План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7




Скачать 111.15 Kb.
НазваниеПлан: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7
Дата публикации23.02.2014
Размер111.15 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат


План:

Введение 3

1. Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5

2. Основы физиологии высшей нервной деятельности 7

Заключение 13

Список использованной литературы: 15

Введение


«Учение Павлова о высшей нервной деятельности» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема моей контрольной работы актуальна потому, что, развивая известное положение о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности послужило толчком для дальнейшего изучения механизмов деятельности мозга. Стали быстро развиваться другие науки, изучающие основы нервной деятельности

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть учение Павлова о высшей нервной деятельности.

Объект изучения – человеческий мозг.

Предмет изучения – учение Павлова о высшей нервной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные характеристики высшей нервной деятельности.

2. На основании теоретического анализа учения Павлова о высшей нервной деятельности систематизировать знания о различных мнениях на эту тему.

3. Рассмотреть сущность и специфику понятий «высшая нервная деятельность», «рефлекс».

4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

5. Предложить собственное видение данной проблемы и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух разделов и заключения. Название глав отображает их содержание.
^

1. Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности




Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма).

Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов.

Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

Выводы Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.
^

2. Основы физиологии высшей нервной деятельности


Физиологическому учению И. П. Павлова свойствен глубокий монизм. Основные принципы его учения заклю­чаются в следующем:

а) принцип целостности, единства организма и решающей роли внешней среды в его эволю­ции и деятельности;

б) принцип нервизма;

в) принцип единства процессов анализа и синтеза;

г) принцип единства психического и соматического;

д) принцип единства струк­туры и функции — «приуроченности динамики к структу­ре»;

ж) идея о необходимости не только изучения, но и активного управления деятельностью орга­низма.

Головной мозг объединяет и регулирует всю внутрен­нюю и внешнюю деятельность организма, его взаимодей­ствия со средой по принципу рефлекса.

В основных понятиях о высшей нервной деятельно­сти— в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.

И. П. Павлов с сотрудниками глубоко изучили меха­низм образования условных рефлексов; зависимость появ­ления их от соотношения во времени условных раздражи­телей с безусловными, от состояния коры большого мозга, от свойств условного раздражителя (его силы) и от состояния безусловнорефлекторной деятельности. Обра­зование условных рефлексов происходит как на простые, так и на сложные, комплексные раздражители, состоящие из одновременно действующих компонентов.

У человека условные рефлексы чаще образуются на сложные синтетические, комплексные раздражители. Для условнорефлекторной деятельности его типично не только образование новых условных рефлексов, но и перегруппи­ровка по-новому старых связей. При этом происхо­дит не только суммация, но и синтез, интеграция ре­акции.

И. П. Павлов подробно раскрыл роль процессов тор­можения в деятельности нервной системы, особенно коры большого мозга. Он пришел к заключению о необходимо­сти различать торможение двоякого рода:

а) пассивное, или безусловное, и

б) активное, или условное.

К разновидности пассивного, или безусловного, он относил:

а) внешнее торможение как реакцию на «новиз­ну», на неожиданный, внезапный раздражитель, которое связано с возникновением новой доминанты — ориентировочной и самозащитной;

б) запредельное, или охранительное, торможе­ние как реакцию на сверхсильные или длительные раздра­жения, которая предохраняет от истощения и гибели клеточные структуры.

К активной, или условной, разновидности торможения им отнесены:

а) дифференцировочное, б) запаздывающее и в) угасательное.

Пассивное торможение свойственно всей нервной си­стеме, а активные или условные его формы — только коре большого мозга. Они представляют собой процессы, которые развиваются в онтогенезе и определяют возмож­ности тончайшего анализа и синтеза всех внешних и внутренних раздражителей.

Всякая новая условная связь возникает вначале в иррадиированной, генерализованной, обобщенной форме, а в дальнейшем концентрируется преимущественно в строго определенной динамической структуре.

Вокруг «пунктов» возбуждения и торможения в коре большого мозга возникают состояния с обратным знаком, т. е. явления одновременной положительной или отрица­тельной индукции. Кроме того, возбуждение и торможе­ние в самих этих пунктах в дальнейшем сменяются состояниями обратного знака (механизм последовательной индукции).

Интенсивность процессов иррадиации и индукции нахо­дится в обратно пропорциональной зависимости: чем сильнее процессы иррадиации в коре, тем слабее индукция и наоборот.

Как видно из сказанного, в основе корковой деятель­ности лежат процессы возбуждения и торможения, их движение (иррадиация и концентрация) и взаимодействие (индукция).

У человека в связи с развитием в ходе общения с другими людьми общественно-трудовой деятельности — речи появляется «чрезвычайная надбавка» в деятельности коры. Помимо реакций на непосредственные воздействия, обеспечиваемых у него, как и у животных, первой
сигнальной системой, человека отличает способность сим­волических (речево-письменных) реакций, как на непосред­ственные, так и на опосредованные воздействия. В связи с этим более древние формы сигнализации—оптико-жестикуляторные сменяются словесными — акустико-вербальными.

И. П. Павлов обращал внимание на то, что все законо­мерности первой сигнальной системы свойственны и де­ятельности второй, что обе сигнальные системы формиру­ются на основе безусловнорефлекторной деятельности и, подвергаясь ее влияниям, в то же время соподчиняют ее себе. Соотношения между второй сигнальной системой и первой в основном те же, что и между первой и системой безусловнорефлекторной деятельности.

В целостной работе коры большого мозга существуют индивидуальные различия, выражающиеся в неодинако­вых соотношениях между силой, уравновешенностью и подвижностью основных нервных процессов. Являясь результатом как врожденных, так и приобретенных вли­яний, эти индивидуальные различия были сведены И. П. Павловым в четыре основных типа высшей нервной деятельности, к которым ближе всего стоят, по его мнению, темпераменты, выделенные Гиппократом и Галеном (сангвинический, флегматический, холерический, ме­ланхолический).

Применительно к человеку многообразие индивидуаль­ных различий обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические), но и специфи­чески-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный — при преобладании второй, художествен­ный— при преобладании первой сигнальной системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой. Все богатство содержания стройного учения И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельно­сти невозможно охватить в кратком очерке. Однако приведенные основные положения раскрывают принципи­ально новый подход к изучению механизмов мозговой деятельности.

В творческом развитии физиологического учения И. П. Павлова, чрезвычайно богатом новыми фактами, применительно к пониманию основных закономерностей медицинской психологии, особенно важны два направ­ления.

Исследования К. М. Быкова (1886—1959) с сотрудни­ками заложили основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных и висцерокортикальных взаимовлияний. В результате факт психосомати­ческих и соматопсихических воздействий не только полу­чил объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-психическая деятельность. Были раскрыты основные за­кономерные тенденции в механизмах такого взаимодей­ствия.

Второе, весьма существенное положение явилось ре­зультатом оригинальных творческих исследований учени­ка И. П. Павлова П. К. Анохина (1898—1974). В сформу­лированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последова­тельные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга.

П. К. Анохин выделяет:

1) стадию афферентно­го синтеза, в формировании которой принимают уча­стие как специфические, так и неспецифические механиз­мы;

2) стадию формирования акцептора дей­ствия, который определяется как сложная система воз­буждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта;

3) стадию форми­рования аффекторного аппарата;,

4) стадию обратной афферентации. Последняя рас­крывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса.

Так, положения И. М. Сеченова (1863) о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами, и что понятие человеческого организма неизменно включает в себя окружающую его среду, к нашему времени получили глубокую научную разработку в физиологии высшей нервной деятельности — учении, созданном в первую очередь русскими и советскими физиологами. Трактовка же закономерностей психической деятельности и по настоящее время остается весьма пестрой. Одним из оснований тому служат методологиче­ские взгляды исследователя.

Заключение


Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.

У каждой личности, согласно И.П.Павлову, соразмерно собственных силовых уровней процессов возбуждения и торможения и их подвижности формируется определённый комплекс основных свойств нервной системы, обнаруживая тем самым присущий ей тип информационного метаболизма.

Сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность, функционируя взаимосвязанно, выражаясь словами И.П.Павлова, обуславливают высшее приспособление организма к окружающим условиям или, иначе говоря, - обеспечивают существование организма.

Рефлекс головного мозга - это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется. Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь.

Рефлекторная деятельность - это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно - рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями. С двумя первыми чертами рефлекса головного мозга неразрывно связана и третья. Будучи "выученным", временным, изменяющимся с изменением условий, рефлекс головного мозга не может определяться морфологически раз и навсегда фиксированными путями. "Анатомической" физиологии, которая господствовала до сих пор и в которой все сводится к топографической обособленности органов, противопоставляется физиологическая система, в которой на передний план выступает деятельность, сочетание центральных процессов.

Павловская рефлекторная теория преодолела представление, согласно которому рефлекс якобы всецело определяется морфологически фиксированными путями в строении нервной системы, на которые попадает раздражитель. Она показала, что рефлекторная деятельность мозга (всегда включающая как безусловный, так и условный рефлексы) - продукт приуроченной к мозговым структурам динамики нервных процессов, выражающей переменные отношения индивида с внешним миром.
^

Список использованной литературы:




  1. Александров Ю.И. «Основы психофизиологии» М., 1998г.

  2. Вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.

  3. Воробьева Г.А., Губарь Л.В., Сафьянникова С.Б., Анатомия и физиология. М., 1991.

  4. Данилова Н.Н., А.Л.Крылова «Физиология высшей нервной деятельности» М., «Феникс» 1999г.

  5. Ермолаев И.И., Возрастная физиология. М.:, 1994.

  6. Соколов Е.Н. «Физиология высшей нервной деятельности» М., 1981г.

  7. Судаков К.В. «Физиология поведения». С-пб.,1997г.

  8. Физиология человека. Том 1, под ред.акад. П.Г.Костюка. “Мир”, 1985.

  9. Фомин А.Б., Физиология человека, “Просвещение”,1995.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconНекоторые этапы интеграции в формировании поведения животных
Павловым и его школой закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных. Основным объектом,...

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconРеферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему...

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconЛитература 421
Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы...

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconКнига канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconКнига канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Физиология (физиология мотиваций и эмоций особенности высшей нервной деятельности человека)

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconЛичность и личностный рост
Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического...

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconЛекция №1
Лекция № Предмет и задачи физиологии, ее связи с другими дисциплинами. Краткая история развития физиологии как науки. Методы физиологии....

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconИ. П. Павлов выделил три основных свойства нерв­ной системы (силу,...
Среди индивидуальных особенностей шестилетнего ребенка особое место принадлежит темпераменту. Физио­логической основой темперамента...

План: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности 5 Основы физиологии высшей нервной деятельности 7 iconПатологические рефлексы обнаруживаются только при органических поражениях...
Атологии, и рефлексы орального автоматизма (субкортикальные), обнаруживаемые при патологических процессах в центральной нервной системе,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<