Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе




Скачать 96.62 Kb.
НазваниеВсеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе
Дата публикации18.03.2013
Размер96.62 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе

І (заочний) тур 2011 год



9 класс

Задания выполняют ученики, которые перешли в 9 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-8 классов).

Работы учеников, которые перешли в 10-ый, 11-ый классы, не принимаются.




^ Русский язык
1.Произвести синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.

Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего парома который чуть видимою точкой чернелся на более и более бледневшей поверхности воды влача за собой огненную искристую полосу света.

20 б.

2. Объясните лексическое значение слов и составьте с ними предложения:

приоритет, верстать, артерия, дилетант, менталитет.

10 б.

3. Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов:

вознаграждение, зернохранилище, губчатый, переливчатый.

10 б.

4. Подберите к каждому названию цвета не просто синоним, а обязательно сложное слово:

багряный, малахитовый, аметистовый, янтарный, аквамариновый, чернильный, Песочный, васильковый, ультрамариновый.

10 б.

5. В веселом «Этимологическом словаре» Б.Ю. Норманна есть такие толкования слов: «беспечность – отсутствие в квартире печки», «земляк – червь», «проигрыватель – игрок-неудачник». Как вы объясните, почему возможны такие шуточные толкования?

Попробуйте сами дать шуточные толкования следующим словам: дерюга, днище, изверг, каналья, сморчок. А что означают эти слова на самом деле?

10 б.
6. Эпидейктическая речь – речь торжественная, воодушевляющая, хвалебная. Разновидностями этого риторического жанра являются всем вам хорошо знакомый комплимент, тост, юбилейная речь.Помните «Хвалебную песнь», сочиненную Вини-Пухом в честь Пятачка? Или «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского?

Хвалить можно не только человека, но и неодушевленные предметы, явления – обычно науку, область знания или какое-либо общее дело, которое связывает, объединяет людей. Напишите похвальную речь, обращенную ( на ваш выбор) к семье, к другу, к учителю, к предмету, к школе, к городу, к стране.

Соблюдайте «законы жанра»: не бойтесь перехвалить предмет своей речи; используйте приемы усиления и преувеличения, сравнения и эпитеты, риторические обращения и восклицания.

Вы можете сочинить свою речь в жанре оды или комплимента, подражая поэзии трубадуров, или в шутливо- юмористической манере, в стихах или в прозе.

20 б.


^ Русская литература
1.Проанализируйте стихотворение И.Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признает, что мир слышал ее «тысячу раз»?

Ответ дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам знаний теории и истории литературы.
^ ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ
Тает, сияет луна в облаках.

Яблони в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка и нежна.

Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей

Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж темном, в раскрытом окне,

Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,

Миру рассказанный тысячу раз

.

2.10.1916 15 б.
2. Назовите известные оперы русских композиторов, написанные на сюжеты произведений Н.В.Гоголя. 10 б.

3. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Строфа».

10 б.
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения: А.С.Пушкин «Медный всадник», М.Ю.Лермонтов «Демон», Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Слово о полку Игореве» (М.Врубель, В.Фаворский, А.Бенуа, А.Агин).

Укажите названия картин.

10 б.

5. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Книги в жизни героев «Евгения Онегина».

20 б.

6. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения для выступления в СМИ.

«У истории нет корзины для мусора» (В.Гюго)

Объем письменного ответа не менее 150 слов. 15 б.
^

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе

^

І (заочний) тур 2011 год



10 класс

Задания выполняют ученики, которые перешли в 10 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-9 классов).

Работы учеников, которые перешли в 11-ый класс, не принимаются.


^ Русский язык

1. Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.

На Петре был голубой полинялый и заношенный халат который царевич помнил еще до Полтавского сражения с тою же заплатою более яркого цвета на месте прожженном трубкою шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами от одной из них сломанной осталась только половинка он узнал ее и сосчитал как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца она была шестая снизу исподнее платье из грубого синего сталида серые гарусные штопаные чулки стары стоптанные туфли.

( По Мережковскому)

20 б.
2. Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубашка»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др.

Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам.

Определите, к какой смысловой паре относятся следующие пословицы:

1) двум смертям не бывать, одной не миновать;

2) не всяк праведник, кто ходит в церковь;

3) сколько волка не корми, он все в лес смотрит;

4) встречают по одежке – провожают по уму;

5) мал золотник да дорог.

15 б.

3. Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х = п – 1, где х – число запятых, а п – число однородных членов. Верна ли эта формула? В каких случаях? Обоснуйте свое мнение. Приведите примеры.

10 б

4.Объясните варианты форм слов: сыны- сыновья, лоскуты – лоскутья

Введите их в предложение.

10 б

5. Разделите данные славянские языки на две группы:

а) использующие латинский алфавит,

б) использующие кириллический алфавит.

Как вы можете объяснить такое деление славянских языков?

Польский, русский, чешский, болгарский, словацкий, лужицкий, словацкий, хорватский, украинский, белорусский, македонский, сербский.

5 б

6. В форме эссе докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний:

«Угол зрения зависит от занимаемого места» (закон Майлса)

«Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе» (закон Уистлера)

20 б


^ Русская литература

1. Проанализируйте стихотворение М.Цветаевой «Окно». Ответ дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам знаний теории и истории литературы.
ОКНО
Атлантским и сладостным

Дыханьем весны –

Огромной бабочкой мой занавес – и –

Вдовою индусскою

В жерло златоуское,

Наядою сонною

В моря заоконные…
5 мая 1923 года

15 б.
2. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Психологизм в литературе».

10 б.
3. Назовите балеты на сюжеты произведений А.П. Чехова.

10 б.
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения: Ф.М.Достоевский «Белые ночи», Л.Н.Толстой «Воскресенье», А.Н.Островский «Снегурочка», Н.В.Гоголь «Ревизор» (В.Васнецов, М.Добужинский, П.Боклевский, Л.Пастернак). Укажите названия картин.

10 б.
5. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Литература и кино: итоги и прогнозы сосуществования в современном культурном пространстве»

20 б.
6. Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения для выступления в СМИ.

«У истории нет корзины для мусора» (В.Гюго)

Объем письменного ответа не менее 150 слов.

15 б.

^

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе

^

І (заочний) тур 2011 год



11 класс

Задания выполняют ученики, которые перешли в 11 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-10 классов).



^ Русский язык
1. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения.
На судне все разделяли это мнение и один из пассажиров человек склонный к философским обобщениям и политической шутливости заметил что он никак не может понять для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места от чего конечно происходит убыток казне на их провоз тогда как тут же вблизи столицы есть на Ладожском берегу такое превосходное место как Корела где любое вольномыслие не может устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей скупой природы.

20 б.

2. Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубашка»), сущность и явление(«Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие ( Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность ( «Это бабушка надвое сказала») и др.

Подберите свои примеры пословиц, распределите их по указанным выше тематическим группам.

Определите, к какой смысловой паре относятся следующие пословицы:

1) двум смертям не бывать, одной не миновать;

2) не всяк праведник, кто ходит в церковь;

3) сколько волка не корми, он все в лес смотрит;

4) встречают по одежке – провожают по уму;

5) мал золотник да дорог.

15 б.

3. Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обуславливается тесной, неразрывной связью ее смысла и всех ее формальных признаков».

Попытайтесь подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории.

10 б.
4. Объясните варианты написания слов:

Обессилеть – обессилить, обезлюдеть – обезлюдить.

Введите их в предложения.

10 б.
5. Объясните значение заимствованных слов, найдите среди них синонимы:

Брифинг, консалтинг, мониторинг, референдум, маркетинг, плебисцит.

5 б.
6. В форме эссе докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний.

« Угол зрения зависит от занимаемого места» (закон Майлса)

«Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе» (закон Уистлера)

20 б.


^ Русская литература
1. Проанализируйте стихотворение В.Маяковского «От усталости». Ответ дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам знаний теории и истории литературы. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?
^ ОТ УСТАЛОСТИ

Земля!

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятках чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

Ты! Нас – двое,

израненных, загнанных ланями,

вздыбилось ржанье оседланных смертью коней,

дым из-за дома догонит нас длинными дланями,

мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.

Сестра моя!

В богадельнях идущих веков,

может быть мать мне отыщется;

бросил я ей окровавленный песнями рог.

Квакая, скачет по полю

канава, зеленая сыщица,

нас заневолить веревками грязных дорог.

1913г.

15 б.

2. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Контекст».

10 б.
3. Назовите спектакли на сюжеты произведений М.А.Булгакова, поставленные в Московских театрах при жизни автора.

10 б.

4.В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения: А.Блок «12», А.Твардовский «Василий Теркин», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», В.Маяковский «Про это» (А.Родченко, Н.Кузьмин, Ю.Аннеков, О.Верейский).

Укажите названия картин.

10 б.

5.Напишите небольшую творческую работу на тему:

«Литература и фольклор в Интернете: виртуальный плен или новые возможности».

20 б.
6.Сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения для выступления в СМИ.

«У истории нет корзины для мусора» (В.Гюго)

Объем письменного ответа не менее 150 слов.

15 б.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( областной ) этап
Континент – материк; иждивенец – нахлебник, альтернатива – выбор, аккорд – созвучие, дефект – изъян, недостаток, мемуары – воспоминания,...

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
На заострённом конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить...

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская интернет-олимпиада по русскому языку Победитель – ученица...
Подберите и запишите слова, которые бы могли быть концом первого слова и началом второго(5 баллов)

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф,...

Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<