В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее»




Скачать 96.37 Kb.
НазваниеВ. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее»
Дата публикации17.11.2013
Размер96.37 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Учитель русского языка и литературы

Гузун Ирина Серафимовна,

КУ «Челюскинский УВК ООЗ 1-2 ст. – ДУЗ»,

Лутугинский р-н Луганской обл.

ТЕМА: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ПЕСНЯ ПРОЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА». РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПОЭМЫ

ЦЕЛЬ: передать учащимся атмосферу средневековой Москвы, познакомить с людьми, относящимися к разным социальным слоям, - царским опричником и купцом, разъяснить особенности их нравственного мира, кодекса чести; совершенствовать спонтанную речь учащихся,; формировать навыки слушания и умения работы с художественным текстом; воспитывать интерес к прошлому России, эстетическое чувство

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации к «Песне…» Б. Кустодиева, И. Билибина, В.М. Васнецова, отрывок аудиозаписи «Песни…», презентация материалов по «Песне…» М.Ю. Лермонтова, рисунки учащихся, портреты Ивана Грозного.

^ ТИП УРОКА: комбинированный

Здесь поэт от настоящего мира

неудовлетворяющей его русской жизни перенесся

в ее историческое прошедшее, подслушал биение

его пульса..., сроднился с ним всем существом

своим.

В. Белинский

^ ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1). Проверка готовности к уроку.

2). Распределение по группам: «историки», «литературоведы», «искусствоведы».

  1. ^ АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

( отвечают представители групп)

А. Когда написана поэма «Песня про… купца Калашникова»?

Литературоведы: ( В апреле 1838 года печатается «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», писавшаяся во время пребывания Лермонтова на Кавказе. Лермонтов послала рукопись для публикации издателю А. Краевскому, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта. Благодаря хлопотам В.А. Жуковского «Песня… про купца Калашникова» все же увидела свет, но министра народного просвещения не разрешил указывать имя поэта – подпись «-въ»)

Б. События какой эпохи нашли в ней отражение?

Выступает «историк»

(показана эпоха правления царя Ивана 1У, Грозного, ХУ1 век)

Показываются слайды с изображением картин быта исторической эпохи ХУ1 века.

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее»

(рассказ ученика из группы «историки» о царе Иване Грозном)

Г. Что такое «Домострой»?

( рассказ ученика – «историка»)

Д. Что такое опричнина?

( рассказ ученика – «историка»)

^ Ш. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Слово учителя.

В основе поэмы «Песня про… купца Калашникова» лежит реальное событие: жена чиновника Мясоеда – Вислого обесчещена опричниками царя - об этом Лермонтов мог прочитать в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В поэме три приметы времени: состояние замужней женщины, оказавшейся в неурочный час на улице с царским опричником, - позор, смываемый кровью; поведение опричника, пользовавшегося милостью царя, и кулачный бой на Москве – реке.

^ 1У. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Разлеглась лоскутным одеялом

Наша Русь – богатая страна:

Вся по вотчинам большим и малым

Меж боярами разделена.

В кулаке у господина право –

Все его и в поле и в селе.

На границах ставит он заставу:

Не ходи, мол, по моей земле!

И войска свои – холопы с пашни –

Шли на польских панов иль татар,

Защищая в битве рукопашной

Не страну, а вотчину бояр.

Такой представлялась Россия ХУ1 века современной поэтессе Н. Кончаловской. Сегодня мы попытаемся понять содержание «Песни...», опираясь на исторические сведения и видение того времени М.Ю. Лермонтова

- Обращение к эпиграфу. Объяснение значения эпиграфа. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.

^ У. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарная работа. (запись в словаре литературоведческих терминов)

ПОЭМА – один из видов лиро – эпического жанра.

Основные черты:

- наличие развернутого сюжета;

- широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося в характеристики персонажей, оценивающих их, как бы принимающего участие в их судьбе;

- лаконичность и эмоциональная насыщенность.

В поэме Лермонтова воспроизведены жанрово – стилистические особенности народной эпической поэмы – композиционный принцип, система изобразительных средств, обороты речи, слог и стих фольклора.

^ 2. Работа над содержанием поэмы.

Учитель. Великий русский критик В. Белинский сравнивал «Песню…» с театральным зрелищем, воспользуемся его сравнением.

Мы еще перед закрытым занавесом, и действие пока не началось. Но уже звучат звуки старинных гуслей, и певцы – гусляры на боярском пиру запевают «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поднимается занавес, и перед нами картина пира в палатах Ивана Грозного.

( звучит аудиозапись начала поэмы и показываются слайды пира у царя).

Так в 1-й картине завязывается действие поэмы.

^ 1). Комментированное чтение 1 и П частей поэмы.

Закрывается занавес, и перед нами снова гусляры. Они поют о том, что утаил Кирибеевич от царя (зачитывается цитата 1. Со слов «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб,..» и до конца строфы), и заканчивают молодецким припевом ( зачитывается цитата 2 со слов «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! Ай, ребята, пейте – дело разумейте! …» и до конца строфы).

Гаснет свет, и начинается 2-я картина. Она переносит нас в другую обстановку. Мы в лавке купца Калашникова (слайд). Чтение отрывка со слов

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

До слов «В его лавочку не заглядывают»

Затем мы попадаем в дом к Калашникову.

^ Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? «Уж ты где, жена, жена, шаталася? ( чтение цитаты 3 от этих слов и до «Мое имя честное не порочила…»

В интонациях рассказа Алены Дмитриевны постараемся передать смешанные чувства горькой, незаслуженной обиды, смятение и страха покорной жены перед любимым мужем, но в то же время властелином и повелителем (цитата 4 «Государь ты мой, красно солнышко, иль убей меня, или выслушай!» и до сл

Повелительные интонации звучат и в обращении Калашникова к жене.

Падает занавес, и снова слышен тот же лихой напев гусляра.

^ 2). Беседа о прочитанном

- В чем отличительная особенность зачина поэмы? (напоминает фольклорную песню);

- Как расположены гости за столом?

- Как ведет себя Кирибеевич и почему? Какую помощь ему предлагает царь?

- О чем умалчивает Кирибеевич за столом царя? Какой нравственный закон он преступает?

- Дайте характеристику купцу Калашникову(он весь день в лавке, в его семье царят домостроевские порядки)

- Как отреагировал купец на произошедшее с женой? Как это его характеризует?

3). Обращение к «Картинной галерее». Рисунки учащихся. Охарактеризовать рисунки, к каким эпизодам они сделаны.

4). Дать портретные характеристики героям поэмы ( на основе цитат из текста, иллюстраций и рисунков).

^ У1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО ХАРАКТЕРА:

  1. Сколько лет было М.Лермонтову, когда он сочинил «Песню…»:

а). 18, б) 50; в) 23; г) 38

2. В каком веке происходят события поэмы:

А) в Х1У в; б) в ХУ! В; в) в ХУ11 в; г) в ХУ в

3. Где происходят события в первой части поэмы:

А) в доме купца; б) в Кремле; в) в Коломенском

4. Что Кирибеевич попросил у царя:

А) женить его; б) дать должность при дворе; в) дать надел земли; г) отпустить сражаться с басурманами

5. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер:

А) в лавку; б) в церковь; в) в гости; г) на свидание

6. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна:

А) царского суда; б) немилости мужа; в) людской молвы; г) лютой смерти.

(Происходит взаимопроверка ответов на тестовые задания, правильные ответы вывешиваются на доске)

  1. В), 2. Б), 3. Б). 4. Г). 5. Б). 6. Б).

Оценка эффективности проведенной работы на уроке. Оценивание учащихся.

^ У1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Перечитать Ш главу поэмы. Выписать выразительные средства, которые использованы в «Песне…»

Приложение к уроку

Вопросы к поэме «Песня…»

  1. Какое впечатление произвели на вас герои поэмы? Как переданы их характеры?

  2. Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

  3. Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену: «Уж ты где, жена, жена, шаталася? И т.д.) Что вы помните о «Домострое»?

  4. Как в характере Алены отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?

  5. Что останавливает Степана Калашникова в битве с Кирибеевичем?

  6. Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма отважиться защищать свою честь перед всем народом?

  7. Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы? Как оно меняется в дальнейшем и почему?

  8. Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

^ Искусствовед (приблизительный материал для выступления)

Илья Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» о смерти царевича дьяк Тимофеев сообщает, что Иван погиб от «рукобиения то отча», потому что, говоря современным языком. Сын пытался удержать отца от плохого поведения. Он так ударил сына посохом в висок за то, что он заступился за жену. В отчаянии от случившегося Иван якобы созвал бояр, объявил об убийстве сына и отказался от престола

ДОМОСТРОЙ.

«Домострой» - русский письменный памятник ХУ1 века; представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и, в особенности, семейно – бытового поведения.

«Домострой» состоит из трех частей, последовательно отражающих все стороны жизни состоятельной городской семьи. «Домострой» рисует идеал крупного «подворья», живущего замкнуто под суровой властью главы семьи – мужа, отца и господина. Главной мыслью третьей части было полное подчинение жены мужу; «жена да убоится мужа своего». Согласно «Домострою» жена должна уметь все: муж мог ее наказывать, но кулаком или посохом не бить: бить можно было руками или ногами.

ОПРИЧНИНА.

Что такое опричнина?

В обстановке общеполитических неудач соратники царя настоятельно посоветовали царю установить диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но в Русском государстве ни одно крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе. Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. Царь был вынужден действовать иначе: он объявил отречение от престола. Таким путем он рассчитывал вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения. Для человека, свято верившего в божественное происхождение своей власти, отречение не было простым фарсом. Иван 1У пережил страшное нервное потрясение. У него выпали почти все волосы на голове. Когда царь вернулся из слободы в Москву, многие не могли узнать его – так сильно он изменился.

Под предлогом борьбы с заговором царь потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, бояре ответили покорным согласием.

В речи к собору Иван 1У сказал, что для «сохранения» своей жизни намерен «учинить» в своем государстве «опричнину» с двором, армией и территорией. Он заявил о передаче Московского государства (земщины) в управление Боярской думы и о своих неограниченных полномочий – правах без совета с думой «опаляться» на непослушных бояр, казнить и отбирать казну «животы» и «статки» опальных.

Организованная по типу удельного княжества «опричнина» находилась в личном владении царя.

В состав опричного «удела» (удел – в древней Руси: область, управляемая князем – феодалом), в которую вошло несколько крупных дворцовых волостей. Эти уделы служили основным источником доходов для опричной казны.

Укомплектованные из незнатных дворян опричное войско должно было стать по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально – аристократической оппозицией. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Они привязывали к поясу у колчана со стрелами некое подобие метлы. Этот отличительный знак символизировал стремление «вымести» из страны измену.

Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Землю, земельные «оклады» конфисковывали у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу, и отдавали опричникам.

Опричнина от слова «опричь» - «кроме», то есть кроме «всей остальной земли».

Опричнина была отменена после победы над крымским ханом Девлет – Гиреем. Даже Ивану Грозному стало ясно, что сохранение этого зловещего учреждения угрожает обороноспособности страны. Опричники пользовались гарантией безнаказанности. Погромы, совершавшиеся царскими опричниками в селах и деревнях Новгородской земли, были страшны: они опустошали усадьбы, крестьянские дворы, убивали жителей, вывозили насильно крестьян в свои поместья и вотчины. В годы правления царя, окрещенного народом прозвищем Грозный, погибли десятки тысяч человек.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconА вы знаете, что языки веб-программирования бывают клиентскими и серверными?
А вы знаете, что языки веб-программирования бывают клиентскими и серверными? А вы знаете, чем они отличаются, как работают? А вы...

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» icon08: 30 Выезд со Львова. Пересечение границы
Дрезденской картинной галереи. Именно в этой галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля и коллекция полотен Рембрандта (по желанию...

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» icon1. Что вы знаете об Украине? 6
Что вы знаете об украинской шляхте, украинских горожанах, украинском крестьянстве, украинских казаках? 12

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» icon«Морской» — 15 лет!
Самой большой и элегантной художественной галерее Одессы — арт-галерее «Морская» Одесского морского порта — приспела «полукруглая»...

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconСекрету, что знаете только вы вдвоем. Не бойтесь разболтать его
День святого Валентина прекрасный повод для того, чтобы в новой обстановке, в другой стране понять, что весь остальной мир лишь приложение...

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconНе знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются...

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconОбращение лидера партии «Новая Демократия» Е. П. Кушнарева от лица...
Я очень сожалею, что мое обращение к Вам стало достоянием общественности. Но Вы так долго игнорировали меня, что у меня не осталось...

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconНовогодняя развлекательная программа
Матроскин: Ну! Ну! Что делается? На дворе начало 21 века, а у нас одна пара валенок на двоих, как при царе Горохе

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconА знаете ли Вы?
А знаете ли Вы, о ком Пабло Пикассо сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня, мы бы заставили мир говорить о ней»?

В. Что вы знаете о царе Иване 1У? Обращение к «Картинной галерее» iconКадрист Знаете ли вы, что несет в себе этот, незнакомо звучащий для русского уха, праздник?
Знаете ли вы, что несет в себе этот, незнакомо звучащий для русского уха, праздник? Языческие ли ритуалы, или безобидные шутки детей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<