Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество?




Скачать 226.82 Kb.
НазваниеСодержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество?
Дата публикации24.11.2013
Размер226.82 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Литература > Вопрос
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Русское зодчество

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас отслова «зодчество» к слову «архитектура».Итак, архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель)(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения(также их комплексы), создающие материально организованную среду,необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии сназначением, современными техническими возможностями и эстетическимивоззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовнойкультуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественныеидеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяетфункции и типы сооружений (здания с организованным внутреннимпространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамблисооружений), технические конструктивные системы, художественный стройархитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенныхпунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселениявыделились в особую область градостроительство. В архитектуре взаимосвязаныфункциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность,красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его плани объемно-пространственную структуру, строительная техника возможность,экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией ипроявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивнойструктуры сооружения. Выразительные средства архитектуры композиция,тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цветматериалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем,художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.В наши дни мы живем в окружении зданий «из стекла и бетона», которыевозводятся с помощью современной техники и из современных материалов. И вбольших городах нашего времени не так уж и легко заблудится, так как вседома похожи друг на друга как близнецы. Но современная архитектураразвивается на основе знаний, полученных и накопленных веками.Не маловажный вклад в ее развитие внесли и первые русские «архитекторы» –зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем неменее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятникамиархитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.1. Музей-заповедник "Кижи"[pic]Поначалу этот музей возник на небольшом безлесном и почти пустынном островеКижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемоев новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - отназвания острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.Само слово "погост" говорит о значительности поселения. Так в старинуназывали не только довольно крупную административно-территориальнуюединицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень,выставок и починков, но и ее главное поселение, служившее административнымцентром.Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкийгарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другиепразднества. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лодкахи заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыльцом,шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли "дворы наприезд". Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амбарыи склады, церкви и школы-одним словом, на погосте сосредоточивалась всядуховная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах1582-1583 гг. сказано: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А напогосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров СвятииБогородицы"". Какие они были-нам неизвестно. Уже значительно позднее, впереписи 1616 г., упоминается, что "верх у Спаса Преображенского шатровый",а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была "теплой".[pic]Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведеназдесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочноутверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой,когда пали крепости Гельсингфорс, Або и Ваза и по всей России гремелисалюты в честь победы русского флота при Гангуте, когда уже предопределилсяблагоприятный исход Северной войны.Вот в этой-то атмосфере возник величественный образ двадцатидвухглавойПреображенской церкви, звучащий как торжественный гимн героическомурусскому народу в честь его исторической победы.Неслучайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенскойцеркви с личностью Петра 1: "Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежскимозером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного лесаи, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, нетли-трудно сказать. Но в каждом предании есть доля исторической правды. Впредставлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались, почти ассоциировались с личностьюВеликого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.Праздничная, жизнерадостная нарядность, эпическая мощь и былиннаяприверженность земной красоте-таков образный строй памятника.Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно просты и лаконичны. В их основе лежиттрадиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Она имеет такие жеглубокие корни в русском деревянном зодчестве, как и многоглавие.В архитектуре Преображенской церкви эстетика и практическаяцелесообразность проступают едва ли не в каждой детали. В ярусах глав ибочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописнойскульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большойвыразительности косящатых оконных и дверных проемов; в правдивой красоте иубедительной силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой,построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлюкрыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов накровле.Анализ работы основных несущих конструкций церкви с оконными и двернымипроемами и системой жестких пространственных связей внутри здания открываетперед нами все новые и новые достижения строительной мудрости, накопленнойвеками и основанной на предельном знании всех возможностей дерева какстроительного материала.[pic]При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек былоизготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительноподтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются излемеха, имеющего в основном только один какой-либо размер. Для нижней частикупола, расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; длясредней части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней,сужающейся части купола они снова подтесываются по краям, но уже сверху.Поэтому в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают сосями нижележащих и располагаются довольно свободно, но, разумеется, так,что эти стыки перекрываются верхними лемеши-нами.Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоитзимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава всравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, онанесет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народногодеревянного зодчества. Все ее помещения-сени, трапезная, четверик и алтарь-имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумясрезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частейцерковного здания и подчинение их задачам культа.В храме традиционного типа, к которому относится Покровская церковь,помещение трапезной было самым большим и превышало по площади собственноцерковь в два-три раза, а иногда и больше. Если в XV-XVI веках трапезныевстречались в церквах как исключение, то с начала XVII века, когда по всейРоссии оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, онистановятся почти обязательной составной частью зимних церквей. А самитрапезные превращаются в своеобразные центры мирской жизни многих погостов.По своему назначению трапезная при северных церквах была гражданскимпомещением и служила главным образом для нужд населения погоста. Быламестом мирской сходки-суёма, на котором жители погоста и входящих в егосостав сел и деревень решали свои насущные житейские дела. Здесьпроисходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводскиеуказы, принимали подати, заключали торговые сделки, выбирали должностныхлиц и т. п. Здесь же, у крыльца церкви, публично наказывали провинившихся.Не было дня, чтобы здесь не толпился любопытствующий народ.Против мирского использования трапезных боролась официальная церковь. Новековые традиции народного зодчества продолжали жить. Так произошло и страпезной Покровской церкви: она сохранилась, но размеры ее уже невелики,потому что ко времени постройки церкви изменилась основная функция, вкоторой уже не осталось места для трапезной как общественного центра всегопогоста.И все же Покровская церковь-один из лучших памятников народного деревянногозодчества Русского Севера.[pic]Были нужны безупречный вкус и творческая дерзость, чтобы заменитьтрадиционный шатер "букетом" из девяти глав, чтобы так удачно найти верноерешение трудной задачи: что же поставить рядом с фантастическиммногоглавием Преображения? Соперничать ли с ним или стремиться егопревзойти? Подражать ли ему? Идти по пути резких контрастов или единозвучияформ? Эта задача была решена строителями. Покровская церковь прочно вошла вархитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной всравнении с Преображенской.Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются особойвыразительностью, утонченными пропорциями, тонкими, изысканными профилямивсех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенятьвеличие церкви Преображения.Архитектурный ансамбль Рижского погоста был бы неполным без шатровойколокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами.[pic] Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда порарасцвета народного деревянного зодчества уже миновала. Новая колокольнябыла поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мересоздавалась по ее подобию. Архитектура нынешней колокольни далека оттрадиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя быприближенно воспроизводит формы старой шатровой колокольни и восполняеттрадиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатойоградой. Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменныйфундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новаяограда, сложенная из валунов. А ныне существующая сделана в серединепятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Рижскогопогоста.Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом уцелевшая в одном изотдаленных уголков Онежского края-на Водлозерском Ильинском погосте.Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всегоРижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обецеркви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостнуюархитектурно-пространственную композицию. И, может быть, самое удивительноев этой композиции то, что она создавалась разновременно, не по воле одногозодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет!Три часовни и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатамимузея, построены намного раньше гражданских зданий, собранных в Кижах.[pic]Лазаревская церковь перевезена сюда из Муромского монастыря, построенногоновгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце XIVстолетия. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурнойминиатюрой.В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь былазаключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западныйпридел. В Рижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан.[pic]К приемам, свойственным раннему деревянному зодчеству, можно отнести,например, способ рубки углов в простую "чашу" без "потайного зуба" и безпоперечного выступа, препятствующего продольному сдвигу бревен в стенах,при котором продольный паз выбирается не в верхнем, а в нижнем бревне;отсутствие потолков в алтаре; свободно, непринужденно нарисованныеочертания угловых столиков и т. д.Если конструктивные приемы, примененные при строительстве Лазаревскойцеркви, кажутся несколько примитивными, то этого никак нельзя сказать о еехудожественной выразительности. Зодчий в полной мере владел искусствомсоздавать красивое простыми средствами.Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен сделали этунебольшую постройку монументальной, а выразительные концы кровельного тесаи лемеха наделили изяществом.Для северных деревень характерна и другая разновидность культовых зданий-часовни. В отличие от церквей в них нет алтаря, да и размеры обычноневелики.[pic]Впрочем, некоторые памятники являли собой довольно крупные сооружения.Пример тому-часовня из деревни Кавгора. Ее стройная шатровая звонница,устремленная ввысь, безраздельно господствовала во всей архитектурно-пространственной среде поселения и служила его композиционным центром. Каки многие другие часовни бывшего Олонецкого края, она датируется XVII- XVIIIвеками, отражающими два этапа ее строительства и две стадии формирования ееархитектурного образа.[pic]Часовни из деревень Лелик-озеро и Вигово, перевезенные в Кижи, и те, чтосохранились вблизи музея на своих исконных местах-в деревнях Корба,Воробьи, Подъельники, Волкостров, Васильеве, Усть-Яндома, однотипны. И темне менее они совершенно непохожие и каждая интересна по-своему. Своеобразиеих облика отвечало неповторимости окружения природного архитектурного. Так,в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была поставлена чутьпоодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте. Например, в деревнеВасильеве на самом Кижском острове.[pic]В другой деревеньке часовня стоит совсем рядом с густой и темной еловойрощей и так, что ее стройный шатер издали не отличить от елки. Так "вросла"в пейзаж часовня в деревне Корба, до которой километра четыре от Кижей.Столь же неповторимо срослись с родной землей часовни в деревне Воробьи наБольшом Клименецком острове и в Усть-Яндоме.При всей однотипности кижских часовен диапазон их архитектурно-композиционных различий широк. В одной из них западный придел подобеннебольшому тамбуру, как в Подъельниках, в другой, напротив, он развит домасштаба трапезной, намного превышающей площадь самой часовни, как сделанов Васильеве. В этой часовне колокольня имеет второстепенный характер, а вКавгоре или в Усть-Яндоме она перерастает в основную архитектурную формуздания, подчиняя себе всю его композицию и определяя его художественныйобраз.В одной часовне потолок простой гладкий тесовый, а в другой- пирамидальный,подобный "небу" Преображенской церкви.Не менее отчетливо выступают различия и во многих других частях и деталях,наружных и внутренних. Именно они и придают каждой из часовен особуюценность.Неподалеку от Кижей, километрах в пяти от острова, в деревне Еглово, донедавнего времени стояла, но разрушилась небольшая часовенка. Она во многомнапоминала часовню из деревни Вигово, поставленную на высоком каменистомкряже в северной части музея-острова.[pic]Схожа структура построения этих двух памятников. Все их помещенияобъединены общей двухскатной крышей и имеют одинаковую ширину; все онипоставлены на подклет, хотя и невысокий, но тем не менее делающий каждую издвух часовен сооружением значительным. Одинаково расположены и крыльца:асимметрично относительно продольной оси с южной стороны сеней. Разницалишь в том, что ступени входа в Виговскую часовню расположены не как вЕглове-прямо по фронту крыльца, с южной стороны, а сбоку, с восточнойстороны.Первоначально часовня в Еглове представляла собой простенькую невысокуюпостройку "клецкого" типа с кровлей по потокам и курицам. Но позже,очевидно, в конце XVIII или в начале XIX века, к ней была пристроенашатровая колокольня с сенями и крыльцом, причем ширина и высота новых сенейоставались такими же, как у часовни, и обе они вместе-старая и новая части-получили общую двухскатную кровлю. В результате этой перестройки всячасовня в целом получила новую композицию, ядром и центром которой сталшатер.Графическая реконструкция часовни в Еглове выполнена с ориентацией на ееоптимальный облик, исторически сложившийся в традиционных формах народногозодчества, то есть на тот более поздний облик памятника, который онприобрел в результате обогащения его композиции шатровой звонницей. Приэтом восстановлены и относительно поздние элементы памятника, которые мыклассифицируем как нейтральные. Самым сложным вопросом был вопрос о кровле.Дело в том, что подкровельная конструкция этой часовни, сохранившаяся вподлинном виде, несет в себе как бы два разных источника информации о типекровли. На старой часовне есть следы и остатки куриц, а на новой-нет нитого, ни другого. Как же поступать в таких случаях? На какой тип кровлинадо ориентироваться при ее реставрации?Попытка восстановить кровлю, общую для старой и новой части памятника, былабы ошибочной. Такой кровли здесь никогда не было, да и быть не могло хотябы потому, что постановка нового крыльца, его размеры и формы исключаютсаму возможность устройства здесь потока. А общая двухскатная кровляникогда не совмещает в себе одновременно два типа конструкции-по потокам икурицам и обычную. Таким образом, вывод напрашивается сам собой-реставрировать следует обычную кровлю.Часовня в Еглове имеет много общих черт со многими памятниками "Кижскогоожерелья", расположенными в окрестностях Кижей по берегам Онежского озера.Они еще раз убеждают в многообразии композиционных приемов, используемыхместными мастерами при строительстве однотипных памятников, в их глубокойприверженности древним строительным традициям. Стилевое единство построекформирует огромный архитектурно-пространственный ансамбль, главенствующуюроль в котором занимает Кижский погост.2. Обонежье[pic]Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво егомногоглавие. Но не только многоглавыми, а и шатровыми храмами славнаРусская земля. Именно они стали ведущим типом народного деревянногозодчества. Возникновение и распространение на Руси шатрового деревянногозодчества прямо связано с практикой военнооборонительного строительства ипорожденными им архитектурными образами. Самый древний из них—образсторожевой башни-вежи. Ее суровый и неприступный вид как символ независимойсилы и спокойствия был наполнен глубоким патриотическим содержанием.С шатровым зодчеством, этим замечательным явлением русской архитектурноймысли, связаны и общественно-философские позиции русского народа. В лучшихпамятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русскойнародной архитектуры.Вершина шатрового деревянного зодчества—Успенская церковь в Кондопоге. Нетей равных среди шатровых церквей. Удивительная и единственная в своем роде,она вместе с тем—типичный образец деревянных храмов местного прионежскоготипа, которым присущи две весьма характерные особенности— расширениецентрального столпа кверху и фронтонный пояс на восьмерике. Благодаря этомурасширению погашается при взгляде снизу перспективное су-жение восьмерика,башня-шатер как бы увеличивается в размерах. Потому-то и кажетсяКондопожская церковь, когда подойдешь к ней, такой величественной, потомутак мощно взлетает она над головой, такой веет от нее строгой силой идержавной сановитостью, сосредоточившей в себе гордую непреклонность исвободолюбие северян.Не следует забывать, что когда строилась Кондопожская церковь (1774 г.),северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влияниюгосподствующей архитектуры—барокко и классицизму. Не следует забывать, чтосело Кондопога являлось местом, где влияние архитектуры «Северной Пальмиры»было особенно сильным. Ведь именно в Кондопоге грузили на суда гранит,мрамор, готовые архитектурные детали, идущие на строительство Исаакиевскогои Казанского соборов. Зимнего и Мраморного дворцов и других сооружений. Иименно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первымипривнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые моти-выдекоративной обработки церквей и крестьянских изб—барочные иконостасы ифигурные наличники на окнах, трехарочные завершения балконов у светелок свитыми колонками и точеными башенками и весь пышный резной декор, стольхарактерный для деревянного зод-чества Прионежья XIX века.Однако, несмотря на то, что Кондопожская церковь создавалась в сравнительнопозднее время и в атмосфере новых влияний, сами эти влияния совершенно некоснулись ее архитектуры. Более того, строители как бы сознательноигнорировали все новые течения, идущие от господствующей культуры, иподчеркнуто противопоставляли им древние традиции народного зодчества. Онапредставляет собой воплощение этих традиций, взятых в их классически чистоми кристально-рафинированном виде.Это—лучший деревянный храм России, своеобразный символ и творческое кредоархитектурно-строительной культуры русского народа.Архитектура Успенской церкви в Кондопоге — результат многовекового путиразвития того ведущего образа русского деревянного зодчества, у истоковкоторого стоит древняя сторожевая шатровая башня.Берега Онежского озера хранят еще немало сокровищ русской культуры. Великаих притягательная сила.Успенская церковь в Кондопоге, ансамбль Кижского погоста и Варваринскаяцерковь в селе Яндомозеро—вот три памятника, сохранившихся по берегамОнежского озера. Впрочем, Варваринская церковь в Яндомозере стоит не насамом берегу Онего, а километрах в десяти от него. Название места говоритсамо за себя—Яндомозеро.[pic]Варваринская церковь—это древний тип шатрового храма—«восьмерик начетверике с трапезной». Построенная в 1650 году, она четыре разаперестраивалась.На примере этого памятника можно проследить эволюцию построения шатровыххрамов и развитие их форм в русле общерусских архитектурных преобразований.В конце XVIII века рядом с церковью была сооружена монументальнаяколокольня, а позднее, где-то в конце XVIII—начале XIX века, первоначальноекрыльцо и сени церкви были разобраны и вместо них сделаны ныне существующиесени и крытый переход на колокольню, совмещенный с новым, более параднымкрыльцом-галереей. Эти, сравнительно поздние части памятника, быливыполнены в устойчивых традиционных формах и органично включались вобразный строй уже существовавших церкви и колокольни, обогащая их объемно-пространственную композицию.Нарушение образной целостности памятника произошло лишь после последней,четвертой по счету его перестройки, когда он стал жертвой формалистическихискажений, типичных для конца XIX века.Подобное "обновление" претерпел и другой, менее известный заонежскийпамятник,- Ильинская церковь в селе Поля, расположенном недалеко отЯндомозера.Стоит это село, действвительно, среди полей. И деревни вокруг не случайнозовутся: Широкая Нива, Великая Нива, Широкое Поле.Ильинская церковь, в отличие от более древней Варваринской, не стольмонументальна и стройна. Первоначально она была небольшой клетскойцерковью, к которой в конце XVIII века пристроили колокольню, почти такуюже, как и в Яндомозере, да поставили не по оси здания, а «по старине», снекоторым, чуть заметным сдвигом к северу.Низкое основание четверика колокольни, рубка ее углов «в обло», повалвосьмерика, наконец, общее конструктивное устройство и пропорции здания—все это свидетельствует о верности древним традициям.Истоки так называемой обонежской школы деревянного зодчества уходят корнямисвоими в глубь России.Два знаменитых онежских храма— Успенская церковь в Кондопоге иПреображенская в Кижах—по своей архитектуре, конечно, не были на Русиединственными, И у них имелись предшественники.Об Ильинской церкви на Саминском погосте, построенной в 1692— 1702 годах,мало известно. А это— приглядитесь! — прообраз Кондопоги. Так же стройновеличав ее шатровый столп, те же расширения срубов кверху, завершающиесятугими повалами, словом, то же ощущение гордой устойчивости и уверенноговзлета ввысь.Но в отличие от Кондопожской церкви саминский памятник в конце XIX векапретерпел на себе всю силу искажений. Сейчас его реставрируют: снимают егонаружную обшивку— футляр, металлическое покрытие луковичных главок заменяютпластинчатым лемехом; отторгают как чужеродный элемент колокольню,пристроенную к церкви во второй половине XIX века (автор проектареставрации Б. П. Зайцев).Она будет восстановлена в стороне от древнего храма, чтобы эклектичностьюсвоих форм не умалять целостного величия памятника.А ведь именно с этой целью— умалить, приглушить звучание дорогих народуобразов древних деревянных церквей—строились рядом с ними новые. Нотривиальная невыразительность позднейших построек только ярче выступала всоседстве с величавыми памятниками старины.Вот и в Самино, рядом со стройной Ильинской церковью построен был в концеXIX века новый деревянный храм—Тихвинский. К этому времени все подлиннонациональное, органически-самобытное было задавлено в культовом деревянномзодчестве. Появился казенный византийско-русский стиль . Яркое и наглядноеего выражение— Тихвинская церковь в Самино. Ее силуэт тяжеловесно-расплывчат, фасады измельчены множеством деталей, явно подражающих формамкаменной архитектуры. Но эта постройка еще более оттеняет глубину идейно-художественного образа Ильинской церкви, тонкое мастерство создавших еезодчих, их строгий, веками отшлифованный вкус, чуждый внешне-суетномуукрашательству.[pic]В южных районах Обонежья зародился прообраз двадцатиглавой Преображенскойцеркви в Кижах. Само по себе многоглавие издревле известно на Руси.Летописи донесли до нас сведения о тринадцатиглавой Софии Новгородской,срубленной из дуба во второй половине Х века. А двадцатичетырехглаваяПокровская церковь была построена близ Вытегры в 1708 году (сгорела в 1963году). Ее композиционная структура и многие архитектурно-конструктивныеприемы не только предвосхитили кижский храм, но и заставили предполагать,что оба эти памятника созданы одними мастерами. Знаменательно и то, чтостроительство каждого из них народ связывает с именем Петра 1, с эпохойвеликих преобразований в Русском государстве.«По смутному народному преданию,—говорится в «Известиях Археологическойкомиссии»,—церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова,сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто составлен самимцарем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца». Этомаловероятно. И в помощи архитектора-голландца вряд ли нуждались русскиемастера. Вероятно, голландец вошел в легенду просто как персонаж,олицетворявший высшее техническое мастерство. Что же касается самойархитектуры памятника, то в ней, начиная от общей композиции и кончаясамыми незначительными деталями, нет ничего, что говорило бы об участии вее строительстве иностранца. Каждый элемент здания, будь то восьмерик илибочка, резной столб или подзор, рубленые углы или устройство проемов,полов, потолков и прочего, свойствен только русскому народному зодчеству итипичен для его устойчивых традиций, сложившихся задолго до строительстваПокровской церкви.Известно, например, что при деятельном участии Петра в 1721 году близКончозера в Карелии, на Марциальных водах была построена небольшаядеревянная церковь. Вот в ее-то архитектуре влияние «голландского стиля»налицо— достаточно взглянуть на сухие очертания обитых железом кровель сготическими шпилями.[pic]В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегре,как и Преображенской в Кижах, лежит традиционный двадцатистенок, то естьвосьмерик с четырьмя прирубами. Он имеет неправильную форму, продольныйразмер его 12м, а поперечный— 13,5 мСхема восьмерика с четырьмя прирубами издавна была популярна на Руси. Обэтом говорят и летописные источники. Так, в 1490 году ростовский владыкаТихон пытался заложить в Великом Устюге на месте сгоревшей деревяннойцеркви другую, «по новому кресчатую». Но устюжанам «тот оклад стал не люб»,и они добились права строить церковь «по старине круглу о двадцати стенах». Эта же схема была положена в основу композиционного построениязамечательных шатровых деревянных церквей, например, в селах Астафьево,Селецкое, Ненокса Архангельской области". Она же в основе Покровскойцеркви, где пять ярусов глав.Каждый прируб этой церкви был покрыт двумя совмещенными бочками,поставленными одна над другой, и обе они несли на своих коньках по однойглаве. Из этих глав и бочек складывались два нижних яруса всейкомпозиции—первый и второй. Третий ярус также состоял из восьми бочек,завершающих каждую грань восьмерика. А четвертый ярус образовывала крещатаябочка, поставленная на малый восьмерик, возвышающийся над третьим ярусом".И самый последний, пятый ярус создавала центральная глава—самая верхняя исамая большая, венчающая всю эту пышную и стремительную композицию,объединенную в один нераздробленный объем.Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества—церкви в Вытегре иКижах—так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считатькровными сестрами.Но у Вытегорской церкви есть три характерные особенности, отличающие ее отцеркви в Кижах. Первая из них состоит в том, что ее основной массивобразуют не три последовательно уменьшающихся восьмерика, а только два, исамый верхний, третий восьмерик, несущий центральную главу, здесь замененкрещатой бочкой. Вторая особенность— в конфигурации трапезной. В Кижскойцеркви трапезная с западной стороны прямоугольная, а в Вытегорской—соскошенными углами. Благодаря этому обстоятельству центричность Покровскойцеркви несколько нарушается в сравнении с Преображенской. И, наконец,третья особенность—в построении алтаря. В Преображенской церкви алтарныйприруб один, а в Покровской— их три. Членение алтаря вносит некоторуюдробность в построение восточного фасада, опять-таки снижая идеюцентричности всего объема Вытегорской церкви.Однако эти особенности двух памятников не вносят в их общую композициюсущественных различий. Именно в индивидуальных особенностях этих двуходнотипных памятников раскрываются многогранные оттенки приемов и методовнародного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейсяповторяемости.Вытегорская церковь не раз перестраивалась. Самые значительные ее переделкибыли проведены в 80-х годах прошлого столетия. «Олонецкие губернскиеведомости» за 1873 год, описывая Вытегорскую церковь и ее переделки,сообщали прежде всего, что «крыльцо о двух входах на юг и на север недавноразобрано и сделано без главы об одном ходе с запада». Здесь же есть ссылкана народное предание, которое говорит, что «при первоначальном построениибыло поставлено 25 глав, но при перестройке на верхнем осьмиугольникеуничтожено четыре главы и, впоследствии, одна глава над крыльцом».И, наконец, с благочестивым сожалением автор написанного свидетельствует,что интерьер церкви еще не переделан, что «внутренность» ее «далеко несоответствует наружному виду» (то есть обезображенному тесовой обшивкой),что «всё здесь как-то темно, серо и просто, исключая царские врата вПокровском алтаре, которые недавно сделаны в новом вкусе и ярко бросаются вглаза пред прочим иконостасом. Впрочем,— добавляет автор,—надобно сказатьправду, что здесь и вовсе нет особо устроенного иконостаса, а все иконыпоставлены в четыре яруса на узких с краями полках, одна подле другой.Окна... небольших размеров и в церкви при потемнелом иконостасе и стенах несовсем светло. Посреди церкви против южных и северных дверей главногоалтаря поставлены два огромных, простой работы клироса. Клиросы, кромегромадности и неуклюжести, много затемняют и вид иконостаса. Стены в церквии до сих пор остаются в первобытном состоянии, даже не обиты и простойбумагой, и потемнелые, они скорее навевают на предстоящих какую-то тяжелуюгрусть, чем благоговение... Впрочем, в настоящее время есть надежда, чтовсе это скоро изменится...».И действительно, подлинная архитектура интерьера Покровской церкви— строгаяи величественная в своей простоте—вскоре была искажена до неузнаваемости.Местный меценат, купец первой гильдии «почетный потомственный гражданин» А.Лопарев на свои средства привел помещение церкви к благолепному виду вновом вкусе. Могучие бревна ее стен были обшиты тесом и украшены яркимиживописными картинами на библейские сюжеты в духе натуралистическихлитографий своего времени. На западной стене северного придела быланадпись: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра ФедороваЛопарева в 1898 г.».О подлинном облике Покровской церкви можно судить по проекту реставрации. Внем прежде всего воспроизведена общая объемно-пространственная композициядвадцатичетырехглавой церкви. Именно двадцатичетырех-, а недвадцатипятиглавой, как говорилось в упомянутых «Олонецких ведомостях».Маленькая главка над крыльцом в первоначальном облике церкви несуществовала, как не было ее и на аналогичных крыльцах Кижской иЯндомозерской церквей. Кстати сказать, для восстановления недостающихчастей крыльца и конструктивных узлов входа Вытегорской церкви—ступеней,поручней, водостока—были привлечены в качестве аналогов подобные жеэлементы именно этих двух церквей в Кижах и в Яндомозере.( Автор статьи, вероятно, ошибся—ярусов в ико-ностасе Покровской церквибыло три, а не четыре.)Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить; она,как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из высочайшихдостижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собойи типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.Среди памятников Обонежья одним из наименее изученных можно смело назватьшатровую церковь в селе Росляково близ древнего города Пудожа.Из Онежского озера вверх по реке Водле , на берегу которой раскинулсяПудож, пароходы подходят прямо к пристани.К городу подходят и автомобильные дороги, соединяющие его с Каргопольем,Северодвиньем, Вологодчиной, а также с северными заонежскими землями.Как новгородское поселение Никольский Пудожский монастырь, или Пудога,известен с 1391 года, но сами новгородцы здесь появились намного раньше. ПоПудожской земле шел важнейший путь из Новгорода на северо-восток, к рекамОнеге, Двине и дальше «за волоки»—в Заволочье к богатым, но еще малообжитымМезенским и Печерским краям, а оттуда—«за Камень», в таинственную Югру.Однако после падения Новгорода этот путь потерял свое значение.Церковь в Рослякове была обмерена в 1947 году. С тех пор прошло немаловремени, но памятник не привлекал к себе внимания ни реставраторов, ниискусствоведов. Это происходило, наверное, потому, что он настолько искаженпозднейшими перестройками XIX века, что производит впечатление сравнительно«нового» памятника, малоинтересного на фоне знаменитых реликвий Обонежья.Но с каждым днем дороже нам следы былого, наша память, наша история.И церковь в Рослякове заслуживает внимания.Самая древняя и самая интересная ее часть—центральный столп, рубленный«восьмериком на четверике» и крытый невысоким шатром. Замечательно то, чтопри перестройке памятника поверх старого шатра был поставлен новый.Удивительное явление! На память приходит маленькая Лазаревская церковь,которая до перевозки в Кижи скрывалась под другой, более значительной посвоим размерам церковью. А сам Муромский монастырь, где стояла церковь,находился сравнительно недалеко от Пудожа, в Обонежье.Столь заботливое и бережное отношение старых мастеров-плотников, строившихдеревянные храмы, можно объяснить лишь одной —единственной причиной: ихприверженностью к старине. Однако приверженность эта не была бессознательно-слепой, мол, лишь бы старое. Нет, они глубоко понимали, а потому и чтилимудрость былого; понимали ее образное преломление в архитектурных иконструктивных формах древнерусских деревянных построек; умели читатьмысли, заложенные в них.Литература1. Ишимова А.О. История России. В 2-х томах. С.-П., 1993 г.2. История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. М., Высшая школа, 1994 г.3. Русские монастыри. М., 1996.4. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М., 1967.5. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974.6. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959.7. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.8. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси, М.- Л., 1947, т. 1.9. Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 2. – Соч. М., 1957, т. 2.10. Ивин Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV – первой половины XVI в., Л., 1979.11. Флетчер Дж. О государстве русском. С-Пб, 1906.12. Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России, М., 1931.13. Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Киев, 1913, ч. 1.14. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории., М., 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Русское зодчество Русское...
Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас от слова «зодчество» к слову «архитектура»

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Музей-заповедник Коломенское...

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconСодержание Введение. Что такое недвижимость?

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconСодержание. Введение. Что такое глобализация?

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconСодержание: введение 1 что такое интернет-трейдинг?

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconСодержание. Введение. 2Глава Что такое недвижимость?

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconСодержание введение 2Что такое глобальные проблемы?

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Норильский Никель (развитие...

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? iconСодержание Введение Описание мультиметра Сопряжение с компьютером...
Стрелочный авометр измеритель напряжения, тока и сопротивления много лет являлся основным прибором любого радиолюбителя. С появлением...

Содержание Введение 21. Музей-заповедник «Кижи» 32. Обонежье 13 Литература 21ВведениеЧто же такое зодчество? icon"Наркомания болезнь века"|Ученик: | ||Класс: | ||Преподаватель:|...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<