Тысячам детей он вернул самое ценное в жизни — здоровье, а значит, возможность счастливой жизни.

Когда-то в его метод лечения заболеваний и повреждений костей верили всего несколько человек. И он даже сам не представлял себе, что разработки и исследования приведут к рождению нового научного направления в медицине, станут широко использоваться не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Илизаров рассказывает:

— Никогда не забуду свою первую больную. Иногда она мне даже по ночам снится. Она выписалась через двадцать два дня. И ушла на своих ногах. Ей было тридцать лет. Пятнадцать из них она ходила на костылях.

Всю свою жизнь этот человек посвятил одной проблеме. Еще в молодости, когда он был сельским врачом, Илизарова не оставляла мысль: почему в то время, как все отрасли в медицинской науке постоянно развиваются и с огромной скоростью двигаются вперед, ос­новные принципы лечения переломов остались примерно такими же, какими они были во времена Гиппократа. Эти методы за тысячи лет существования медицины в своей основе не изменились. Почему же люди должны жить прошлым?! Застоя не должно быть ни в какой науке.

Как человек начинает трудовую жизнь? Одним этот путь дается легко. Школа, вуз, интересная работа. У Илизарова все было не так. Глухая деревушка, затерянная в горах. В крестьянской семье семеро детей, а он — старший. После смерти отца остался главным мужчиной в доме: «Был вполне взрослым человеком, мне было девять лет». В школу сумел пойти только в десять. Зато в пятнадцать закончил ее с золотой медалью.

Сегодня Илизаров — глава перспективного направления отечественной травматологии. По крайней мере полмиллиона людей обязаны ему и его соратникам своим исцелением. Впервые в истории мировой травматологии он ввел в практику бескровное лечение всех переломов трубчатых костей, возмещение больших дефектов мягких тканей и кости без пересадки транс­плантатов.

Научился устранять большие укорочения конечностей и тяже­лые деформации различных костей и суставов, утолщать кости, успешно лечить другие ортопедические и травматологические заболевания.

В Кургане вырос современный научно-лечебный комплекс. Сотни тысяч пациентов освободились от тяжких, порой приводивших в отчаяние неду­гов. Сейчас Курганский НИИ экспериментальной и клинической ортопе­дии и травматологии — один из крупнейших в стране.

Честность — синоним совести. Еще в древности был такой девиз: вра­чебную работу сравнивали со свечой. Сгорая сам, свети другим. Думается, Илизаров его воспринял на всю жизнь.
^ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

1. Объясните выражения, составьте с ними предложения.

Илизарова не оставляла мысль; приводить в отчаяние; сгорая сам, свети другим.
^ 2. Укажите на причинно-следственную связь между явлениями. Порядка предложений не изменяйте. Используйте союзы так как, потому что.

Многие содружества специалистов названы именем Илизарова.

Он выдающийся ученый современности.
Люди счастливо улыбаются. Илизаров спас их от тяжких недугов.
Одна из самых дорогих наград доктора Илизарова Орден Улыбки. Его учредили польские ребятишки.
Дети верят доктору и любят его. Он вернул им самое ценное в жизни — здоровье.
3.Составьте вопросный план текста и расскажите текст по плану.
4. Имена каких выдающихся врачей нашего времени вы еще знаете?

В какой стране они живут? Расскажите об их жизни, достижениях в медицине.

Скажите, применяют ли метод Илизарова у вас на родине.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку...
Тема: Виды глагола (обобщение темы). Глаголы движения без префиксов. Глаголы движения с префиксами по-, при

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема: Степени сравнения прилагательных и наречий. Полная и краткая форма прилагательных. Слово «нужен» в безличных предложениях....

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Грамматическая тема: Наиболее употребительные предлоги русского языка (систематизация)

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема: Выдающийся офтальмолог С. Федоров. Написание слитно (раздельно) и через дефис имён числительных

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема. Влияние сопутствующих основному заболеванию патологических про­цессов и состояний на эффективность лекарственной терапии

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема: Движение есть жизнь. Правописание суффиксов существительных –ичк, ечк, инк, еньк, оньк, н

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема: Уход за кожей больного. Написание слитно (раздельно) и через дефис предлогов, союзов, частиц и междометий

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема. Лабораторные и инструментальные методы исследования крови. Мор­фологическое исследование крови

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема: Склонение существительных и согласуемых слов во множественном числе. Употребление родительного падежа мн числа. Склонение

Методическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку (специальность «Фармация», заочная форма обучения, 1 курс, 1 семестр, 6 часов) Тема: Активные (действительные) iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Склонение прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<