Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ




НазваниеАкты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ
страница1/8
Дата публикации18.12.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ВИВЛЮГРАФШ.

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ. Вилъна, 1902 г. іп

  1. стр. IЬ-\-1539.

По своему содержанію настоящій томъ является продолженіемъ ХХѴШ тома Актовъ Виленской Коммиссіи и заключаешь въ себѣ 245 документовъ, съ 1561 но 1795 гг., относящихся къ исторіи евреевъ въ Литвѣ и Бѣлоруссіи. Въ виду однородности историческихъ условій существованія и дѣятельности евреевъ на всемъ пространствѣ быв- шаго польско-литовскаго государства, вновь изданные акты могутъ представлять интересъ и для исторіи нашеЛ края.

При всемъ разнообразіи содержанія этихъ актовъ, ихъ можно респредѣлить по слѣдующимъ рубрикамъ:

  1. Жалованныя королевскія грамоты евреямъ на разныя права и привилегіи. Гонимые и преслѣдуемые во всей западной Европѣ, евреи, какъ извѣстно, нашли въ Полыпѣ и Литвѣ какъ-бы новое оте­чество, что и послужило причиною массового ихъ переселения сюда. Дѣй- ствительно. польскіе короли и литовскіе великіе князья оказались са­мыми вѣротерпимыми государями: они не только благосклонно при­няли новыхъ поселендевъ, но и сдѣлали ихъ нредметомъ своей осо­бенной заботливости, оградивъ неприкосновенность ихъ бытового, ре- лигіознаго и общественнаго строя и наградивъ ихъ такими правами и привилегіями, которыя нерѣдко шли въ разрѣзъ съ интересами ко­ренного населенія. Отсюда—ненависть этого населенія къ пришель- цамъ, доходившая до взведенія на нихъ самыхъ ужасныхъ противо- ооніественныхъ преступленій. Но польско-литовскіе государи постоянно являлись вѣрными покровителями и защитниками гонимаго Израиля. Особенно замѣчательна грамота Сигизмунда-Августа, выданная въ 1564 г. по слѣдующему поводу: жаловались литовскіе евреи, что ве- .іико-княжескіе урядники судятъ, рядятъ, даже осуждаютъ ихъ «на горло», грабятъ имущество и чинятъ другія насилія вопреки дарован- нымъ имъ правамъ, поэтому евреи просили уравнять ихъ въ правахъ съ евреями «коронными», т. е. польскими, и въ особенности оказать имъ защиту въ случаѣ несправедливыхъ, но весьма частыхъ въ то время обвиненій ихъ въ убійствѣ христіансішхъ дѣтей (для ритуаль- ныхъ дѣлей) и поруганіи «сакрамента» (т. е. даровъ св. причастія). Королю неоднократно приходилось разсматривать дѣла по такимъ об- виненіямъ,.и онъ убѣдился «зъ доводовъ святого письма», что евреи, по ихъ закону, «крови христіянской никбли не потребуютъ» (т. е. не имѣютъ въ ней надобности для своихъ религіозныхъ обрядовъ ) и что самъ папа римскій удостовѣрилъ,' «ижъ жидове тому не винни я того не требуютъ»; поэтому Сигизмундъ-Августъ издалъ слѣдующій знаме­нательный для половины XVI в. законъ: а) всѣ дѣла по обвинении евреевъ «о мордованье дѣтей христіанскихъ або о сакраментъ» на­всегда изъемлются изъ компетенціи обыкновізнныхъ судовъ и посту- паютъ исключительно на судъ королевскій, и то не единоличный, а сеймовый; б) обвинитель долженъ доказать справедливость обвиненія свидѣте.тьсгвомъ не менѣ^ какъ четырехъ благонадежныхъ свидѣтелея изъ христіанъ и трехъ изъ евреевъ, и в) не доказавшій этого пре- ступленія «маетъ быти каранъ горломъ и маетностью». Разумѣется, при данныхъ условіяхъ судебные процессы о ритуальныхъ убійствахъ евреями христіанскихъ дѣтей становились невозможными; тѣмъ не- менѣо попытки къ ихъ возбужденію никогда не прекращались, и еще въ 1766—1767 гг. евреи находили нужнымъ вносить въ актовый книги эту старинную грамоту Сигизмунда-Августа, очевидно въ видах-], огражденія себя отъ возможности подобныхъ фанатическихъ обвиненій.

  2. Ко второй категоріи .могутъ быть отнесены разнаго рода до­кументы, рисующіе взаимныя отношенія христіанскаго населенія къ еврейскому и обратно. Документы эти безспорно свидѣтельствуюгь о крайней враждебности этихъ отношеній. Рѣзче всего она проявлялась въ городахъ, гдѣ было больше евреевъ. Мѣщане, ремесленники, іезуит- скіе студенты учиняютъ надъ евреями постоянныя насилія, грабятъ ихъ имущество и устраиваютъ съ ними чаетыя побоища, Рѣдкій годъ обходился безъ того, чтобы въ томъ иди другомъ городѣ поспольство не пыталось учинить форменный еврейскій погромъ. Въ 1682 г. одинъ виленскій шляхтичъ передъ огромною толпою народа держалъ такую рѣчь: «Панове! Знайте, что пока мы не проявимъ отваги, не обращая вниманія ни на какія ихъ (евреевъ) права и дарованныя имъ коро- левскія привилегіи, до тѣхъ поръ не будетъ съ ними конца; поэтому намъ нужно пораскинуть умомъ, чтобы такъ или иначе ихъ отсюда выкурить: однихъ перетопить, а других^ перебить; пусть они тогда ищутъ на насъ суда»! Больше всего раздражали мѣщанъ привилегіи евреевъ, освобождавшія ихъ отъ исполненія нѣкоторыхъ общегород- скихъ повинностей; поэтому магистраты сплошь и рядомъ знать не хотѣли еврейскихъ привилегій, а цеховые то и дѣло нападали на евреевъ-ремесленниковъ, дѣлавшихъ имъ подрывъ.

Въ свою очередь и евреи: не оставались въ долгу передъ хри- стіанами. Въ тѣ времена они, повидимому, вовсе не были робкимъ, запуганнымъ народомъ; имѣя въ лицѣ королей могущественныхъ по­кровителей, они, напротивъ, высоко держали голову передъ тузем- нымъ населеніемъ страны и при всякихъ враждебныхъ съ ними, столкновеніяхъ смѣло давали отпоръ, переходя нерѣдко въ наступа­тельный дѣйствія. Смѣлость евреевъ простиралась до того, что они оказывали нерѣдко вооруженное сопротпвленіе исполненію трибуналь- скихъ декретовъ.. Часто они отказывались платить подымное и другіе налоги, отчего увеличивалась податная тяжесть мѣщанъ, укрывали и переводили краденое, сами обворовывали костелы и даже учиняли по дорогамъ, изъ-за,сады, разбои и убійства.

Но всего чаще евреи привлекались къ суду за неплатежъ но займамъ. По роду своихъ торгово-промышленныхъ занятій, они больше другихъ классовъ иаселенія нуждались въ кредитѣ и, за отсутствіемъ въ тѣ времена банковъ, искали его у частныхъ лицъ, соблазняя ихъ высокимъ нроцеитомъ: въ то время, какъ христіане-заемщикп платили

6 и 7 ироцентовъ, евреи предлагали 8, У и Ю"/0. Въ тѣ вѣка са­мые крупные капиталы скоплялись въ различныхъ духовныхъ ѵчре- жденіяхъ—монастыряхъ и коллегіяхъ, преимущественно іезуитскихъ; они-то и были главными заимодавцами, а ихъ заемщиками являлись евреи, и притомъ не отдѣльныя лица, а цѣлые кагалы. Заемъ обез- печивался такими многочисленными и необыкновенными гарантіями, что, казалось, заимодавецъ могъ оставаться совершенно спокойнымъ

за цѣлость своего капитала и исправное поступленіе процентовъ. Вотъ, для образчика, содержаніе заемной или облигаціонной записи, выдан­ной въ 1678 г. пинскимъ кагаломъ пинскому іезуитскому коллегіуму: въ сдучаѣ неуплаты въ одинъ изъ условленныхъ сроковъ процента, ректоръ коллегіума «имѣетъ право запечатать въ г. Пинскѣ обѣ наши школы и скотобойню, а также всѣ школы и скотобойни во всѣхъ го- родахъ. мѣстечкахъ и селахъ, принадлежащихъ къ пинскому кагалу, и равно всѣ лавки и дома наши, насъ же самихъ, нашихъ женъ и дѣтей сажать въ тюрьмы, отбирать отъ насъ товары, дома, усадьбы, денежный суммы, и держать все это въ своихъ рукахъ, а насъ са­михъ въ тюрьмахъ, до тѣхъ поръ, пока не заплатимъ ему сполна ре­альной суммы, процентовъ, тройныхъ зарукъ (штрафа), совитости (удвоенной суммы, въ видѣ неустойки) и убытковъ,—и все это онъ имѣетъ право сдѣлать безъ суда и формальныхъ доказательству мы же не имѣемъ защищаться нашими еврейскими правами, привиле- гіями и вообще никакими юридическими способами». Такъ всегда составлялись евреями долговыя записи,—и тѣмъ не менѣе долги рѣдко когда уплачивались аккуратно, а если заимодавецъ пытался осущест­вить какую-либо изъ гарантій, наприм. опечатать школу или лавку, то встрѣчалъ вооруженный отпоръ и, за отсутствіемъ въ Польшѣ ис­полнительной полицейской силы, вынужденъ былъ смириться и вести съ должниками мирные переговоры, или начинать дорого стоивіпій процессъ въ высшемъ судебномъ учрежденіи—въ трибуналѣ. Не диво, что трибуналу безпрестанно заваливаемый дѣлами о неплатежѣ евреями долговъ, склоненъ былъ разсматривать эти обычныя правонарушенія какъ тяжкіе уголовные проступки й сплошь и рядомъ присуждалъ и отдѣльныхъ неплателыциковъ, и старшинъ кагаловъ къ «выволанью» (изгнанію изъ предѣловъ государства), къ «инфаміи» (лишенію покро­вительства законовъ) и даже къ смертной казни. Не видно только, приводились ли въ исдолненіе эти суровые декреты; по крайней мѣрѣ. въ разсматриваемомъ томѣ актовъ мы не встрѣтили ни одного поло­жительного на это указанія.

Ш. Намъ остается отмѣтить еще третью категорію документовъ, рисующихъ внутреннюю жизнь еврейскихъ общинъ въ XVII—ХѴІН вв. Здѣсь мы встрѣчаемъ нѣкоторыя любопытный черты, изображающія пресловутую еврейскую солидарность далеко не въ симпатичномъ видѣ. Такъ оказывается, что еврейскія общины нѣкоторыхъ городовъ по временамъ находились между собою въ крайне враждебныхъ отноше-
БИБЛЮГРАФШ.

61

ніяхъ. Въ 1680 г. Брестскій кагалъ заявилъ право какого-то стар­шинства надъ сосѣдними кагалами и потребовалъ, чтобы они подчи­нились его юрисдикціи. Изъ-за этого возникли такія распри и «тѵ- мульты», что вмѣшавшійся въ это дѣло король далъ предписаніе, чтобы на ближайніемъ еврейскомъ сеймѣ') эти кагальныя распри непремѣнно были такъ или иначе умиротворены. Слуцкая и дру- гія синагоги какъ-то примирились съ Брестскимъ кагаломъ, но Мин­ская община ни за что не хотѣла ему подчиниться. Тогда брестскіе евреи, подущаемые своими кагадьными старшими, объявили минскииъ евреямъ настоящую войну: хватали ихъ на дорогахъ и въ домахъ, не позволяли имъ даже показываться вблизи Бреста, открыто грабили на ярмаркахъ ихъ лавки и товары и производили другія насилія. Дѣлыхъ пять лѣтъ длилось это израильское междуусобіе, и самъ ко­роль былъ безсиленъ усмирить его.

Не въ лучшемъ видѣ рисуется и внутренняя жизнь еврейскихъ кагаловъ; въ этомъ отношёніи особенный интересъ представдяютъ до­кументы 1786—1788 гг., заключающіе въ себѣ жалобы самихъ же евреевъ на разнаго рода злоупотребленія и насилія, чинимыя ісагаль- ными старшинами. Оказывается, что группа вліятельныхъ евреевъ. захвативъ въ свои руки кагальныя должности, до такой степени за­кабалила остальное еврейское населеніе г. Вильны и обложила его такими тяжкими, произвольными поборами и налогами, что бѣдному люду рѣшительно не стало житья. Кто былъ непріятенъ старшинамъ или оказывалъ имъ сопротивленіе, того они записывали въ какія-то «черныя книги», и это такъ устрашало непокорныхъ, что они поне- волѣ смирялись.

\

Мы не могли исчерпать содержанія всѣхъ сколько-нибудь инте- ресныхъ документовъ вновь изданнаго тома и старались отмѣтить въ нихъ лишь найболѣе важное. Остается сказать нѣсколько словъ о са- момъ изданіи.

Документамъ предпослало «Нредисловіе», составленное редакто- ромъ настоящаго тома г. Спрогисомъ. Общій недостатокъ веѣхъ изда- ній Виленской Коммиссіи тотъ, что въ подобныхъ «предисловіяхъ» лишь кратко излагается содержа,ніе издаваемыхъ документовъ по из-
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconАкты, издаваемые тленскою археографическою
Акты, издаваемые тленскою археографическою коммиссіею. Т. Хгг. Акты главною лтпоаскаго трибунала. В. 1883, хх+ббІ+6'7'

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconКоммиссіею для разбора др актовъ и проч
Архивъ Юго-Западной Россіи, издаваемый коммиссіею для разбора др актовъ и проч. Кіевъ. 1888. Въ 8-ю д. Стр. XXIX + 633 + 6

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconСтроительный аудит
Проектно-сметная документация, акты вы­полненных работ, акты на скрытые работы, дефектные акты; выезд на объект, обследо­вание и...

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconДокументы, относящееся къ исторіи церковной уніи ѳъ Россіи
Акты, издаваемые виленской археографической коммиссіею. Т. XVII й. Актыгродненскаго земскаго суда. Вильна. 1890. (Ьхх1іі-\-559)

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconМчс мчс
РФ; 3 Подзаконные акты рф: Ведомственные нормативно-правовые акты, указы и распоряжения президента рф, международные соглашения,...

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconМнимый бунтъ на Волыни въ 1789 г
Архть Ююшпаднои /‘оссіи. іивавачмьт Кіевскою Коммисеіею для разбора древнихъ актовъ. Часть 3-я, томъ V. Акты о мнимомъ кре- г-тшн(‘коліъ...

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconБухгалтер частных предприятий, предпринимателей
Договора, акты выполненых работ, акты приёма-передачи, приходные/расходные накладные

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconИзданіе журнала „Кіевсная Старина4
Борисполя; во 2-хъ, съ устройствомъ и дѣятельностью того присутственна™ мѣста, которое носило названіе „мѣйскаго уряда, и, въ 3-хъ,...

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconЛрхивъ Юю-Западной Россіи, издаваемый
Лрхивъ Юю-Западной Россіи, издаваемый коммиссіей для разбора древнихъ актовъ, состоящей при кіевскомъ, подольскомь и волынскомъ іенералъ-губернаторѣ....

Акты, издаваемые Вилѳнскою Коммиссіѳю для раэбора дрѳв- нихъ актовъ. Тонъ XXIX. Акты о евреяхъ iconЗаконодательные акты Украины ведет семинар
Зу №3609 от 07. 07. 2011 г. «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<