Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан»




Скачать 94.65 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан»
Дата публикации29.01.2014
Размер94.65 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан

Московский Педагогический Государственный УниверситетОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Д.Г.БАЙРОНА «ДОН ЖУАН» [pic]Выполнила студентка II курсаФилологического факультетазаочного отделенияМакарова Мария -2003- Образ дороги в мировой литературе не раз становился ключевым образом враскрытии множества поставленных задач. Кто может увидеть и рассказатьбольше, чем путешественник? Мотив странствия – это одна из самых яркихтрадиций в литературе, которая служит созданию целостной картины жизни.Когда жанр романа только зарождался, когда еще не открылся интерес кизображению внутреннего мира человека, главным героем часто становилсяименно путешественник. С развитием литературы мотив дороги начинает выполнять более сложныезадачи, он способствует раскрытию человеческих характеров, нравственно-философских и социально-бытовых проблем. Местные явления приобретаютхарактер общечеловеческих. Картины действительности предполагают не менееглубокий анализ, чем система образов, конфликты и философские размышленияавтора. Байрон хотел дать обзор современного мира и прибегнул к самомуподходящему для того художественному приему. Его герой – странник, которыйк тому же является «вечным образом» в мировой литературе и не требуетподробной характеристики. Автору достаточно назвать его имя и пойти вследза ним хоть на край света. Идя за своим героем, Байрон «берет на анализ» многие явления современнойжизни, которые, пройдя, как световой луч, через внутреннее «Я» поэта,распадаются на широкий проблематический спектр. Авторский взгляд являетсяединственным и главным проводником читателя. Философия Байрона заложена восновном в лирических отступлениях, в даваемых автором характеристиках иописаниях, которые вплетаются в сюжетную линию. Образ России в поэме «Дон Жуан», как и образы Испании, Турции, Англии,прежде всего, представлен отдельными лицами и имеет важное идейное значениев произведении. В эпоху Байрона взгляд всей западной Европы обратился кРоссийской Империи, которая во второй половине XVIII – начале XIX вековначала быстрыми темпами набирать обороты в международных отношениях. Связьс известными французскими просветителями, в которой российская коронаискала способов достижения своих абсолютистских целей, развитые торговыеотношения с Англией, успешные войны с Османской империей, завоевание Крымаи выход к Черному морю, приобретение Финляндии в войне со Швецией и,наконец, победа над Наполеоном – все это укрепило международный авторитетРоссии и поставило ее в ряд великих европейских держав. Несмотря на это, байроновская Россия предстает перед нами совершенно вином свете: за внешне блистательными военными достижениями скрываютсянизменные потребности, животные инстинкты в среде гвардейцев и казачества,унизительные придворные отношения, рабское положение народа. Байрон придаетогромное значение таким человеческим ценностям, как ум, свобода,справедливость. Здесь проявляются и его личные качества, и то влияние,которое оказала на всю Европу Великая французская революция, проходившаяпод просветительским лозунгом «свободы, равенства и братства». Автор не раздает понять, что он против завоевательных войн, и признает только борьбу заосвобождение. Седьмая и восьмая песни поэмы почти целиком посвящены военному сражениюрусских и турецких войск. Взятие турецкой крепости Измаил, котороепроисходило в 1790 г., поэт описывает в мельчайших подробностях, но позаконам художественного творчества. Особенность Байрона-художника в том,что он не стремился дать исчерпывающие и достоверные историческиехарактеристики, а хотел раскрыть живой смысл явления, посмотреть на него снравственной позиции. Эта позиция определяет и ход битвы, и поведениевоюющих, и характеры людей. Образ Суворова, великого русского полководца, прославившего военноеискусство, представлен очень субъективно, без приведения каких-либо точныхфактических или биографических сведений. Автор выделяет в нем не тольковоенный талант, но и отсутствие человечного начала, полное равнодушие кколичеству жертв. Кроме того, все его черты поэт окарикатуривает, онназывает Суворова «двуликой особью», «полудемоном, «героем и шутом»,который «перед штурмом был – в мундире арлекин». Несмотря на его военныедостижения, Байрон видит в нем марионетку в руках самодержавия.Характеристика полководца дана через призму авторского взгляда, которыйнаправлен не против каких-то личных качеств этого человека, а противискаженных государством ценностей: …Идем: зовет война Под крепость гордую, что с твердостью достойной Стоит еще, со всех сторон осаждена Суворовым (у нас – Сьюарру). Он, воюя, Как олдермен, - мозги, кровь обожал парную. (Песнь седьмая, строфа 8) Кровожадность имеет здесь образное значение. Поэт приравнивает к нейкорыстные интересы, погоню за славой и наградами, оцениваемыми вышечеловеческой жизни. Сцены зверской жестокости, которые являются результатомэтих интересов, подчеркивают гуманистический пафос поэмы. Тема войны появилась еще в «Паломничестве Чайльд Гарольда», но здесь онаприобретает более широкое значение. Личное байроновское восприятие войны впоэме «Дон Жуан» нашло блестящее свое выражение. «Человек, осушивший хотябы одну слезу, более заслуживает честной славы, чем тот, кто проливаетцелые моря крови...» - говорил поэт. Байрон стремился разрушить ложнуюгероику войны, ее мнимую торжественность, передать все уродливые чертыэтого явления. Цель войны – это убийство, орудие ее – обман и жестокость,все, что вершится на войне - грех. Не случайно поэт, перефразируя словаЕвангелия, противопоставляет волю человека воле Бога: Бог рек: «Да будет свет». И бысть он. Человек Сказал: «Да будет кровь». И крови льются реки. (Песнь седьмая, строфа 41) Вождь обучал бойцов по лестницам взбираться (Но не иаковским), учил во рвы спускаться… (Песнь седьмая, строфа 52) Кроме Суворова поэт вводит еще одного видного деятеля, верного русскомуоружию, Потемкина. Этот человек тоже изображен иронически, еще и потому,что был одним из фаворитов русской императрицы: От несварения он умер, пищей сладкой Объевшись, - и лежал у придорожных лип, Стяжав проклятия страны, им разоренной, - Как саранча, что мрет на ниве обнаженной. (Песнь седьмая, строфа 36) То был Потемкин, - муж, великий в те года, Когда величие убийством и развратом Стяжалось. Если честь нам титул и звезда Дают, - он славен был, и был вдвойне богатым. Саженный рост его доставил без труда Ему внимание царицы… (Песнь седьмая, строфа 37) Если о Суворове поэт далее говорит, что он превзошел Чингизхана иТамерлана своими кровавыми аппетитами, а значит хотя бы поэтому достоинбыть великим, то о Потемкине, который был главнокомандующим армии в русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг., ничего подобного мы не услышим: «Он славойлишь хотел упиться, проблистав». Не трудно догадаться здесь, что военныеуспехи Потемкина автор оценивает ниже, чем его личные заслуги передимператрицей. Подробную характеристику Екатерины II мы встречаем уже в девятой песни,когда Жуан прибыл к императорскому двору с депешей от Суворова. Об этойженщине Байрон отзывается еще менее лестно, чем о русских военных деятелях,которые вынуждены ей подчиняться, убивать и грабить ради нее одной. Но сначала поэт приводит некоторые характерные описания той страны, вкоторую направляется его герой: Герой мой (он и ваш, - вполне уверен в том!) Мной брошен на пути, несущимся, как лава, В столицу мужиков, отесанных Петром, Но смелых более, чем умных. Их держава Теперь весьма в чести, ей все кадят кругом, Ей сам Вольтер польстил, что мне досадно, право… (Песнь девятая, строфа 23) Байрон пренебрежительно-ироническим тоном говорит о России, в которойлюди, «отесанные», как бревна, больше приспособлены к бою, к владениюоружием, чем к мыслительной деятельности. В этих строках чувствуетсяскептическое отношение поэта к русской культуре, которая не можетразвиваться полноценно в стране, где человек имеет «прикладное» значение,где для него отсутствует не только свобода слова, но и свобода мысли.Байрон хорошо знает цену последней, и в качестве главного ее врага видитдеспотию. Тиран порождает лизоблюда, подхалима («Но худшие враги – тиран иподхалим…»), который под страхом насилия вынужден обманом прикрывать своимысли. Намек на переписку Екатерины II с известным просветителем и досада авторапо этому поводу свидетельствуют о том, что просветительская идеология,несмотря на отрицание ее романтиками, была близка Байрону. Советы Вольтераи его единомышленников для России оказались напрасными, так как послефранцузской революции «просвещенный» абсолютизм Екатерины II, грозившийсвержением самодержавия, резко обернулся реакционной внутренней политикой.Понимание главных идей просвещения – «свободы, равенства и братства» непошло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамкахсамодержавной монархии. Деспотическая Россия, где миллионы людей – рабы, где прихоть императрицы– уже закон, не заслуживает никаких авторских похвал. Видя беспредельностьвласти и бесправие народа, поэт превращает свое «свободное» слово в оружиепротив любой формы человеческой зависимости: Я и народу льстить не стану никогда; ……………………………………….. Мне нужен человек, кого бы не могли Давить ни вы, ни я, ни чернь, ни короли. (Песнь девятая, строфа 25) В песнях поэмы, где говорится о взятии Измаила, Байрон, называя русскийнарод великим, противопоставляет его царице-крепостнице, «глядевшей навойну, как на петуший бой». Но ни в выдающемся полководце Суворове, ни ввыдающемся фаворите Потемкине, целиком зависимых от настроения императрицы,Байрон не видит несчастных жертв абсолютистского режима. Рабство,подчинение – это такие же пороки, как и деспотизм, которые достойны«шакала», а не человека. Поэт призывает к борьбе за свободу, он сравниваетсети рабства с сетями паука, которые при желании можно легко порвать: Взмахни скорей рукой, смахни тенета эти! Без них паучий яд и жала нестрашны. Народ! Любой народ, какой лишь есть на свете, Не медли! Выпрямись, сорви их со стены! (Песнь девятая, строфа 28) * * * Примечательно, что автор, изображая Россию, почти не дает внешних ееописаний: «Но описаниям не уделю и фразу: // «Заметок путевых» тьмаразвелась у нас» (Песнь девятая, строфа 42). Тем не менее, даже в технемногих характеристиках, которые мы встречаем, есть неточности. Пушкинписал по этому поводу: «Байрон говорил, что никогда не возьмется описыватьстрану, которой не видал бы собственными глазами. Однако ж в «Дон Жуане»описывает он Россию, зато приметны некоторые погрешности противу местности.Например, он говорит о грязи улиц Измаила; Дон Жуан отправляется вПетербург в кибитке, беспокойной повозке без рессор, по дурной каменистойдороге. Измаил взят был зимою, в жестокий мороз. На улицах неприятельскиетрупы прикрыты были снегом, и победитель ехал по ним, удивляясь опрятностигорода: «Помилуй бог, как чисто!..». Зимняя кибитка не беспокойна, а зимняядорога не камениста. Есть и другие ошибки, более важные. Байрон много читали расспрашивал о России. Он, кажется, любил ее и хорошо знал ее новейшуюисторию. В своих поэмах он часто говорит о России, о наших обычаях…» Байрону, не видевшему России и знавшему о ней только из книг и рассказовдругих людей, похоже, не столь важно было предоставить пейзажные зарисовки,сколь обратить внимание на нравы людей в этой стране. Едкая байроновскаясатира в образах русской императрицы и ее фаворитов, в описанияхпетербургской придворной элиты нашла широкую отдушину. Фаворитизм в России появился еще во второй четверти XVIII века, когда попетровскому указу о престолонаследии женщины получили право нацарствование. Но ни одна предшественница Екатерины II (Анна Иоанновна,Елизавета Петровна) не может сравниться с ней по количеству фаворитов: Екатерины блеск, той самой, что царицей Была великою и заодно блудницей. (Песнь шестая, строфа 92) Создавая образ Екатерины, Байрон постоянно возвращается к темефаворитизма, как самого уродливого явления абсолютной монархии.[pic] Поэт высмеивает в Екатерине женское начало, страсть к мужчи-нам, котораядоминирует в ряду всех ее правительственных пол-номочий. Автор в скобкахзаме-чает, что женственность «состав-ляла не меньше двух третей великойединицы», показывая тем самым комичное несоответствие в ней внешнегооблика, статуса в государстве и внутренних запро-сов. Не случайно онназывает ее «дряхлеющей», «дородной», «ста-рушкой», годной Жуану в матери.Авторская ирония в связи с этой несообразностью удачно прозву-чала в 24строфе песни десятой: Но – мимо! Обойдем и тайные дела, Творимые в тиши такой неравной парой, Как юный лейтенант, расправивший крыла, И государыня, слывущая нестарой, Но и не юною, не тою, что была Семнадцатой весны венчанная тиарой. В тот момент Екатерине был 61 год. Не трудно догадаться, что для Байрона,который, описывая султанскую жену Гульбеяз, назвал ее возраст «уже довольноспелым», когда ей было лет двадцать шесть, возраст Екатерины II никак невязался с ее женским началом. Высмеивает Байрон и высшее общество Петербурга, пораженное довольнораспространенными недугами, которые мы найдем и в английских светскихкругах. «Кукольность» поведения придворных персон, доведенная уже доавтоматизма, как бы оттеняет сущность самой императрицы, которая окружиласебя целой сворой однотипных простейших существ. Автор не выделяет из этойтолпы ни одного персонажа, не упоминает ни одного имени, и говорит о ней,как об однородной массе, в которой нет ничего индивидуального, и вседействия совершаются одновременно, как по команде: «Двор зашушукался; у дамглаза раскрылись»; «…и по придворным дрожь волнения прошла»; «Двор тотчасже расцвел, как будто по весне»; «Морщины старых дам означились приметней»;«Лукавя, ширились улыбки здесь и там»; «Ласкать поручика спешит придворныйлюд» и т. д. Как часть самой Екатерины упоминается в конце девятой песни мадамПротасова, с которой уходит Жуан. По свидетельствам современников эта дамабыла «испытательницей» будущих фаворитов императрицы. Изображая придворную жизнь, поэт ни разу не упоминает о государственныхделах. Создается впечатление, что роскошь и развлечения, любовные делацарицы, «балы, веселые красавицы, монета» - это все, что необходимо дляуправления страной. Такая жизнь настолько необычна для байроновского героя,что он, пробыв «в чаду, в бреду, в огне, средь лоска, блеска, звона», дажезаболевает. В качестве одной из причин его болезни кто-то видит дело рукПотемкина: «Кто говорит, что он Потемкиным отравлен». В итоге Жуанурекомендован отъезд, а перед императрицей опять встает «непростой» вопрос:кому «вручить вакантный пост»? Несмотря на то, что Байрон несколько односторонне представил образекатерининской России, его сатира была направлена к самому основномуявлению ее действительности – государству. В образе Екатерины Байронпоказал бесперспективность и неэффективность абсолютной монархии, котораяпредоставляет одному человеку все права и при этом ни к чему его необязывает. В деспотизме монархов тех стран, где люди продаются на невольничьихрынках, где титулом и золотом награждают и за «убийство» на войне, и за«интимные» услуги, поэт видит крайнее проявление тирании и насилия наднародами. Он изображает итурецкого султана и Екатерину II как аморальных и развратных людей, порокии прихоти которых порождают вокруг них атмосферу раболепия, фаворитизма,политических интриг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconДжордж Гордон Байрон. Дон Жуан

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Дон Кихот и князь Мышкин...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10 Души "мертвые" и живые в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Тема России в лирике А. А....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconКраткие заметки из истории русской словесности
Скажет о нем: «Это не поэт. Синдик, выдумщик, повеса, дон Жуан, Путешественник, дуэлянт, пижон, а этого нет Нету магии стиха, как...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconЭрнст Теодор Амадей Гофман. Дон Жуан
Пронзительный звонок и громкий возглас: "Представление начинается!" вспугнули мою сладкую дремоту, и я очнулся. Наперебой гудят контрабасы;...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Трагедия матери в повести л чуковской Софья Петровна и поэме А. Ахматовой Реквием

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Фольклорные мотивы в поэме...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Россия и Белоруссия Министерство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономика современной России-2003...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан Московский Педагогический Государственный Университетобраз россии в поэме д. Г. Байрона «дон жуан» icon«Старые знакомые» Дон Кихота
Китае. И даже у нас в России к началу ХХ века были построены и успешно работали более 2500 тысяч ветряных мельниц общей мощностью...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<