Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина»




Скачать 140.99 Kb.
НазваниеПрограмма самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина»
Дата публикации18.03.2013
Размер140.99 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Литература > Программа






Программа самореализации личности

«Лирика А.С. Пушкина»

Комплексная система заданий

по стихотворениям А.С. Пушкина

« Узник», «Цветок»,

«Если жизнь тебя обманет…»

7 класс
Разработала учитель

русского языка и литературы

ООШ села Новокрасновки

Володарского района

Донецкой области

Твердохлеб Н.И.


^ 2012
Комплексная система заданий

по лирике А.С. Пушкина

«Узник», «Цветок»,

«Если жизнь тебя обманет…»




  1. ^ Развиваем коммуникативную компетентность


Вас как специалиста и любителя поэзии А.Пушкина пригласили выступить на открытии памятника любимому поэту. Поделитесь соображениями, почему по прошествии стольких лет люди помнят, любят, читают, учат наизусть стихотворения Пушкина. Вы не только произнесёте пламенную речь, но и обязательно сопроводите её чтением наизусть любимых строчек.




  1. ^ Развиваем творческие способности



І вариант
Составь синквейн «Цветок»

ІІ вариант
Напишите эпизод на тему:

« История маленькой жизни».


1


  1. Учимся анализировать литературные явления



Закончи фразу:

«Цветок – это символ…»





  1. ^ Учимся понимать художественный текст

А.Н. Гвоздев в «Очерках о стилистике русского языка» писал:

«Стихотворение «Цветок» представляет собой фиксацию цепи непосредственно возникающих вопросов».

Почему в нем так много вопросительных предложений?





  1. ^ Учимся находить межпредметные связи.


Подберите синонимы к слову «Безуханный» .

Сравните у В.И Даля:

Безуханный - не благоухающий, не благовонный, непахнущий, не душистый, безароматный, непахучий .




^ 6. Учимся философскому осмыслению
Представьте, что вы взяли в руки чью-то

книгу и между страницами

нашли засохший цветок.

На какие размышления он вас натолкнул?

2



  1. ^ Осмысливаем теоретические понятия.



Используя содержание стихотворения А.С. Пушкина «Цветок»,

определите мысли и чувства автора, запечатленные

в стихотворении, передайте их в форме связных

высказываний

и с опорой на художественный текст.
ЦВЕТОК
Цветок засохший, безуханный ,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?

И долго ль цвёл? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?


3


^ 8.Учимся сравнивать , анализировать.



І вариант

Прочитайте стихотворение

А.Пушкина «Цветок».


Прочитайте стихотворение В.А. Жуковского «Цветок».
Минутная краса полей,

Цветок увядший одинокий,

Лишен ты прелести своей

Рукою осени жестокой.

Увы ! нам тот же дан удел,

И тот же рок нас угнетает:

С тебя листочек облетел –

От нас веселье отлетает.

Отъемлет каждый день у нас

Или мечту , иль наслажденье.

И каждый разрушая час

Драгое сердцу заблужденье.

Смотри … очарованья нет;

Звезда надежды угасает…

Увы ! кто скажет : жизнь иль цвет

Быстрее в мире исчезает?

Воспоминание …

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской : их нет;

Но с благодарностию : были.
Сравните настроение авторов, языковые средства, художественные средства.



Есть ли подобные настроения в произведениях

А.Платонова «Неизвестный цветок»,

И.Тургенева «Ася»?


4


  1. ^ Учимся сравнивать , анализировать.



ІІ вариант.
Учимся использовать компьютерные технологии.

Прослушайте романс Н.К. Метнера и Н.А. Римского-Корсакова на стихотворение А.Пушкина «Цветок».

Какое, на Ваш взгляд, лучше передает настроение стихотворения? Аргументируйте свой ответ.
Н.А. Римский - Корсаков

^ 9.Развиваем творческие способности учащихся.



Напишите стихотворение – наставление другу.

Прежде чем приступить к работе, прочитайте стихотворение А.С.Пушкина

«Если жизнь тебя обманет».

^ 10.Работаем с литературными понятиями.

По литературоведческому словарю повтори, что такое лирика, лирический герой.

11.Развиваем ораторские способности.

Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитать в себе? (по стихотворению А. Пушкина «Если жизнь тебя обманет»). Составьте тезисы своего выступления.

5

^ 12.Развиваем умения писать сочинение-миниатюру.

Напишите сочинение-миниатюру :«Как поступить, если жизнь тебя обманет?»

13.Учимся аргументировать

І вариант

Докажите суждения поэта

Р.Рождественского : «Узник» - одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте.

ІІ вариант

Подберите к каждой строфе стихотворения «Узник» слово, которое наиболее точно отражает авторский замысел, аргументируйте свой ответ ( н-р: 1 строфа- безысходность, 2 строфа- ________, 3 строфа – ____________)

^ 14. Анализируем художественные средства

Выпишите из стихотворения А. Пушкина «Узник» художественные средства, помогающие раскрыть идею произведения.

  1. ^ Развиваем ассоциативное мышление учащихся.

І вариант

Составьте букет из цветов, который бы отражал вольнолюбивый характер стихотворения А.С.Пушкина «Узник».

ІІ вариант

Составьте «партитуру чувств» к стихотворению «Узник». К каждой строфе отдельно.

( примерный вариант ответа:

1 строфа- грусть, надрыв, безысходность, опустошение;

2 строфа – мечтание, ____________________________;

3 строфа – порыв, ______________________________).

ІІІ вариант

Какими цветами можно изобразить 1 строфу

(н-р: кроваво-черный), 3 строфу ( н-р: все цвета радуги)

  1. ^ Используйте компьютерные технологии.

а) подбери иллюстрации к изученным стихотворениям А. Пушкина и подготовьте компьютерную презентацию.

б) подберите иллюстрации к стихам А.С.Пушкина. Запишите тезисы в их защиту.

6

  1. ^ Сравниваем, анализируем, осмысливаем.

І вариант

Сопоставьте окончательный вариант стихотворения « Узник »

А.С. Пушкина с черновым вариантом

(смена образов, смысла и др. на конкретных примерах)

Черновой вариант

Окончательный вариант


И тихо и грустно в темнице (глухой)

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим,

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я –

Где сокол (и коршун), там наша семья.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!»


ІІ вариантc:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\лариса\с раб стола\папка\diskd\мазуренко\картинки\df3faf766d93[1].jpg

Заполните таблицу, сделайте выводы

строфы

Что видим

Как читаем

Вывод

1 строфа










2 строфа










3 строфа










4 строфа










c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\лариса\с раб стола\папка\diskd\мазуренко\картинки\df3faf766d93[1].jpg

ІІІ вариант Заполните овалы словом из стихотворения, которое отражает весь смысл строфы.

1 строфа 2 строфа 3 строфа

7

  1. ^ Учимся сравнивать, исследовать

http://im7-tub-ua.yandex.net/i?id=211441470-05-72&n=17

І вариант

«Узник» «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой. Отворите мне темницу,

Вскормлённый в неволе орёл молодой, Дайте мне сиянье дня, Мой грустный товарищ, махая крылом, Черноглазую девицу,

Кровавую пищу клюёт под окном, Черногривого коня!

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Я красавицу младую

Как будто со мною задумал одно; Прежде сладко поцелую,

Зовет меня взглядом и криком своим На коня потом вскочу,

И вымолвить хочет: «Давай улетим! В степь, как ветер, улечу.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Но окно тюрьмы высоко,

Туда, где за тучей белеет гора, Дверь тяжёлая с замком;

Туда, где синеют морские края, Черноокая далёко,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!» В пышном тереме своём,

Добрый конь в зелёном поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив.

Одинок я – нет ограды:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнём;

Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.



Критерии сравнивания

А.С.Пушкин «Узник»

М.Ю.Лермонтов «Узник»

1

Тема , идея







2

Художественные особенности







3

Метр, ритм







4

Выводы







8

ІІ вариант

Какими словами в стихотворении «Узник » выразил А.С. Пушкин

а) лишение свободы;

б) ограничение в пространстве;

в) лишение света;

г) условия непригодные для жизни .

  1. Учимся путешествовать

Подготовьте заочную экскурсию по городам Украины, которые связаны с именем А.С. Пушкина
^

Пушкин в Крыму


16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию…. Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского… Через два дня Пушкин вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф… В сентябре 1820 г. по пути в Симферополь побывал в Бахчисарае… В середине сентября Пушкин около недели провёл в Симферополе,…

  1. ^ Совершенствуем умение объяснять высказываниеgeichenko ss.jpg

Семён Степанович Ге́йченко (1903  1993) — русский советский писатель, пушкинист, музейный работник.

Как вы понимаете высказывание С.С. Гейченко : « Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна».

Как вы понимаете высказывание Ф. Тютчева о Пушкине А.С. : « Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!..». http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=640561142-38-72&n=21

И эти слова оказались пророческими. Читатели любят его поэзию не только за лиризм и красоту слога. Помимо этого в ней можно найти то, что помогает нам уверенно идти по жизни: оптимизм, любовь к прекрасному, стремление к свободе. О чем бы не писал поэт, его строки поражают силой чувств, мудростью мыслей.

  1. ^ Развиваем информативную компетентность.

Ваш друг не любит читать, тем более стихи. Вы восторженный поклонник поэзии А.Пушкина. Составьте диалог, в котором выразите своё отношение к поэту. Постарайтесь убедить своего товарища обратиться к поэзии. Активно используйте выразительные средства языка.

9

Тесты

1. Найди соответствие:

а) Сравнение сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака;

б) Метафора скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой по средству;

в) Олицетворение перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

г) Эпитет художественное определение, создающее яркий образ;

д) Гипербола преувеличение.

^ Проверь себя. Углубление знаний биографии поэта.

Задание № 1 Защитите макет стенной газеты о Пушкине.( в газете могут быть помещены личные впечатления от знакомства с произведением, рисунки, высказывания критиков, оценочные суждения учащихся).

^ Учимся декламировать

Выразительно продекламируй одно из стихотворений Пушкина А.С., передавая чувства и переживания автора.
Учимся находить межпредметные связи.

http://im7-tub-ua.yandex.net/i?id=1067522-49-72&n=17

И. Репин

Рассмотри картину И.Репина «Пушкин на экзамене 8января 1815 года». О чём рассказывает Репин в картине «Пушкин на экзамене»? (главные герои картины, её фон, изобразительные средства живописи)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/pushkin_derzhavin.jpg/255px-pushkin_derzhavin.jpg


10

Тесты

  1. Назовите годы жизни А.С Пушкина

а) 1800-1837;

б) 1798-1845;

в) 1799-1837

2. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

а)10;

б)12;

в)14

3.Поэтический дар Пушкина ярче всего проявился:

а) в детские годы;

б) в лицее;

в) в Петербурге

4. Лирика – это род литературы, где находят

а) реальные картины жизни;

б) исторические события;

в) внутренний мир и переживания героев

5. Основной мотив стихотворения «Узник» :

а) исповедь заключенного;

б) стремление обрести свободу;

в) желание передать красоту природы;

6. Художественные средства, используемые в «Узнике»:

а) эпитеты

б) метафоры

в) инверсия

г) олицетворение;

7. Основная тема стихотворения «Цветок»?:

а) воспоминание о былом чувстве;

б) сожаление об ушедшей любви;

в) попытка передать ушедшие чувства

8. Художественно-изобразительные средства стихотворения «Цветок» ?

а) анафора

б) эпитеты

в) метафора

В стихотворении « Если жизнь тебя обманет» поэт

а) вселяет надежду на будущее;

б) сеет недоверие;

в) призывает смириться

9. Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» относится к

а) любовной лирике;

б) философской лирике;

в) пейзажной

10. Кто ещё написал стихотворение «Узник», тоже в 23 года от роду?

а) Жуковский б) Лермонтов в) Некрасов 11

^ Цитатный диктант

11. Из какого стихотворения эти строки?

а) «…Мы вольные птицы, пора, брат, пора!»

б) «… И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…»

в) «…Всё мгновенно, всё пройдёт,

Что пройдёт, то будет мило …»

г) «… В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет…»

Логический диктант

Вставь нужное слово

  1. « Если жизнь тебя обманет

Не . . . . . . . . , не сердись!...»

  1. « Зовёт меня . . . . . . . и криком своим»



  1. « Мы вольные . . . . . ., пора, . . . . . . ., пора…!»



  1. «…Цветок . . . . . . . . . ., безуханный, …»

Ассоциативный диктант

  1. 1822г., Кишинёв, острог, тюремный двор, два ручных орла, жалкая жизнь в неволе. Какие ассоциации ?

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/pushkin_derzhavin.jpg/255px-pushkin_derzhavin.jpg



  1. Лицей, 1811 – 1817г.г.,

Царское село. Какие ассоциации?

Иван Пущин, Антон Дельвиг, Александр Пушкин

http://im8-tub-ua.yandex.net/i?id=553611825-02-72&n=21http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/144/73144793_delvig.jpg

12

Приложения

^ КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ А. С. ПУШКИНА

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/784/55784257_1267303095_karta_puteshestviy_pushkina.jpg



13

Лицей фото

А.С. Пушкин Юностьhttp://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=415467972-25-72&n=21

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=44680536-71-72&n=21

Комната А.С. Пушкина в лицее

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_si/1/s28929315.jpg

Макет газеты

http://im8-tub-ua.yandex.net/i?id=145657031-22-72&n=21

14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconПрограмма самореализации личности по изучению романа в стихах Александра...
Схвалено на засіданні методичної ради Макіївського методичного центру управління освіти. Протокол №6 (20) від 23. 12. 2013 р

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconДоклад на тему: «Индивидуализация обучения математике, как важный...
Ведь основная цель учебного заведения – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей...

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconПрограмма «семь «Я» по радуге успеха»
Комплексная воспитательная программа «Семь «Я» по радуге Успеха» направлена на создание условий для оздоровления и развития личности...

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconПрограмма самореализации личности по изучению романа михаила афанасьевича булгакова
Схвалено на засіданні методичної ради Макіівського науково-методичного центру управління освіти

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconПрограмма самореализации личности (комплексная система заданий к...
Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconПрограмма элективного курса «юный корреспондент»
Современная школа должна представлять собой образовательно – культурную среду для развития социально – успешной личности, осознающей...

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconЛирика А. Пушкина в музыке (романсы М. Глинки, А. Алябьева)
Биткивская Г. В. Литература (интегрированный курс): учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения....

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconЛитература 9 класс тема: мой пушкин
Тема: " мои пушкин". Итоговый урок по изучению творчества A. C. Пушкина. Цель: Помочь учащимся осознать величие творчества поэта...

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconПрограмма самореализации личности комплексная система заданий по теме «Волшебный мир поэзии»
Вчитель російської мови та літератури, української мови та літератури Донецької зош №102

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» iconСоздание условий для самообразования и самореализации конкурентоспособной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<