Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе»




Скачать 215.74 Kb.
НазваниеРеферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе»
Дата публикации15.11.2013
Размер215.74 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Тема сна в русской литературе 19 века

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» ученицы 10 класса «А» школы-экстерната №41 САО города Москвы Киселёвой Марии Владимировны Учитель Лето 2004 План реферата 1. Сон как физическое состояние человека 2. Сон – одна из самых привлекательных и распространённых сфер человеческого духа для писателей и для читателей. 3. Сон в художественном произведении: а). Н.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» б). И.А. Гончаров «Обломов» в). Н.А. Островский «Гроза» г). А.С. Грибоедов «Горе от ума» д). А.С. Пушкин «Евгений Онегин» е). Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» ж). М.А. Булгаков «Белая гвардия» «Гипнос... в греческой мифологии — персонификация сна, божество сна,сын Ночи и брат Смерти... Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, впротивоположность беспощадной Смерти...» «Морфей... в греческой мифологии — крылатое божество, один из сыновейГипноса... Принимая различные человеческие формы... он является людям восне»[1] Как мы видим, в древнегреческой мифологии Гипнос тих, благосклонен клюдям, но он находится в опасном родстве со Смертью... Сон всегда былтайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновеннопривлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народныеверования, и сказки, и предсказания, колдовство... Интерес к снамхарактерен для всех эпох человеческой культуры. К постижению феномена снастремилась наука, недаром сейчас создан Институт снов. Платон считал, чтосны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель —продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине,особенно в психологии, в области исследования бессознательного.Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон — этоиллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг,рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности.Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер рядаобразов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой,особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль втворческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны — однаиз самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как дляписателей, так и для читателей. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести произведения, в названияхкоторых присутствует само слово «сон»: «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Жизньесть сон» Кальдерона, «Сон смешного человека» Достоевского. Особенно сныпривлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает чувства поэта.Первые, подсказанные памятью названия стихов: два «Сна» у Лермонтова,«Сон», «Сновидение» у Пушкина, «Сон на море» Тютчева, «Сон», «Сны раздумийнебывалых» Блока, «Сон и жизнь», «Смерть — это ночь, прохладный сон...»Гейне, «Сон» Байрона и т.д. Рассмотрим, какую функцию «выполняет» сон в произведениях разныхпрозаических жанров на примере наиболее известных произведений русскихписателей. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и«эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, такимснам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение,поучение. Например, сон из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева(глава «Спасская Полесть»). Путешественнику снится сон. «Мне представилось,что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названийнечто, сидящее во власти на престоле». Здесь все атрибуты власти, военнойславы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — законсовести. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, вотдалении — народы. «Иной вполголоса говорил: он усмирил внешних ивнутренних врагов, расширил пределы отечества... Другой восклицал: онобогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлю...» Юношествовосклицало, что «он правдив, закон его для всех равен, он почитает себя егопервым служителем». Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих однаженщина «являла вид презрения и негодования». Неизвестная «именует себяПрямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазахбельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слепвсесовершенно. Я есть Истина». И увидел правитель, что власть его жестока,подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; «знаки почестей, имраздаваемые, всегда доставались в удел недостойным». Глава заканчиваетсясловами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнешься с насмешкоюили нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебядалеко и чертогов твоих гнушается». Современники Радищева в правителе небез основания увидели Екатерину II, но все же Радищев имеет в виду нетолько конкретного властителя; он считает, что царская власть всегда зло.«Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своегостаршего современника В. К. Тредиаковского «Тилема-хида», слегка изменивего: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй». Чудище — этоекатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, гдерассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре, подземном царствемертвых, злые цари»[2] Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целямразоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выраженияидеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна,настолько он объемен, логичен, детален и т. д. Близки к этому сну и сны Веры Павловны из романа Чернышевского «Чтоделать?». Знаменитый четвертый сон представляет собой утопию: Чернышевскийрисует картину будущего социалистического общества. Здесь подробноговорится обо всех сферах устройства общества, о труде, отдыхе, науке,искусстве. Главная тема — равенство, свобода людей, всеобщее благоденствие.У Чернышевского было много предшественников (Платон, Т. Мор, Т.Кампанелла), которые представляли схемы идеального государства.Чернышевский в своем произведении обратился к форме сна, в котором, как и уРадищева, «гидом» Веры Павловны была женщина, близкая к радищевской Истине.Как и у Радищева, сон в романе Чернышевского рационалистичен, выстроен пологическим законам и тоже заканчивается призывом. «Будущее светло ипрекрасно. Любите его... работайте для него, приближайте его...» —восклицает Чернышевский. Другого рода утопия в романе Гончарова «Обломов». Это глава «СонОбломова», имеющая самостоятельное значение. В предисловии к романулитературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранееопубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего родасимволическое значение… В составе романа «Обломов» этот ранний очерк сталиграть роль предварительной истории, важного сообщения о детстве героя…Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романасделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и нераз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез,воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова».Уникальное же его присутствие с особым заглавием в композиции романаприобретало некое символическое значение, давало читателю возможностьосознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась»». Но это не все, чтовключает в себя замечательный эпизод. 1. Таких длинных и четких снов, с медицинской точки зрения, не бывает,да и не было у Гончарова задачи описать реальный сон. Здесь сон — мечта, онусловен, тоже логически выстроен. 2. В IX главе романа под названием «Сон Обломова» показана идиллиядетства. Детство — это особая страница русской классической литературы,проникновенная, поэтичная; радости и горести ребенка, познающего мир,природу, себя описывали С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. В.Набоков. Можно сказать, что тема детства ностальгическая, особенно уНабокова, для которого детство — это еще и утраченная родина, которую оннесет в себе. У Илюши Обломова есть все, что свойственно нормальному ребенку:живость, любопытство. «Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь домвисячую галерею...» «Он с радостным изумлением, как будто в первый раз,осмотрелся и обежал кругом родительский дом...» «Детский ум его наблюдаетвсе совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потомрастут и зреют вместе с ним». А няня? Обязательно есть няня, котораярассказывает сказки. А вот знаменательные слова: «...сказка у негосмешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка нежизнь, а жизнь не сказка». Здесь, в детстве, уже заложено все то, чтоостанется с ним до самой смерти. 3. Идиллия поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни,сна всей Обломовки... Как понимали жизнь в Обломовке? «Добрые люди понималиее не иначе, как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разныминеприятностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим,трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцев наших, нолюбить не могли...» И смерть здесь была как бы незаметным переходом изсостояния сна в сон вечный. Но есть в этой идиллии и бесконечноеочарование. «Правильно и невозмутимо совершался там годовой круг». Сама природа,мягкая, спокойная, где нет гор, а есть холмы, плавно переходящие в равнину,воплощает «глубокую тишину и мир». «Тишина и невозмутимое спокойствиецарствуют в нравах людей». Во всем этом и отрада, и... гибель. Сколько быни таили в себе очарования и поэзии эти картины, они о застывшем времени. 4. Хотелось бы жить в этом застывшем времени взрослому Илье ИльичуОбломову. Он тяжко вздыхает, когда его «жизнь достает». Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Начиная со IIглавы Гончаров приводит в квартиру Обломова визитеров. Волков,самовлюбленный щёголь, которому надо попасть «в десять мест». «В десятьмест в один день — несчастный! — думал Обломов.— И это жизнь!.. Где же тутчеловек? На что он раздробляется и рассыпается?» И радуется Обломов,«перевертываясь на спину, что у него нет таких пустых желаний и мыслей, чтоон не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство исвой покой». Следующий визитер — Судьбинский, бывший сослуживец Обломова,сделавший карьеру. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... А выйдет в люди,будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... А как мало тутчеловеку-то нужно: ума его, воли, чувства...» Далее приходит литераторПенкин. Вывод Обломова после ухода Пенкина: «Да писать-то все, тратитьмысль, душу на мелочи... торговать умом и воображением... не знать покоя...Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» Приходит человек безсвойств, даже фамилии его никто точно не знает: то ли Иванов, то лиВасильев, то ли Алексеев, который тоже суетится, все куда-то зоветОбломова. Наконец является земляк Ильи Ильича — Тарантьев, личность неменее суетная, чем другие. Он мастер говорить, шума производит много, но надело его не хватает. Является с визитом доктор, который дает дельный совет Обломову:побольше двигаться, ходить «по восемь часов в сутки». Ведь у Ильи Ильичауже началось раннее ожирение. Не принимая всей этой пустопорожней деятельности (погони за карьерой,деньгами, светскими развлечениями), Обломов подвергает себя «тайнойисповеди» и приходит к мысли, что «какой-то тайный враг наложил на неготяжелую руку в начале пути...». Кончились его размышления тем, что «соностановил медленный и ленивый поток его мыслей». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь еговизитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромнуюроль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежийветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежнимивизитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывестиОбломова из спячки. Но оказалось, что друг детства Штольц тоже не знаетистинной цели жизни, а деятельность его во многом механическая. Обломов, всущности, понимая, что Штольц искренне хочет помочь ему, оказываетсянеспособным приобщиться к жизни, пойти своим путем, да и деятельностьШтольца не для него. Однако приезд Штольца вывел Обломова из неподвижности,как бы дал ему шанс. Обломов словно ожил, когда полюбил Ольгу. Но и тут онспасовал. Оканчиваются дни Обломова на Васильевском острове у Пшеницыной. Этотоже своего рода Обломовка, но без ощущения поэзии детства, природы,ожидания чуда. Почти незаметно наш герой переходит в свой вечный сон. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились,внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она вОбломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти нипутем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ниопределенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сонОбломова является как бы фокусом романа. Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Здесь нетникакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний миргероини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительномогут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмызолотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, икипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а какна образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этихснах — мечтательность, поэтичность Катерины. Рассказав Варваре о снах своейюности, она жалуется: «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — неотмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мнелукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мнепредставляется, что самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедойкакой-нибудь это». Таково, так сказать, дневное состояние Катерины. Дальшеона продолжает и говорит о снах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещитсяшепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня,точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревьяда горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет менякуда-то, и я иду за ним, иду...» Катерина полюбила, она жаждет любви, ейхочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей,обнявшись...». «Только не с мужем»,— мгновенно откликается Варвара. Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннеесостояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность боротьсяс «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого». Другая героиня, тоже из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сонвозможный, психологически оправданный, но... выдуманный. В комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи свнезапным появлением Фамусова, оправдывается: По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда... Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала траву, Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок... Знаете, кто в бедности рожден... Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершайудара! Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает: Потом пропало все: и луг, и небеса.— Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол — и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с грохотом распахнулися двери, Какие-то не люди и не звери, Нас врозь — и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему — вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ, Он вслед кричит. Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знаетГрибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость еевозлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальныхроманов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон»оказался вещим. Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» близок к снуСофьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «...рев, хохот, свистчудовищ...» 1. Сон снится Татьяне на святки. Она хотела ворожить в бане, но сталострашно, за нее страшится автор «при мысли о Светлане». Здесь и духнародных поверий, и «присутствие» главного романтика России — Жуковского,автора баллады о Светлане. Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяныхарактеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором... Сон Татьяны —органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями,проникшими из святочного и свадебного обрядов». Подробно об этом сказано вкомментарии Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину». Особенно интереснотолкование всех «магических» явлений, образов и предметов (зеркальце подподушкой, снятие пояска, медведь — предвестник замужества и т.д.). 2. Во сне Татьяны — русский зимний пейзаж, и реалистический, исказочный одновременно. 3. «Сон прежде всего мотивируется психологически: он объясняетсянапряженными переживаниями Татьяны»[3] 4. Онегин во сне «хозяин, это ясно». Жених среди разбойников, жених-разбойник — это фольклорный мотив и тема романтической поэзии, где геройубивает или невесту, или брата (Татьяна называет Ленского братом: «онадолжна в нем (Онегине) ненавидеть убийцу брата своего»). 5. Сатирически соотносятся сон и приезд гостей на именины Татьяны;характеристики, которые дает им автор, с «гостями» Онегина во сне Татьяны,особенно подчеркиваются ритмическими и лексическими соответствиями, чтобыло отмечено еще современниками Пушкина. Известный пушкинист Д. Д. Благойписал: «Во сне Татьяны — в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэтзарисовывает то же мелкопоместное дворянство, которое несколькими строкамипозднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде —в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздникименин» к Лариным». Благой сделал текстовые сопоставления: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (СонТатьяны.) Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (Приездгостей.) Выше речь шла о снах-утопиях, а теперь обратимся к антиутопии, сну-предупреждению, ибо всякая антиутопия — предупреждение. (Условная,«рабочая» терминология) Речь пойдет о снах-видениях больного Раскольникована каторге. «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические,вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом иволей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми исумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными инепоколебимыми в истине, как считали зараженные... всякий думал, что в немодном и заключается истина... не могли согласиться, что считать злом, чтодобром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Спастисьво всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные,предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очиститьземлю, но никто и нигде не видал этих людей...» В примечании Г. Ф. Коган к роману Достоевского сказано: «Строкинавеяны Евангелием» (Откровение святого Иоанна). Многие стихи Апокалипсисаподчеркнуты или отмечены Достоевским в принадлежавшей ему книге... СонРаскольникова — скрытая полемика с Чернышевским по поводу судебчеловечества и европейской цивилизации. Мысли о вреде цивилизации исоциализма, которые беспокоили Достоевского в период работы над«Преступлением и наказанием», повторены в фантастическом рассказе «Сонсмешного человека». Теперь, в начале XXI века, когда человечество прошло через неслыханныеиспытания и теории избранности одних людей перед другими, одних народовперед другими, прошло через практическое применение идей фашизма, сон-бредРаскольникова воспринимается более расширительно, чем в то время, когдароман был написан. Этот сон — отражение физического и нравственногосостояния героя. Он психологически оправдан и реален, то есть такой сон могприсниться. Особое место занимает психологически точный, гениально описанный сонРаскольникова о смеющейся старухе. «...На стуле в уголку сидит старушонка,вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица,но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» — подумал он, тихоньковысвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Ностранно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Ониспугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнулаголову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо,заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,— так и заливаласьтихим, неслышным смехом... Бешенство одолело его: изо всей силы начал онбить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальнираздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась отхохота». Как и во сне о лошади, здесь много народа (в соседней комнате, налестничной площадке). Это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, асебя убил. В этом смысл сна. Сон удивительный по своей психологическойточности и художественной силе. Ведь каждый человек, наверное, испытал восне бессилие: хочет убежать — не удается, ударяет — попадает в пустоту...Но это еще не все. Когда Раскольников проснулся, он ощутил присутствие вкомнате человека. «„Сон это продолжается или нет”,— думал он и чуть-чутьнеприметно опять приподнял ресницы». Часть IV, глава I начинается со слов:«Неужели это продолжение сна? — подумалось еще раз Раскольникову. Осторожнои недоверчиво всматривался он в неожиданного гостя». Гостем былСвидригайлов, кошмарное порождение зла. Такой действительно можетприсниться лишь в страшном сне. Свидригайлов — человек, стоящий по тусторону добра и зла, находящийся на грани нормальной и больной психики.Отягощенный преступлениями («отягощенный» — неточно, потому что для негопреступление — нормальное явление), Свидригайлов подвержен страннымвидениям. «В 1860-е годы в России наряду с вопросами криминалистики заметнооживился интерес к новейшим исследованиям в области психиатрии... В романеимеются строки, свидетельствующие о знакомстве Достоевского с новейшимиисследованиями в области психиатрии...»[4]. К Свидригайлову является МарфаПетровна (привидение наяву). Раскольников несколько раз говорит о нем:«сумасшедший», «помешанный». Вот как представляется Свидригайлову вечность:«...как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почемуже огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там однакомнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по углам пауки, вот ився вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится». Мало того,Свидригайлов заявляет, что если бы это зависело от него, то он бы «такнепременно сделал». Сны, видения Свидригайлова раскрывают его сущность, его«личину» (как назвал свою иллюстрацию к роману художник Эрнст Неизвестный).Страшная личина, но... «широк человек», считает Достоевский. ДажеСвидригайлов не вынес собственной скверны и мерзости и покончил с собой.Накануне он останавливается в мерзкой гостинице, в мерзком номере. Когда онвпадал в полудремоту, его сны представляли как бы сменяющуюся серию картин:летний пейзаж, цветы, прелестный коттедж, в зале — гроб, а в гробу...«Свидригайлов знал эту девочку... Эта девочка была самоубийца-утопленница.Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и онопогубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое,детское сознание... и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, анагло поруганный в темную ночь...» Что это? Сон-возмездие? Но это еще только первая картина, потому чтосон Свидригайлова «многосерийный». Интересно с точки зрения реальности снато, что Свидригайлову снится, будто он проснулся и совершает действие вреальности: он «очнулся, встал с постели и шагнул к окну» и т. д.«Проснувшийся» Свидригайлов «в темном углу, между старым шкафом и дверью...увидел девочку лет пяти, не более, в измокшем, как помойная тряпка,платьишке, дрожавшую и плакавшую». Идет надрывное описание бедственногосостояния ребенка. Что-то дрогнуло в душе Свидригайлова («широк человек»),и он у себя в номере уложил на кровать, укутал девочку. Но: «Вот ещевздумал связаться! — решил он вдруг с тяжелым и злобным ощущением.— Какойвздор!» Вспомним, как Раскольников, совершив какой-нибудь добрый поступок, тутже со злобой себя ругает за него. Недаром Свидригайлов — «зеркало»Раскольникова, его двойник, или, как говорит Свидригайлов, они «одного поляягода». Только он собрался уйти и бросить ребенка, как увидел, что девочкаожила, что из-под ресниц «выглядывает лукавый, острый, какой-то недетскиподмигивающий глазок... что-то нахальное, вызывающее светится в этом совсемне детском лице... Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза: ониобводят его огненным и бесстыдным взглядом, они зовут его, смеются». ДажеСвидригайлов находится в «настоящем ужасе». «„Как! пятилетняя!.. А,проклятая!” — вскричал в ужасе Свидригайлов, занося над ней руку... Но в туже минуту проснулся». Его пробуждение столь же омерзительно, что и самый сон: он смотрит нане тронутую с вечера порцию телятины, которую облепили мухи, и долгостарается поймать одну муху, «наконец, поймав себя на этом интересномзанятии, очнулся...». После этого он осуществляет давно задуманную цель —уехать «в Америку», что условно означает для него удалиться в иной свет.Свидригайлов застрелился. В то же утро Раскольников выполняет волю Сони: идет в участок, чтобыпризнаться в убийстве, предварительно он по ее же завету стал на колени наплощади, наклонился до земли и поцеловал эту землю. Но люди над нимиздеваются, считают пьяным, покаяния не получилось. И все же он идет вучасток. Однако Раскольников отказался от задуманного признания в убийстве.Известие о самоубийстве Свидригайлова привело его в шок. «Он вышел, онкачался. Голова его кружилась». Увидев Соню, в лице которой было что-тоотчаянное, он вернулся и заявил о том, что он убил старуху-процентщицу и еесестру Лизавету. Сломило Раскольникова известие о смерти Свидригайлова:если даже такие не выдерживают груза преступлений!.. Наказание — в самомСвидригайлове, как и в самом Раскольникове, который несет в себе этонаказание еще до совершения преступления. Теперь обратимся к первому сну Раскольникова (сну о лошади (часть I,глава V)), который снится ему после окончательного решения убить старуху,то есть до совершения преступления. Он испытывает такое страшноенапряжение, что не смог дойти до дома и, «дойдя уже до Петровского острова,остановился в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал натраву и тут же заснул. В болезненном состоянии сны отличаются частонеобыкновенною выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством сдействительностью». Называет Достоевский свой сон «страшным». 1. Причина сна — тяжелое нравственное состояние человека, принявшегобесчеловечное решение убить старуху-процентщицу, подспудно действующийзакон «чаши весов», чаши добра и зла. 2. Во сне Раскольников видит себя ребенком, что особенно важно дляписателя, как важна для него «детская» тема, «слезинка ребенка»,невыносимость и недопустимость детского страдания; восприятие жизни глазамичистого ребенка (существенная тема в мировой литературе!). Прочтем эту сцену: «С криком пробивается он сквозь толпу к Савраске,обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза,в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своимикулачонками на Миколку». 3. Картина насилия, опьянение насилием над беззащитным существом,когда насилие теряет цель и превращается в насилие ради насилия, которое, ктому же, подстегивается всеобщим безумием. 4. Психология массового безумия. Два гениальных писателя, Достоевскийи Толстой показали впервые в литературе этот жуткий феномен массовогопсихоза, изученный впоследствии психиатрами. Увы, массовый психоз стал чутьли не повседневностью в XX веке. 5. Соотнесение образа лошади с «кроткими», «смиренными» (Соня,Лизавета) и с образом Катерины Ивановны («Уездили клячу!.. Надорвала-ась!»). Этот эпизод усиливает композиционное значение сна. 6. Раскольников после пробуждения. На чаше весов добра и злаперевесило добро: «Боже! — воскликнул он,— да неужель ж, неужель ж я всамом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... будускользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать;прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели? — Ондрожал как лист, говоря это. – Да что ж это я!.. ведь я вчера же, сходя слестницы, я сам сказал, что это подло, низко, низко... ведь меня от одноймысли наяву стошнило и в ужас бросило...» Но чаша весов дрогнула, и теперьуже окончательно перевесило зло — из случайно услышанного разговора наулице о том, что в семь вечера Лизавета уйдет из дома, а старуха останетсядома одна. Раскольников делает мгновенный выбор. Дело, конечно, не вслучае, дело в том, что и добро и зло были в самом Раскольникове. 7. Связь сна о лошади с главной идеей романа. Различные функции снов, оригинальные находки можно найти у писателейразных поколений XX века. Обратим внимание на последнюю, XX главу романа М.А. Булгакова «Белаягвардия». «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 былего страшней». Сразу обращает на себя внимание сказовая интонация этихпервых строк. «За окнами расцветала всё победоноснее студеная ночь ибеззвучно плыла над землей. Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, иособенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная — Марс. В теплых комнатах поселились сны. Турбин спал в своей спаленке, и сон висел над ним, как размытаякартина. Плыл, качаясь, вестибюль, и император Александр I жег в печуркесписки дивизиона... Юлия прошла, и поманила, и засмеялась, проскакивалитени, кричали: „Тримай! Тримай!” Беззвучно стреляли, и пытался бежать от них Турбин, но ноги прилипалик тротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин». Опять перед нами вопрос: возможен ли такой сон? Безусловно! Турбинуснится вестибюль гимназии, где теперь штаб белых. Там действительно былпортрет Александра I, который «посылал улыбку за улыбкой, исполненныековарного шарма», «острием палаша указывал на Бородинские полки». Только восне он сидит у печурки (Александр I!!) и сжигает списки дивизионов. Этотсон — результат сложных реальных переживаний, в которых, конечно,участвовал другой император, отрекшийся от престола. Юлия — таинственнаяженщина, спасшая Алексея. «Беззвучно стреляли, и пытался бежать от нихТурбин, но ноги прилипали к тротуару на Мало-Провальной, и погибал во снеТурбин». Сон страшный, «военный», с угрозой смерти, все — отражение дневнойжизни... как часто бывает во сне, ноги прилипали к тротуару. Надо бежать, ачеловек не может, надо спрятаться, а человек не может. Раскольников бьетстаруху, а она смеется... Сны в этой главе продолжаются, характерно, что это сны проходныхгероев, не играющих никакой роли в сюжете. На станции Дарница стоялбронепоезд. Скоро красные возьмут Город. Около бронепоезда в остроконечномкуколе-башлыке часовой. Он окоченел и постоянно ходит, за ним ходит еготень. «Тень, то вырастая, то уродливо горбатясь, но неизменно остроголовая,рыла снег своим черным штыком. Голубоватые лучи фонаря висели в тылучеловека. Две голубоватые луны, не грея и дразня, горели на платформе».Человек никак не может согреться. Глаза у него были голубые,«страдальческие, сонные, томные». Он мечтает о тепле, но кругом — холодныйсвет фонарей, а взор, устремленный в небо, видит холодные звезды. «Удобнеевсего ему было смотреть на звезду Марс, сияющую в небе впереди надСлободкой... Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечной».Человек погружался в полудрему. Из сна не уходила черная стена бронепоезда.«Вырастал во сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весьодетый Марсами в их живом сверкании. Душа человека мгновенно наполняласьсчастьем. Выходил неизвестный, непонятный всадник в кольчуге и братскинаплывал на человека. Кажется, совсем собирался провалиться во сне черныйбронепоезд, и вместо него вырастала в снегах зарытая деревня — Малые Чугры.Он, человек, у околицы Чугров...» Постовой просыпается. «Исчезал сонныйнебосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба,продырявленного черным и губительным хоботом орудия. Играла Венеракрасноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на грудичеловека ответная звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная». Обращая внимание на стиль, на ритмику этого отрывка, стоит отметить,что он трагически-поэтичен, близок к сказовой, стихотворной речи. Каков смысл этого сна? Он многозначен, символичен. Человек из Чугров,видимо, крестьянский паренек, вырванный из мирной жизни, ставшийшлемоносцем, человеком войны. Он пропадает, окаменевает, но он полон веры,и как человек, охваченный верой, он смотрит в небо, а там и на земле блещуткраски, прекрасные, но холодные. В небе звезда Марс. Марс — бог войны, извезда красная. Какой же она может видеться красному бойцу? Конечно,пятиконечной. Пятиконечная звезда поблескивает у него на груди. Страшен годдевятнадцатый, горит в небе красная звезда Марс. Последний эпизод романа. «И наконец, Петька Щеглов во флигеле виделсон». Петька, как и боец Жилин, никакого отношения к сюжету романа неимеет, но, значит, он для чего-то нужен Булгакову? «Петька был маленький,поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сонпривиделся ему простой и радостный, как солнечный шар. Будто бы шел Петькапо земному большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар,больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле,стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы исвободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостногосмеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весьсон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи». При чтении этого сна возникает неслучайная ассоциация со снами ПетиРостова и Петра Кирилловича Безухова, о которых мы уже говорили выше. Шар срастекающимися и сливающимися каплями — символ единения, гармонии. Концовкаромана Булгакова дает надежду, как и сон ребенка. «Над Днепром с грешной иокровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночныйкрест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла —слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острыймеч». И последний абзац: «Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки,кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тенинаших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который быэтого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?Почему?» Список использованной литературы 1. Д.Д. Благой. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Москва, 1962г. 2. Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Ленинград, 1961г. 3. Н.Л. Бродский. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Москва, 1965г. 4. Г.Ф. Коган. Примечания к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Москва, 1970г. 5. В.Н. Кулешов. Предисловие к роману И.А. Гончарова «Обломов». Москва, 1973г. 6. Мифы народов мира. Москва, 1988г. 7. Н.А. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Москва, 1971г. 8. И.А. Гончаров. Обломов. Москва, 1980г. 9. Н.А. Островский. Гроза. Москва, 1960г. 10. А.С. Грибоедов. Горе от ума. Москва, 1980г. 11. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Москва, 1986г. 12. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Петрозаводск, 1970г. 13. М.А. Булгаков. Белая гвардия. Минск, 1988г.----------------------- [1] «Мифы народов мира» — Москва, 1988[2] Д.Д. Благой. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву — М.,1962 3. Ю.М. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Ленинград, 1961г. [3] Г.Ф. Коган. Примечания к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». М., 1970г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе. Тема: Сатира в советской литературе 30-х годов....

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.»

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему: «Лицей Пушкина» Работу

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему: «Проблема нравственного выбора»

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева»

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Программы по литературе для 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему «эволюция филосовских взглядов л. Н. Толстого»

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему: «жизнь и творчество марины цветаевой»

Реферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе» iconРеферат по литературе на тему: «Лица серебряного века. М. И. Цветаева»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<