Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…»




Скачать 161.65 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…»
Дата публикации29.01.2014
Размер161.65 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Картины природы в Слове о полку Игореве

СОДЕРЖАНИЕ. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» стр. 6 . Подробные описания природы в «Слове…» стр. 6 . Образы Русской земли в «Слове о полку Игореве» стр. 10 Заключение стр.14 Список литературы стр.15 ВВЕДЕНИЕ. В наше время можно встретить огромное количество разнообразныхлитературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот,маленького. У одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения снеизвестным автором – редкость. Одним из них является , например, «Слово ополку Игореве». « «Слово о полку Игореве» – памятник, написанный вскоре после походаИгоря на половцев, вероятнее всего, между 1185 и 1187 гг. Это первоедошедшее до нас лиро-эпическое произведение, уникальное по своемупоэтическому уровню», - по словам Н.И.Прокофьева. Эта повесть являетсяисторическим повествованием, главными героями являются реальные лица нашейистории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие. Книгарассказывает о реальном событии – походе Игоря Святославича противполовцев. По словам известного исследователя древнерусской литературы, «этоотклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. Содной стороны, автор - простой повествователь, испытывающий все те чувства,что и обычный человек. С другой стороны, он явно не был простым человеком,так как он очень подробно рассказывает нам весь Игорев поход. Этого рядовойвоин знать не мог. Поэтому автор мог быть дружинником. По словам Д. С. Лихачева, «сам автор «Слова …», скорее всего, былприближенным Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (онсочувствует и ему)». Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностьюсказать, что он был, несомненно, высокообразованным человеком. Он предстает перед нами и как опытный, тонкий в своих сужденияхчеловек. В рассуждениях он полагался не только на факты, свидетельствасовременников, но и на свой жизненный опыт. Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали своипроизведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими людьми, вовсем вокруг видевшими бога. Даже перо и бумага, на которой они писали,считались святыми. Писатели представляли, что сам бог руководит ими,поэтому они считали свои произведения творениями бога. Кроме того, люди в эпоху Средневековья полагали, что все окружающее их– живое. Все, что они видели, они одушевляли. Поэтому, люди того временибыли очень суеверны. И они представляли свои произведения посланиями отбога, его дарами. Вот почему произведения того времени никогда неподписывались. Т.о., авторство «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о погибелиАлександра Невского», как и «Слово о полку Игореве», и многих другихдревних произведений словесности сейчас установить невозможно. В «Слове о полку Игореве» нельзя однозначно определить жанр. «Делениепроизведений древнерусской литературы достаточно условно. Это происходитпотому, что восточнославянские книжки не имели единого представления ожанровых категориях», - по словам Е. Рогачевской. В начале появились лишьцерковные писания, и к 12 веку они уже имели стройную систему жанров. А вотсветские произведения, появившиеся намного позже, не имели, да и просто немогли ее иметь в 12 веке, потому что тогда эти произведения были большойредкостью. Именно поэтому в «Слове…» имеются признаки многих жанров.Например, песни и плача (плач Ярославны), слова и ораторской речи (золотоеслово Святослава), кроме того воинской повести (описание битв, войны),былины и т.д. При переводе на современный язык это отражается переводчикамив виде строф разного объема, разной длинны стиха, наличия или отсутствиярифмы. Читая «Слово …», понимаешь, что люди 12 века были тесно связаны сприродой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы илипослания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, чтои как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие - срочнопеределать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать ииз того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы,картины природы. Рассказ о походе княжеских войск сопровождается большим количествомярких описаний природных явлений (солнечное затмение, гроза, сильныйветер). Даже в повести, описывающей военные события, битвы (поход князяНовгород-Северской земли со своей дружиной на половцев), большое вниманиеуделяется пейзажам, картинам Русской земли. Для нас, современных читателей, несомненно, большую ценность будетпредставлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом старинномпроизведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрособ авторстве и т.п., что и было кратко освещено ранее. Однако вышеназваннаясторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она изаслуживает особого внимания и рассмотрения со стороны исследователейдревнерусской литературы и читателей. Глава 1. Часть 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 12 ВЕКА. Интересно выяснить, каковы были религиозные представления людейвремени «Слова…». «В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – тоужасных и грозных, то таинственных и не понятных, то добрых и готовыхпомочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину наРуси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы-Яги, а кот умеетговорить человеческим голосом. Для них весь окружающий мир был пронизанволшебством. Такая вера получила название «язычество», т.е. народная вера.Славяне – язычники верили в родство людей с разными животными, приносилижертвы божествам, населяющим все вокруг». * Все божества делились на человекоподобные божества (леший, русалка,полудницы), домашние божества (домовой), божества – чудовища (змей,ящерица, морской царь и др.). В образах этих божеств связь человека сприродой ясно видна. Читая «Слово…», мы видим человека среди рек, полей илесов. Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древниммужским божеством был Род – бог неба, грозы и плодородия. Язычники так жеверили в бога зерна. - Ярило, громовержца и царя морских стихий – Перуна,бога – отца – Стрибога, небесного бога – Сварога и многих других. Например,при описании солнечного затмения в «Слове…», автор упоминает Сварога, прирассказе о грозе и ливне – Рода и Перуна. Поклонение им происходило всамых различных формах: от простой веры до жертвоприношения. В «Слове…» славянские боги упоминаются очень часто, причем не толькопрямо, но и косвенно. «Боян – Велесов внук», пахари – Дажьбожьи внуки, дажеветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова…» видит вокруг себямир, сотворенный богами. Этот мир живет под их покровительством. Жизньлюдей неотделима от невидимого, могущественного мира богов. Очень ярко представления русичей о мире, отражались и в плачеЯрославны. Она поочередно обращается к ветру, к Днепру и к солнцу.*Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта +»1996год. Исследователи древнерусской литературы считают, что плач Ярославны –это не только плач по погибшим воинам, но и древнее заклинание, в которомсодержится прямое обращение к высшим силам. «В плаче – заклинании столько…чувства…, что не остались равнодушными даже силы природы…По крайней мере,так думал автор, и так мыслили его современники». В 988 году произошло крещение Руси, т.е. принятие христианства. «Если говорить совсем коротко, то христианство – это религия, в основекоторой лежит вера в то, что… бог пришел в мир. Он родился, получил имяИисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек.Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего человечества.Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христианеверят, что мир создан единым, предвечным богом».* Но к 12 веку на Руси прежние верования не погибли, они существовалинаравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее. Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере.В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что автор – христианин. Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей.«Боричев – это спуск от центральной части Киева, где находился княжескийтерем и храмы, на городской Посол, где находилась церковь БогородицаПирогощая.» В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере вразличные божества. Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, содной стороны, природа представлена, как мир различных божеств,таинственных сил, а с другой – мир человека, окруженного духами,божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силамиприроды или, наоборот, в противоречии с ними. Человек 12 века одушевлял природу, окружающую его, все необычное(природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они объясняли какдействие богов. В «Слове…» сверхприродный мир олицетворетворен. Онтаинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Т.о. в «Слове…»представлен взгляд человека, одушевляющего природу, т. е. язычника. *Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1, Изд. «Аванта+»1996 год. Часть 2. КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…» С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы.Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Автор «Слова…»уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Нельзя не заметить,что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны,развернуты, а некоторые - кратки. В развернутых – в деталях описываются самые различные природныеявления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. Например, рисуякартину солнечного затмения (рассказу об этом посвящается 2 большие строфыв поэтическом переложении Н. Заболоцкого), автор «Слова…» сочетает какрассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей,беспокойное поведение животных и птиц. Развернутые описания природы во всем произведении имеют сходнуюкомпозицию. Сначала происходит какое-то событие, а потом оно подкрепляетсяописанием природы. Получается эмоционально богатый эпизод, в котором авторне только рассказывает об определенном событии, но и создает его образ,живописную картину. ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…». Сюжетное повествование в «Слове…» начинается с описания солнечногозатмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления и послеобращения к Бояну и речи Всеволода. Тогда глянул Игорь на Солнце И видит, что тьма от Солнца Все войско его накрыла… … Князь вступил в золотое стремя И поехал по чистому полю Солнце тьмою дорогу ему заступило Ночь громовыми стонами птиц пробудила, Свист звериный поднялся. Диво кличет с вершины древа, Велит послушать – земле незнаемой, И Поморию, и Посулию, И Сурожу, и Корсунию, И тебе, тмутороканский болван. Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и«воины тьмою покрыты». С одной стороны, радость, а с другой – печаль истрах. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая,впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногдавзаимоисключающие друг друга. Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий:погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни,света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю»,«солнце», обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый». Однако чтобыподчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя,привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующиеночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность:«тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Передчитателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса –все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний. Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут.Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного течения». Поним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дниноволуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал какими-либоастрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помогло сохранитьспокойствие перед затмением. Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картинанадвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий.Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа,например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещутсиние зарницы» и др. И в другой день полосой кровавой Повещают день кровавой зори… Идут тучи черные от моря, Тьмой затмить хотят четыре солнца… Синие в них молнии трепещут… Грому быть, великому быть грому! Лить дождю калеными стрелами! Поломаться копьям о кольчуги, Потупиться саблям о шеломы, О шеломы половчан поганых! (Перевод Майкова А.) Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д.Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегдаконкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавыезори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идтидождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах надполями несется». Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури.Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легчебыло преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он ужесправился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх ещебольше возрастал при мысли о надвигающейся беде. Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этогоприродного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь,прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие …молнии», «тучи черные». Т.о. выбраны прилагательные, называющие насыщенные,мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картиныгрядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», всознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря. Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силуПеруна: «великому быть грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца».Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воледружины, но и против воли самой Природы. Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столькообессилела, что просто не смогла сражаться с могучими половцами и пала вбою. А Игорь был захвачен в плен. Совершенно иной представлена нам природа в самом конце поэмы.Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению игрозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Онасостоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и радостноевозвращение. И прыснуло море в полуночи. Смерчи нагнали мглу. … Погасли вечерние зори. … Застучала земля, зашумела трава, Половецкие вежи задвигались. В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствуетосвобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля, зашумелатрава, половецкие вежи задвигались». В этом эпизоде автор не рисует столь живописной картины, как,например, в солнечном затмении или грозе. Ему важно рассказать о действияхприроды, ее помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель используетразнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала»,«зашумела», «задвигались». Т.е. природа охраняет Игоря от половцев. И сказал Донец: «Здравствуй, Игорь-князь. Много тебе - славы, Русской земле – веселья, А Кончаку – досады». И ответил реке беглец: - О Донец! И тебе много славы. Князя ты на волнах лелеял, Траву подстилал зеленую На своих серебряных берегах, Одевал его теплою мглою, Тенью зеленого дерева, Гоголем стерег на воде, Чайками на волнах, чернядью на ветрах. В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не только он спасРусскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом особую роль. В этом пейзаже автор использует большое количество прилагательных,чтобы подчеркнуть всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах»,«теплою мглою», «тенью зеленого дерева» и т.д. Писатель рассказывает о еепомощи князю, благодарит ее за это. Здесь описываются действия природы,благодарится за них. Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об опасности.Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряныхберегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», -по словам Д.С. Лихачева. Т. е. все вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун,птицы, звери – все помогает Игорю вернуться домой. А где Игорь проедет, там вороны не каркают, там сороки стихают, там галки молчат. Только поползни ползают. Только дятлы стучат – путь к реке кажут. Да веселые песни соловьи распевают, свет-зарю возвещают. … солнце светит на небесах – Игорь князь в Русской земле. В этом эпизоде мы ощущаем веселье, радость, торжество. На Русскуюземлю вернулось счастье, радость. Автор подчеркивает это сменой символики:вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. Т.е. все плохоеисчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пениюсоловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы занего. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям. Роль пейзажей в этом произведении очень велика. Во-первых, ониотражают мировоззрение людей 12 века, их веру, представления об окружающейприроде, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражаетчувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец,автор придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощьюпейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление обокружающей природе, его веру и поклонение богам. Глава 2. Образы – символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении. Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу,современный читатель получает не только по пейзажем, данным в произведении.Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картинемира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы,травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя 12века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русскойдружины. Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусскойлитературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символиканеобходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение.«Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 годабыло, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленнопереставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческаялогика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит настороне противников похода». На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве»говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этомсимволе выражается скорбь и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнцесветится на небесе, Игорь князь в Русской земле». В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмойпреграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живетзаботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни.Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится обопасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын ИгоряВладимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олеги Святослав». Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел впоход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как осимволах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшнойопасности, подстерегающей Игоря. Волки грозно воют по оврагам, Орлы клекотом на кости зверей воют, Лисицы брешут на червленые щиты. Вообще в произведениях устного народного творчества галки, воронысимволизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силамзла, стремящимся погубить человека. Тогда по русской земле редко пахари кричали, но часто вороны граяли, трупы между собой разделяя. А галки свою речь говорили – хотели лететь на кормление – уедие. А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символахдобра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскуюземлю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна авторназывает соловьем старого времени. Соловьи веселыми песнями рассвет возвещают. Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой. Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народномтворчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей»,«лебеди распуганы» и д.р. Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полкуИгореве». В частности представляет интерес, как автор использует этисимволы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, всезлое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет ив «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами,со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны». Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море»,«синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное».Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе. А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны сбелизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленнымив цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке,червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотойкняжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенкамичеловеческой доброты и красоты». Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия:Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон,Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет,например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебрянымиструями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ейкакую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущитакие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса натраве. - О Донец! И тебе много славы. Князя ты на волнах лелеял, Траву подстилал зеленую На своих серебряных берегах, Одевал его теплою мглою, Тенью зеленого дерева, Гоголем стерег на воде, Чайками на волнах, чернядью на ветрах. Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляетон в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «травуподстилал зеленую». И еще одну реку описывает автор – Каялу. Река с таким названием досего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, чтоэта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая илирека покаяния. Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть«Слова о полку Игореве» и играет огромную роль в образе Русской земли. Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…»основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образРусской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. Пословам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русскойземли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком,объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскуюисторию. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к еезащите от внешних врагов». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Многие ученые говорят о художественном значении «Слова…». Неопытномучеловеку это будет непонятно: ведь в произведении очень сложный инепонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, чтоавтор создал во всем произведении единую картину. Это поэтическоепроизведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы. «Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное.Художественная форма «Слова…»очень точно соответствует его идейномузамыслу. Т.е. образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели – идеиединства Руси ». В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из краткихи подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека 12 века,рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придаетпроизведению большую художественную ценность. Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутойметафоры – песни поэта, описывающей охоту, а заканчивает – торжеством людейна фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большоезначение образам природы. Лишь с их помощью мы можем выяснить мировоззрениелюдей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека. С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образамприроды. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через нихписатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него оченьмного. С другой стороны, писателю важны и образы – символы в «Слове…».Писатель использует их потому, что они выражают мир, в котором живет авторпроизведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов – символов дляписателя 12 века невозможно точное и убедительное повествование. Черезсимволику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие кокружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источникустановления личности писателя, его образа жизни. Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове ополку Игореве», как средство выражения своих эмоций, а также для приданияпроизведению большей детальности и ценности. Список литературы. 1. «Преданья старины глубокой». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 2. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 3. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 4. «Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991. 5. «Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978. 6. Лихачев Д.С. вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978. 7. Лихачев Д.С. «Свет и тьма» в «Слове о полку Игореве». Статья. В книге «Слово о полку Игореве» и культура его времени. (Под ред. Д.С. Лихачева). Москва,1985. 8. Рогачевская Е. «Жанровая система древнерусской литературы». В книге: «Древнерусская литература. Книга для чтения». Москва, 1993.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблема автора в Слове...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Научная и художественная...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Германия. Кулинарные традиции...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Переводческая деятельность...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Петербург Петроград. Литературная...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности страхования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconЭкология и здоровье человека. Содержание:|Введение. Глобальные экологические...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» icon"Наркомания болезнь века"|Ученик: | ||Класс: | ||Преподаватель:|...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Картины природы в Слове о полку Игореве содержание. Введение стр. 21. Религиозные представления человека 12 века стр. 42. Картины природы в «Слове…» icon-
Так, святого Себастьяна римляне расстреляли из луков; в «Слове о полку Игореве» расстрел также упоминается (половцы грозят расстрелять...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<