6 класс
русский язык ( по учебнику Баландиной Н.Ф.) Тема: Заимствованные слова
Цели:
- дать уч-ся представление о заимствованных словах и их происхождении;
- учить толковать значение заимствованных слов, пользоваться словарём;
- развивать навыки в определении заимствованных слов, нахождении их в тексте, в устной речи;
-обучать орфограмме « Удвоенные согласные в словах иностранного происхождения».
Речевая тема: « Водой не разольёшь».
Оборудование: учебник, учебные тексты, слайды.
^ усвоение новых знаний.
Ход урока I. Объявление темы и цели урока. (Сл. 1-3 )
Вы узнаете, почему русский язык называют богатым и что это значит; как развивается язык, как пополняется «золотой запас» лексики русского языка; какие слова называются исконно русскими, заимствованными.
Научитесь распознавать заимствованные слова, правильно и уместно употреблять их в своей речи.
^
1. Проверка д/з.
2. Беседа.
- Что такое лексика?
- Какие лексические группы вы знаете?
- Что такое устаревшие слова?
- Что такое неологизмы?
- Что такое профессионализмы?
- Что такое термины?
- Что такое диалектизмы?
3. Лексический диктант. 1. _________________________ - это словарный состав языка. 2. Слова, вышедшие из повседневного употребления, называются __________________________. 3. Новые слова, которые появляются для обозначения новых явлений, предметов, называются ______________________________. 4. Основу лексики составляют ___________________________________ слова. 5. Слова, которые употребляют люди одной профессии, называются ______________________________________. 6. Слова, обозначающие научные понятия, называются _________________________________. 7. Слова, понятные жителям определённой местности, называются __________________________________. III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
По своему происхождению лексика русского языка делится на исконно русскую и заим-ствованную. Основную часть лексики составляют исконно русские, незаимствованные слова.
Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ЗАИМСТВОВАННЫМИ (по-укр.: запозичені). ( Сл.4)
Исторические причины заимствований ( Сл.5)
Среди заимствований есть слова: ( Сл.6)
из греческого (ангел, икона, грамматика, география, история, тетрадь),
латинского (школа, каникулы, директор, диктант, экзамен, конституция, эрудиция),
английского (бизнес, троллейбус, баскетбол, спорт, кекс), немецкого (лагерь, курорт, мольберт, ландшафт),
французского (жилет, пальто, бульон, актёр, пьеса) и других языков.
Освоение заимствованных слов ( Сл.7)
О происхождении заимствованных слов можно узнать в специальном словаре иностранных слов, а также в толковом и этимологическом словарях. ( Сл.8)
Как узнать заимствованное слово. ( Сл. 9-15)
^
1. Прочитайте слова-синонимы. Укажите среди них заимствованное. Определите по словарю его происхождение.
Неприязненный, недружелюбный, недоброжелательный, агрессивный.
Агрессия→агрессивный ( лат.)- наступательный, вызывающий.
2. Определите, являются ли выделенные слова исконно русскими или заимствованными. При необходимости обратитесь к словарю. Выпишите выделенные слова и запишите их лексическое значение. ( Сл. 25-32)
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 — 1869) — выдающийся русский композитор, один из основоположников реализма в русской музыке. Большое влияние на его музыкальное развитие имела дружба с М. Глинкой. Первое его значительное произведение — опера «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Творческая деятельность Даргомыжского свидетельствует о прочных связях его с украинской культурой, искусством, народным творчеством. В основу музыкальной фантазии «Украинский казачок» он положил украинскую народную танцевальную тему. Работал над оперой «Мазепа». Т.Г. Шевченко тепло вспоминал о нём в своём «Дневнике». Значительное влияние Даргомыжский оказал на творчество М. Лысенко, который чрезвычайно высоко ценил принципы народности выдающегося русского композитора.
3. Определите происхождение и значение выделенного слова. Является ли сформулированное Волькой Костыльковым определение данного слова научным? Запишите определение слова горизонт по словарю.
Экзаменатор Варвара Степановна снова обратилась к несчастному Вольке: — Ну, Костыльков, не нервничай. Расскажи-ка, что такое горизонт. — Горизонт? — обрадовался Волька. — Это совсем просто. Горизонтом называется воображаемая линия, которая...
Но за стеной снова закопошился Хоттабыч, и Костыльков пал жертвой его подсказки. — Горизонтом, о высокопочтимая, - поправился он, - горизонтом назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
- Час от часу не легче! — простонала Варвара Степановна. -- Как прикажешь понимать твои слова насчёт хрустального купола небес: в буквальном или переносном смысле слова?
^
1. Слово учителя
Есть заимствования, которые имеют соответствия среди русских слов: акцентировать — выделять, визуальный — наглядный, имидж — облик.
Иноязычные слова следует употреблять в меру. Не засоряйте ими свою речь. Если в языке есть соответствующее русское слово, старайтесь употреблять его.
Многие иноязычные слова имеют удвоенные согласные.
Обратите внимание!

Сравните!

2. Практика.
Выпишите из таблицы слова с удвоенными согласными. Запомните их написание.
^
1. Прочитайте строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Определите отношение поэта к иноязычным словам. Найдите в тексте синоним к слову заимствованные. Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет; А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо меньше мог Иноплемёнными словами...
2. Замените выделенные заимствованные слова русскими. Запишите заимствованное слово с русским синонимом.
1. Она наблюдала, как происходит её эволюция. 2. Мне не импонируют эти мысли. 3. Решение этой задачи элементарное. 4. Среди собравшихся превалировали первоклашки. 5. В школьной столовой сервис вполне удовлетворительный. 6. Родители приняли превентивные меры.
Д л я с п р а в о к: простой, развитие, упредительные, преобладать, обслуживание, нравиться.
3. Конечно, неразумно вообще не употреблять заимствованные слова, однако надо помнить, что злоупотребление ими нередко приводит к речевым ошибкам. Устраните недочёты в данных предложениях.
1. Летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Миргород. 2. Импорт нашей страны составляют трубы, уголь, зерно, вывозимые из неё в большом количестве. 3. В десять часов начался консилиум учителей нашей школы. 4. Собакевич кормил своих собак вкусным меню. Комментарий учителя: 1. Круиз – кругосветное путешествие; надо-путешествие; 2. Импорт – ввоз из-за границы; надо-экспорт. 3.Консилиум – совещание врачей для выяснения болезни и способов её лечения; надо- совещание или педсовет. 4. Меню – перечень блюд в ресторане, кафе; надо – обедом или едой.
4. Спишите слова: группа, балл (отметка), бал (вечер с танцами), антенна, тонна. Объясните орфограмму. Вставьте в шуточные двустишия подходящие по смыслу слова.
Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или ...?
Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для ....
Кто получит низкий ... , Не придёт на школьный ....
Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на ... . (С. Бондаренко)
5. Вставьте пропущенные буквы. При необходимости обратитесь к словарю.
1. Это был шестикла..ник, а..уратный, ко..ектный мальчик. 2. Вдоль дома тянулась широкая те..а..а с деревянными перилами. 3. Гриша бежал к тро..ейбусной остановке. 4. Староста предложила редко..егии выпустить к празднику стенгазету. 5. По профе..ии мама режи..ёр. 6. Творческий диктант.
Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы. Соедините их стрелочками.
-
Аргументировать
| Дорога
| Аэроплан
| Вход
| Афиша
| Объявление
| Вестибюль
| Спор
| Шоссе
| Самолёт
| Диспут
| Доказывать
| Акцентировать
| Обратить особое внимание
| Контролировать
| Перерыв
| Антракт
| Проверять
| Агрессивный
| Указание
| Инструкция
| Враждебный
| ^ «Водой не разольёшь» (Сл.18-23)
1. Чтение текста.
«Водой не разольёшь» Летом я отдыхал в лагере в Карпатах. Первый день был грустным: скучал по дому, родным. Затем познакомился с мальчиками и девочками из моего отряда и оказалось, что я попал в большую семью – семью новых друзей.
Самым лучшим другом для меня стал Мишка. Стеснительный и робкий, он проявил себя настоящим товарищем, преданным и отзывчивым. В тот день, когда мы пошли в горы и я подвернул ногу, Мишка не только поддержал меня, но и помог мне нести вещи. А на первый взгляд он казался слабым и беззащитным, но выяснилось, что у него настоящий мужской характер. Мы проводили с ним вместе все дни, я рассказывал ему о своём щенке Рексе, а Мишка открыл мне мир компьюте-ров.
Ещё мы болтали о школе, о своих одноклассниках. Я понял, что и у них, и у нас есть разные ребята: добрые и чёрствые, добросовестные и безответственные, умные и не очень, общительные и замкнутые, недоброжелательные и дружелюбные.
Для меня стало открытием, что с девочками тоже можно подружиться. Маринку недаром выбрали старостой отряда. В плавании, волейболе, баскетболе ей не было равных, она может потягаться с любым из ребят. К тому же она такая общительная, что дружеские отношения моментально установила со всем отрядом. Именно Маринка научила меня новому стилю плавания, занятно пересказывала свои любимые книжки. А сколько интересного она знала по истории, географии! Мне иногда было стыдно за своё невежество. Очень хочется встретить в жизни побольше хороших товарищей, я и сам стараюсь быть верным, надёжным другом. Ведь школьная дружба, друзья детства остаются с нами на всю жизнь. И этим надо дорожить! Словарь: 1. Компьютер ( из англ.) ) – устройство, выполняющее чётко определённую после-
довательность операций. 2. Волейбол ( из англ.) – спортивная игра с мячом, цель которой – направить мяч
через сетку. 3. Баскетбол ( из англ.) – спортивная игра с мячом, цель которой – забросить
руками мяч в корзину соперника. 4. История ( из греч.) – наука о прошлом. 5. География ( из греч.) – наука о природе Земли. 6. Невежество ( ц-слав.) – недостаток знаний, необразованность. 7. Дружба ( искон.рус.) – отношения между людьми, основанные на доверии,
общих интересах, искренности, уважении. 2. Работа с текстом.
Объясните значение выделенных слов ( самостоятельно или воспользовавшись словарём).
Объясните происхождение слов ( исконно русские, заимствованные).
Переведите слова и словосочетания с украинского языка на русский ( упр.72)
3. Обогащение словарного запаса. Устно составьте 2-3 предложения с выражениями из упражнения.
Письменно составьте 2-3 предложения с заимствованными словами ( см. Словарь)
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Д/З Урок № 6: выписать из словаря иностранных слов 3 заимствованных слова с объяснениями к ним.
Урок № 7: составить с 3 заимствованными словами (из таблицы) предложения. |