Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства?




Скачать 79.68 Kb.
НазваниеАлексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства?
Дата публикации20.11.2013
Размер79.68 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Литература > Вопрос
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства?

Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не мог меня привлечь; Союза полного не будет между нами - Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть, Я знамени врага отстаивал бы честь! К началу 60-х годов XIX-го века в русской критике формируются двапротивостоящих друг другу направления. Во главе первого стоял Некрасов, выдвигавший на первый план гражданскиемотивы («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»). Критикииз журнала «Современник» ищут в художественных произведениях, прежде всегоотражение социальных процессов. В литературных героях Островского,Тургенева, Толстого видят не только яркие, неповторимые характеры, но и«общественные типы», порожденные несправедливым устройством общества. С «Современником» и «Русским словом» спорят приверженцы «чистогоискусства». Во главе этого направления стоит Фет и другие, считавшие, чтопоэт – творец, вдохновленный Богом и поэтому далекий от политики. Вкачестве лозунга они приводили известные строки А.С. Пушкина: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Реалисты довольно остро возражали: Скажут песня не из лестных, Навлечешь как раз их гнев. Лучше пой, брат, про прелестных Дев, дев, дев. Обратись к луне, природе, Пой утехи юных лет – Ведь поет же в этом роде Фет, Фет, Фет. Ведущим журналом «чистого искусства» становится некогда основаннаяСмирдиным и Сенковским «Библиотека для чтения», выходившая в те годы подредакцией Александра Дружинина. По мнению Дружинина (а также известныхкритиков Павла Анненского и Василия Боткина), художественная полноценностьпроизведения не связана с «требованиями текущего момента», а зависит лишьот степени таланта автора. Критика, по мысли Дружинина, как и самоискусство, должна ориентироваться на «вечные ценности» - Бога, красоту,любовь. Таких критиков, как Белинский и Чернышевский, Дружинин относил к«отрицательному направлению», а стремление подчинить литературу социально-политическим задачам считал не только неправильным, но и вредным. «Если мыне станем им противодействовать, - писал он Боткину, - они наделаютглупостей, повредят литературе…» Сторонники «чистого искусства» так же, какЧернышевский и Добролюбов, считали необходимым следовать правде жизни, ноискали эту правду совсем не там, где их идейные противники. Нередко одни ите же произведения удостаивались похвалы и тех и других, но с разныхпозиций... Полемика была вызвана определенными социально-историческимисобытиями в стране. Несмотря на разногласия, различные взгляды, и те идругие были великолепными поэтами. Да и возможно ли приказывать кому-либо,о чем писать, ведь лирика, как известно, отражает мысли и чувства,волнующие конкретную личность, но находящие отклик в сердцах других людей.И гражданские, и чисто лирические мотивы играют важную роль в пониманиимира и осознании себя в нем. Был ли Толстой приверженцем «чистого искусства» или революционером,однозначно сказать нельзя. Одни считали его реакционером, другие –революционером. Но он не был ни тем, ни другим. Не принадлежал Толстой ни кславянофилам, ни к западникам. Толстой хотел быть "только" художником. Когда в первом крупномпроизведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца - поэтаИоанна Дамаскина - Толстой говорил о своем герое: "Любим калифом Иоанн,ему, что день, почет и ласка" - это были черты автобиографические. В поэмеИоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: "простым рожден я былпевцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозвольдышать и петь на воле". Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы впереписке Толстого. В 1854 г. он выступил в "Современнике" с рядом стихотворений ("Колокольчики мои", "Ой стоги" и др.), сразу обративших на неговнимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым,Панаевыми особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого. Примкнув ненадолго ккружку "Современника", Толстой принял участие в составлении циклаюмористических стихотворений, появившихся в "Современнике" в 1854 - 55годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова. Весьма трудно определить,что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был неиз маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладалдаром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших инаиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, вних разлитой (например "Спесь", "У приказных ворот"). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ("Порой веселоймая", "Потом богатырь" и др.) немало повлияли на дурное отношение к немуизвестной части критики. Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировалТолстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в егооргане, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и"Иоанн Дамаскин" (1859). С прекращением "Русской Беседы" Толстой становитсядеятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаныдраматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "КнязьСеребряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений,вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г.была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "СмертьИоанна Грозного". С преобразованием в 1868 г. "Вестника Европы" в общелитературныйжурнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме рядабылин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии -"Царь Федор Иоаннович" (1868, 5) и "Царь Борис" (1870, 3), стихотворнаяавтобиографическая повесть "Портрет" (1874, 9) и написанный в Дантовскомстиле рассказ в стихах "Дракон".Осенью 1875 г. Толстой написалстихотворение "Прозрачных облаков спокойное движенье", где, между прочим,говорит о себе: Всему настал конец, прийми ж его и ты Певец, державший стяг во имя красоты.Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие"либеральные" критики, называвшие его поэзию типичной представительницей"искусства для искусства". И, тем не менее, зачисление Толстогоисключительно в разряд представителей "чистого искусства" можно принятьтолько со значительными оговорками. В тех самых стихотворениях надревнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическаяиндивидуальность, водружен далеко не один "стяг красоты": тут же выражены иполитические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не-симпатичными. В политическом отношении он является в них славянофилом влучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себярешительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все женаложило на него яркую печать. В Аксаковском "Дне" было напечатанонашумевшее в свое время стихотворение "Государь ты наш, батюшка", где визлюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформукак "кашицу", которую "государь Петр Алексеевич" варит из добытой "заморем" крупы (своя якобы "сорная"), а мешает "палкой"; кашица "крутенька" и"солона", расхлебывать ее будут "детушки". В старой Руси Толстогопривлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного,а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись послепятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче"такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред нимбородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я наРуси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строгопризнавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: гдездесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашаеттакой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянскийнарод, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звонего в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися"консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачисленв разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что,оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьмачувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа. Не нравились они емуглавным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай имтовара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надопохерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал"Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалейсуковатые". И вот он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинаетпомахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал еюосторожно. Это не одна добродушная ирония над "материалистами", "у коихтрубочисты суть выше Рафаила", которые цветы в садах хотят заменить репой иполагают, что соловьев "скорее истребити за бесполезность надо", а рощиобратить в места, "где б жирные говяда кормились на жаркое" и т. д. Весьмашироко раздвигая понятие о "российской коммуне", Толстой полагает, что ееприверженцы "все хотят загадить для общего блаженства", что "чужим онинемногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают"; "толпы их всегрызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verbaвожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь даразделишь, начнется вожделенье". Справиться с ними, в сущности, не трудно:"чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всемвожакам на шею". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому,и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой.Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на негонападок остался прежний, но отпор "крику оглушительному: сдайтесь, певцы ихудожники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!" он стал даватьв форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: Други, не верьте! Все та же единая Сила нас манит к себе неизвестная, Та же пленяет нас песнь соловьиная, Те же нас радуют звезды небесные! Правда все та же! Средь мрака ненастного Верьте чудесной звезде вдохновения, Дружно гребите во имя прекрасного Против течения". Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт,считавший себя исключительно певцом "красоты", не следует, однако,преувеличивать ее значение. "Поэтом-бойцом", как его называют некоторыекритики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал осебе: "двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы радподнять мой добрый меч, но спор с обоими - досель мой жребий тайный, и кклятве ни один не мог меня привлечь". Не случайно этот удивительный поэт писал о себе самом: «Я один из двухили трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибоубеждение мое состоит в том, что назначение поэта – не приносить людямкакую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральныйуровень, внушая им любовь к прекрасному…». Реалистов и представителей «чистого искусства рассудило время»… Н.Г. Чернышевский в письме от 24 сентября 1856 года писал Некрасову:«Вы говорите: Нет в тебе поэзии свободной, Мой тяжелый, неуклюжий стих! Вам известно, что я с этим не согласен. Свобода в поэзии не в том,чтобы писать именно пустяки вроде чернокнижия или Фета (который, однако же,хороший поэт), а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольнымипретензиями и писать о том, к чему лежит душа. Фет был бы не свободен, еслибы вздумал писать о социальных вопросах, и у него вышла бы дрянь… каждомусвое… В этом и состоит свобода, чтобы каждый делал то, что требуется егонатурою». В следующем письме Чернышевский говорит, что поэзия сердца имееттакие же права, как и поэзия мысли, а стихотворения «Когда из мраказаблужденья», «Давно отвергнутый тобою», «Я посетил твое кладбище», «Ах ты,страсть роковая, бесплодная» относил к категории «без тенденций». «Этистихи, - говорил Чернышевский, - буквально заставляют меня рыдать, чего нев состоянии сделать никакая тенденция». План: Два направления в русской литературе во второй половине XIX-го века. «Чистое искусство». Реалисты. А.К. Толстой и революционеры. А.К. Толстой и «чистое искусство». А.К. Толстой: певец «красоты». Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель «чистого искусства»? Выполнила ученица 11-го класса лицея №1580 (113639, Москва, Балаклавский проспект 6а тел.: 316-50-22) Мещерякова Вера Игоревна Руководитель: Хлебинская Галина Федоровна (учитель-методист) Москва 2002г. Литература: «Энциклопедия для детей. Том 9: Русская литература» Москва «Аванта+» 1998г. Хлебинская Г.Ф. «Русский язык. Орфография и морфология» Москва «Дом педагогики» 2000г. Электронные источники: www.examen.ru www.bankreferatov.ru www.encycl.yandex.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconАлексей Николаевич Толстой Золотой ключик Толстой Алексей Николаевич...
Городская площадь, куда выходит дверь и окно хибарки старого шарманщика Карло. Слышны звуки марша Карабаса Барабаса, директора кукольного...

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconУрок литературы. 10 класс тема: «Поэты «чистого искусства»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. Фета и Ф. Тютчева, особенностью направления «чистого искусства»

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconТолстой Алексей Сказки Алексей Толстой Сказки
Во льду дед Семен бьет прорубь   рыбку ловить. Прорубь не простая налажена с умом

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconАлексей Николаевич Толстой Граф Калиостро Толстой Алексей Николаевич Граф Калиостро 1
Белый ключ, старинная вотчина князей Тулуповых. Дедовский деревянный дом, расположенный в овражке, был заколочен и запущен. Новый...

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconК. Симанов; А. Толстой; М. Шолохов; В. Богомолов…
В сборник вошли произведения таких писателей, как Лев Кассиль, Радий Погодин, Анатолий Митяев, Валентина Осеева, Константин Симонов,...

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconЛев Николаевич Толстой
Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconX І международный Фестиваль парикмахерского искусства, моды и дизайна "хрустальный ангел"
Организаторы Фестиваля: Киевская Академия парикмахерского искусства и Конфедерация смс-сат украина (официальный представитель Всемирной...

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconАлексей Николаевич Толстой Гиперболоид инженера Гарина
Этот роман написан в 1926–1927 годах. Переработан, со включением новых глав, в 1937 году

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconКнига первая. Аналитика чистого практического разума Глава первая....
...

Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель чистого искусства? iconАлексей Николаевич Толстой Аэлита Странное объявление
Усталое и милое лицо ее не выражало удивления, – глаза были равнодушные, синие, с сумасшедшинкой. Она завела прядь волнистых волос...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<