Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы»




НазваниеУрок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы»
Дата публикации26.01.2014
Размер96.1 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ ЛУГАНСЬКИЙ ОБЛАСНИЙ ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ ОСВІТИ

УРОК З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ

«Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы»

РОЗРОБКА УРОКУ ДЛЯ УЧНІВ 7– го КЛАСУ



ДОВГАЛЕНКО ІРИНА ОЛЕКСАНДРІВНА

учитель російської мови та літератури

КЗ «ЛНВКСШПВОПК- колегіум № 36»

м. Луганська

кваліфікаційна категорія

«учитель вищої категорії»







Луганськ

2012








^ Глаголы I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы

Довгаленко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель: углубить знания учащихся о правописании личных окончаний глаголов I и II спряжения, познакомить с группой разноспрягаемых глаголов.

Задачи

образовательные: вырабатывать навык безошибочного определения спряжения; учить применению правил для написания безударных личных окончаний глаголов; расширить знания детей по теме “Глагол”, словарный запас учащихся;

развивающие: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы; отрабатывать навыки монологической и диалогической речи;

воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, изучаемому предмету.

^ Тип урока: урок-путешествие.

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации слайдов.

Оборудование: учебник по русскому языку для 7 класса, раздаточный материал (паспорт-памятка, пазлы для игры «Лото»), клей, карта «Республика Глаголия».

^ Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычное занятие, девизом которого будет пословица: «Упустишь минуту – потеряешь часы».

Посмотрите на экран и отгадайте зашифрованное слово. Шифр разгадки указан ниже.

Слайд 1.



(Ученики отгадывают слово.)

Ученик. На доске зашифровано слово “путешествие”

Слайд 2. ПУТЕШЕСТВИЕ


^ Учитель. Верно. Что вы можете сказать об этом слове?

Ученик. Путешествие – это поездка или передвижение пешком по каким-либо местам.

Это слово – существительное среднего рода. Это сложное слово, образовалось от двух слов – путь и шествие.

Учитель. Я предлагаю вам провести урок-путешествие. Но и поскольку это всё-таки урок русского языка, то и путешествие у нас будет своеобразным. Мы посетим одну из республик очень большой страны Морфологии. Нам нужно только подключить воображение и определить цель, ведь каждый путешественник, отправляясь в путь, всегда ставит перед собой цель, ради которой преодолевает все трудности. Вы ученые-лингвисты. Ваша задача – продолжить работу по изучению грамматических категорий глагола, вспомнить, как определять спряжение глагола, познакомиться с новой группой глаголов, научиться применять правила для написания безударных личных окончаний глаголов. Путешествие будет достаточно насыщенным, и, перед тем как отправиться в путь, нам нужно провести разминку, конечно, интеллектуальную.

^ II. Актуализация знаний учащихся

  1. «Мозговой штурм». Ответьте на вопросы:

- Выше мы упомянули страну Морфологию, о чем идет речь?

- Что такое морфология?

- Что такое часть речи?

- Сколько частей речи в русском языке?

- Назовите самостоятельные,

- служебные,

- междометие.

-Какую часть речи мы изучаем?

Учитель. Я думаю, каждый из вас догадался, что наше путешествие будет связано с республикой глаголов – Глаголией. Давайте посмотрим на карту этой республики, чтобы отчетливо представить место нашего путешествия (карта вывешена на доске). Обратите внимание, что на карте 8 областей. В каждой из которых несколько городов. Ведь они выполняют очень важную роль. Пользуясь картой, ответьте на вопрос:

- Что такое глагол? (устный ответ на лингвистическую тему – монологическая речь).

- Написание ь в глаголах. Найти и обозначить данную орфограмму в девизе урока (пословице).

2. Учитель.На прошлом уроке мы познакомились с категорией времени. Как образуются глаголы прошедшего и будущего времени?

Проверка домашнего упражнения (№ 86, стр. 45):

Прошедшее время: жила, была, решила, стала.

Настоящее время: знаешь, не имеет, является, удивляют.

Будущее время: поеду, получу.

Учитель. Какой глагол не выписали? Почему?

Ученик. Учиться - неопределенная форма глагола.

3.Следующее задание – словарный диктант.

Задание: объяснить написание ь в глаголах; указать вид, время, лицо и число; разобрать по составу.

Доносится - несов. в., наст. вр., 3 л., ед. ч.

Приближаешься – несов. в. , наст. вр., 2 л., ед. ч.

^ Гонюсь – несов. в., наст. вр., 1 л., ед. ч.

Прошептали – сов. в., прош. вр., 3 л., мн. ч.

(Ученики выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Взаимопроверка.)

^ III. Изучение нового материала

Учитель. Итак, уважаемые пассажиры, вы успешно справились с заданиями. Счастливого вам путешествия. А во время поездки, чтобы вы не заскучали, немного поиграем.

  1. Игра «Наш этимологический словарь».

Скажите о каком слове идет речь?

- Это слово пришло в XVII веке, образовано от глагола, имеющего тогда значение «соединять вместе, объединять»; от латинского, буквально «наклон, склон».

- В «Грамматике» Дамаскина это понятие обозначалось словом «супружество» - соединение.

- Образовано от глагола «спрягать».

Ученик. Спряжение.

Учитель. Итак, запишите тему урока.

2. Учитель. Уважаемые ученые, вы отправляетесь за границу и должны пройти таможенный контроль. Какой документ вам просто необходим? Да, это заграничный паспорт, без него не пропустят через границу. Откройте первую страничку паспорта, ознакомьтесь с памяткой «Спряжение глаголов» (разложены на партах), она поможет вам в дальнейшей работе, и ответьте на вопросы:

- Что такое спряжение глагола?

- Сколько спряжений у глагола?

- Чем отличается спряжение глаголов одного типа от другого?

^ Учитель. Зачем необходимо уметь определять спряжение глагола?

Ученик. Чтобы правильно написать личное окончание глагола.

3.Учитель. А теперь открываем наш путеводитель (учебник). Первая группа отправляется на станцию Первоспряженск, а вторая Второспряженск. Внимательно читаем информацию о жителях этого города.

Работа с учебником – стр. 47 (до таблицы) – обратить внимание, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению.

4.Учитель. Теперь давайте проверим, как вы усвоили данную информацию.

^ Игра «Лото» - собрать из разрезанных кусочков алгоритм и наклеить на лист.

(ученики самостоятельно выполняют работу).



Проверка выполненной работы.

-Кто запомнил и может повторить? (Ещё раз обратить внимание учащихся: инфинитив – для безударных гласных).

5. Учитель. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. И за это вам разрешили присутствовать на съезде делегатов городов Первоспряженска и Второспряженска. Послушайте и скажите, что их так беспокоит.
Инсценировка (диалогическая речь)

Слово предоставляется глаголу Говорить.

ГОВОРИТЬ: Уважаемые коллеги! Все мы с вами исправно трудимся, как в простых, так и в сложных предложениях. Наша профессия заставляет изменяться и спрягаться. Большинство из нас делает это с честью и не доставляет мальчикам и девочкам, а также взрослым дядям и тетям, которые нас пишут, никаких хлдопот. Взять хотя бы меня.

В неопределенной форме и в прошедшем времени я всегда имею при себе суффикс –и-: говорить, говорил. В фоормах настоящего времени моё любимое и содержится в окончаниях: говоришь, говорим, говорите. К тому же это и у меня всегда под ударением!

(Аплодисменты).

Вместе с тем у нас есть, к сожалению, ещё и такие глаголы, которые портят нервы бедным детям, мешают им писать грамотно. Из-за таких глаголов нас не любят и считают коварными. Я бы назвал нарушителей спокойствия – не побоюсь этого слова – оборотнями!

ПОДТВЕРЖДАТЬ: Правильно! Давно пора вывести их на чистую воду! А нельзя ли узнать, кто эти безобразники?

ГОВОРИТЬ: Конечно, можно. Возьмём к примеру глагол Молчать: в прошедшем времени он Молчал – а, в настоящем Молчит – и!

ПОДТВЕРЖДАТЬ: Молчит глагол Молчать, ему стыдно.

МОЛЧАТЬ (стоит, опустив голову).

ГОВОРИТЬ: Так же, как и этот «тихоня», ведут себя и другие «молчуны» - Кричать, Шуршать, Верещать.

КРИЧАТЬ (не выдержав, кричит из зала): Да какие же мы оборотни? Ну подумаешь, меняем а на и, так мы этого не скрываем, у нас эти гласные под ударением, их никто неверно не напишет. Вы лучше послушайте, как ведёт себя глагол Слышать: в прошедшем времени у него пишется а (слышал), а в настоящем в окончаниях – и (слышит). Совсем как у меня глагола Кричать, только без ударения. А посмотрите на глагол Смотреть: смотрел – смотрит. Оборотни, да ещё скрывают, какая у них гласная в суффиксе и окончании.

ПОДТВЕРЖДАТЬ: Покажите нам всех этих оборотней! Ребята! Догадались, о каких глаголах идет речь? Назовите их.

^ Ученик. Это глаголы-исключения II спряжения. У них в неопределенной форме и в прошедшем времени перед окончаниями и суффиксами пишется а (после шипящей) или е, а в личных окончаниях – и:

держать – держал – держит видеть – видел – видит.
6.Учитель. Давайте продолжим более тесное знакомство с жителями этих городов. Для этого выполним следующее задание:

- Данные глаголы неопределенной формы запишите в форме 3 лица единственного и множественного числа.

Встретить (II) – встретит, встретят;

встречать (I) – встречает, встречают;

включить (II) – включит, включат;

включать (I) – включает, включают.

- Глаголы, близкие по смыслу (различать).

Слышать (II –искл.) – слышит, слышат;

Слушать (I) – слушает, слушают.
7. Динамическая пауза.

Учитель. Настало время сделать привал и отдохнуть. Если я назову глагол I спряжения, вы поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой, если глагол II спряжения – приседаете:

Победить(II) – побеждать(I), отправлять(I) – отправить(II), потерять(I), находить(II), разрушать(I) – разрушить(II), гореть (I), говорить(II).

(Ребята выполняют упражнения).
8.Учитель. Продолжим путешествие. Сейчас мы с вами оказались в нарядном осеннем лесу. Любуемся осенними пейзажами и выполняем задание.


--

Слайды 3, 4, 5 «Осенние пейзажи»



Задание: запишите предложения, изменив глаголы по смыслу, выделите окончания, укажите спряжение.

В тихие дни берёза (сбрасывать) листья ровным кругом. (сбрасывает – I спр.)

(Краснеть) стройный клён. (краснеет- I спр).

Все кругом (смотреть) живо, мягко, ласково. (смотрит – II спр.).

9. Работа по развитию речи.

Учитель. Ребята, можно ли назвать данную группу предложений текстом? Объясните свой ответ.

^ Ученик. Группа этих предложений является текстом, так как предложения объединены общей темой.

10. Учитель. Вы замечательно справились с этим заданием. Мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция – станция Разноспряженск. Снова обращаемся к путеводителю. Читаем информацию о жителях этого города.

Исследовательская работа – упр. 92 (устно) – работа с таблицами.

^ Учитель. Назовите жителей города Разноспряженск.

Ученик. Бегу, чту, хочу.

Учитель. Почему эти глаголы являются разноспрягаемыми?

Ученик. При спряжении эти глаголы имеют окончания как I, так и II спряжения.

11. Учитель. При написании и произношении этих глаголов часто допускают грамматические ошибки (работа по культуре речи).

Выполните упр. 94 – исправить ошибки (по вариантам – 1 предложение).

12. Учитель. Последняя остановка – станция Особоспряженск. Здесь самое малочисленное население – всего 2 жителя. Это глаголы Есть и Дать. При спряжении они сохраняют архаичные формы.

Обратимся к путеводителю. Работа с таблицей учебника на стр. 50.

«Есть проблема!» - устно, стр. 50.

13. Выполним упр. 95 (по 1 предложению – по вариантам).

IV. Закрепление изученного


  1. Учитель. Итак, сегодня мы побывали в городах республики Глаголии – Первоспряженске, Второспряженске, Особоспряженске, Разноспряженске; но наше путешествие не окончено. Мне кажется, господа-языковеды, вам пора обобщить накопленный опыт, чтобы пройти таможенный контроль для возвращения домой. Для этого ответьте на вопрос глагола Гореть.

Инсценировка (монологическая речь)

(Задание с объяснительной функцией).

ГОРЕТЬ: Ребята, в течение урока вы научились определять спряжение и писать личные окончания глаголов. У меня к вам есть вопрос: если –ут, -ютI спряжение, а –ат, -ят – II спряжение, то у меня, глагола Гореть, будет окончание –ят (горят)! Следовательно, это II спряжение; но ведь в инфинитиве я оканчиваюсь на –еть, а в 7 глаголов-исключений не вхожу, значит – I спряжение. В чем же здесь дело?

Ученик. В окончании слова горят гласный под ударением, а правило, связанное с инфинитивом, относится лишь к безударным гласным (ведь затруднения в написании могут возникнуть при написании безударных)!


  1. Итоги урока.

Учитель. Отлично, вы справились. Будем считать, что контроль пройден и можно отправляться домой. Очень жаль, что наше путешествие подошло к концу. Посмотрите, пожалуйста, на экран и закончите предложения…
Слайд 6



(Ученики проводят рефлексию своей деятельности).


^ V. Домашнее задание

Учитель. Сегодня вы сделали для себя новые открытия, получили новые знания, а закрепить их вам поможет домашнее задание, которое приготовили для вас жители городов Спряженска – стр. 47 – 51, выполнить упр. 97 или одно из творческих заданий:

- Подберите пословицы и загадки, в которых были бы глаголы разных спряжений. Например: за двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь; светит, сверкает всех согревает.

- Задание повышенной трудности (по желанию): Сочинить лингвистическую миниатюру о жителях городов Особоспряженска или Разноспряженска.
Слайд 7. Спасибо за урок




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconПравописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени
Цель урока: Обосновать написание безударных окончаний глаголов, развивать умения распознавать спряжение глаголов

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconМеметов А. Семантическая классификация глаголов действия в крымскотатарском языке
Н. К. Дмитриевым в его статьях «Глаголы речи в языках тюркской группы», «Глаголы мышления», «Глаголы действия», «Глаголы движения...

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безударных личных окончаний глаголов

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconУрок №2 Тема. Неопределённая форма глагола (инфинитив). Совершенный...
Обучающая: расширить и углубить знания о неопределенной форме глагола; дать понятие о видах глагола; научить определять виды глагола;...

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconТема: Правописание отрицательной частицы -не- с глаголом. Изменение глаголов по временам.
Цель: Познакомить с ролью частицы -не- и её раздельным написанием с глаголами. Ввести понятие «изменение глаголов по временам»

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconed для правильных глаголов; 3 форма для неправильных глаголов. Active: Picasso
При спряжении глагола в страдательном залоге иpменяется только глагол to be, смысловой же глагол имеет во всех временах одну и ту...

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconЗавдання шкільної олімпіади з російської мови 2010 – 2011 н р
В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что у остальных? Блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать....

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconПосле определенных глаголов требуется использования ing form, например
После фразовых глаголов и глаголов и прилагательных с предлогами, например carry on, give up, thank for, insist on, good at, (приложение...

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconПосле определенных глаголов требуется использования ing form, например
После фразовых глаголов и глаголов и прилагательных с предлогами, например carry on, give up, thank for, insist on, good at, (приложение...

Урок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Разноспрягаемые глаголы» iconМетодическая разработка
Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте один из глаголов, данных в скобках. Следите за правильным упот­реблением глаголов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<