Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова»




Скачать 46.86 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова»
Дата публикации28.11.2013
Размер46.86 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 4 классе.

Тема: « Обобщение и систематизация знаний о частях слова»

Цели: обобщить и систематизировать знания уч- ся о частях слова, упражняться в составлении слов по схемам, подготовить к теме « Разбор слова по составу», развивать у детей память, мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.

Ход урока

І. Организационный момент.

- Сегодня на уроке гости и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Пусть в нашем классе Вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

- Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё получится!

1. Эпиграф.

« Способность видеть чудесное в обыкновенном – несомненный признак мудрости.»

2. Повторение изученного материала.

^ Минутка чистописания.

Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.

( окончание в слове « ранний», приставка в слове « выход», суффикс в слове « цветник», окончание в слове « северный», суффикс в слове « избушка», окончание в слове « погода».)

Ий, вы, ник, ый, ушк, а.

3. Словарная работа.

Т…жёлый, с…нтябрь, м…рковь, в…робей, п…года, б…бл…отека,

р…бина, ов…щи, к…ртофель.

( спиать, вставить буквы, поставить ударение)

II. Сообщение темы урока.

( написаны буквы, между ними спрятаны слова « Части слова», дети сами находят и сообщают тему урока)

  1. План – схема

- По какой схеме мы разбираем слово по составу?

Окончание

Основа слова

Корень

Суффикс

Приставка

( дети читают стихи о частях слова)

1ученик. Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

2 ученик. Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

3 ученик. Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

4 ученик. За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

5 ученик. Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

  1. Упражнение по отработке навыков.( по вариантам)

( схемам составить слова и разобрать по составу)

І вар. ІІ вар.

Сахарный осиновый

Городской рассказ

Подстаканник подберёзовик

( взаимопроверка)

  1. Физминутка.

  2. Блиц – турнир

( учитель задаёт вопросы, а дети быстро отвечают)

  • Из каких частей состоит слово? ( из корня, основы, приставки, суффикса и окончания)

  • Какая часть самая главная? Почему? ( Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах.)

  • Что такое корень слова?( Корень – это общая( одинаковая) часть однокоренных слов.)

  • Как определить в слове корень?( Нужно подобрать несколько родственных слов, найти у них общую часть.)

  • Что такое окончание? ( Окончание – это изменяемая часть слова.)

  • Как найти окончание? ( Необходимо изменить слово. Часть, которая изменяется и будет окончанием)

  • Для чего служит окончание? ( Окончание служит для связи слов в предложении.)

  • В каждом ли слове есть окончание? ( Нет. Не в каждом. Например)

  • Что такое основа слова? ( Основа – это всё слово без окончания.)

  • Как образуются однокоренные слова? ( Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов)

  • Что такое приставка? ( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

  • Как безошибочно определить в слове приставку? ( Нужно правильно определить в слове корень или подобрать родственное слово, так как приставка стоит перед корнем)

  • Что такое суффикс? ( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

  • Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове? (Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потом что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс)

  • В какой последовательности выполняется разбор слова по составу?

( Окончание, основа, корень, приставка, суффикс)

Учитель: Молодцы. Вы не только умеете применять свои знания на практике, но и знаете хорошо теорию.

  1. Работа с деформированными предложениями текста.

^ Играет, на, солнечная, роса, капельках, луч.

Птиц, звенят, песня, радостные.

Окружили, старая, пушистые, ель, сосны.

( Солнечный луч играет на капельках росы.

Звенят радостные песни птиц.

Старую ель окружили пушистые сосны.)

Задание: ( разобрать по составу)

Девочки – радостные

Мальчики – окружили

  1. Словообразовательная работа. ( по вариантам за 1 минуту)


І вар. II вар.

Ходить, лить, Корм, двор,

писать,плыть глаз, берёза

В- - ник-

На- - оньк-

Пере- - ушк-

Про- - к-

От- - ик –

  1. ^ Работа в парах.


ІІІ. Тестовые задания.

1. В какой строчке записаны не родственные слова?

А) Чеснок, чесночный, чесночок.

Б) Смешной, смешить, смешать.

В) Водичка, водяной, водянистый.

2. В каком из слов отсутствует приставка?

А) Обход;

Б) Облако;

В) Объезд;

3. В каком слове отсутствует суффикс?
А) травка;
Б) мышка;
В) книжка;
Г) собака.
4. В какой строке состав всех слов соответствует схеме?


А) Повязка, поездка, подстройка;
Б) Наклейка, посадка, подстройка;
В) Находка, разгрузка, прекрасный.

IV. Подведение итогов и выставление оценок.

- Какова бала тема урока?

- Что запомнилось вам на уроке?

Занимательные шарады:

( составить слово по подсказкам)

  • Корень тот же, что в слове « сказка»;

  • Суффикс - что в слове « извозчик»

  • Приставка – что в слове « расход». (Рассказчик)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного...
...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка 7 класс Тема. Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»
Цель: систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания основных орфограмм темы. Воспитывать чувства дружбы,...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном»
Воспитывать в уч-ся чувство причастности к решению вопроса о гармонии окружающего мира

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема урока: Закрепление знаний о...
Цель: расширить и закрепить представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 3 классе. Учебник Э. С. Сильнова, Н. Г. Каневская, В. Ф. Олейник
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова
Ознакомить с признаками однокоренных слов. Научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; однокоренные слова...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, об их роли в нашей речи; совершенствовать умения определять...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели
...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова» iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными
Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<