Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.»




Скачать 163.42 Kb.
НазваниеРеферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.»
Дата публикации16.12.2013
Размер163.42 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Носов

Министерство профессионального образования РФ Усть-Лабинский социально-педагогический колледж. Реферат по детской литературе на тему: « Носов Н.Н.» Выполннила: студентка 2 «З» (К) курса Волченко С.. Переподаватель: Щербина Л.Г. г. Усть-Лабинск 2001г НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (1908-1976) Родился Николай Носов в семье актера. Учиться мальчик начал в гимназиипоселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. После 1917 годагимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работалчернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча.Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его всвои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзаменв Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московскийгосударственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сферекино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. Вгоды Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. Путь в литературу. В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел онслучайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новыесказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников...«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требуеточень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей.Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что кдетям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорилавтор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческомобъединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в ужеупоминавшемся 1957 году. Первый рассказ Н.Н.Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Перваятоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этотдружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» черезгод выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». Адалее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий просторкниги уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», какназывали и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 —«Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть«Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»;1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки иего друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку«Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечномгороде». Книги Н.Носова иллюстрировали очень непохожие по почерку художники:И.Семенов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский,В.Горяев и другие. Художник В.Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не разповторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Егопоявление не всегда сразу объяснимо... Но если у вас не пишется, возьмителюбимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроениеавтора... Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайтедля себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе —такое приятное чувство одушевленной (!) встречи с хорошими людьми». «Веселый писатель», — привычные слова в статьях, в докладах и лекциях оН.Н.Носове. Может показаться странным, но в жизни (исключаю личную ее часть— семью), в общении с детьми, в школах, с издателями, коллегами Н.Н.Носовникогда не давал повода сказать о нем «веселый человек». Он был сдержан.Бывал лукав. Чаще задумчив, как бы сам в себе. Краткословен. Точен воценках работ других писателей, критиков. Доброжелателен. Улыбался чащелишь глазами, то есть настроение его проявлялось во взгляде. И дети — героив его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальныездоровые дети, живут открыто, увлеченно. Стремительно действуют и в игре, ив делах своих. Естественно, что часто попадают в смешные ситуации,закономерно хотят больше, чем могут, видят себя героями и в маленьком деле,ибо постоянно в состоянии жизнерадостного роста. В состоянии развития,внутреннего движения. Вспомните стихи А.Л. Барто «Я расту». Нормальные, не изломанные жизнью, не больные (именно о таких рассказываетН. Носов) дети, конечно, в своем вихре открытий, чаще всего так деятельны,что деятельность эта проявляет все нюансы противоречий между желанием ивозможностями ребенка. Это порождает массу недоумений, вопросов, удивлений.Все это чувствует и передает писатель, поэтому его книги прежде всегоглубоко правдивые произведения доброго, любящего человека, для которогодетство самоценно. В нем все значимо. Все мило. Все дорого. Все приятно и,не побоимся слов, празднично, то есть весело. Детство — счастье. Задачавзрослых — понять это и сделать миг детства счастливым, способствовать,чтобы праздничность детства сохранилась. Помочь ей перейти в отрочество,юность и задержать на всю жизнь. Просто веселых людей много разного рода. Есть весельчаки, стремящиесярассмешить детей плоскими и пошленькими анекдотами или злыми, чернымишутками. Например, можно назвать черным «смех наоборот» Г. Б. Остера. Этотсмех сродни тому, как веселятся дети, увидев упавшую пожилую женщину,разбившую при этом бутылку с молоком, купленную, возможно, на последниеденьги... Н. Носов не старается рассмешить. Он показывает правдиво мирхороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен. Этот счастливый мир богатсветом, жаждой жизни и, конечно, юмором. «Юмор — это субъективная копия объективного комизма... Юмор предполагает высокие эстетические идеалы, иначе неизбежно он девальвирует, теряет свой очищающий эффект (катарсис), превращаясь в цинизм, пошлость, скабрезность. Не случайно классики мирового искусства У. Шекспир, Ч.Диккенс, А.П. Чехов, К.Чапек, Ч.Чаплин и др. нередко использовали свойственный юмору дружеский смех для выражения сущности положительных героев, раскрытия за внешней комедийностью прекрасного, гуманистического начала в человеке»' (подчеркнуто мною. — Т.П.). Такова именно эстетика Н.Носова: за внешней комедийностью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной компанией... Исследование ребенка. В 1972 году вышло любопытнейшееписательское исследование Н.Н. Носова «Повесть о моем друге Игоре». Это —вдумчиво проведенное, изящно представленное читателям изучениеинтеллектуального, духовно-; го роста ребенка от первого года жизни дошести лет включительно. Читать книгу редкостно интересно каждому, а учителюпрофессионально очень полезно. Полезно это и с детьми читать вместе (дома,в школе), и самим детям самостоятельно — работает эффект заражения. Ребенокневольно сравнивает себя с реакциями героя, свои речевые возможности сословами, с речью Игоря и закономерно сам развивается... Нам же здесь,опираясь на художественный дневник дедушки Николая Николаевича Носова,надо сказать следующее об эстетике его творчества. Покоряет более всего осознанное признание не только равноправия детейи взрослых, но и приоритета детства как этапа в становлении человека икак условия полноценной жизни взрослых. Не только в личном, но и вфутурологическом, социальном, культурологическом плане. Писательанализировал силу и богатство «волшебной страны» детства еще в началесвоего творческого пути. Он начинал писать для взрослых, но не нашел своютропу и признавался: попав «в волшебную страну детства... увидел детствоуже не в тумане далекого прошлого... а в непосредственной близости».«Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказалодин умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего незамечал раньше, и чего, мне казалось, не замечалии другие». Да, удивление илюбовь— два чувства-лейтмотива «Повести о моем друге Игоре». Читаем первуюзарисовку из этой книги. Называется она «Дидя». «Вечер 31 декабря 1963 года. Я держу Игоря на руках перед наряженнойновогодней елкой. Он тянется ручонками то к сверкающему стеклянному шару,то к светящейся лампочке и кричит, захлебываясь от восторга: — Дидя, ву! Дидя, ву-у! Он называет меня не деда или дедя, как обычно зовут своих дедушек другиеребята его возраста. Я у него почему-то «дидя». Я не возражаю против такогоназвания, наоборот, оно мне даже нравится. Во всяком случае — оригинально.А поделиться радостью с другим — разве это не проявление чувства дружбы,которое доступно ребенку уже в тот период, когда он начинает произноситьсвои первые слова?» Конечно, было бы интересно поразмышлять об уровне, интенсивности развитияИгоря, о развитии его способности анализировать, сравнивать различныепредметы, факты. Книга дает обильный материал для раскрытия возрастнойпсихологии ребенка и в год, и в два, и в 3, 5... Надеюсь, что вы, уважаемыйколлега, прочтете всю повесть об Игоре и подумаете над этими и другимивопросами, которые возникнут при чтении картинок из жизни внука Н.Н.Носова. Здесь же, полагаю, необходимо заметить, что и это специфическоепроизведение писателя убеждает: ему свойственно трудно определимое однимсловом особое внимание — доверие к ребенку, которого он изучает. Ребенокдля писателя Н.Н.Носовасубъект, а не отстраненный от художника-исследователя объект. Н. Носов ничего не описывает. Он рассказывает. Предлагает читателю свою,любовью согретую аналитическую информацию о своем герое. И приглашаетсвоего читателя нарисовать, вообразить, создать свою «субъективную копию». Особенности юмора. Отбор вопросов Игоря, его реакций на рассказы, назамечания взрослых; внимание к слову, произнесенному ребенком, и к егоинтонации, к взгляду, улыбке — все это интуитивно включеннаянаблюдательность, свойственная художнику, рожденному стать именно детскимписателем. Отмеченное характерно и для тех рассказов, повестей, которыеН.Н.Носов написал от имени созданных им персонажей: например, Коля врассказах «Мишкина каша», «Телефон»... Интересно, что мальчишка-рассказчиклегко ассоциируется с Н.Н.Носовым. Он выступает, таким образом, и автором илирическим героем. Писатель не забавляет своего читателя. Не забавляетсясвоим рассказом и Коля, повествующий обо всем так точно и зримо, как можетэто делать лишь участник происходящего. Рассказчик вполне серьезен,нисколько не пыжится, чтобы понравиться нам. Да и так ли уж весело было втот вечер на даче, когда мальчишки остались одни: крупа вылезает и вылезаетиз кастрюли, воды больше нет, ведро уже в колодце, а Мишка предлагает исамовар использовать в качестве черпака воды из колодца... И темно уже. Имамы нет. И есть хочется... Перед нами специфическое переживание противоречивости происходящего: внем и страх, и обида из-за несостоятельности столь уверенного в себе Мишки;и растерянность перед сыплющимися одна за другой неудачами... Смешное исерьезное переплетаются. В смешном же преобладает позитивное начало и вповедении Мишки (он ведь не по злому умыслу все делает не так), и в реакцииКоли: он понимает друга, разделяет его растерянность, готов помочь ему,хотя и боится предстоящего объяснения с мамой. В его состоянии преобладаетвысокое нравственное начало. Этим и определяется «сочувственный» комизмситуации, именно юмористическая интонация повествования. Полемизируя стеми, кто видел в творчестве Н.Н.Носова программируемую веселость («веселыйписатель»), он утверждал: «Действительная причина смешного не во внешнихобстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях, акоренится в самих людях, в человеческих характерах. ...Некоторые теоретики, не углубляясь в существо дела и видя причинысмеха во внешних обстоятельствах, а не в характерах героев, приходят котысканию внешних признаков смешного, то есть так называемых приемов,способов, шаблонов и пр., которыми и рекомендуют руководствоваться присочинении юмористических произведений. Нужно отметить, что если при помощиэтих приемов и можно создавать какие-либо произведения, то толькоповерхностные, неглубокие, то есть такие, в которые правда жизни можетпопасть лишь случайно». Фабула рассказа «Мишкина каша» обыденна: мама Коли уезжает на два дня,оставляя сына и его друга похозяйничать самостоятельно. Ребята ничуть неопечалены: «Чего там не суметь!» — приготовить обед; «Чего там ее варить!»— говорит Мишка, удивляясь, что мама друга пытается еще что-то объяснить отом, как варят кашу, беспокоится, что дети не сумеют. „Главное здесьувидеть, что Мишка вовсе не хвастун. Он просто не может представить, что несправится с такой ерундой — сварить кашу. Он человек беспокойный,энергичный, реактивный, готов к риску, призван быть открывателем. Сэнергичной беспечной уверенностью он и берется варить кашу. И...спотыкается: каша начинает выползать из кастрюли. Мишка отбавляет размокшуюкрупу в тарелки, доливает воды, но она все ползет и ползет... «Взявшись загуж, не говори, что не дюж». Мишка, конечно, чуточку растерялся, нопродолжает увлеченно выполнять взятую на себя роль. Вслушаемся в диалоггероев. Коля говорит: « — Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно вкастрюле становится. — Да, — говорит Мишка, — кажется, я немного много крупы переложил. Этовсе ты виноват: «Клади, говорит, побольше. Есть хочется!»... Я не вытерпел и говорю: — Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить! — А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтобнаутро поспел...» Здесь все изумительно точно: смущенный, даже растерянный Коля и нисекунды не сомневающийся в успехе Мишка. Какой изумительный бросок мысли всторону ресторана: не только переключение внимания собеседника, но иподнятие планки трудности выполняемой работы. А ситуация все усложняется.«Вытащив по кружке воды, напились. Мишка говорит: «Когда пить хочется, таккажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружкувыпьешь и больше уж не хочется, потому что люди от природы жадные...» Мишкапонял провал. Он молчаливо исполняет предложения Коли, близкие краспоряжению: приносит кастрюлю с кашей к колодцу, чтобы прямо в нееналивать воду, а не бегать с кружкой в дом. А Коля, не заметив кастрюлю,чуть не столкнул ее в колодец и уже откровенно сердится. «Ах ты, растяпа! —говорю. — Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми ее в руки и держикрепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.Мишка взял кастрюлю и отошел от колодца...» В этот кульминационный моментМишка особо выразителен уже тем, что сконфужен и посрамлен. Но он готов кдальнейшим действиям и реализует свою готовность: жарит-сжигает пескарей. Апосле этого спрашивает друга: «Ну, — говорит Мишка, — что теперь жаритьбудем?» «Как хорошо. Просто здорово. Мишка не растерялся. Никогда нельзятеряться. Конечно, Мишке туговато. Но зато он узнал, что Колька—друг, веритему, а сам он на ошибках характер укрепил. Я думаю, он сильный. Мало ли чтоне вышло. Главное — не отступил», — так ответил на вопрос «Что можносказать о Мишкином характере?» второклассник Дмитрий. Дети чувствуют: Мишка— полнокровный деятельный человек. В его действиях нет внутреннегоконфликта между желанием что-то сделать и непригодностью человека к делу.Здесь перед нами упорное движение вперед к знанию. К пониманию.Самодвижение, самоопределение при сохранении веры в свои силы, еслинравственна цель. Поэтому так естествен одобрительный смех, смех-радость,которым, как правило, и реагируют дети на чтение этого и другихпроизведений о Мишке и его друге Коле. В 1949 году Н.Н.Носов написал повесть «Веселая семейка», читатели которойузнают о совершенно необычном деле Мишки и его друга Коли: они придумали,смастерили инкубатор и вывели цыплят. Такое большое дело, конечно, не моглообойтись без приключений. Однако и здесь главное — процесс деятельности:поиск — ошибки — поиск. Изобретательность, увлеченность, помноженные наупорную потребность нового знания. Открытия. Инкубатор и был началом пути внезнаемое: « — Инкубатор сделали? Вот чудеса! Да зачем вам инкубаторпонадобился? — Ну, чтоб цыплят выводить. — А цыплята зачем? — Так просто, — говорит Мишка. — Без цыплят как-то скучно...» Через годпосле выхода в свет «Веселой семейки» можно было уже прочитать новуюповесть: «Дневник Коли Синицына». Мальчишки-энтузиасты опять увлечены новымочень интересным и совершенно необходимым полезным делом: весь класс вместес учительницей стали пчеловодами. Эти повести были в годы их выхода в свет,мало сказать — актуальны, но — злободневны. Тогда подростки городских исельских школ старались внести заметный, практически значимый вклад ввосстанавливаемое после военной разрухи хозяйство. Сельские школьникипроводили эсперименты с целью вывести более устойчивые и плодоносные урожаиполевых и овощных культур. Ухаживали за молодняком в колхозных конюшнях,разводили кроликов... И в литературе для взрослых были популярны«производственный» роман, рассказ, очерк... Как это бывало в разныевремена, социально актуальная тема привлекала не только талантливыхлитераторов. Выходило немало книг, в которых человек с его радостями иболями терялся в описании производства. Техника, машина заслоняли человека. Приятно отметить, что названная «болезнь» меньше захватила литературу длядетей. Повесть Н.Н.Носова — убедительное тому подтверждение. Здесьпредметом художественного исследования остается движение мысли,чувствований героев, занятых полезным делом. В «Веселой семейке» естьсведения о том, как сделать инкубатор. Но клубок переживаний вытекает не изэтих конкретных практических знаний. Он закручивается в ситуацияхэмоциональных взаимодействий героев, правда, связанных с вопросом «Быть илине быть цыплятам?» Как дежурят мальчишки у инкубатора, откровенны ли они всвоих рассказах об этом и других делах, то есть человеческие самопроявлениядетей являются в произведении главными. Мальчишки начинают пониматьзначимость личной ответственности за общее дело, испытывают чувствосамоуважения, найдя в себе силу признаться, что «заснул во времядежурства», переживают обостренное чувство общей радости и общегобеспокойства. В этом и заключен главный смысл произведений. Одним из центральных объектов «производственной» направленностилитературы для детей в 50-е годы был учебный процесс, ибо учение — главнаятрудовая деятельность учащегося человека. В главе первой данного разделасказано: в эти годы возникла и теоретическая концепция «школьной повести».Н.Н.Носов и в этом направлении проложил свой путь. Его повесть «Витя Малеевв школе и дома» (1951) была художественным открытием огромных творческихпотенций таланта писателя и найденного им подхода к художественномураскрытию процесса школьного учения. Во-первых, с позиций анализа еговоспитательной направленности, значимости для образования нового человека —творца, человека своего времени, вобравшего в себя все то лучшее, что былосоздано в предыдущие века и тысячелетия. Во-вторых, с позиций выявленияразнообразных связей учебно-воспитательного, то есть всегообразовательного, процесса как части общекультурного развития общества —проявления школьных дел в аспекте данной конкретно-исторической ситуации. Втретьих, с позиций движения самой системы школьной и внешкольной учебной ивоспитательной деятельности как этапа в истории отечественной культуры иобразования. Редкостная удача Н. Носова, создавшего повесть о Вите Малееве,позволяет сказать еще и еще раз: в искусстве успех определяется нематериалом, на основе которого создано произведение, а именно талантоминтеллигентного, любящего детей творца. Материал повести очень обычен:пионерские сборы, нравственные разговоры учителя с учениками. Ничегоисключительного. А повесть интересна была тогда, в 50-е годы, увлекательнаи сегодня, потому что в произведении нарисована реальная, непридуманнаяжизнь обычных живых, инициативных мальчишек. Потому что раскрыты иххарактеры в динамике, показаны такие искренние, иногда наивные, а иногда исложные мотивы их действий. Потому что Витя Малеев и его друзья симпатичныелюди. Они надежны, хотя далеко не паиньки. Костя Шишкин, например, советуетВите использовать опыт Мити Круглова в разговоре с мамой, чтобы уберечьсебя от ее гнева, когда в дневнике двойка. Митя Круглов действует так: «Например, приходит и говорит матери: «Знаешь, у нас Петров сегодня получил двойку». Вот мать и начнет этого Петрова пробирать: «И такой он и сякой. Родители его стараются, чтоб из него человек вышел,а он не учится, двойки получает». А Круглов подождет, пока мать все выскажет, и снова говорит: «Гаврилову сегодня тоже двойку поставили». Вот мать и начнет отчитывать Гаврилова, только бранит его уже меньше.Круглов, как только увидит, что мать уже устала браниться, возьмет искажет: «У нас сегодня просто день такой несчастливый. Мне тоже двойкупоставили». Ну мать ему только и скажет: «Болван!» — Видать, этот Круглов у вас был очень умный, — сказал я. — Да, — сказал Шишкин, — очень умный. Он часто получал двойки и каждыйраз выдумывал разные истории, чтоб мать не бранила слишком строго». Действительно, «этот Круглов» не вызывает отрицательных эмоций. Конечно,было бы, видимо, лучше, если бы он двоек не получал. Но какая фантазия!Каждый раз придумывал что-то смягчающее ситуацию. Изобретателен уммальчишки! Куда направлен? Это уже другой вопрос. Но сама по себе эта, каки многие другие истории в жизни героев повести, и непринужденна, и забавна,точнее, занимательна. Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с «Фантазерами»Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в выдумках. При этом, каки в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна иметь правдоподобноеобоснование. Обращение к фантазии свойственно было человеку извечно. Наэтом основано народное творчество всех видов и жанров. Немало случаев,когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы через уменьшительноестекло: мальчик с пальчик, Лутонюшка в русских сказках, андерсеновскаяДюймовочка... В скандинавских сагах живет неутомимый народ гномы —своеобразные прародители сказочных героев Толкиена. Джонатан Свифт придумалсвою Лилипу-тию — насмешливый снимок пороков современного ему общества. ВИталии — известный «Пиноккио» К. Коллоди и герои сказочных книг ДжанниРодари. Славный Пиноккио имеет друга в России — замечательного выдумщикаБуратино. В русской литературе еще в прошлом веке начал свою жизньМурзилка, ставший в нашем веке одним из самых любимых журналов. В этот ряд легко и уверенно встает придуманный Н. Носовым Незнайка сбольшим числом своих друзей: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954);«Незнайка в Солнечном городе» (1958); «Незнайка на Луне» (1965).Шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателей прежде всего именно тем,что живут «по правде», как настоящие дети. Они не могут, не хотят быть,действовать в одиночку и дружно объединяются, что очень свойственно детям.Устройство Цветочного, Зеленого, Солнечного городов, где живут коротышки, —это справедливое устройство городов детей: здесь господствуетсправедливость. Никто не посягает на свободу другого, все трудолюбивы,изобретательны, любят мастерство, искусство. Из этого и вытекаетблаготворная мораль. Не случайно, когда вышла еще только первая частьтрилогии, Юрий Олеша, автор всемирно известной сказки о «Трех толстяках»,убежденно и с удовольствием сказал: «Вот это для детей!» Увлекательная загадка: Незнайка пронизан недостатками — может сказатьнеправду, совершает один за другим поступки, влекущие за собой беды. Но он— мил и любим читателями. Почему? Такой вопрос был задан детям ряда школМосквы и Подмосковья. Вот некоторые ответы: «Незнайка не обманывает. Онпридумывает. Он придумывает не для себя. Он вообще хороший человек»(Анатолий, 3-й класс); «Я люблю Незнайку. С ним интересно. Я бы хотела дажес ним полететь и на Луну, и на другие планеты. Не в сказке, а по-настоящему. Но это невозможно. Я же человек. А он — ненастоящий человек»(Таня, 3-й класс); «Загадку эту задал писатель. Он, наверное, сам себеудивился. Он же сам любит Незнайку. И будто стесняется. Как это так:отрицательный, а хороший? А потому что добрый» (Дмитрий, 4-й класс). Верно, теплые чувства писателя очевидны даже в интонации разговораНезнайки с другими коротышками. Добрые намерения своего героя Н.Н.Носов нескрывает. Работает, очевидно, закон косвенного, а не прямолинейногораскрытия характера героя. Незнайка естествен в отзывчивости, готов помочьтоварищам в любой беде. А его собственные ошибки все как-то обусловленыситуацией, стечением случайностей, обстоятельствами. Он, конечно, не прочьприхвастнуть, представить себя героем, особенно перед девочками. А ктоэтого не хочет? Вспомним, например, диалог о воздушном шаре. « — Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать? — Это я, — ответил Незнайка, изо всех сил работая челюстями и стараясьпоскорее прожевать кусок пирога. — Да что вы говорите! Неужели вы? — послышались со всех сторон возгласы. — Честное слово, я! Вот не сойти с места! — поклялся Незнайка и чуть непоперхнулся пирогом. — Вот интересно! Расскажите, пожалуйста, об этом, — попросила Кубышка. — Ну что тут рассказывать... — развел Незнайка руками. — Меня давнопросили наши малыши что-нибудь придумать: «Придумай что-нибудь, братец, дапридумай». Я. говорю: «Мне, братцы, уже надоело придумывать. Самипридумайте». Они говорят: «Где уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Чтотебе стоит? Придумай!» — «Ну, ладно, — говорю. — Что с вами делать!Придумаю». И стал думать... Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали?Придумал-таки! «Вот, — говорю, — братцы: будет вам шар!» И сделал шар. Променя даже поэт Цветик... есть у нас такой поэт... стихи сочинил: «НашНезнайка шар придумал...» Или нет: «Придумал шар Незнайка наш...» Или нет:«Наш шар придумал Незнайка...» Нет, забыл! Про меня, знаете, много стиховсочиняют, не упомнишь их все».Далее события развертываются в духе Мюнхгаузена:«Вдруг — бум! Не летим выше. Смотрим — на облако наскочили. Что делать?Взяли топор, прорубили в облаке дырку. Опять вверх полетели...» Прекрасно.Кому же не понравится эта буйная фантазия, пронизанная абсолютнойуверенностью: все так было! Или — все так могло быть! Незнайка тем и хорош,тем и убедителен, что передает свойства реальных человеческих малышей. А тевидят в нем своего родного, близкого человека. Интересно проанализировать игру имен, выразительность речи разныхмалышей, их реакции на различные проделки. Вся жизнь коротышек преподноситзабавный урок нравственности. Борьба за свободу от гнета злых коротышек-эксплуататоров тоже увлекает как идеей, гуманистическим смыслом, так ипримером наших маленьких героев. Все малышки и, конечно, Незнайканабираются опыта, ума, вырастают внутренне. Всем понятна тягчайшая болезньНезнайки — тоска по родине: возвратясь в Цветочный город, он целует роднуюземлю. Уроки Незнайки, его друзей, разумеется, вбирают в себя и дети-читатели. Список литературы. Детская литература // под ред. Е.Е. Зубаревой М. , 1985 г. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по детской литературе на тему: «Фольклор детского чтения и его значение»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему: «Проблема нравственного выбора»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему: «Лицей Пушкина» Работу

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему «эволюция филосовских взглядов л. Н. Толстого»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему: «Лица серебряного века. М. И. Цветаева»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат по литературе на тему: «жизнь и творчество марины цветаевой»

Реферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.» iconРеферат По литературе На тему Андрей Платонович платонов (Климентов)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<