Скачать 73.37 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе Ф –фронтальный опрос Пр.Дз. – проверка домашнего задания М – мотивация Т – текст Чв – чтение вслух Сл – словарная работа Б.С – беседа по содержанию Лр – лабораторная работа Са – синтаксический анализ Д – диалог Тр – творческая работа (усное сочинение,диалог «Зебра»,вопросы к тексту,сенкант) Дз – домашнее задание Чв Слр Бс Ф – ПрДз – М- ---------------- Т ----------------Тест-Дз Тр Д Лр Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» Цель: повторить и закрепить учащихся в написании орфограмм, изученных в теме; обобщить изученные сведения об имени существительном; развитие навыков грамотного письма; развитие монологической и диалогической речи; логического мышления; воспитание нравственных качеств; любви к родителям, уважения к людям. ^ обобщения знаний. Вид урока: текстоцентрический языковый практикум. « Всё то,чего коснётся человек,озарено его душой живою» С.Я Маршак Ход урока
Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу. Называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых. Существительные появляются в речи ребенка а числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё то,что его окружает. Замечательный лингвист А.М. Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни о электричестве, ни о жизни, но о государстве, но о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует ». Имя существительное – самая представительная ( по количеству слов ) часть речи: по данным «Частотного словаря русского языка », из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно, это – самая частотная часть речи: почти каждое слово в нашей речи – имя существительное.
Представление групп. Первая группа – мудрецы (девиз- «делать непонятное понятным»). Вторая группа – лингвисты («знать назубок»). Третья группа – творцы («творчески любое дело»). Четвертая группа – контролёры («видеть насквозь»). Работа над текстом.
^ Три несчастья есть у человека: смерть, старость, плохие дети – гласит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. Что значит быть хорошим сыном или дочерью? Забота о мире и покое в семье,а радости и счастье родителей должна стать главным желанием в вашей жизни,дети. Хорошие дети – спокойная старость, плохие дети – старость превращается в ад – говорят на Украине. Помните: как вы, дети, относитесь к своему отцу, матери, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы станете родителями. Жить для людей, любить их – это значит быть настоящим сыном и дочерью отца и матери. Эта наука постигается по учебнику, который называется народной моралью, опытом многих поколений.Помните,что в мире всегда есть и будут люди старше вас по годам, по нравственному богатству,праву на уважение.
Вторая группа – сформулировать основную мысль текста и тему. Третья группа – составить три вопроса к тексту. Четвертая группа – статотчёт ( количество и процент существительных в тексте).
Почему народная мудрость выделяет как несчастье – смерть, старость и плохих детей? От чего зависит благополучие стариков? Что значит, по Сухомлинскому, быть настоящим сыном или дочерью?
Первая группа Синтаксический разбор предложения: Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Объяснить правописание слов: несчастье, Украина, неумолима. Вторая группа Морфологический разбор – у человека. Определить склонение и падеж: старость, быть сыном, уберечь дом,стать желанием,к матери, в мире. Третья группа Запиши единственное или множественное число слов: дети - ……….., люди - ……………,сын - ………….., забота - ………….,уважение - ………., старость - …………, Украина - ……….,ад - ……………. Прокомментировать. Четвертая группа Заполняет лист оценивания.
^ Собственные - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - человек, старость Одушевлённые - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - огонь, дом - - - - - - - - - - - - ед.ч и мн.ч Только ед.ч - - - - - - - - - - - Женский род Средний род Мужской род - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1 склонение 2 склонение 3 склонение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Первая группа – лингвистическая сказка «В стране морфологии». Вторая группа – сенкант на слово «старость», диалог- «Зебра» «Что значит быть хорошей дочерью» (по тексту). Третья группа – устное сочинение «Человеческие несчастья»,стихотворение, сенкант на слово «дочь». Четвертая группа – ассоциативный цветок (лепестки – семья,государство; сердцевина – дети). Было у матери семь дочек.Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко, вернулась домой только через неделю.Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали. - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая. - Я ждала тебе, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая. - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья. - Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,- щебетала четвертая. - Ты снилась мне,как розе снится капля росы,- промолвила пятая. - Я высматривала тебя,как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая. А седьмая дочь ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. Что здесь плохого и хорошего?
Уровень закрытого типа
а) имена существительные обозначают предмет и его признак; б) имена существительные изменяются по родам; в) группа несклоняемых существительных имеет одну форму во всех падежах.
а) (э,Э)поха; б) (п,П)рокурор; в) (о,О)десса; г) (д,Д)днепр; д) (к,К)офе.
а) развед….ик, извоз….ик; б) уголь….ик, набор….ик; в) лет….ик, буфет….ик.
а) горош....к, доч….нька,; б) пасту….к, девч….нка; в) пшениц…., пляж….м. Уровень открытого типа
Уровень сопоставления и последовательности
а) несклоняемые а) дорога б) разносклоняемые б) кофе в) 1 склонение в) путь
а) В.п а) под Киевом б) Т.п б) дорогу в) Д.п в) к маме
а) о а) рощ….й б) ё б)ш….в в) е в)ш….пот
а) снеговой б) снег в) снеговик ^ Оцените свою работу на уроке Заполнение листа оцениванию
Домашнее задание: Составить диалог – обмен мыслями «Хороший ли я сын ( дочь)?» |
![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе | ![]() | Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация... |
![]() | Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского... | ![]() | Цель: вызвать интерес к славянской письменности, показать истоки славянского алфавита; способствовать осознанию учащимися тесной... |
![]() | Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа... | ![]() | Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского... |
![]() | Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала | ![]() | Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной,... |
![]() | ... | ![]() | Создание личностных и интеллектуальных предпосылок для успешного протекания обучения |