Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия»




Скачать 130.6 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия»
Дата публикации13.11.2013
Размер130.6 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Общность идей Мора и Кампанеллы

СОДЕРЖАНИЕ: 1) Введение 2) «Утопия» Томаса Мора 3) Томмазо Кампанелла и «Город Солнца» 4) Общность идей Мора и Кампанеллы 5) Заключение 6) Список литературы ВВЕДЕНИЕ Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен истран, в атмосфере которых они возникли. Художественный процесс без нихневозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы.Одно из таких явлений – утопия. Само определение слова утопия - естьнеосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества иустремления. Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будетзнать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметьобщие интересы. Утопия - это "царство будущего", которое человек создает себе вгрезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет. Первые европейские утопии XVI—XVII веков произвели сильное воздействиена ум и воображение. Но они не были самыми ранними. Мечты о счастье, обидеальном устройстве общества издавна волновали умы апостолов, низов иэлиты. Например, в диалоге “Государство” Платон выступает убежденнымпротивником тирании и олигархии, смертной казни и произвола власти. Ногуманизм его антидемократичен. Полного равенства не может быть, людинеравны от природы. Государство должны возглавить разумнейшие — ученые-философы, создающие законы. Их охраняют воины. В самом низу — торговцы,ремесленники, земледельцы, которые и распоряжаются материальнойсобственностью. Но главная их обязанность — снабжать высшие группы всемтребуемым. Суть утопической мечты Платона — в ликвидации раздоров и борьбы внутригосподствующего класса рабовладельцев. Он хочет вернуться не к первобытнойобщине, а к более близкому прошлому. А затем — никаких сдвигов, никакогоразвития, все установлено навеки при абсолютном разделении умственного ифизического труда. Но все же первые представления об утопии связаны для многих с именамиТомаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детьми эпохиВозрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями,вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наукапошли вперед, когда мысль обгоняла действительность в поисках нового. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построениясовершенного общества на базе не только существующих орудий и формпроизводства, но и общественных отношений, что отрицалось многимимыслителями задолго до утопистов. В их концепциях вольно или невольнопрослеживается желание законсервировать существующую ступень общественногоразвития, но лишь незначительно видоизменить формы социальных отношений. Чтобы стало понятнее, на чем основывались утопические теориимыслителей средних веков, хочу рассмотреть произведения наиболее видныхевропейских утопистов и понять истоки их мировоззрения.ТОМАС МОР и его ”УТОПИЯ” Томас Мор был человек большого ума и широкой эрудиции, один изблистательных гениев, которых подарила миру эпоха Возрождения - писатель-гуманист, мечтатель и мыслитель, юрист, политический деятель, дипломат ибогослов. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в незнатной, но зажиточнойсемье. Он получил глубокое и разностороннее образование, причем около двухлет провел в Кентерберийском колледже Оксфордского университета, а Оксфордна рубеже XV-XVI веков был центром гуманизма в Англии. По настоянию отцаТомас Мор оставил университет, и заняться изучением юридических наук. В1502 г. он стал адвокатом и в качестве такового вскоре приобрел в Лондонебольшую популярность. В 1504 году двадцатишестилетний Мор был избран в парламент как членпалаты общин. Однако вскоре он вынужден был оставить политику - после того,как смело выступил в парламенте против короля, требовавшего для себя новыхсубсидий, и семья Мора подверглась за это репрессиям. К парламентскойдеятельности Мор вернулся только спустя шесть лет. Мор остро ощущал жестокость и безнравственность социальнойнесправедливости. Однако Мор не знал, как уничтожить социальное зло, нонародное восстание для него не было достижением этой цели. В мае 1515 года Мор как представитель Сити был включен в составкоролевского посольства во Фландрии. Во время поездки он познакомился свыдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием, чье имя он увековечил в“Утопии”. Эгидий, как и Эразм, стал одним из ближайших друзей Мора. Тогдаже, во время своего путешествия во Фландрию, Мор начал работу над самымизвестным своим произведением – “Утопией”. А осенью 1516 г. стараниямидрузей - Эразма и Эгидия - рукопись была опубликована под названием“Золотая книжечка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшемустройстве государства и о новом острове “Утопии”. Книга написана в популярном в то время жанре “рассказапутешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам оразличных народах и странах, в том числе об острове Утопии. В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавоезаконодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокостьмногочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Морставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков ибедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникаютпротиворечия интересов личности и общества, праздности и изнурительноготруда, роскоши и нищеты; она порождает преступления. Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность изапутанность законодательства отвечают интересам богачей и направленыпротив трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение недают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать ипонять его запутанные положения. Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей островаУтопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопииобщее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образомотличает их общественный и политический строй от других государств. Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждаетобщие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, приеминостранных посольств и др. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определеннымремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются“деревенские семьи” - от 40 взрослых, в которых житель города обязанпроработать не менее двух лет. Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на годфиларха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются изчисла ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь(принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании.Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избираютбольшую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты. Описывая государственные учреждения Утопии Мор во многом следовалантичным образцам, привнося свои некоторые изменения. Органы власти Утопииосуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием.Должностные лица избираются из среды ученых; создаются специальныеучреждения для координации производства и потребления. В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Таммного сект и религий. Но запрещено возбуждать религиозный фанатизм,осуждать верования других. Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободуграждан. Есть общественные столовые, но можно готовить пищу дома. Широкоиспользуются поощрения тех, кто делает что-то полезное для общества. Вместес тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, ачтобы каждый усердно занимался своим ремеслом. Оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нетчастной собственности, споры между жителями редки и преступлениянемногочисленны; поэтому им не нужно сложное законодательство. Также автор своеобразно решает проблему наказания. За кражу не казнят,а обращают в “рабство”, то есть принуждают к общественным работам Это рабство – совсем не то рабство, которое было известно Античномумиру, – оно не пожизненно и не наследственно. Рабами становятся такжевоеннопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники,купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи и выполняютнеприятные работы. Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы,добровольно выполняющие грязные работы. Основная мысль Мора в том, чтопринудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широкораспространенная в его время смертная казнь. К войнам Мор относился резко отрицательно. Политике монархов,помышлявших в основном о завоеваниях, он противопоставлял миролюбие. Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считалжадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и случай. Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIIIприблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должностивплоть до высшей – лорда-канцлера. Книга эта, чрезвычайно смелая для XVI века, в наше время кажетсянаивной, потому что мы, в нашем демократическом строе, далеко ушли от того"идеального" строя, о котором мечтал канцлер Генриха VIII. За четыре века,которые отделяют нас от этой первой настоящей утопии, утопий было созданотакое невероятное количество, что пришлось бы написать целые тома, чтобытолько перечислить их. И, хотя в основе всех утопий лежит благоденствиечеловечества, все они значительно разнятся. ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА И ”ГОРОД СОЛНЦА” Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильноевлияние ”Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве. Дальнейшее распространение утопического социализма в Европе связано сименем Джованни Доменико Кампанеллы, автора ”Города Солнца”, известногоитальянского философа, социолога и литератора. Он родился в 1568 году на юге Италии, в Калабрии, которая находиласьпод гнетом испанской короны. В пятнадцать лет, вопреки воле отца, которыймечтал видеть его дипломированным юристом, он постригся в монастырьдоминиканцев под именем Томмазо. Начинаются упорные занятия философией итеологией, изучение работ Аристотеля и Фомы Аквинского. На полкахмонастырских библиотек он находит труды Демокрита и Платона, по-своемуосмысливает их. Наибольший его интерес вызвала философия итальянцаБернардино Телезио, яростного противника схоластики Аристотеля, работыкоторого были включены католической церковью в список запрещенных книг.Кампанелла открыто защищает идеи Телезио и публикует философские сочинения.Такая дерзость не могла пройти безнаказанной, и инквизиция заинтересоваласьКампанеллой. Он проявил себя как противник Реформации и сторонник какцерковной, так и светской власти папы; инквизиция закрыла глаза на многиеего прегрешения. Кампанеллы всерьез занимался астрологией, что сыграло значительнуюроль в его жизни и деятельности. В 1597 году он вернулся на родину и,основываясь на положении звезд, предсказал победоносное восстание противвласти испанских Габсбургов. Впрочем, возмущение произволом иноземцевохватило тогда все слои Калабрии, и Кампанелла возглавил заговор, ккоторому примкнули и дворяне, и монахи, и крестьяне, и разбойники. Ноиспанцев предупредили, и верхушка заговора была схвачена. Попал внеаполитанскую тюрьму и Кампанелла. Его спасло от смертного приговоратолько то, что его объявили еретиком. В 1602 году Кампанеллу осудили напожизненное заключение, и он провел в различных тюрьмах свыше двадцати семилет. Утопия ”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог”была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована впервые в1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений ипроблем. На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии ГосударствоСолнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоейнеизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасныйлучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью,здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты очеловеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено наоснове естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе,основанном на общей собственности, сохранится государство. Он изображаетсовершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии вистории. Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцумонашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Воглаве его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он жеМетафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военнымделом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой,деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителейистинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всехсоляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждомупредлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. НаБольшом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства. Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии иправления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной постпредлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов идругими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должностиболее пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или противизбрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностныхлиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемыежрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаютсянаучными изысканиями. В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законынемногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверейхрама, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почтиисключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Дляуличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебныепоединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказаниявоздаются по справедливости и соответственно проступку. Источник человеческих зол — эгоизм. Автор видит возможность егоискоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общиестоловые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни икровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общиедети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и половыеотношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Онадля него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство. Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могутзаниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых формтруда. “Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимногоравенства. В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального бытия посравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все жеизобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мыслидогадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллуинтересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее вфантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданычерез тот же гороскоп. Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает нарелигию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал рядправовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьмажестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора,показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие нетолько для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнатьвздорного и ничтожного монарха — человечно. Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зренияобщество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. За 27 летзаключения он долго думал о неравенстве и о наилучшем государственномустройстве. Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одномувыводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жилилучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все людиравны между собой. ОБЩНОСТЬ ИДЕЙ МОРА И КАМПАНЕЛЛЫ По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов, в тевремена люди еще не могли представить реалии социализма, поэтому их утопииполучались слегка фантастичными. Естественно, что в XVI и XVII веках капитализм лишь набирал обороты,общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели ипредпосылки для этого перехода: ни производительные силы, нипроизводственные отношения. В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают огосударстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанноеу них, нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую своюиндивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаныодинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часовв день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает. Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатациейв какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу, право выбора.Если человек хочет чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив испособен, он добивается в этой жизни чего-то. Те же, кто не может добитьсявысот, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это “серое”большинство согласно на жизнь при утопии. Люди же достигшие чего-то вжизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. И им утопия не нужна. В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяетсказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушныеграждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщиныдолжны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших. Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – этолюди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта властьменяется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своемустатусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают надзаконами, а не на сельском поле. И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества,где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством.Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет. Таким было эстетическое влияние утопий,— оно нигде и везде. Труднообнаружить его отдельные проявления, но в любом высокохудожественномпроизведении искусства и литературы есть частичка утопии — мечта осовершенной человечности. Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслителиXVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснованиенезыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типаобщественного устройства, "какое по праву может называться государством".ЗАКЛЮЧЕНИЕ В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенныечерты сходства. После бурного развития мануфактур, когда Италия являласьсамой передовой страной Европы, и передовой не только в экономике,наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась роковой:великие географические открытия и господство турок на востоке Средиземногоморя привели к перемещению основных торговых путей и жестокомуэкономическому кризису. Как в Англии во времена ”огораживании”, хотя и подругой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работниковмануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало отварварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества.Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельностьлюдей пауки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции.И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узлегибельных обстоятельств, был неизбежен. Ранние социалисты-утописты Мор и Кампанелла сделали большой вклад вразвитие литературы не столько своими суждениями, сколько глубокимэстетическим смыслом своих утопий. ”Я считаю,— писал Томас Мор в ”Утопии”,—что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благамимира”. На место религиозного идеала пассивности и смирения вместе сутопическим социализмом приходит новый идеал человека, которыйсовершенствует себя и исправляет окружающий мир. Казалось бы, что для всех людей и всех времен это царство будущегодолжно рисоваться одинаковым, но в действительности этого никогда не было ине будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имееткаждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально- экономической литературы, 1958. 2. История теоретической социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука, 1997. 3. Реизов Б.Г. Итальянская литература XVIII в. М., 1966. 4. Статья Л. Воробьева «Утопия и действительность» 5. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980 6. Мор Т. Утопия. М., 1978

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Этническая общность и национализм...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
«Братьев-мусульман», претендовавших на роль идейных руководителей антииностранной революции. На первый план выдвигался арабизм. Провозглашалось,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Наружная реклама Содержание|Введение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Шекспир Содержание. I. Введение....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Девиантное поведение содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Денежный оборот Содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы содержание: 1 Введение 2 «Утопия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Учет материалов Содержание....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<