Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения)




Скачать 83.47 Kb.
НазваниеПредложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения)
Дата публикации28.11.2013
Размер83.47 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Современный урок русского языка

в условиях школы с украинским языком обучения
Из опыта работы сташего учителя ООШ№26

Поповой Аллы Николаевны

Главной задачей современной школы есть получение учащимися глубоких и прочных знаний.

Готовясь к урокам русского языка в школе с украинским языком обучения, следую основной цели курса, заявленного в программе: "…дать основные знания о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого обучения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русской и украинских культур".

Чтобы школьники смогли осознать богатство русского язика и овладеть всеми видами речевой деятельности, практически на каждом уроке предлагаю работу над развитием и культурой речи, используя материалы ученика и дополнительную литературу. Задания подбираю в зависимости от уровня знаний учащихся и быстроты выполнения ими различных видов деятельности на уроке. В результате это приносит радость и удовлетворение от совместной работы.
Тема: Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения).
Цель:

**научить различать назывные предложения;

**совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу предложения;

** закрепить пунктуационные, орфографические умения и навыки; развивать логическое и образное мышление;

**воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник (Давыдюк Л.В.), таблицы, дидактический материал и иллюстрационный материал.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Упр. 123. Опишите технологию приготовления фирменного блюда вашей семьи.

- Какие предложения вы использовали?
2. Расскажите о "технологии", которую использовала Василиса Премудрая для приготовления каравая.
^ 3. Индивидуальная работа.

- Продемонстрировать использование в речи глагольных предложений. Прочитать "Полезные советы", указать, какой тип односоставных предложений в них используется.

(см. приложение 2)
4. ^ Практическая работа.

Выполнение учащимися разноуровневых заданий.
Задание первого уровня.

- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сказуемые, охарактеризуйте записанные предложения.

Природой (з,с)десь нам сужде(н, нн)о в Европу прорубить окно. О(т, д) липдуш..стым медом тянет. Как сла(д, т)ко дремлет..ся под мирный шум дождя. Вот сырост..ю холодною с Востока понесло. Вам (не) видат.. таких сражений.
Задание второго уровня.

Перестройте двусоставные предложения в безличные. Подчеркните сказуемые, укажите чем они выражены.

Приближается рассвет. Подходит вечер. Я не сплю. Она смеется. Снег замел дороги. В воздухе чувствуется свежесть. Я грущу. Я чувствую себя одиноким. Вода снесла плотину.
Задание третьего уровня.

Переведите с украинского языка на русский предложения, подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Вечоріє. Багрянець торкається хмар. Довгі, непомірно довгі зимові вечори. Непорушно, величаво застиг посеред неба місяць і сіє на землю голубий пил. Зоря упала перлами роси на трави.
5. Проверка разноуровневых заданий.
6. Вопросы к учащимся.

- Какие предложения называются определенно-личными?

- Что общего между обобщенно-личными и неопределенно-личными предложениями?

- Какие предложения называются безличными?

- Чем выражены сказуемые в безличных предложениях?

III. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Есть еще один вид односоставных предложений - назывные. Как вы понимаете этот термин - "назывные предложения"?

IV. Объявление темы и цели урока.

Восприятие учащимися учебного материала.

1. Работа с учебником (стр. 124).

1) Лингвинистическое наблюдение.

Укажите в тексте односоставные предложения. Назовите в них главный член предложения. Определите роль односоставных предложений в тексте.

2) Чтение теоретического материала (стр. 124-125).

3) Наблюдение над языковым материалом.

Чтение поэтических отрывков вслух. Обратить внимание на интонирование назывных предложений (они произносятся в замедленном темпе и отделяются от следующего предложения продолжительной паузой).

Я пришла к поэту в гости.

Ровно в полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

(А. Ахматова)

Улица в снежинках. Тишина.

(Е. Долматовский)

Снег, бездорожье, горячая пыль, суховей.

(В. Ибер)

Тишина. Кукушка. Травы.

(В. Боков)

2. Тренировочные упражнения.

1) Запись под диктовку. Подчеркнуть грамматические основы.

- Какова роль назывных предложений в этом тексте?

Шепот, ровное дыханье, трели соловья.

Серебро и полыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, тени без конца.

(А. А. Фет)

(Назывные предложения способствуют яркости, картинности пейзажных зарисовок, вызывают наглядное представление о предмете, явлении, месте, времени, обстановке, где происходит действие).

2) Учимся понимать прекрасное.

а) Рассказ искусствоведа о художнике Д.Г. Левицком (1735-1822) приложение).

б) Творческая работа (в парах)

Опишите картину Д. Левицкого "Агаша" с помощью назывных предложений, используя в качестве образца текст на стр. 124.

3. Упражнение 125.

Списать, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Указать тип односоставных предложений.

Повторение.

Найти в тексте причастные обороты. Почему в первом случае причастный оборот выделяется запятой, а во втором - нет.

4. Развитие речи (в парах).

Составьте начало сочинения на одну из тем "Родной край осенью", "На рыбалку", "За грибами".

Образец. Лес. Грибная пора. Раннее утро. Идешь по тропинке и заглядываешь под каждый кустик. Вот у березки боровик…

V. Подведение итогов урока.

Заключительная беседа с использованием интерактивного приема "Микрофон".

- Расскажите, какие предложения называются назывными?

- Раскройте, какие функции выполняют назывные предложения.

- Выскажите ваши суждения, в каких ситуациях употребляются назывные предложения, а в каких нет? Почему?

VI. Тестовые задания по вариантам на проверку знаний по теме "Односоставные предложения" (см. учебник стр. 132-133).

VII. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал.

2. Творческое задание (по вариантам).

1 вариант - упражнение 127.

Используя назывные предложения, напишите краткую характеристику города Николаева.

2 вариант - упражнение 137.

Расскажите (письменно) о своем любимом занятии, хобби, используя односоставные предложения.

Безличные предложения
Безличные предложения особые. Они имеют разные значения. Их используют и для передачи душевного состояния человека, и для описания природы, и для рассказа о животном мире. Их можно встретить в художественном, разговорном, а также в публицистическом и научных стилях; официально-деловой стиль без них тоже не обходится. Безличные предложения являются самым употребляемым видом глагольных односоставных предложений.
Дмитрий Левицкий, сын украинского священника; с детства почувствовавший неудержимую тягу к искусству. Отец Дмитрия работал как гравер по заказам Киево-Печерской лавры, и мальчик помогал отцу, пока не понял, что способен на большее. Левицкий становится учеником художника Антропова, едет с ним в Москву, а потом в Петербург. Когда в 1769 году он осмелился выставить сразу несколько своих самостоятельных работ, знатоки были поражены зрелостью его мастерства... Ему присудили звание академика. Пожалуй, никто в России не мог соперничать с ним в искусстве гармонического сочетания красок, переливов, мягких тонов - любой из его портретов смотрится как драгоценность даже на стене нарядного дворцового зала. И все же ценили его за другое. Он писал так, что сходство улавливалось с первого взгляда, хотя портрет явно приукрашал модель, Да, Левицкий писал человека не таким, каким тот был, а каким хотел бы его увидеть. Не из чувства угодливости, не из желания польстить, просто именно так понимал он задачи искусства, веруя в его воспитывающую силу.
Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой
Скромная, без излишеств комната. Очаровательная девушка. Румянец во всю щеку. Русский национальный костюм. Выразительный взгляд, застенчивая улыбка. Изящный жест рукой. Легкость движения. Неуловимая грация. Притягательная сила красоты и молодости.

Назывные предложения.
Прочитайте отрывки вслух, обращая особое внимание на интонирование назывных предложений (они произносятся в замедленном темпе и отделяются от следующего предложения продолжительной паузой). Выпишите назывные предложения, указывая, какой частью речи выражен главный член.
1) Я пришла к поэту в гости.

Ровно в полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

(А. Ахматова.)

2) Осень, осень! Под Москвою

Журавли, туман и дым.

(О. Берггольц.)

3) Снег, бездорожье, горячая пыль, суховей.

(В. Инбер.)

4) Окоп. Гвардейцев двадцать восемь.

Сугробов белые ряды.

По перелесью ветер носит

Пожаров дальних чёрный дым.

(Н. Тихонов.)

5) Поле. Полночь. Полустанок.

Звёзды. Росы. Тишина.

(И. Игин.)

6) Вот наконец и материнский дом,

Колючий садик, крыша с петушком.

(Е. Долматовский.)

7) Улица в снежинках. Тишина.

(Е. Долматовский.)

8) Тишина. Кукушка. Травы

(В. Боков.)

Как надо работать.
1. Сначала продумай всю работу.

2. Приготовь всё необходимое для неё.

3. Убери со стола всё лишнее, протри пыль.

4. Не надо отрываться от работы для другого дела.

5. Работай ровно: работа приступами портит её и твой характер,

6. При работе следи за посадкой.

7. Кончил работу - прибери всё на столе.
Полезный совет Золушке.
Старую кофту или свитер можно не только починить, но и сделать модными. Вырежь из кожи или другого материала заплатки в виде эллипса, круга, сердечек, листочков и пришей их с учётом износа на протёртые локти.

Пуловер, который стал тебе тесноват, ты можешь превратить в кофточку на застёжке. Распори боковые швы и шов в рукавах примерно на 25 см. Приметай к ним полоску кожи или ткани размером 20X20 см, прострочи на машинке и заделай распоротые швы. Разрежь пуловер спереди по центру и пришей к каждой полоске бейку из отделочного материала шириной 3 см. При-метай петли и пришей пуговицы. Кофта готова.
Как обернуть книгу.
Бумагу для обёртывания книг берут прочную. Желательна бумага пр..ятных тонов.

Сначал.. загибают верхний и нижний края бумаги по высоте книжной облеки. Под облеку загибают боковые клапаны. Толщину да(н, нн)ой книги отм..чают в обёртк.. двумя вертикальными (з, с)гибами. После этого книгу вынимают из бумаги, бумагу распр..мляют. Ножницами делают в бумаге 4 разреза. Получаю (ться, тся) два прямоугольных язычка. Их подгибают и на них кладут раскрытую книгу. Затем на обло..ку книги по имеющимся (з, с)гибам накладывают верхние, нижние и боковые края обло..-ки. Углы всех краёв а (к, кк)уратно подгибают. Книгу закрывают и на некоторое время кладут под груз, и обло..ка готова.
Полезный совет.
Домашние уроки (не) обходимо готовить всегда в одно и то (же) время. Включа(ться, тся) в работу надо сразу, без раскачки. Начинать готовить уроки следует с задания средней трудности. Затем можно перейти к выполнению наиболее трудных уроков. Заканчивать самоподготовку можно более лёгкими заданиями.
Дмитрий Левицкий

Портрет Екатерины II
Дмитрий Левицкий

Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) icon«Сложносочинённые предложения. Обобщение материала» Рабочий лист(фио): Проверял
Отметьте: 1 вариант сложносочинённые предложения, 2 вариант простые предложения. Расставьте знаки препинания

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconConditionals (Условные предложения)
Условное предложение обычно вводится союзом if и выполняет функцию придаточного предложения

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconПредметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который по счёту?
Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и части сложного предложения

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) icon1. анкета инвестиционного предложения полное название предприятия
Название предложения: Реконструкция существующего производства хлора и каустика

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconТема. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения,...

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconУрока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Односостав- ные и неполные предложения»
Скажите с помощью разной интонации : «Я хорошо знаю односоставные и неполные предложения»

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconКнига была дана
В английском языке любое дополнение (прямое, косвенное или предложное) может стать подлежащим предложения в Passive Voice

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconУрок тема: Cложноподчиненные предложения с придаточными времени
Дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточным времени; повторить блок: сложноподчиненные предложения, сочинительные...

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconКонкурс – «Учитель года» Урок русского языка в 5 –м классе «Однородные члены предложения»
Цель урока: закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них

Предложения с главным членом предложения подлежащим (назывные предложения) iconMoyo : уникальные предложения в июне
Предлагаем вашему вниманию лучшие акционные предложения, которые будут действовать в магазинах сети moyo в июне

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<