Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл.




Скачать 156.03 Kb.
НазваниеМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл.
Дата публикации18.03.2013
Размер156.03 Kb.
ТипМетодичні рекомендації
uchebilka.ru > Литература > Методичні рекомендації
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови і літератури

в 2012 – 2013 навчальному році
Обучение русскому языку и литературе в 2012 – 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам:

для школ с русским языком обучения

«Русский язык: 5 – 9 кл.» / Под ред. Н.Г. Озеровой. – Черновцы: Букрек, 2005.

«Русский язык: 10 – 11 кл.» (уровень стандарта) / Под ред. Н.Г. Озеровой (см. веб-сайт МОН)

«Русский язык: 10 – 11 кл.» (профильный стандарта) / Т.Я. Фролова (см. веб-сайт МОН)

«Русский язык: 10 – 11 кл.» (профильный стандарта) / Е.П. Голобородько (см. веб-сайт МОН)

«Литература (русская и зарубежная): 5 – 9 кл.» / Л.А. Симакова, В.В. Снегирева. – Черновцы: Букрек, 2005.

«Литература (русская и мировая): 10 – 11 кл.» (уровень стандарта, академический уровень) / Л.А. Симакова, В.В. Снегирева (см. веб-сайт МОН)

«Литература (русская и мировая): 10 – 11 кл.» (профильный уровень) / В.И. Силантьева, Т.Г. Бучацкая (см. веб-сайт МОН)

для школ с украинским языком обучения

«Русский язык: 5 – 9 кл.» / Н.Ф. Баландина и др. – Черновцы: Букрек, 2005.

«Русский язык: 5 – 9 кл.» / И.Ф. Гудзик, В.А. Корсаков – Черновцы: Букрек, 2006.

При планировании учебного материала следует внимательно изучить пояснительные записки к программам, в частности обратить внимание на вопросы, с контролем, резервными часами.
Остановимся на наиболее актуальных вопросах школьных курсов русского языка и литературы, которые рекомендуем держать в поле зрения методических объединений учителей русского языка и литературы в течение учебного года.

^ Изучение литературы в культурологическом контексте

Именно этот подход к изучению литературы позволяет учитывать особенности восприятия художественного текста современными юными читателями, строить обучение на основе диалога культур, способствовать осознанному усвоению школьниками курса литературы.

Широта культурологического контекста определяется взаимодействием всех составляющих его контекстов: социально-исторического, философско-религиозного, литературно-художественного, искусствоведческого, лингвострановедческого, этнокультурологического и др. Представляется интересной и чрезвычайно плодотворной для школьной практики разработанная известным украинским методистом, автором учебников по литературе А.О. Мельник система видов учебной деятельности школьников, приемов их работы на уроках культурологической направленности.


Этапы изучения произведения в культорологическом контексте

Приоритетные приемы и виды учебной деятельности школьников

Подготовка к восприятию художественного произведения

Эмоциональное слово учителя (культурологический экскурс)

Демонстрация мультимедийной презентации культурно-исторической эпохи

Подготовка сообщений по материалам словарей, энциклопедий, справочников

Чтение

Вдумчивое, медленное чтение

Комментированное чтение

Повторное чтение

Подготовка к культурологическому анализу

Словарная работа

Беседа по содержанию прочитанного

Выяснение степени усвоения культурологических комментариев


Культурологический анализ

Организация разноуровневого диалога (автор – произведение – перевод1 – переводчик – читатель)

Работа с дополнительными теоретико-культурологическими понятиями (национальная культура, национальные ценности, национальная культура мира, диалог культур и т.п.)

Сравнение художественного произведения с его интерпретациями в других видах искусства

Итоги

Написание творческих работ (эссе, сочинений-размышлений, стилизаций и др.)

Литературно-культурологические проекты

Научно-исследовательские работы литературно-культурологического характера


На таком уроке очень важно организовать межтекстовое взаимодействие, чему способствует включение в круг обсуждаемых вопросов других произведений изучаемого автора, текстов писателей данной эпохи.

Использование произведений разных видов искусства позволяет ярче, точнее воссоздать на уроке образ, дух, ценности определенного времени. Учителя-словесники успешно освоили методику работы с произведениями живописи на уроках литературы, развития речи. Включение музыки в ткань урока литературы дает учащимся возможность лучше почувствовать и понять тональность художественного произведения, в частности поэтического, разобраться в нюансах настроения персонажа.

Представляется продуктивным после детального изучения текста обратиться к анимации, видеофрагментам спектаклей, документальных и художественных фильмов. Имеет смысл с помощью проблемных вопросов учителя и самих учащихся сопоставить литературные произведения с экранизациями, в том числе разных постановщиков, разного времени и т.д.

Вызывают интерес школьников и творческие задания («Экскурсия по музею любимого литературного героя», «Дневник (письмо) героям (писателю, режиссеру») и т.п.). Рекомендуем проводить больше классных видов работы: сочинений-миниатюр, ответов на проблемные вопросы, цитатные диктанты и т.п.

В последнее время в школьном курсе незаслуженно забыта оценка произведений критиками разных направлений – как современниками писателей, так и литературоведами более поздних периодов.

Изучение литературы в культурологическом контексте способствует формированию литературной компетенции школьников:

  • расширяет и углубляет восприятие художественного произведения, развивает навыки анализа и интерпретации текста с опорой на широкий культурологический контекст;

  • обеспечивает самостоятельность ученических суждений, умение выразить их в устной и письменной форме;

  • влияет на понимание общих закономерностей развития различных видов искусства и современных тенденций в национальной и мировой культуре;

  • развивает читательскую наблюдательность, эмоциональную и образную память, художественное мышление, умение сопереживать, сочувствовать, удивляться;

  • воспитывает «человека культуры», поликультурную личность с особенным диалоговым мышлением.

Советуем изучить:

Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе / В.А. Доманский. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Горбачевская С.Н. Проект как способ знакомства с мифологией и культурой Древней Руси. V класс / С.Н. Горбачевская // Литература в школе. – 2010. – № 3.

Колокольцев Е.Н. Составление киносценария как прием школьного анализа литературного произведения / Е.Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2010. – № 4.

Черкезова М.В. Культуроведческий аспект литературного образования / М.В. Черкезова // Русская словесность. – 1998. – № 3.
Мультимедийный урок

Активное внедрение в практику обучения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) дает возможность использовать мультимедийный урок – такую форму организации образовательного процесса, которая позволяет с помощью технических средств (прежде всего компьютера) создавать полиинформационное пространство учебной темы, особенно по литературе.

Мультимедийный урок может иметь такую ориентировочную структуру:

  • мотивация урока;

  • объявление темы, цели, ожидаемых результатов;

  • работа над новым материалом (ознакомление с новыми терминами, понятиями, опорными словами, схемами, таблицами, просмотр видеосюжетов, фотографий и т.п.);

  • закрепление и систематизация изученного материала (уместно будет на этом этапе прибегнуть к проектным технологиям);

  • подведение итогов урока (саморефлексия учащихся по поводу их работы в течение урока, взаимооценивание работы в группах и всего класса).

Применение ИКТ обеспечивает разнообразие и продуманность видов работы на каждом этапе урока: просмотр демонстрационно-энциклопедических программ, создание мультимедийных презентаций и Web-страничек, тренинги, промежуточное тестирование, самостоятельный поиск материалов, учебные проекты и мн. др.

Приобретая информационную компетентность, учащиеся знакомятся с содержанием произведений русских и зарубежных авторов, входят в информационное пространство мировой литературы, получают знания о способах взаимодействия разных видов искусства.

Использование визуальной информации на занятии оказывает положительный эффект на процесс обучения. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала способствует творческому осмыслению темы, повышает мотивацию учения.

Вам поможет литература:

Дячок С.О. Урок світової літератури і комп’ютер: 5 – 11 клас / С.О. Дячок. – Тернопіль: Мандрівець, 2011.

Ісаєва О.О. Комп’ютер на уроці літератури як методична проблема / О.О. Ісаєва // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2009. – № 5.

Тимашенко Н.А. Поэзия Серебряного века. Реализация проекта по технологии «Іпtel – навчання для майбутнього» / Н.А. Тимошенко, Н.Б. Чистякова // Русский язык и литература в школах Украины. – 2005. – № 8.

Грищенко А.И. Формы дистанционного обучения в школьном курсе русского языка / А.И.Грищенко // Русский язык в школе. – 2011. – № 4.

Докукина М.А. Использование компьютерных программ при изучении морфологии / М.А. Докукина // Русский язык в школе. – 2005. – № 6.

Пашкова Г.И. Обучаем орфографии с помощью электронного пособия «Русский язык. 5 класс» / Г.И. Пашкова // Русский язык в школе. – 2005. – № 6.
Портфолио в современной учебной деятельности

Метод портфолио, который нашел применение в современной школе, интегрирован в систему оценки качества образования и связан с его индивидуализацией. Речь идет об объективном (количественном и качественном) оценивании реальных достижений учащихся и педагога, понятном не только участникам учебно-воспитательного процесса, но и широкой общественности.

Благодаря работе с портфолио ученик регулярно оценивает свою работу, осуществляет мониторинг. Портфолио позволяет проследить этапы становления профессиональных интересов ребенка, не только увидеть уровень достижений, но и прогнозировать будущую профессию ученика, выстроить перспективу и т.д. Смещаются акценты с того, что учащийся не знает, не умеет, на то, что он знает, умеет, что получается у него лучше всего. Такой подход способствует формированию у школьников позитивной самооценки, установки на успешность.

В состав ученического портфолио могут входить:

  • визитная карточка школьника (фамилия, имя, отчество, название учебного заведения, его месторасположение; класс, контактная документация и т.п.);

  • документы об индивидуальных образовательных достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты об участии в проектах и под.);

  • творческие работы, исследовательские проекты ученика;

  • материалы, демонстрирующие его учебную активность (участие в конференциях, конкурсах, прослушивание факультативов, элективных курсов);

  • собственная оценка достижений, отзывы учителей, работников образования, родителей, одноклассников;

  • резюме, отражающее сделанное за определенный период; перечень дальнейших жизненных планов, различные презентации, раскрывающие собственное «я» школьника (например, разделы «Моя семья», «Мои друзья», «Моя школа», «Мои учителя», «Моя любимая книга», «Мои путешествия», «Мой город» и др.).

Портфолио учителя включает несколько разделов:

1. Документация, подтверждающая профессиональные достижения (копии документов об образовании, повышении квалификации, копии наградных документов, справки по результатам различного рода экзаменов, тестирования, проверок и пр., участия учителя и его учеников в олимпиадах, конкурсах, проектах).

2. Обобщение достижений научно-методической деятельности (описание творческой, проектной, исследовательской работы учителя и учащихся, опытно-экспериментальной работы; тексты, тезисы докладов, выступлений на конференциях, семинарах, заседаниях методических объединений и педагогических советов, соответствующие программы; планы (конспекты) авторских уроков, внеклассных мероприятий, соответствующие аудио- и видеозаписи; публикации; авторские программы факультативов, кружков и др.; тематические подборки литературы, аннотированные списки изученной литературы; отзывы учителей, коллег, учащихся, их родителей).

О функциях данной технологии, способах ее внедрения подробнее – в литературе:

Кузьменко Г.И. Средства неформального оценивания достижений учащихся по предмету. ^ Использование технологий «портфолио» в обучении языкам / Г.И. Кузьменко // Русская словесность в школах Украины. – 2008. – № 2.

Фещенко Т.С. Портфолио в современной учебной деятельности / Т.С. Фещенко // Русский язык в школе. – 2011. – № 3.

Фещенко Т.С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьников / Т.С. Фещенко // Русский язык в школе. – 2011. – № 12.

Портфоліо вчителя / упоряд. І.М. Рожнятовська. – К.: Видавничий дім «Шкільний світ», 2012.

Портфоліо учня: 2-е видання, без змін / упоряд. І.М. Рожнятовська. – К.: Видавничий дім «Шкільний світ», 2011.
Научно-исследовательская деятельность школьников

в процессе обучения русскому языку и литературе

Исследовательская деятельность учащихся помогает развивать их интерес к предмету, формирует навыки самостоятельного анализа филологического материала. Формы такой работы чрезвычайно разнообразны: написание рефератов и выступления на уроках-семинарах, т.е. не чтение, а публичное изложение содержания, участие в учебных проектах (индивидуальных и групповых), дискуссиях, учебно-исследовательских кружках, МАН и др.

Тематика исследований должна быть нацелена на прирост знаний, отличаться новизной, актуальностью, вызывать у школьников интерес. И начинать здесь следует с тем сочинений, требующих самостоятельной аргументации.

Приведем некоторые примеры тем сочинений (IХ – Х кл.)

^ За что и как наказана госпожа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

^ В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»?

Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Темы учебных исследовательских проектов

^ Письма героев как средство их характеристики

Фантастические мотивы и образы в художественной литературе

Образ «маленького чеолвека» и его воплощение в произведениях русской класики ХIХ в.

Сны героев и их художественные функции в литературных произведениях

^ Мотив дуэли в классических произведениях ХIХ в.

«Испытание любовью» как средство характеристики литературного героя

Мотив дороги и его философское звучание в произведениях русской классики ХIХ в.

Следует обратить внимание на значимость и актуальность тематики лингвистических исследований учащихся, например:

^ Языковые контакты

Язык и стиль современных СМИ

Языковой вкус эпохи

Язык современной рекламы

Язык и политика

Язык и юмор

Современный молодежный жаргон

Гендерная специфика речи

Индивидуальные особенности авторского стиля литераторов

Исследовательская работа формирует у школьника научную картину мира, ценностные установки (отношение к языку как к национально-культурному феномену), развивает интеллект учащихся на универсальном лингвистическом материале. Чрезвычайно важны метапредметные результаты этой деятельности: выработка умений сопоставлять, анализировать, моделировать языковой материал из нескольких языков; навыков специальной работы с терминологией, словарями, справочниками.

Рекомендуем обратиться к литературе:

Зайцева И.П. Введение в лингвистическую проблематику: учебно-методическое пособие / И.П. Зайцева. – Изд. 3-е, доп. – К.: ООО «Информационные системы», 2010.

Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык в школе. – 2011. – №№ 5 – 7.

Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы / О.В. Донцова // Литература в школе. – 2008. – № 11.

Дроздова О.Е. Развитие лингвистической активности школьников в разных предметных областях обучения / О.Е. Дроздова // Русский язык в школе. – 2010. – № 8.

Драгун Е.Г. Проектная деятельность на уроке русского языка / Е.Г. Драгун // Русский язык в школе. – 2011. – № 12.

Савицкая Д.А. Исследовательская деятельность учащихся по родному языку / Д.А. Савицкая // Русская словесность. – 2007. – № 7.

Гац И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации / И.Ю. Гац // Русский язык в школе. – 2012. – № 3.

Думитраш О.В. Организация проектных лингвистических исследований старшеклассников в Молдавии в русле кросс-культурного подхода / О.В. Думитраш // Русский язык в школе. – 2011. – № 9.

Целесообразно провести круглый стол «Новые стимулы для мотивации обучения школьников русскому языку». При подготовке возможно использование литературы:

Коротаева Е.В. Педагогическая аксиология как основа духовно-нравственного воспитания / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2011. – № 7.

Челышева И.Л. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. 5 – 11 классы / И.Л. Челышева. – Х.: Изд. группа «Основа», 2011.

Ульянов И.В. Формирование смысло-жизненных ориентаций учащихся на уроках русского языка / И.В.Ульянов // Русский язык в школе. – 2009. – № 2.
Напомним о традиционных «филологических» праздниках: 21 февраля – День родного языка, 24 мая – День славянской письменности и культуры, 6 июня – день рождения А.С. Пушкина, 26 сентября – Европейский день языков, а также о некоторых датах литературного календаря:

Дата

Событие

Возможные формы работы

11.09

150 лет со дня рождения американского писателя ОГенри

Литературная композиция, инсценирование рассказов, конкурс иллюстраторов

8.10

120 лет со дня рождения русской поэтессы М.И. Цветаевой

Литературная гостиная, поэтический вечер, конкурс чтецов

3.11

125 лет со дня рождения русского поэта, переводчика С.Я. Маршака

Литературно-музыкальная композиция, кукольный спектакль для учащихся начальных классов, презентация для учащихся среднего звена, тематический урок русского языка

14.11

105 лет со дня рождения шведской детской писательницы Астрид Линдгрен

Просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей по произведениям А. Линдгрен, викторина

8.01

100 лет со дня рождения русского поэта Я.В. Смелякова

Поэтическая гостиная, тематический урок русского языка

16.01

90 лет со дня рождения русского поэта Украины Б.А. Чичибабина

Поэтический вечер, тематический урок русского языка, подготовка медиапрезентации

25.01

75 лет со дня рождения русского актера, поэта В.С. Высоцкого

Литературно-музыкальная композиция, конкурс чтецов и песенных исполнителей

13.03

100 лет со дня рождения поэта, драматурга С.В. Михалкова

Спектакль для учащихся начальной школы, инсценирование басен

17.03

105 лет со дня рождения русского советского писателя Б. Полевого

Подготовка медиапрезентаций, тематический урок русского языка, просмотр и обсуждение фильма «Повесть о настоящем человеке»

26.03

105 лет со дня рождения русской поэтессы, переводчика М.С. Петровых

Литературно-музыкальная композиция, тематический урок русского языка

12.04

190 лет со дня рождения русского драматурга А.Н. Островского

Просмотр и обсуждение театральных и телевизионных спектаклей, фильмов по пьесам А.Н. Островского, литературный вечер

7.05

110 лет со дня рождения русского поэта Н.А. Заболоцкого

Конкурс чтецов, тематический урок русского языка

12.05

80 лет со дня рождения русского поэта А.А. Вознесенского

Литературно-музыкальная композиция, поэтическая гостиная

3.07

130 лет со дня рождения австрийского писателя Ф. Кафки

Подготовка медиапрезентации

16.07

85 лет со дня рождения русского поэта А.Д. Дементьева

Литературно-музыкальная композиция, поэтический вечер

18.07

80 лет со дня рождения русского поэта Е.А. Евтушенко

Конкурс чтецов, литературно-музыкальная композиция, тематический урок русского языка

19.07

120 лет со дня рождения русского советского поэта В.В. Маяковского

Поэтический вечер, конкурс эссе, выпуск литературной газеты


Лоповок В.Л.,

методист з російської мови та літератури ЛОІППО

1 Если речь идет о переводах произведений мировой литературы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 – 2014 навчальному році

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році
Эта цель реализуется через ведущий методологический принцип – коммуникативность обучения

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconМетодичні рекомендації щодо вивчення російської мови І літератури...
Методичні рекомендації щодо вивчення російської мови І літератури у 2011 – 2012 навчальному році

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconМетодичні рекомендації щодо проведення І етапу всеукраїнської олімпиади...
Відповідно до п. 4 Наказу Міністерства освіти І науки України від 21. 03. 2010 №891 “Про проведення Всеукраїнських учнівських олімпіад...

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconЗадания ІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе в 2012-2013 учебном году
Вспомните и запишите русский фразеологизм, соответствующий украинскомугнутикирпу

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconРекомендации для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому яз ы ку
В 2012 году для ее проведения используется Сборник диктантов для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразовательных...

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconПрограмма по русскому языку для поступающих на образовательно-квалификацийный...
Програма вступного випробування з німецької мови для вступників на освітньо-кваліфікаційний рівень “бакалавр” / Укладачі: доц. Конєва...

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconПрограмма по русскому языку для поступающих на образовательно-квалификацийный...
Програма вступного випробування з німецької мови для вступників на освітньо-кваліфікаційний рівень “бакалавр” / Укладачі: доц. Конєва...

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2012 2013 навчальному році Обучение русскому языку и литературе в 2012 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам: для школ с русским языком обучения «Русский язык: 5 9 кл. iconАнализ состояния и методического обеспечения управленческой деятельности...
В 2012–2013 учебном году основными направлениями работы с руководителями школ стали следующие

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<