Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»




НазваниеПрограмма самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»
страница1/2
Дата публикации29.12.2013
Размер269 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Литература > Программа
  1   2






МАКІЇВСЬКА МІСЬКА РАДА

УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ МАКІЇВСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ

МАКІЇВСЬКИЙ НАВЧАЛЬНО-МЕТОДИЧНИЙ ЦЕНТР

МАКІЇВСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ

ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ №8







^ «СЛОВО НЕОБЪЯТНО, КАК ПОЭТ»

Программа самореализации личности

по изучению романа в стихах

Александра Сергеевича Пушкина

«Евгений Онегин»


Схвалено на засіданні методичної ради Макіївського методичного центру управління освіти. Протокол № 6 (20) від 23. 12. 2013 р.


Подготовила учитель русского языка и литературы Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 8

Мельник Инна Витальевна
Н.В. Гоголь говорил о произведениях А.С. Пушкина: «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». Изучая их, стараясь постичь их бездонный смысл, вы уже заметили, насколько каждое слово поэта действительно «необъятно». Однако вы увидели и другое – насколько трудно бывает заглянуть в эту «бездонность», найти какие-то «инструменты», чтобы это сделать. Назовем их условно «инструментами анализа лирического произведения» и постараемся ими мастерски воспользоваться, опираясь на текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Предлагаю вниманию коллег и учащихся работу («Программу по самореализации личности учащихся 9 и 10 класса») по анализу романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Надо только помнить, что школу делает школой учитель. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы… (Народная мудрость)



  • Вашему вниманию предоставляется

«Программа самореализации личности по изучению романа в стихахАлександра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»»



  • Современная образовательная компетентностно ориентированная парадигма ставит перед учителем ряд актуальных проблем. Одна из них – формирование жизненных компетентностей и предметных компетенций школьников. Задание учителя – сопровождать учащегося на пути его личностного развития.



  • Среди заданий, которые стоят перед современной общеобразовательной школой, особенно важно является задача воспитания ученика как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях, вырабатывать умение практического и творческого использования приобретенных знаний.


  • Используя задания, помещенные в Программе, можно достичь более глубокого и всестороннего проникновения в текст Пушкина. Эти виды деятельности с сравнении с другими видами контроля имеют следующие преимущества:



  • развивают самостоятельное, обоснованное критическое мышление, т.к. каждый ученик самостоятельно работает над вопросами и точно дает ответ;



  • знания учащихся можно оценить не сразу, а доработать отдельные вопросы, если ответы были неполными;



  • отпадает необходимость каждого ученика обеспечивать отдельным вариантом заданий (их можно разослать по электронной почте или разместить на сайте школы);



  • тесты можно использовать в качестве контрольной работы по теме.



  • В работе используются критерии оценивания предложенных вопросов. Это поможет учащимся самостоятельно оценить уровень своих знаний по предложенным заданиям.


  • Предложенные задания не догма, при желании их можно дополнить, модифицировать.



  • Литература как учебный предмет дает возможность ученику в полной мере развивать творческие способности, реализовать желание творческой, оригинальной самостоятельной деятельности. При этом важным становится создание и обеспечение для него условий саморазвития, самореализации в процессе литературного образования. Все это будет способствовать успешной жизнедеятельности молодого человека в будущем.




^ ПРОГРАММА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Тема № 1. «Евгений Онегин» -

социально-психологический роман в стихах. Проблематика, сюжет и композиция романа. Воплощение типа "лишнего человека" в образе Евгения Онегина. Целостность и глубина натуры Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского. Образ автора. Энциклопедичность изображения русской жизни в романе. Национальный колорит, жанровые и стилистические особенности произведения.

Цели и задачи (сформулируйте самостоятельно)

  • Повторить_____________________________________________

  • Закрепить_____________________________________________

  • Создать_______________________________________________

  • Сконструировать_______________________________________


Дорогой друг!

Н.В. Гоголь говорил о произведениях А. С. Пушкина: «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». Изучая их, стараясь постичь их бездонный смысл, вы уже заметили, насколько каждое слово поэта действительно «необъятно». Однако вы увидели и другое – насколько трудно бывает заглянуть в эту «бездонность», найти какие-то «инструменты», чтобы это сделать. Назовем их условно «инструмента ми анализа лири ческого произведения» и постараемся ими мастерски воспользоваться, опираясь на текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Сторукий богатырь духа» (как говорил литературный критик Юлий Айхенвальд), Пушкин в своем пламенном любопытстве объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает».

Ответ на любой вопрос вы найдете у Пушкина. Ему до всего есть дело.

Сегодня – он наш учитель.

Хотите знать, как жила дворянская молодежь начала ХIХ века, как проводил время Евгений Онегин?

Но мы с вами будем не просто гостями, мы будем исследователями.

И задача наша: посмотреть, как Пушкин умеет использовать очевидное и простое, чтобы донести обычному житейскому взгляду современника и потомка дух времени, мотивы действий и поступков людей-героев произведения.
При выполнении работы следуй этой инструкции:

  1. Предположи, какой вывод может после довать у тебя после изучения проблематики романа. Это твоя гипотеза. Запомни, с гипотезы начинается любое исследование.

  2. Запиши эту гипотезу, чтобы не забыть

  3. Сопоставь образы Онегина и Татьяны – двух главных героев романа

( повтори свои наблюдения над другими образами произведения)

  1. Сделай свой вывод. Соответствует ли твой вывод гипотезе, которую ты записал?

  2. Устно познакомь товарищей со своим исследованием.

  3. Оцени себя по следующим критериям:


1. Правильно выбрал информацию из источника - 1 балл 2. Сумел выделять главные мысли – 1 балл 3. Определил в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов – 1 балл 4. Связал информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (исторических и литературных) – 1 балл 5. Сумел в сжатой форме отразить весь объём информации – 2 балла

6.Сумел выразить и обосновать собственную позицию по данному вопросу – 1 балл 7. Умеешь вести поиск информации во всевозможных источниках: в самом вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях - 2 балла 8. Умеешь грамотно оформить свои суждения – 2 балла

Всего - 12 баллов


^ ВЫПОЛНЯЯ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЗАДАНИЯ, ТЫ



Узнаешь


Научишься


Поймешь

  1. О композиции рома-на А.С. Пушкина «Евгений Онегин»




  1. О богатстве и своеоб разии поэтического языка поэта



  1. Об «онегинской стро фе»




  1. О работе над крити ческими статьями



  1. Аргументированно и доказательно выра жать свое мнение и сопоставлять его с авторской позицией

  1. Выразительно чи тать и комменти ровать отрывки из романа А.С. Пуш кина «Евгений Онегин»




  1. Определять тему произведения



  1. Самостоятельно анализировать текст в соответ ствии с предложен ными заданиями




  1. Сравнивать образы героев романа А.С. Пушкина «Ев гений Онегин»



  1. Вести диалог по предложенному заданию




  1. Выявлять автор ское отношение к героям и давать им собственную оцен ку

  1. Почему роман А.С. Пушкина«Ев гений Онегин» - величайшее достояние рус ской культуры




  1. В чем незауряд ность натуры Ев гения Онегина



  1. Кто является нравственным и эстетическим идеалом поэта




  1. В чем непрехо дящее значение философских и нравственных проблем романа




  1. Особенности композиции романа А.С.Пуш кина «Евгений Онегин»



^ ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!






БЛОК КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫХ ЗАДАНИЙ




  1. ^ УГЛУБИМ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ




  • Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:


«V» - это мне известно;
«-» - это противоречит моим первоначальным представлениям;
«+» - это для меня новое;
«?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

















Пушкинский план издания романа «Евгений Онегин»


Часть первая. Предисловие


1 песнь

Хандра

Кишинев, Одесса

1823




2 песнь

Поэт

Одесса

1824




3 песнь

Барышня

Одесса, Михайловское

1824




Часть вторая

4 песнь

Деревня

Михайловское

1825




5 песнь

Именины

Михайловское

1825




6 песнь

Поединок

Михайловское

1826







7 песнь

Москва

Михайловское, Малинники

1827-1828




8 песнь

Странствие

Павловское, Москва, Болдино

1829-1830




9 песнь

Большой свет

Болдино







^ Кишинев, 1823 г., 9 мая

Болдино, 1830 г., 25 сентября

  1. лет 4 месяца 17 дней*







*Считал А.С. Пушкин

Жанр романа

Первое упоминание о романе находим в письме Пушкина к П.А. Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».




Роман «Евгений Онегин»

Первое реалистическое произведение в истории русской литературы.

Основа романа – правдивое изображение современности Пушкина, реального человека первой половины ХIХ ст. , действительности конкретного времени, формирующей характеры героев.




Сюжетная основа

Взаимоотношения двух главных героев: Онегина и Татьяны.




Особенности композиции романа

Постоянное присутствие автора в лице рассказчика и действующего лица, лирические отступления, картины природы.




«Онегинская строфа»

Состоит из 14 строк (стихов) в каждой, написанных ямбом, с определенным расположением рифм. Таких строф в романе более 400, только в письме Татьяны, песне девушек (в 3 главе), в письме Онегина (в 8 главе) Пушкин не прибегает к «онегинской строфе»








ІІ. ^ ВЫДЕЛИМ ГЛАВНОЕ

  • Заполните лакуны, установив, героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Цитаты из романа «Евгений Онегин»




Лакуны

1.«Острижен по последней моде,// Как dendy лондонский одет

Он по-французски совершенно// Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал// И кланялся непринужденно».




2.«Дика, печальна, молчалива,// Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой…

И часто целый день одна // сидела молча у окна».




3.«Всегда скромна, всегда послушна, // Всегда , как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна, // Как поцелуй любви мила;

Глаза как небо голубые, // Улыбка, локоны льняные…»




4.«…добрый малый // В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда; // он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…»




5.«Красаввец, в полном цвете лет,// Поклонник Канта и поэт,

Он из Германии туманной // Привез учености плоды…»




6.«Тяжелый сплетник, старый плут, //Обжора, взяточник и шут».




7.«Бывало, писывала кровью // Она в альбомы нежных дев,

Звала Полиною Прасковью // И говорила нараспев,

Корсет носила очень узкий // И русский Н как N французский

Произносить умела в нос; // Но скоро все перевелось…»




8.«Остряк, недавно из Тамбова, // В очках и рыжем парике».




9.«Созревших барышень кумир, // Уездных матушек отрада».




10.«…хозяин превосходный, // владелец нищих мужиков».




11.«…чета седая, // С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годков».




12.«Дохнула буря, цвет прекрасный // У вял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре».




III^ . ОТДЕЛИМ ОШИБОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ПРАВИЛЬНОЙ




  • «Да- нетка» (выскажи свое согласие / несогласие с данными утверждениями)

Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд, больше всего подходит для характеристики Е. Онегина и Т. Лариной?




Утверждение

Да

Нет

1.

«Молодость, здоровье, богатство, соединенные с умом, сердцем: чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В.Г. Белинский)







2.

«…Страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле…» (В.Г. Белинский)







3.

«… Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится» (А. Герцен)







4.

«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков)







5.

«Из женщин, подобных Татьяне, выходили декабристки, отправившись за мужьями в Сибирь» (В. Лакшин)







6.

«Поэт в своей восьмой главе похож сам на Татьяну» (В. Кюхельбекер)







7.

«Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина» (Ф.М. Достоевский)








IV^ . УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ



  • Расставьте цитаты в хронологическом порядке.



1.

Другие, хладные мечты.

Другие, хладные заботы

И в шуме света и в тиши

Тревожат сон моей души.

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым.

Приятной лестью забавлять.

2.

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

3.

Небрежный плод моих забав.

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

4.

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым.

Приятной лестью забавлять.

5.

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу


  • Дайте характеристику героя во время описываемых перемен




V. ^ ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ


  1. Что нам известно о Евгении Онегине? Каков круг его интересов? Чем он увлекается? Опишите его внешность. Подготовьте характеристику Евгения. Расположи отрывки в порядке плана характеристики.




Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.
Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.
Но в чем он истинный был гении,

Что знал он тверже всех наук...

...Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон...
Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

... Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

... а порой

Блистал послушною слезой!
Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис

Онегин полетел к театру.
И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дилдо мне надоел».
Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели, ...
Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;
Как Child-Harold, угрюмый, томный,

В гостиных появлялся он;

... Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.
Онегин дома заперся,

Зевая за перо взялся,

Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.
Уселся он с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку, ...
Отец его тогда скончался.

Заимодавцев жадный полк,

У каждого свой ум и толк. Евгений Онегин (образ и описание)

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.
Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.
Но в чем он истинный был гении,

Что знал он тверже всех наук...
...Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон...






  1. Что нам известно o Ленском? Каков круг его интересов? Чем он увлекается? Опишите его внешность. Подготовьте характеристику Ленского. Охарактеризуйте Ленского, расположив отрывки в необходимом порядке: внешность, биография, взгляды, отношение к любимой девушке и дружбе, добивается ли он цели?





Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный, ...

... От хладного разврата света

Еще увянуть не успев, ... Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загад кой,

На ней он голову ломал

И чудеса подозревал.
Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой....

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит миру совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.
Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг,
Поклонник славы и свободы.



  1. Что нам известно об Ольге? Каков круг ее интересов? Чем она увлекается? Какое письмо могла бы послать Ольга Ленскому?.






Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.







  1. Что нам известно о Татьяне? Каков круг ее интересов? Чем она увлекается? Опишите ее внешность. Подготовьте характеристику Татьяны.




Пришла пора, она влюбилась... Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснила ей младую грудь:

Душа ждала ... кого-нибудь.
Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Имеет сельская свобода

Свои счастливые права,

Как и надменная Москва.
Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.
Ей душно здесь... Она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню к бедным поселянам.



VI^ . РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ




  1. Вы – член школьного клуба «Юный географ». К неделе географии в школе вам поручили творческое задание.



  • Составить карту-путеводитель по местам, где проходили события в романе (в том числе географическим), с возможными иллюстрациями.

  • Представить свою работу на итоговом заседании клуба.



  1. Проведите виртуальную встречу с Евгением Онегиным.



  1. Вы в деревне вместе с Онегиным. С чего бы вы начали преобразование жизни крестьян? Что бы вы для них сделали? Обоснуйте свою точку зрения. Если надо – поспорьте с Евгением.




  1. 2. Вы присутствуете на балу у Лариных. Входят Татьяна и Ольга. Вы выбрали? Обоснуйте свой выбор, пользуясь текстом романа.




  1. Вы – Онегин. После долгого отсутствия вы возвратились домой и увидели «свою Татьяну», любовь которой когда-то отвергли. Вы восхищены ею. Какими словами вы выразите свое восхищение, свои чувства? Напишите ей «свое» письмо-объяснение.




  1. Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина. Опишите «свой» идеал женщины (мужчины).




  1. Нравится ли вам, как:

а) Пушкин заканчивает свой роман? Зная о чувствах Татьяны и Онегина, предложите свой вариант окончания. Составьте небольшой рассказ (можно прозой).

б) Возьмите у Евгения Онегина интервью после возвращения из путешествия. О чем бы вы написали в IХ главе романа?




  1. «Поэзия жизни действитель ной» - художественное содержание романа «Евгений Онегин». Составьте небольшую заметку о современном писателе (поэте), живущем в нашем крае, к творчеству которого можно было бы отнести эти слова



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconРазвитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин...

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconПрограмма самореализации личности по изучению романа михаила афанасьевича булгакова
Схвалено на засіданні методичної ради Макіівського науково-методичного центру управління освіти

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconЕвгений онегин евгений онегин роман в стихах

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Крепостное крестьянство...

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconРеферат на тему: Историческое изображение эпохи начала XIX века в...
Историческое изображение эпохи начала XIX века в произведении А. С. Пушкина Евгений Онегин

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconПрограмма самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина»
А. Пушкина пригласили выступить на открытии памятника любимому поэту. Поделитесь соображениями, почему по прошествии стольких лет...

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconИсторическая тема в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconЛитературно-театрализованное путешествие по сказкам А. С. Пушкина
Библиотекарь: (В руках книга сказок А. С. Пушкина) Ребята! Шестого июня 2009 года всё прогрессивное человечество будет праздновать...

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconЛитература 9 класс тема: мой пушкин
Тема: " мои пушкин". Итоговый урок по изучению творчества A. C. Пушкина. Цель: Помочь учащимся осознать величие творчества поэта...

Программа самореализации личности по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» iconВ каком ряду все слова состоят из 5 звуков?
А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» дает автору образные характеристики: «сатиры смелый властелин», «друг свободы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<