Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского»




Скачать 277.65 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского»
Дата публикации26.12.2013
Размер277.65 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Карамзин История государства российского

Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава 1. «История государства Российского», как феномен культуры |с. 5 ||Глава 2. «Письма русского путешественника» Карамзина в развитии | ||русской культуры | ||Глава 3. «История - искусство» как метод Карамзина Н. М | ||Заключение |с. 26 ||Список использованных источников |с. 27 | Введение Книги и журналы того времени несут на себе следы чужой воли.Безжалостно уродовали царские чиновники лучшие произведения русскойлитературы. понадобилось кропотливая работа советских историков литературы,чтобы очистить тексты классических произведений от искажений. Русскаяклассическая литература и общественная мысль 19 века –колоссальноебогатство, унаследованное нашим временем богатство идейное ,художественное ,нравственное .но пользоваться им можно по –разному . нафоне трагических судей современников участь Карамзина представляетсясчастливою. Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славупервого пера страны. Он удачно путешествовал и общался с первыми умами италантами западной Европы. Его альманахи и журналы полюбили читатели . он автор историигосударства российского усердный читатель поэтов и политиков ,свидетельвеликой французской революции очевидец восхождения и падения наполеона ,онназывал себя «республиканцем в душе».мир Карамзина –мир ищущего духа,находящегося в непрерывном движении , вобравшего в себя все, что составлялосодержание предпушкинскои эпохи. Имя Карамзина первым прозвучало внемецкой, французской и английской литературе. Жизнь Карамзина была необычайно богата не столько внешними событиями,хотя и в них не было недостатка, сколько внутреннем содержанием, не разприводившим писателя к тому , что его окружали сумерки. Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только еголитературным и научным творчеством. Карамзин создал стереотип русскогопутешественника по Европе. Карамзин создал много произведений и среди них –замечательное «Письма русского путешественника» и великую «Историюгосударства Российского». Но величайшим созданием Карамзина был он сам,его жизнь, и его одухотворенная личность. Именно ею он оказал великоеморальное воздействие на русскую литературу. Высочайшие этическиетребования Карамзин ввел в литературу как обыденные. И когда Жуковский,Пушкин, а за ними и все великие писатели 19 века, продолжали строительстворусской литературы, они начинали уже с заданного Карамзиным уровня как ссамо собой разумеющееся основы писательского труда. Работа над «Историейгосударства Российского», может быть разделена на три отчетливых периода:время издания «Московского журнала», творчества 1793 – 1800 годы и период«Вестника Европы».Пушкин назвал Карамзина Колумбом, открывшим для своих читателей ДревнююРусь подобно тому, как знаменитый путешественник открыл европейцамАмерику.[1] Употребляя это сравнение, поэт сам не предполагал, до какойстепени оно правильно, Колумб не был первым европейцем, достигшим береговАмерики, и что само его путешествие сделалось возможным лишь благодаряопыту, накопленному его предшественниками. Называя Карамзина первым русскимисториком, нельзя не вспомнить имен В. Н. Татищева, И. Н. Болтина, М. М.Щербатова, не упомянуть ряда публикаторов документов, которые, при всемнесовершенстве их методов издания, привлекали внимание и будили интерес кпрошлому России. Карамзин имел предшественников, но только его «История государстваРоссийского» сделалась не еще одним историческим трудом, а первой историейРоссии. «История государства Российского» Карамзина не просто сообщилачитателям плоды многолетних изысканий историка – она перевернула сознаниерусского читающего общества. «История государства Российского» была не единственным фактором,сделавшим сознание людей XIX века историческим: здесь решающую роль сыгралии война 1812 года, и творчество Пушкина, и общее движение философской мыслиРоссии и Европы тех лет. Но «История» Карамзина стоит в ряду этих событий.Поэтому значение ее не может быть оценено с какой-либо односторонней точкизрения. - Является ли «История» Карамзина научным трудом, сознающим целостнуюкартину прошлого России от первых ее веков до кануна царствования Петра I?– В этом не может быть никаких сомнений. Для целого ряда поколений русскихчитателей труд Карамзина был основным источником знакомства с прошлым ихродины. Великий русский историк С. М. Соловьев вспоминал: «Попала мне вруки и история Карамзина: до 13 лет, т.е. до поступления моего в гимназию,я прочел ее не менее 12 раз».[2] - Является ли «История» Карамзина плодом самостоятельных историческихизысканий и глубокого изучения источников? – И в этом невозможносомневаться: примечания, в которых Карамзин сосредоточил документальныйматериал, послужили отправной точкой для значительного числа последующихисторических исследований, и до сих пор историки России постоянно к нимобращаются, не переставая изумляться громадности труда автора. - Является ли «История» Карамзина замечательным литературнымпроизведением? – Художественные достоинства ее также очевидны. Сам Карамзиноднажды назвал свой труд «исторической поэмой»; и в истории русской прозыпервой четверти XIX века труд Карамзина занимает одно из самых выдающихсямест. Декабрист А. Бестужев-Марлинский, рецензируя последние прижизненныетома «Истории» (10-11) как явления «изящной прозы», писал: «Смело можносказать, что в литературном отношении мы нашли в них клад. Там видим мысвежесть и силу слога, заманчивость рассказа и разнообразие в складе извучности оборотов языка, столь послушного под рукою истинного дарования» Но самое существенное состоит в том, что ни одной из них она непринадлежит нераздельно: «История государства Российского» - явлениерусской культуры в ее целостности и только так и должна рассматриваться. 31ноября 1803 года специальным Указом Александра I Карамзин получил званиеисториографа. С этого момента он, по выражению П. А. Вяземского, «постригсяв историки» и не бросал уже пера историка до последнего дыхания. В 1802-1803 годах в журнале «Вестник Европы» Карамзин опубликовал ряд статей,посвященных русской истории. 11 июня 1798 года Карамзин набросал план «Похвального слова Петру I».Уже из этой записи видно, что речь шла о замысле обширного историческогоисследования, а не риторического упражнения. На другой день он добавилследующую мысль, ясно показывающую, чему он рассчитывал посвятить себя вбудущем: «Естьли Проведение пощадит меня; итьли не случится того, что дляменя ужаснее смерти…». Во второй половине 1810 года Карамзин набросал «Мысли для ИсторииОтечественной войны». Утверждая, что географическое положение России иФранции делает почти невероятным, что они «могли непосредственно ударитьодна на другую, Карамзин указывал, что только полная перемена «всегополитического состояния Европы» могла сделать эту войну возможной. И прямоназвал эту перемену: «Революция», добавив к этой исторической причинечеловеческую: «Характер Наполеона». Общепринято деление творчества Карамзина на две эпохи: до 1803 г.Карамзин – писатель; позже – историк. С одной стороны, Карамзин и послепожалования его историографом не переставал быть писателем (А. Бестужев, П.Вяземский оценивали «Историю» Карамзина как выдающееся явление русскойпрозы, и это, конечно, справедливо: «История» Карамзина в той же перепринадлежит искусству, как и, например, «Былое и думы» Герцена), а с другой– «по уши влез в русскую историю» задолго до официального признания. Для противопоставления двух периодов творчества есть другие, болеевеские, основания. Основное произведение первой половины творчества –«Письма русского путешественника»; второй – «История государстваРоссийского». Пушкин писал: «Глупец один не изменяется, ибо время неприносит ему развития, а опыты для него не существуют». Например, вдоказательства того, что эволюция Карамзина может быть определена какпереход от «русского космополитизма» к «ярко выраженной национальнойограниченности», обычно приводится отрывок из «Писем русскогопутешественника»: «… Петр двинул нас своею мощною рукою…». В «Письмах русского путешественника» Карамзин проявлял себя какпатриот, остающийся за границей «русским путешественником». Вместе с темКарамзин никогда не отказывался от мысли о благодеятельности влияниязападного просвещения на культурную жизнь России. В истории русскойкультуры сложилась противопоставление России Западу, С. Ф. Платоновуказывал: «В произведениях своих Карамзин вовсе упразднил вековоепротивоположение Руси и Европы, как различных и непримиримых миров; онмыслил Россию, как одну из европейских стран, и русский народ, как одну изравнокачественных с прочими наций. «Исходя из мысли о единстве человеческойкультуры, Карамзин не устранял от культурной жизни и свой народ. Онпризнавал за ним право на моральное равенство в братской семье просвещенныхнародов». «История государства Российского» ставит читателя перед рядомпарадоксов. Прежде всего надо сказать о заглавии этого труда. На титуле егостоит «История государства». На основании этого Карамзина стали определятькак «государственника». Заграничное путешествие Карамзина совпало с началом Великой французскойреволюции. Событие это оказало огромное влияние на все его дальнейшиеразмышления. Молодой русский путешественник сначала увлекся либеральнымимечтами под влиянием первых недель революции, но позже испугалсяякобинского террора и перешел в лагерь ее противников – весьма далека отреальности. Следует отметить, что Карамзин, которого часто, но совершеннобезосновательно отождествляют с его литературным двойником –повествователем из «Писем русского путешественника», не был поверхностнымнаблюдателем событий: он был постоянным носителем Национальной ассамблеи,слушал речи Мирабо, аббата Мори, Робеспьера и других. Можно с уверенностью сказать, что ни один из видных деятелей русскойкультуры не имел таких подробных и непосредственно личных впечатлений отФранцузской революции, как Карамзин. Он знал ее в лицо. Здесь он встретилсяс историей. Не случайно Пушкин называл идеи Карамзина парадоксами: с ним произошлопрямо противоположное. Начало революции было воспринято Карамзиным какисполнение обещаний философского столетия. «Конец нашего века почитали мыконцом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последуетважное, общее соединение теории с практикой, умозрения с деятельностью», -писал Карамзин в середине 1790-х г. Утопия для него – не царствоопределенных политических или общественных отношений, а царстводобродетели; сияющее будущее зависит от высокой нравственности людей, а неот политики. Добродетель порождает свободу и равенство, а не свобода иравенство – добродетель. К любым формам политик Карамзин относился снедоверием. Карамзин, ценивший искренность и нравственные качестваполитических деятелей, выделил из числа ораторов Ассамблеи близорукого илишенного артистизма, но уже стяжавшего кличку «неподкупный» Робеспьера,сами недостатки ораторского искусства которого казались ему достоинствами.Карамзин избрал Робеспьера. Слезы, которые пролил Карамзин на гробРобеспьера, были последней данью мечте об Утопии, платоновской республике,государству Добродетели. Теперь Карамзина привлекает политик – реалист.Печать отвержения с политики снята. Карамзин начинает издавать «ВестникЕвропы» - первый политический журнал в России. На страницах «Вестника Европы», умело используя иностранные источники,подбирая и переводы таким образом, чтобы их языком выражать свои мысли,Карамзин развивает последовательную политическую доктрину. Люди по природесвоей эгоисты: «Эгоизм – вот истинный враг общества», «к несчастью везде ивсе – эгоизм в человеке». Эгоизм превращает высокий идеал республики внедосягаемую мечту: «Без высокой народной добродетели Республика стоять неможет». Бонапарт представляется Карамзину тем сильным правителем –реалистом, который строит систему управления не на «мечтательных» теориях,а на реальном уровне нравственности людей. Он вне партии. Любопытноотметить, что, следуя своей политической концепции, Карамзин в этот периодвысоко оценивает Бориса Годунова. «Борис Годунов был один из тех людей,которые сами творят блестящую судьбу свою и доказывают чудесную силуНатуры. Род его не имел никакой знаменитости».[3] Замысел «Истории» созрел в недрах «Вестника Европы». Об этомсвидетельствует все возрастающее на страницах этого журнала количестваматериалов по русской истории. Взгляды Карамзина на Наполеона менялись.Увлечение начало сменяться разочарованием. После превращения первогоконсула в императора французов Карамзин с горечью писал брату: «НаполеонБонапарте променял титул великого человека на титул императора: властьпоказала ему лучше славы». Замысел «Истории» должен был показать, какРоссия, пройдя через века раздробленности и бедствий, единством и силойвознеслась к славе и могуществу. Именно в этот период и возникло заглавие«История государства». В дальнейшем замысел претерпевал изменения. Нозаглавие менять уже было нельзя. Однако развитие государственности никогдане было для Карамзина целью человеческого общества. Оно представляло собойлишь средство. У Карамзина менялось представление от сущности прогресса, новера в прогресс, дававшая смысл человеческой истории, оставаласьнеизменной. В самом общем виде прогресс для Карамзина заключался в развитиигуманности, цивилизации, просвещения и терпимости. Основную роль вгуманизации общества призвана сыграть литература. В 1790-е годы, послеразрыва с масонами, Карамзин полагал, что именно изящная словесность,поэзия и романы будут этими великими цивилизаторами. Цивилизация –избавление от грубости чувств и мыслей. Она неотделима от тонких оттенковпереживаний. Поэтому архимедовой точкой опоры в нравственномусовершенствовании общества является язык. Не сухие нравственные проповеди,а гибкость, тонкость и богатство языка улучшают моральную физиономиюобщества. Именно эти мысли имел в виду Карамзин поэт К. Н. Батюшков. Но в1803 г., в то самое время, когда закипели отчаянные споры вокруг языковойреформы Карамзина, сам он думал уже шире. Реформа языка призвана быласделать русского читателя «общежительным», цивилизованным и гуманным.Теперь перед Карамзиным вставала другая задача – сделать его гражданином. Адля этого, считал Карамзин, надо, чтобы он имел историю свой страны. Надосделать его человеком истории. Именно поэтому, Карамзин «постригся висторики». Истории у государства нет, пока историк не рассказал государствуо его истории. Давая читателям историю России, Карамзин давал Россииисторию. Бурные события прошлого Карамзину довелось описывать посредибурных событий настоящего, в канун 1812 года Карамзин работает над VI томом«Истории», завершая конец XV века. Последующие годы в погоревшей Москве были трудны и печальны, однакоработа над «Историей» продолжается. К 1815 году Карамзин закончил 8 томов,написал «Введение» и решил отправиться в Петербург для получения разрешенияи средств на печатанье написанного. В начале 1818 года 3000 экземпляровпервых 8 томов вышли в свет. Появление «Истории государства Российского»сделалось общественным событием. «История» долгое время оставалась главнымпредметом споров. В декабристских кругах ее встретили критически. Появление«Истории» воздействовал на течение их мысли. Теперь уже ни один мыслящийчеловек России не мог мыслить вне общих перспектив русской истории. АКарамзин шел дальше. Он работал на IX, X и XI томами «Истории» - временемопричнины, Бориса Годунова и Смуты. В этих томах Карамзин достигнепревзойденной высоты как прозаик: об этом свидетельствует сила обрисовкихарактеров, энергия повествования. В царствование Ивана III и ВасилияИвановича не только укрепилась государственность, но и достигла успеховсамобытная русская культура. В конце VII тома, в обзоре культуры XV-XVIвеков, Карамзин с удовлетворением отмечал появление светской литературы –для него важно признака успехов образованности: «… видим, что предки нашизанимались не только историческими или Богословскими сочинениями, но ироманами; любили произведения остроумия и воображения». В «Истории» соотношение меняется и преступная совесть делаетбесполезным все усилия государственного ума. Аморальное не может бытьгосударственно полезным. Страницы, посвященные царствованию Бориса Годуноваи Смутному времени, принадлежат к вершинам исторического живописанияКарамзина, и не случайно именно он вдохновили Пушкина на создание «БорисаГодунова». Смерть, оборвавшая работу над «исторической поэмой», решила всевопросы. Если говорить о значении «Истории государства Российского» вкультуре начала XIX века и о том, что в этом памятнике привлекаетсовременного читателя, то уместно будет рассмотреть научный ихудожественный аспекты вопроса. Заслуги Карамзина в обнаружении новыхисточников, создании широкой картины русской истории, сочетании ученогокомментария с литературными достоинствами повествования не подвергаютсясомнению. Но «История государства Российского» должна быть рассмотрена и вряду произведений художественной литературы. Как литературное явление онапринадлежит первой четверти XIX века. Это было время торжества поэзии.Победа школы Карамзина привела к тому, что понятия «литература» и «поэзия»отождествлялись. У Пушкинской драмы были вдохновители: Шекспир, летописи «Историигосударства Российского». Но Карамзин не Карамзитом. Критики «Истории»напрасно упрекали Карамзина в том, что он не видел в движении событийглубокой идеи. Карамзин был проникнут мыслью, что история имеет смысл. Н. М. Карамзин (Предания веков) М., 1988 г. I. «Древняя Россия открытая Карамзиным». В историю русской литературы Н. Карамзин вошел как крупный писатель –сентименталист, активно работавший в последнее десятилетие XVIII века. Впоследние годы ситуация стала меняться – вышло 2 двухтомника сочиненийКарамзина, дважды издавались «Письма русского путешественника». Но главнаякнига Карамзина, над которой он работал более двух десятилетий, оказавшаяогромное влияние на русскую литературу XIX столетия, практически до сих порнеизвестна современному читателю, «История государства Российского».История волновала его с юности. Оттого многие страницы «Писем русскогопутешественника» посвящены ей. История много веков была искусством, а ненаукой. Для Пушкина, Белинского «История» Карамзина – крупное достижениерусской литературы начала XIX века, не только историческое, но и выдающеесялитературное произведение. Своеобразие «Истории государства Российского»Карамзина и обуславливалось временем ее написания, временем выработкинового исторического мышления, пониманием национальной самобытности русскойистории на всем ее протяжении, характером самих событий и тех испытаний,которые выпали на долю русской нации на протяжении многих веков. Работа над«Историей» длилась более двух десятилетий – с 1804 по 1826 год. К 1820 году«История государства Российского» вышла на французском, немецком,итальянском языках. В 1818 году русский читатель получил первые восемьтомов «Истории», повествовавших о древнем периоде России. И шесть романовуспел к тому времени издать В. Скотт – в них рассказывалось о прошломШотландии. Обоих писателей в России справедливо называли Колумбами.«Древняя Россия, - писал Пушкин, - казалась найдена Карамзиным, как АмерикаКолумбом». В духе времени каждый из них выступал одновременно и какхудожник, и как историк. Карамзин в предисловии к первому тому «Истории»,обобщая свои уже сложившиеся принципы изображения русской истории, заявлял:«История» не роман». «Вымыслу» он противопоставил «истину». Такая позициявырабатывалась и под воздействием реального русского литературного процессаи творческой эволюции самого писателя. В 1800-е годы литература была наводнена оригинальными и переводнымипроизведениями – в поэзии, прозе и драматургии – на историческую тему.Именно история может открыть «истину» и «тайну» жизни общества и человека,пришел в своем развитии и Карамзин. Это новое понимание истории проявилосьв статье 1795 года «Рассуждение философа, историка и гражданина». ПотомуКарамзин, приступая к «Истории», отказывается от «вымысла», от техспецифических и традиционных средств, которыми создавались эпопеи, трагедииили романы. Познать «истину» истории значило не только отказаться отсобственного агностицизма, призвав объективность действительного мира, но иот традиционного для искусства того времени пути изображений этого мира. ВРоссии это слияние будет блестяще осуществлено Пушкиным в трагедии «БорисГодунов», но с позиций реализма «История» Карамзина и предшествовалапушкинскому успеху, и в значительной степени подготавливала его. ОтказКарамзина от «вымысла» не означал отрицание вообще возможностейхудожественного исследования истории. «История государства Российского» изапечатлела поиск и выработку этих новых, так сказать, эквивалентныхисторической истине принципов ее изображения. Важнейшей особенностью этойскладывающейся в процессе написания структуры и было сочетаниеаналитического (научного) и художественного начала. Рассмотрение элементовтакой структуры наглядно показывает, как и сами поиски, и открытия писателяоказывались национально обусловленными. В «Истории государства Российского» не т не только любовных, но, вообщевымышленных сюжетов. Автор не привносит сюжет в свое сочинение, ноизвлекает его из истории, из реальных исторических событий и ситуаций –герои действуют в заданных историей обстоятельствах. Только подлинный, а невымышленный сюжет приближает писателя к «истине», скрытой «завесойвремени». Заданной же историей сюжет рассказывает человека в его широких связях собщей жизнью страны, государства, нации. Так строятся характеры известныхисторических деятелей. Жизнь Ивана Грозного открывала бездну возможностейдля построения любовного сюжета – у царя было семь жен и бессчетноеколичество тех, кто оказался жертвами его «бесстыдного любострастия». НоКарамзин исходил из общественных условий, которые определяли и характерцаря, и его поступки, и «эпохи мучительства», потрясавшие всю Россию.Историческая ситуация, создавшая возможность захвата власти Б. Годуновым,оказала решающее влияние на его политику, на его отношение к народу,обусловила его преступление и нравственные страдание. Так не только историястановилась материалом для литературы, но и литература оказалась средствомхудожественного познания истории. Его «История» населена только подлиннымиисторическими личностями. Карамзин подчеркивает талантливость, незаурядность и ум простых людей,действовавших самостоятельно, без царя и бояр, умевших мыслитьгосударственно и разумно. Исторический сюжет, использование заданнойситуации обосновали иной, рожденный русской традицией, метод изображениячеловека – не «домашним образом», не со стороны его частной семейной жизни,но со стороны его связей с большим миром общенационального,общегосударственного бытия. Именно потому Карамзин требовал от писателейизображения героических россиянок, характер и личность которых проявлялисьне в домашней жизни и «семейном счастье», но в политической, патриотическойдеятельности. В этой связи он писал: «Природа любит иногда чрезвычайности,отходит от своего обыкновенного закона и дает женщинам характеры, которыевыводят их из домашней неизвестности на театр народный…» Метод изображениярусских характеров в «Истории» - это выведение их «из домашнейнеизвестности на театр народный», он вырабатывался в конечном счете изобобщения опыта исторической жизни русской нации. Многие народные песнизапечатлели богатырскую удаль, поэзию жизни, исполненной деятельности,борьбы, высокого подвига, которая открывалась за пределами домашнегосемейного существования. Гоголь в украинских песнях обнаружил именно этичерты характера народа: «Везде видна та сила, радость, могущество, с какоюказак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всюпоэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами…». Такой методтаил в себе возможность наиболее полно и отчетливо раскрыть коренные чертырусского национального характера. Карамзин, - обратившись к истории, вынужден был вырабатывать особыйжанр для своего повествования. Изучение жанровой природы труда Карамзинаубеждает, что она не является реализацией уже найденных принципов. Этоскорее своеобразная самонастраивающаяся модель, на тип и характер которойвлияли и опыт писателя, и привлекавшиеся все новые и новые материалы,требовавшие и нового освещения, и нараставшее от тома к тому все большеедоверие именно к художественному познанию «истины». Отказавшись от «вымысла», Карамзин не мог для своего повествованиявоспользоваться одним из традиционных литературных жанров. Должно быловыработать такую жанровую форму, которая бы органически соответствовалареальному историческому сюжету, оказывалась способной вместить громадный иразнообразный фактический материал, входивший в «Историю» под знакоманалитического и эмоционального восприятия, и, главное, давала писателюширокую свободу в выражении своей позиции. Но вырабатывать – не значило выдумывать, Карамзин решил бытьпоследовательным – и в выработке жанра он опирался на национальнуютрадицию. И тут решающую роль сыграла летопись. Ее главная жанроваяособенность – синкретизм. Летопись свободно включала в свой состав многиепроизведения древнерусской литературы – жития, повести, послания, плачи,народно-поэтические легенды и т.д. Синкретизм и стал организующим принципомкарамзинской «Истории». Писатель не подражал, продолжал летописнуютрадицию. Авторская позиция, расщепленная на два начала - аналитическое ихудожественное, - объединяла весь вводимый в «Историю» материал, определялавключение в виде цитат или пересказа входивших в летописи житий, повестей,легенд и «чудес» и самого рассказа летописца, который или сопровождалсякомментариями, или оказывался слитым с мнением создателя «Истории».Летописный синкретизм – такова главная особенность жанра «Историигосударства Российского». Жанр этот – оригинальное создание Карамзина –помогал ему и выразить русское национальное самосознание в его динамике иразвитии, и выработать особый этический стиль повествования о героическойнации, чьи сыны вышли из домашней неизвестности на театр народной жизни.Достижения писателя были усвоены русской литературой. Его новаторскоеотношение к жанру, поиски особой, свободной жанровой структуры, которая бысоответствовала новому материалу, новому сюжету, новым задачамхудожественного исследования «действительного мира» истории, оказалисьблизкими новой русской литературе. И не случайно, а закономерно этосвободное отношение к жанру мы встретим у Пушкина («свободный» роман встихах – «Евгений Онегин»), Гоголя (поэма «Мертвые души»), Толстого («Войнаи мир»). В 1802 году Карамзин писал: «Франция по своему величию Иихарактеру должна быть монархией». Через несколько лет это «пророчество»сбылось – Наполеон провозгласил Францию империей, а себя императором. Напримерах правления русских монархов - положительных и отрицательных –Карамзин хотел учить царствовать. Противоречие обернулось для Карамзина трагедией, политическая концепциязаводила в тупик. И, несмотря на это, писатель не изменил своему методувыяснения истины, открывавшейся в процессе художественного исследованияпрошлого, оставался верен ей, даже если она противоречила его политическомуидеалу. Это было победой Карамзина – художника. Именно потому Пушкин иназвал «Историю» подвигом честного человека. Противоречивость сочинения Карамзина отлично понимал Пушкин. Пушкин нетолько понимал и видел художественную природу «Истории», но и определилсвоеобразие ее художественного метода и жанра. По Пушкину, Карамзинвыступал как историк и как художник, его сочинение – синтез аналитическогои художественного познания истории. Своеобразие же художественного метода исамого жанра «Истории» обусловлено летописной традицией. Мысль эта исправедлива, и плодотворна. Карамзин – историк использовал факты летописи, подвергая их критике,проверке, объяснению и комментированию. Карамзин – художник осваивалэстетические принципы летописи, воспринимая ее как национальный русский типрассказа о прошлом, как особую художественную систему, запечатлевшуюрусский взгляд на исторические события исторических деятелей, на судьбуРоссии. Пушкин верно понял огромность содержания труда Карамзина, написав, чтоон нашел Россию, как Колумб Америку. Это уточнение очень важно: открываяДревнюю Русь, Карамзин открывал историческую роль русского народа вобразовании великой державы. Описывая одну из битв, Карамзин подчеркивает,что именно вольнолюбие воодушевляло простых людей, когда они героическисражались с неприятелем, оказывали чудесное остервенение и, думая, чтоубитый неприятелем должен служить ему рабом в аду, вонзали себе мечи всердце, когда уже не могли спастись: ибо хотели тем сохранить вольностьсвою в будущей жизни. Важнейшей особенностью художественной стихии«Истории» и является патриотизм ее автора, который определял возможностьсоздания эмоционального образа «минувших столетий». В «Истории» запечатлелось единство аналитического изучения иэмоционального образа «минувших столетий». При этом истине не противоречилни аналитический, ни эмоциональный метод изучения и изображения – каждыйпомогал ее утверждению своим путем. Истина служит основанием дляисторической поэзии; но поэзия не история: первая более всего хочетвозбуждать любопытство и для того мешает быль с небылицею, вторая отвергаетсамые остроумные вымыслы и хочет только истины. Для Карамзина в данном случае летописный рассказ, летописная точказрения есть тип сознания эпохи, и потому он не считает возможным вносить«поправки» историка в представление летописца. Раскрывая психологическимисредствами внутренний мир Годунова, рисуя его характер, он исходит нетолько из фактов, почерпнутых в летописи, но и из общей историческойситуации, воссозданной летописцем. Рассказ о Годунове тем самым открывалсовременной литературе совершенно новый тип художественного познания ивоспроизведения истории, прочно опирающегося на национальную традицию.Именно эта позиция Карамзина была понята и поддержана Пушкиным в его защите«Истории» от нападок Полевого, она и дала ему возможность назвать писателяпоследним нашим летописцем. Художественное начало «Истории» и позволило раскрыть процесс выработкипсихического склада русской нации. Анализируя многочисленные фактыначального периода русской истории, писатель приходит к пониманию огромнойроли народа в политической жизни страны. Исследование истории позволялописать о двух ликах народа – он «добрый», он и «мятежный». По Карамзину, добродетель народа вовсе не противоречила народной «любвик мятежам». Художественное исследование истории открывало писателю этуистину. Он понимал, что не любовь к «установлениям» самодержцев, но «любовьк мятежам», направленным против самодержцев, не исполнявших своего долга –заботиться о благе своих подданных, отличает народ русский. Пушкину при работе над «Борисом Годуновым» использовать открытияписателя. Еще не зная трудов французских историков, Пушкин, опираясь нанациональную традицию, вырабатывает историзм как метод познания иобъяснения прошлого и настоящего, следуя за Карамзиным в раскрытии русскогонационального самосознания, - он создает образ Пимена. Карамзин в «Истории» открыл громадный художественный мир летописей.Писатель «прорубил окно» в прошлое, он действительно, как Колумб, нашелдревнюю Россию, связав прошлое с настоящим. «История государства Российского» по праву вторглась в живой процесслитературного развития, помогала формированию историцизма, способствуядвижению литературы по пути национальной самобытности. Она обогащалалитературу важными художественными открытиями, вобрав опыт летописей.«История» вооружала новую литературу важными знаниями прошлого, помогала ейопираться на национальные традиции. На первом этапе Пушкин и Гоголь в своемобращении к истории показали, как громаден и важен был вклад Карамзина. «История» пользовалась беспримерным успехом на протяжении многихдесятилетий XIX столетия, оказывая влияние на русских писателей. Термин «История» имеет очень много определений. История повествования ипроисшествия. История – это процесс развития. Это прошлое. История должнавойти в сознание общества, она не только написана и прочитана. В наши днивыполняет функцию не только книга, но и радио, телевидение. Первоначальноисторическое описание существует как вид искусства. Каждая сфера знанийимеет объект исследования. История изучает прошлое. Задача истории –воспроизвести прошлое в единстве необходимого и случайного. Центральнымкомпонентом искусства является художественный образ. Исторический образ –это реальное событие. В образе историческом исключен вымысел, а фантазияиграет вспомогательную роль. Образ создается однозначно, если историк что-то умалчивает. Человек – лучший объект для изучения истории. Главнаязаслуга культуры Возрождения – она открыла духовный мир человека. Подвиг Карамзина. По словам Пушкина «Карамзин – великий писатель во всем смысле этогослова». Язык Карамзина, переживший эволюцию от «Писем русского путешественника»и «Бедной Лизы» до «Истории государства Российского». Его труд – этоистория русского самодержавия. «История государства Российского» выпала изистории литературы. История наука, которая выходит за пределы; литература –искусство, преступающее свои границы. История Карамзина – это для негосфера эстетического наслаждения. Карамзин формулирует методологическиепринципы своей работы. «Историю государства Российского» рассматривают какпамятник отечественной словесности. Традиция Карамзина в искусстве историографии не умерла, и нельзясказать, что она процветает. Пушкин считал, что Карамзин посвятил истории последние годы, а онпосвятил этому всю свою жизнь. Внимание автора «Истории государства Российского» привлечено к тому какгосударство возникло. Карамзин ставит Ивана III выше Петра I. 6 томпосвящен ему (Ивану III). Историей странствий простого россиянина на свойстрах и риск, без государственной инициативы и поддержки Карамзинзаканчивает рассмотрение эпохи Ивана III. Главы Карамзинского труда разбиты по годам царствования того или иногомонарха им названы их именами. В «Истории государства Российского» описания битв, походов, а такжебыта, хозяйственной и культурной жизни. В 1-й главе 7 тома пишется о том,что присоединяется к Москве Псков Василием III. Карамзин открыл русскуюисторию для русской литературы. «История государства Российского» - этообраз, из которого черпали вдохновение поэты, прозаики, драматурги и т.д. В«Истории государства Российского» мы видим сюжет пушкинской «Песни о вещемОлеге», а также «Борис Годунов» и «История государства Российского». 2трагедии о Борисе Годунове, написанные 2 поэтами и построены на материалах«Истории государства Российского». Белинский назвал «Историю государства Российского» великим памятником вистории русской литературы. Историческая драма расцветает раньше, но возможности ее былиограничены. Интерес к истории – это интерес к человеку, к его окружению и жизни.Роман открывал более широкие перспективы, чем драма. В России Пушкин иТолстой подняли исторический роман до большой прозы. Великим шедевром вэтом жанре – «Война и мир». Исторические события служат фоном на которомразвертываются действия. Исторические личности появляются в историческомромане внезапно. В качестве главных героев вымышленные лица. Роман какдрама обращается к историческому материалу, преследует цель художественноговоспроизведения исторической действительности. Полное слияние истории иискусства редкий случай. Грань между ними стирается, но не совсем. Можносказать, - они союзники. Цель у них одна – это формирование историческогосознания. Искусство дает истории художественную культуру. История подводитпод искусство фундамент. Искусство обретает глубину, опираясь наисторическую традицию. Культура – это система запретов. О «Борисе Годунове» Пушкин писал: «Изучение Шекспира, Карамзина истарых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну изсамых драматических эпох новейшей истории». В пьесе нет вымышленногосюжета, персонажей, они заимствованы из «Истории государства Российского».Карамзин, пишет о голоде в начале царствования Б. Годунова: «Началосябедствия, и вопль голодных встревожил царя… Борис велел отворить царскиежитницы». Пушкин в своей трагедии также решает проблему цели и средства вистории. Между «Историей государства Российского» и «Борисом Годуновым» пролеглаисторическая эпоха, и это сказалось на трактовке событий. Карамзин писалпод впечатлением Отечественной войны, а Пушкин – накануне декабрьскоговосстания. «История государства Российского помогла Пушкину утвердиться в двухипостасях – историка и исторического романиста – по разному обработать одини тот же материал. Когда Карамзин работал над «Историей» он изучал русский фольклор,собирал исторические песни, располагал в хронологическом порядке. Но это неосуществилось. Он выделял больше всего в исторической литературе «Слово ополку Игореве». Культура России XIX века как бы пример взлета вершинных достижений. Сначала 19 века в русском обществе наблюдается высокий патриотическийподъем. Он еще больше усилился в 1812 году, углубленно способствовалнациональной общности, развитию гражданства. Искусство взаимодействовало собщественным сознанием, формируя его в национальное. Усилилось развитиереалистических тенденций им национальных черт культуры. Культурным событиемстало появление «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Карамзинбыл первым, кто на рубеже XVIII-XIX веков, интуитивно почувствовал чтоглавным в русской культуре наступающего XIX века, усиливаются проблемынациональной самоидентичности. За Карамзиным шел Пушкин, решая задачусоотношения национальной культуры с древними культурами, после этогопоявляется «Философское письмо» П. Я. Чаадаева – философия истории России,которое стимулировало дискуссию между славянофилами и западниками.Классическая литература XIX века была больше чем литература, онасинтетическое явление культуры, которое оказалось универсальной формойобщественного самосознания. Карамзин отмечал, что русский народ, несмотряна унижение и рабство, чувствовал свое культурное превосходство в отношениик народу кочующему. Первая половина XIX века – это время становленияотечественной исторической науки. Карамзин считал, что история человечества– это история борьбы разума с заблуждением, просвещение - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Профессиональных историков не удовлетворял труд Карамзина «Историягосударства Российского». Было много новых источников по истории России. В1851 году вышел первый том «Истории России с древнейших времен», написаннойС. М. Соловьевым. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьевнаходил много общего в их судьбах. Стиль изложения «Истории» Соловьевасуховат, она уступает «Истории» Карамзина. В художественной литературе начала XIX века было, по словам Белинского,«карамзинским» периодом.[4] Война 1812 года вызвала интерес к русской истории. «История государстваРоссийского» Карамзина, построенная на летописном материале. Пушкин в этомтруде увидел отражение духа летописи. Пушкин придавал летописным материаламважное значение. И это отразилось в «Борисе Годунове». В работе надтрагедией Пушкин шел путем изучения Карамзина, Шекспира и «летописей». 30-40-е годы не внесли нового в русскую историографию. Это годыразвития философского мышления. Историческая наука замерла на Карамзине. Кконцу 40-х годов все меняется, возникает новая историография Соловьева С.М. В 1851 году вышел 1 том «Истории России с древнейших времен». К середине50-х годов Россия вступила в новую полосу бурь и потрясений. Крымская войнаобнаружила разложение классов и материальную отсталость. «Война и мир» -это огромное количество исторических книг и материалов, это оказалосьрешительным и бурным восстанием против исторической науки. «Война и мир» -это книга, которая выросла на «педагогическом» опыте. Толстой когда читал«Историю России с древнейших времен» С. М. Соловьева, то он с ним спорил.По словам Соловьева правительство было безобразно: «Но как же так рядбезобразий произвели великое, единое государство? Уже это доказывает, чтоне правительство производило историю». Вывод из этого, что нужна не история– наука, а история – искусство: «История – искусство, как искусство, идетвглубь и ее предмет описание жизни всей Европы». «Войне и миру» присуще черты мышления и стиля, композиции, которыеобнаружены в «Повести временных лет». В «Повести временных лет» соединилисьдве традиции: народно-эпическая и агиографическая. Это есть и в «Войне имире». «Война и мир» - одна из «модификаций», созданная эпохой «великихперемен». Летописный стиль послужил основой для сатиры и на историческуюнауку и на политический строй.[5] Наш собеседник древний автор. Историческая эпоха – силовое поле противоречий и пространствочеловеческого выбора, что сама суть ее как исторической эпохи состоит вподвижной разомкнутости на будущее; тело некая равная себе субстанция.Житейской мудростью, или здравым смыслом, знанием людей без чего невозможното искусство понимать сказанное и написанное, каковым является филология. Содержание гуманитарной мысли по-настоящему обнаруживается только присвете жизненного опыта – человеческого опыта. Объективное существованиесмысловых аспектов литературного слова имеет место лишь внутри диалога и неможет быть извлечено из ситуации диалога. Истина лежит в иной плоскости.Древний автор и древний текст общение с ними есть понимание «поверхбарьеров» непонимания, предполагающее эти барьеры. Минувшая эпоха – эпохажизни человечества, нашей жизни, а не чужой. Быть взрослым – это значитпережить детство и юность. Заключение Автор «Истории Государства Российского» - человек астрономическидалекой эпохи, чей язык и убеждения считались глубокой стариной уже в 1840-х годах. Карамзин – виднейший деятель своей эпохи, реформатор языка, один изотцов русского сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, накоторых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобыизучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе,в себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии итворчества Карамзина делают его одним из наших собеседников. Историк-художник. Над этим посмеивались уже в 1820-х, от этогостарались уйти в научную сторону, но именно этого, кажется, не хватаетполтора века спустя. В самом деле, Карамзин – историк предлагалодновременно два способа познавать прошлое; один – научный, объективный,новые факты, понятия, закономерности; другой – художественный,субъективный. Итак, образ историка – художника принадлежит не только кпрошлому, совпадение позиции Карамзина и некоторых новейших концепций осущности исторического познания – это говорит само за себя? Такова,полагаем, первая черта «злободневности» Карамзинских трудов. А, во-вторых, еще и еще раз отметим тот замечательный вклад в русскуюкультуру, которой именуется личностью Карамзина. Карамзин -высоконравственная привлекательная личность, которая на многих влиялапрямым примером, дружбою; но на куда большее число – присутствием этойличности в стихах, повестях, статьях и особенно в Истории. Карамзин ведьбыл одним из самых внутренне свободных людей своей эпохи, а среди друзей,приятелей его множество прекрасных, лучших людей. Он писал, что думал,рисовал исторические характеры на основе огромного, нового материала; сумелоткрыть древнюю Россию, «Карамзин есть наш первый историк и последнийлетописец».[6] Список использованной литературы 1. Аверенцев С. С. Наш собеседник древний автор. 2. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. – 591 с.: ил. – (Прошлое и настоящее). 3. Гулыга А. В. Искусство истории – М.: Современник, 1980. – 288 с. 4. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II- III/ Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Наука, 1991. – 832 с. 5. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского/ сост. А. И. Уткин; Отв. ред., автор очерка о Н. М. Карамзине и примеч. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с. 6. Карамзин Н. М. Предания веков/ Сост., вступ. Ст. Г. П. Макогоненко; Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова; - Ли. В. В. Лукашова. – М.: Правда, 1988. – 768 с. 7. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1999. – 608 с. 8. Лотман Ю. М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Ст. и исслед., 1957- 1990. Заметки рец. – СПБ.: Искусство – СПБ, 1997 – 830 с.: ил.: портр. 9. Эйхенбаум Б. М. О прозе: сб. ст. – Л.: Художественная литература, 1969. – 503 с.-----------------------[1] Лотман Ю. М. Карамзин. – С-Петербург, Искусство. – СпБ, 1997. – с. 56.[2] Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. – М., 1983. – с. 231.[3] Карамзин Н. М. Сочинения. – СПб, 1848. т. 1. с. 487.[4] Гулыга А. В. Искусство истории. – М.: Современник, 1980. – с. 57[5] Эйхенбаум Б. О прозе. Ст. черты летописного стиля в литературе XIX в. –Л., 1969. – с. 371.[6] Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. – М., 1997. – с. 42.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconНиколай Михайлович Карамзин История государства Российского. Том...
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconНиколай Михайлович Карамзин История государства Российского. Том...
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconНиколай Михайлович Карамзин История государства Российского. Том...
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconНиколай Михайлович Карамзин История государства Российского. Том...
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconНиколай Михайлович Карамзин История государства Российского. Том...
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История Государства Российского...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин Н. М. и его 'История...
Николая Михайловича А. С. Пушкина : Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconН. М. Карамзин Удивительна судьба главного творения Николая МихайловичаКарамзина...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Создание современной судебной...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Карамзин История государства российского Оглавление|Введение |с. 3 ||Глава «История государства Российского» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<