Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства" Мастер-класс




Скачать 81.29 Kb.
НазваниеТехнология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства" Мастер-класс
Дата публикации28.12.2013
Размер81.29 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства"

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:

  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;

  • Профессиональные способности;

  • Педагогическую технику;

  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

  • Мастерство убеждения;

  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

^ Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;

  • Организация учебной деятельности учащегося;

  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;

  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;

  •   Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;

  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;

  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

^ Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

^ Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

^ Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

^ Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

^ 2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия

  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии

  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

^ 3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.

  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

  • 3) Показ отдельных методов работы

  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция

  • Практическое занятие

  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Презентация «Технология проведения «Мастер-класса» (Приложение 1).

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.

  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.

  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.

  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.

  5. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.

  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.

  7. Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconАнкета участника мастер-класса
...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconТак что же такое мастер-класс (МК)?
В танцевальной среде проходит очень много мастер – классов, при этом многие не придают значения смыслу этих слов, самой задаче их...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconИнструкция marmolata прохождение Мастер-Класса в Мастерской Мастерская декора
На Мастер-Классе должны присутствовать: один или два исполнителя, бригадир и руководитель проекта. Если кто-нибудь по каким-либо...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс icon14. 03. 12 повторный мастер-класс «Високосный год в продажах»
В связи с высокой актуальностью и заинтересованностью предпринимателей относительно мастер-класса на тему: «Високосный год в продажах»...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconКакова педагогическая основа мастер-класса?
Данный вопрос прозвучал в полном объеме, то мастер-класс успешно реализовал свою идею

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconПрограмма мастер-класса
В ходе мастер-класса будет показано необычное декорирование тортов и минипирожных

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconМастер-класса
Тема мастер-класса: «Современные энергосберегающие решения в области вентиляции и комфортного кондиционирования воздуха на примерах...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconМетодические рекомендации по проведению мастер-класса
В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению,...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс icon«Эффективные Интернет-коммуникации»
Интернет-технологий были проведены занятия на тему «Эффективные Интернет-коммуникации». Занятия проходили в форме мастер-класса,...

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия \"Школы совершенствования профессионального мастерства\" Мастер-класс iconШоу мастер-класс Академии vladimir tarasyuk. Презентация последней...
Заказ билетов и справки по тел.: (056) 36-10-33, 370-40-37, факс.: (056) 370-48-66

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<