Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова




Скачать 75.49 Kb.
НазваниеУчебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова
Дата публикации02.01.2014
Размер75.49 Kb.
ТипУчебник
uchebilka.ru > Литература > Учебник
6 класс

русский язык ( по учебнику Баландиной Н.Ф.)
Тема: Заимствованные слова

Цели:

- дать уч-ся представление о заимствованных словах и их происхождении;

- учить толковать значение заимствованных слов, пользоваться словарём;

- развивать навыки в определении заимствованных слов, нахождении их в тексте, в устной речи;

-обучать орфограмме « Удвоенные согласные в словах иностранного происхождения».

Речевая тема: « Водой не разольёшь».

Оборудование: учебник, учебные тексты, слайды.

^ Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока
I. Объявление темы и цели урока. (Сл. 1-3 )

Вы узнаете, почему русский язык называют богатым и что это значит; как развивается язык, как пополняется «золотой запас» лексики русского языка; какие слова называются исконно русскими, заимствованными.

Научитесь распознавать заимствованные слова, правильно и уместно употреблять их в своей речи.

^ II. Актуализация опорных знаний уч-ся.

1. Проверка д/з.

2. Беседа.

- Что такое лексика?

- Какие лексические группы вы знаете?

- Что такое устаревшие слова?

- Что такое неологизмы?

- Что такое профессионализмы?

- Что такое термины?

- Что такое диалектизмы?

3. Лексический диктант.
1. _________________________ - это словарный состав языка. 2. Слова, вышедшие из повседневного употребления, называются __________________________. 3. Новые слова, которые появляются для обозначения новых явлений, предметов, называются ______________________________. 4. Основу лексики составляют ___________________________________ слова. 5. Слова, которые употребляют люди одной профессии, называются ______________________________________. 6. Слова, обозначающие научные понятия, называются _________________________________. 7. Слова, понятные жителям определённой местности, называются __________________________________.
III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

По своему происхождению лексика русского языка делится  на исконно  русскую и заим-ствованную.   Основную часть лексики составляют исконно русские, незаимствованные  слова.

  • Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ЗАИМСТВОВАННЫМИ (по-укр.: запозичені). ( Сл.4)

  • Исторические причины заимствований ( Сл.5)

Среди заимствований есть слова: ( Сл.6)

  • из  греческого  (ангел,   икона,   грамматика,  география,  история,  тетрадь),

  • латинского (школа, каникулы, директор, диктант, экзамен, конституция, эрудиция),

  • английского (бизнес, троллейбус, баскетбол, спорт, кекс), немецкого (лагерь, курорт, мольберт, ландшафт),

  • французского (жилет, пальто, бульон, актёр, пьеса) и других языков.

  • Освоение заимствованных слов ( Сл.7)

О происхождении заимствованных слов можно узнать в специальном словаре иностранных слов, а также в толковом и этимологическом словарях. ( Сл.8)

  • Как узнать заимствованное слово. ( Сл. 9-15)


^ IV. Восприятие нового материала.

1.  Прочитайте слова-синонимы. Укажите среди них заимствованное. Определите по словарю его происхождение.

Неприязненный, недружелюбный, недоброжелательный, агрессивный.

  • Агрессия→агрессивный ( лат.)- наступательный, вызывающий.



2.  Определите, являются ли выделенные слова исконно русскими или заимствованными. При необходимости обратитесь к словарю. Выпишите выделенные слова и запишите их лексическое значение. ( Сл. 25-32)

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 — 1869) — выдающийся русский композитор, один из основоположников реализма в русской музыке. Большое влияние на его музыкальное развитие имела дружба с М. Глинкой. Первое его значительное произведение — опера «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Творческая деятельность Даргомыжского свидетельствует о прочных связях его с украинской культурой, искусством, народным творчеством. В основу музыкальной фантазии «Украинский казачок» он положил украинскую народную танцевальную тему. Работал над оперой «Мазепа». Т.Г. Шевченко тепло вспоминал о нём в своём «Дневнике». Значительное влияние Даргомыжский оказал на творчество М. Лысенко, который чрезвычайно высоко ценил принципы народности выдающегося русского композитора.    

  • См.приложение (Сл.33-40)


3.  Определите происхождение и значение выделенного слова. Является ли сформулированное Волькой Костыльковым определение данного слова научным? Запишите определение слова горизонт по словарю.

Экзаменатор Варвара Степановна снова обратилась к несчастному Вольке:
—  Ну, Костыльков, не нервничай. Расскажи-ка, что такое горизонт.
—  Горизонт? — обрадовался Волька. — Это совсем просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая...

Но за стеной снова закопошился Хоттабыч, и Костыльков пал жертвой его подсказки.
—  Горизонтом, о высокопочтимая, - поправился он, - горизонтом назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.

- Час от часу не легче! — простонала Варвара Степановна. -- Как прикажешь понимать твои слова насчёт хрустального купола небес: в буквальном или переносном смысле слова?


^ V. Изучение нового материала

1. Слово учителя

Есть заимствования, которые имеют соответствия среди русских слов: акцентировать — выделять, визуальный — наглядный, имидж — облик.

Иноязычные слова следует употреблять в меру. Не засоряйте ими свою речь. Если в языке есть соответствующее  русское слово, старайтесь употреблять его.

Многие иноязычные слова имеют удвоенные согласные.

Обратите внимание!


Сравните!


2. Практика.

Выпишите из таблицы слова с удвоенными согласными. Запомните их написание.

^ VI. Закрепление изученного (Сл.48 )

1.  Прочитайте строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Определите отношение поэта к иноязычным словам. Найдите в тексте синоним к слову заимствованные.
   Но панталоны, фрак, жилет,
   Всех этих слов на русском нет;
   А вижу я, винюсь пред вами,
   Что уж и так мой бедный слог
   Пестреть гораздо меньше мог
   Иноплемёнными словами...


2.  Замените выделенные заимствованные слова русскими. Запишите заимствованное слово с русским синонимом.

1. Она наблюдала, как происходит её эволюция. 2. Мне не импонируют эти мысли. 3. Решение этой задачи элементарное. 4. Среди собравшихся превалировали первоклашки. 5.  В школьной столовой сервис вполне удовлетворительный. 6.  Родители приняли превентивные меры.

Д л я   с п р а в о к: простой, развитие, упредительные, преобладать, обслуживание, нравиться.


3.  Конечно, неразумно вообще не употреблять заимствованные слова, однако надо помнить, что злоупотребление ими нередко приводит к речевым ошибкам. Устраните недочёты в данных предложениях.

1. Летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Миргород. 2. Импорт нашей страны составляют трубы, уголь, зерно, вывозимые из неё в большом количестве. 3. В десять часов начался консилиум учителей нашей школы. 4. Собакевич кормил своих собак вкусным меню.
Комментарий учителя: 1. Круиз – кругосветное путешествие; надо-путешествие; 2. Импорт – ввоз из-за границы; надо-экспорт. 3.Консилиум – совещание врачей для выяснения болезни и способов её лечения; надо- совещание или педсовет. 4. Меню – перечень блюд в ресторане, кафе; надо – обедом или едой.

4.  Спишите слова: группа, балл (отметка), бал (вечер с танцами), антенна, тонна. Объясните орфограмму. Вставьте в шуточные двустишия подходящие по смыслу слова.

   Спросите, не повысив тона:
   Что больше, центнер или ...?

   Необходимы соль и крупы,
   Чтоб кашу наварить для ....

   Кто получит низкий ... ,
   Не придёт на школьный ....

   Радиоволна идёт сквозь стену.
   Мы её поймаем на ... .
                              (С. Бондаренко)


5.  Вставьте пропущенные буквы. При необходимости обратитесь к словарю.

1. Это был шестикла..ник, а..уратный, ко..ектный мальчик. 2. Вдоль дома тянулась широкая те..а..а с деревянными перилами. 3. Гриша бежал к тро..ейбусной остановке. 4. Староста предложила редко..егии выпустить к празднику стенгазету. 5. По профе..ии мама режи..ёр.
6. Творческий диктант.

Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы. Соедините их стрелочками.


Аргументировать

Дорога

Аэроплан

Вход

Афиша

Объявление

Вестибюль

Спор

Шоссе

Самолёт

Диспут

Доказывать

Акцентировать

Обратить особое внимание

Контролировать

Перерыв

Антракт

Проверять

Агрессивный

Указание

Инструкция

Враждебный

^ VII. Речевая тема: «Водой не разольёшь» (Сл.18-23)

1. Чтение текста.

«Водой не разольёшь»
Летом я отдыхал в лагере в Карпатах. Первый день был грустным: скучал по дому, родным. Затем познакомился с мальчиками и девочками из моего отряда и оказалось, что я попал в большую семью – семью новых друзей.

Самым лучшим другом для меня стал Мишка. Стеснительный и робкий, он проявил себя настоящим товарищем, преданным и отзывчивым. В тот день, когда мы пошли в горы и я подвернул ногу, Мишка не только поддержал меня, но и помог мне нести вещи. А на первый взгляд он казался слабым и беззащитным, но выяснилось, что у него настоящий мужской характер. Мы проводили с ним вместе все дни, я рассказывал ему о своём щенке Рексе, а Мишка открыл мне мир компьюте-ров.

Ещё мы болтали о школе, о своих одноклассниках. Я понял, что и у них, и у нас есть разные ребята: добрые и чёрствые, добросовестные и безответственные, умные и не очень, общительные и замкнутые, недоброжелательные и дружелюбные.

Для меня стало открытием, что с девочками тоже можно подружиться. Маринку недаром выбрали старостой отряда. В плавании, волейболе, баскетболе ей не было равных, она может потягаться с любым из ребят. К тому же она такая общительная, что дружеские отношения моментально установила со всем отрядом. Именно Маринка научила меня новому стилю плавания, занятно пересказывала свои любимые книжки. А сколько интересного она знала по истории, географии! Мне иногда было стыдно за своё невежество. Очень хочется встретить в жизни побольше хороших товарищей, я и сам стараюсь быть верным, надёжным другом. Ведь школьная дружба, друзья детства остаются с нами на всю жизнь. И этим надо дорожить!
Словарь:
1. Компьютер ( из англ.) ) – устройство, выполняющее чётко определённую после-

довательность операций.
2. Волейбол ( из англ.) – спортивная игра с мячом, цель которой – направить мяч

через сетку.
3. Баскетбол ( из англ.) – спортивная игра с мячом, цель которой – забросить

руками мяч в корзину соперника.
4. История ( из греч.) – наука о прошлом.
5. География ( из греч.) – наука о природе Земли.
6. Невежество ( ц-слав.) – недостаток знаний, необразованность.
7. Дружба ( искон.рус.) – отношения между людьми, основанные на доверии,

общих интересах, искренности, уважении.
2. Работа с текстом.

  • Объясните значение выделенных слов ( самостоятельно или воспользовавшись словарём).

  • Объясните происхождение слов ( исконно русские, заимствованные).

  • Переведите слова и словосочетания с украинского языка на русский ( упр.72)


3. Обогащение словарного запаса.

  • Выполнение упр.74

Устно составьте 2-3 предложения с выражениями из упражнения.

  • Письменно составьте 2-3 предложения с заимствованными словами ( см. Словарь)

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Д/З Урок № 6: выписать из словаря иностранных слов 3 заимствованных слова с объяснениями к ним.

Урок № 7: составить с 3 заимствованными словами (из таблицы) предложения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconУчебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Лексикология. Устаревшие
Вы узнаете, устаревают ли слова и почему это происходит, зачем в художественной литературе

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconБозначающие коммуникативно важные понятия, попадают в зону социального...
Иноязычные слова, обозначающие коммуникативно важные понятия, попадают в зону социального внимания, становят приметой времени. Назовите...

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова
Ознакомить с признаками однокоренных слов. Научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; однокоренные слова...

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconТема. Лексика. Понятие о слове. Лексическое значение слова Страница 99. Выучить определение
Страница 99. Выучить определение лексикологии, слова, лексического значения слова

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconТема: Тематические группы слов. У каждого своё увлечение. Цели
Оборудование: учебник : Русский язык: 5 кл.: Учеб для образоват учеб заведений с укр яз обучения/ Под ред. Баландиной Н. Ф. – К.:...

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconТема: Произношение и написание безударных гласных в корне слова
Оборудование: Интерактивные тренажеры «Отличник», «Словарные слова» тест, схема «Антонимы, синонимы»

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconУрок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова
Цель: дать учащимся представление о сложных и сложносокращенных словах, обучить умению находить эти слова в речи, обьяснить их образование,...

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconТема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Сделать 4 предложения на выбор по теме
Литература – А. С. Пушкин. Биография (конспект по учебнику), стихотворения наизусть: «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье»,...

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconТема. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения,...

Учебнику Баландиной Н. Ф. Тема: Заимствованные слова iconУрок русского языка тема: Части слова. Разбор слова по составу. Цель:...
Ознакомить с алгоритмом разбора слов по составу, подготовить учащихся к теме «Разбор слова по составу», упражняться в составлении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<