Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология»




Скачать 249.56 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология»
Дата публикации25.02.2014
Размер249.56 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Этапы становления социологии в России

Содержание. 1. Введение. 3 1.1 Термин «социология». 3 1.2 Рождение социологии в России. 4 2. Основная часть. 5 1. Ранние русские социологи. 5 2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина. 8 3. Советская социология 20-30-х годов. 12 2.3.1 Положение русской социологии после Октябрьской революции. 12 2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии 13 2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов. 14 2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). 16 2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы) 18 2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели» 18 2.5.2 Исследования социологов 80-х годов. 19 3. Заключение. 21 3.1 Современная российская социология. 21 3.2 Вывод. 22 4. Список использованной литературы. 23 1. Введение. 1.1 Термин «социология» ввел в 30-е годы Х1Х века Огюст Конт, которыйи считается отцом-основателем новой научной дисциплины. По егопредставлениям, социология должна была интегрировать (объединить) всезнания об обществе как едином организме и дать им подлинную научную(построенную на строгом изучении фактов) основу. Поэтому социология ставила перед собой две основные задачи: 1) изучение общества как целостной системы; 2) изучение общества позитивным (научно-инструментарным) методом. Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучениюобщества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов инаучных обобщений; а также от психологии, которая интересоваласьиндивидуумами, а не типическими групповыми проявлениями социальногоповедения и взаимодействия. Но вскоре социологи поняли, что могут: 1) либо изучать общество какцелостную систему – и тогда они вынуждены применять умозрительный подход(социально-философский); 2) либо изучать общество строго научным(инструментарным) средством и тогда они не охватывают всю целостность, аанализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы. Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менееразвиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возниклареальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либопредмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научныйанализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельноразвиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) иприкладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событийи фактов). Таким образом социология – отрасль науки о человеческом поведении,ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся впроцессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий ивзаимосвязей между индивидами и группами. Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, кактаковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и отгуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки –антропология, история, социология, психология, экономика и политическаянаука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственныйвзгляд на вещи и отличаются друг от друга. 1.2 Развитие социологии в России представляет собой весьмаувлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второйполовине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новаясоциальная наука стала проникать в Россию. Российское научное обществобыстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Этипредставления ранней классической социологической мысли превратились всамых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло ивлияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не толькоакадемический вес, но и превратилась в политическое движение. На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинулатеоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологовбыли характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениямизападноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура,стремление найти и выделить специфические черты российской социологическоймысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России. 2 Основная часть. 2.1 В русскую интеллектуальную среду социологические идеи прониклиспустя два десятилетия после опубликования во Франции знаменитого трудаОгюста Конта «Курс позитивной философии». Уже в 1859 г. в «Современнике»были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность. Петр Лаврович Лавров (1828-1900) известен, прежде всего, как политик-теоретик и политик-практик, и это справедливо. Его наиболее известноепроизведение «Исторические письма» проникнуто духом индивидуализма иизобилирует романтическими идеями о смене политического устройства обществаи о роли личности в истории. Он выдвигает понятие «критически мыслящейличности», эдакой своеобразной предтечи ницшеанского Сверхчеловека, котораясперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовоедвижение, формирует политическую партию, наконец, изменяет государственноеустройство. У Лаврова трудно найти произведение собственно социологическойнаправленности, то есть такие, которые бы исследовали социальные процессы.Его заслуга перед отечественной социологией состоит в том, что он первымпопуляризировал позитивистские идеи Конта в России, он говорил и писал осоциологии как о возможном и научно правильном методе исследования. Николай Константинович Михайловский (1842-1904) наиболее яркаяличность в славной плеяде русских социологов-позитивистов. Несмотря на то,что он не создал законченного учения и не написал труда, в которомпредставил бы систему взглядов в обобщенном виде, его заслуга передотечественной социологической мыслью огромна. Михайловский, являясьредактором журнала «Современник», публиковал в нем многочисленные статьи.Систематизация взглядов Михайловского позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, его следует отнести к сторонникам позитивизма биологического ипсихологического направлений. В работе «Борьба за индивидуальность» и «Чтотакое прогресс» выражается биологическое направление. Михайловский ставитчеловеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементомкоторой является биологическая клетка, а завершающим элементом –человеческое общество, таким образом, клетка и общество – явления одногопорядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют статьи «Герои итолпа», «Еще о герое», «Еще о толпе». В них, Михайловский приходит к весьмаценным в научном плане открытиям. Анализируя толпу, он находит в ееэкспрессивном и хаотическом поведении строгую закономерность. Он делиттолпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорито роли героя, который передает свой психологический импульс, а толпазаражается им. В споре со Спенсером, он приходит к совершенно иным выводам.Спенсер доказывает, что уровень развития общества пропорционален уровнюсоциальной и профессиональной дифференциации, то есть термины общественногопрогресса зависят от того, насколько многообразна социальная структура.Михайловский считает, что многообразие социальное и профессиональноедействительно способствует темпам прогресса, однако, отрицательносказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной,то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться заличностью. Лев Ильич Мечников (1832-1888), родной брат Ивана Ильича Мечникова,известного русского врача и физиолога. Написал труд «Цивилизация и великиеисторические реки», изданный впервые в 1889 г. Автор поставил перед собойряд глобальных вопросов: в чем причина солидарности человеческих сообществ,какой принцип лежит в основе развития цивилизации. По мнению Мечникова восновании важнейших социальных процессов лежит географический фактор.Человеческая цивилизация прошла три этапа: речной, морской, океанский.Первый этап характеризуется рождением цивилизаций Древнего мира, все ониродились по берегам великих рек. При низком уровне развитии орудий трудаповедение их работ связано с неординарностью привлечения огромного числалюдей. Именно этот фактор создал условия для рождения государств сжесточайшей формой правления – сантратией. Второй этап связан с освоениембассейнов Средиземного и других морей. Наличие островов с реальнойсоциальной и политической организации создал, по мнению автора условия длярождения Античной цивилизации с вариантностью ее политического устройства,философии, экономики. Наконец, освоение Мирового океана, Великиегеографические открытия сделали человечество единым. Таким образом,макросоциальные процессы объясняются с помощью привлечения географическойнауки. Субъективный метод в социологии – явление, свойственное толькоотечественной социологии. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кореевотстаивают возможность и необходимость субъективизма в социологии. По ихмнению, субъективный взгляд исследователя надо отполировать отобъективизма, результатов исследования. Субъективизм необходим в техисследованиях, где социальное действие индивида, поставив себя на егоместо, только тогда можно сделать вывод о поведении другого человека. На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенновыходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитиебыло связано с именами замечательных мыслителей П.А. Кропоткина, Н.К.Ковалевского, Е.И. Де Роберти, Л. Петражидского и др. Активное развитие неокантианства получает в начале ХХ века, и вособенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германиивернулись ряд социологов неокантианцев: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражидский.Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь какследствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другиекритерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцентвнимания на проблемы культурных ценностей, а не на развитие и смешениецивилизаций. Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в Россиинабирает силу новое методологическое направление – неопозитивизм. Егоприверженцами были А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. В отличиеот позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поисксоциальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальныхсвязей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальномуповедению. На революционной волне в 1918 г. был учрежден Социобиблиографическийинститут, в 1919 г. были созданы первые кафедры социологии в Ярославском иПетроградском университетах, а в последнем в 1920 г. – отделение социологиина факультете общественных наук. 2.2 Теории русских Социологов отражали не только современные для тоговремени теории западных ученых, но и практические социально-политические иэкономические проблемы российской действительности, реалии общественныхдвижений, направленных прежде всего на установление в Россиидемократического строя. Сочетание этих научных и социально-политических факторов оказалосьрешающим для формирования творческого гения выдающегося русского социологаП.А. Сорокина (1889 – 1968) – теоретика социологии, политического деятеля,крупного организатора социологического образования. ВыпускникПетербуржского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил интерес кновой социологической науке, которой и поставил уже начальные этапы своейнаучной карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с природным талантом кнаучной деятельности Сорокин проявил себя также в политике: он стал однимиз лидеров партии эсеров. После Февральской революции 1917 года Сорокин входил в составВременного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозициюбольшевикам. Годы духовных и физических преследований Сорокина,последовавшего после установления в России советской власти, привлекли кего насильственной высылке на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрелавторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканомсоциологического факультета Гарвардского Университета, где его влияниеиспытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон,Э. Тирсквян и др. П.А. Сорокин, автор колоссального количества робот, в том числе«Системы социологии» (1920), «Социальная мобильность»(1927), «Современныесоциологические теории»(1928), «Социальной и культурной динамики» (1946),«Общество, культура и личность»(1947). В Петербургском университете в 1919– 1921 годах собрал студентов и организовал широмасштабные социологическиеисследования, которые вошли в труды: «Голод как фактор» (1922), «Социологияреволюции» (1928) и др. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканомфакультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение отамериканского правительства организовать первый в США исследовательскийсоциологический центр. Будучи на пенсии, к нему обращались правительстваразных стран с аналогичной просьбой. В своей первой книге «Преступление и кара, подъем и награда»(1913)социальный феномен (сфера «надорганизации») определяется им как «социальнаясвязь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов».То есть, всякое взаимодействие, если оно обладает психологическимхарактером суть социальное явление. В «Социологии революции»(1925), где причины всех революций или иныхсоциальных потрясений Сорокин видит в подавлении базовых инстинктов людей(пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыживания). Крометого, автор замечает, что войны и революции уничтожают самых физически идуховно лучших людей, а остается «третий сорт». В работе «Системы социологии»(1920) автор предпринял разделениесоциального тела на элементарные составные части, а затем созданиятеоретической конструкции из ранее выделенных элементов. В процессереализации первой задачи, аналитической, Сорокин находит, что в основелюбой общественной организации лежит социальное явление, которое может бытьразложено на действия индивидов (а также акты, действия) и на проводникиобщения (символы интеракции, т.е. языки, письменность, орудия труда, деньгии др.), посредством которых происходит общение между индивидами.Многовариантное соединение частей – синтез, приводит к рождениюмножественных социальных взаимодействий: взаимодействие одного индивида содним, одного с несколькими, нескольких с группой, взаимодействиеорганизованное и неорганизованное, длительное и бессознательное и т.д.Далее Сорокин произвел восхождение от малых групп к большим и к социальномуобществу в целом. В этом восхождении он отметил наличие структурнойиерархии групп. Сперва следуют элементарные группы, сформированные покакому-либо одному признаку: профессиональному, образовательному и др.Далее следуют кумулятивные группы, в состав которых входят несколькоэлементарных групп. Кумулятивные группы – объединения, из которых состоитобщество, к ним относятся классы и нации. На конец, на самом верхуструктуры находится сложный социальный агрегат или попросту конкретноеобщество, состоящее из совокупности ряда кумулятивных и элементарных групп.Таким образом, система социологии Сорокина позволяет получить достоверныезнания о сложном агрегате, о его составных частях, отношениях, опираясь приэтом на данные, полученные из наблюдений за поведением людей в ихповседневной жизни. Исключительная заслуга Сорокина в разработке структуры социологии. Втруде «Система социологии» он выделил три основных раздела в теоретическойсоциологии: социальная аналитика (социальная антропология и морфология);социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальнаягенетика, т.е. теория эволюции общественной жизни. П.А. Сорокин разработал теорию социальной мобильности истратификации, которая позволяла прослеживать динамику социальных процессовс помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества. Вработе «Социальная мобильность» автор говорит, что мобильность естьестественное состояния общества и включающая в себя не только индивидов игрупп, но и социальных объектов (ценности). Мобильности могут различатьсяпо направленности (восходящая и нисходящая), по формам (коллективная,индивидуальная), по интенсивности, по масштабности. Вертикальнуюмобильность он рассматривал в трех аспектах по трем формам социальнойстратификации (политическая, экономическая, профессиональная), внутри- имежпрофессиональная. При этом автор четко различал социальную мобильностьи так называемый «коллективный переход» относительно общественнойстабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционныепериоды, голод и т.д.). Еще большую известность приобрело фундаментальней шее исследование,проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике – «Социальнаяи культурная динамика»(1937 –1941). Задача, поставленная самим Сорокиным,состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитиечеловечества и возникновение социокультурной «суперсистемы». В основеидеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганическойсистемы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которыхявляются индивиды и институты. Исторический процесс по Сорокину, естьцикличная флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическаяцелостность, имеющая в основе несколько главных предпосылок (представленийо природе реальности методах ее познания). Он выделяет три основных типакультуры: чувственный (sensate), где преобладает непосредственночувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), гдепреобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic), гдегосподствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается вправе, искусстве, философии, науке, религии, и структуре общественныхотношений, рациональное преобразование и смена которых происходит врезультате войн, революций, кризисов. Эти стадии или своеобразные парадигмыопределяют по мысли Сорокина все основные социальные структуры и процессы,происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчассопровождается столкновением и крушением общественных структур. Кризиссовременной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитиемматериализма и науки и выход из него видел в победе религиозной«идеалистической» культуры. Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии былозначительным. 2.3 Советская социология 20-30 гг. 2.3.1 Положение социологии в нашей стране после Октябрьской революциихарактеризовалось сравнительно кратковременным подъемом вначале и середине20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетнем периодомзапретов и гонений на эту науку и ее представителей. Социологическаятеория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций иподходов, была полностью подчинена господству институализированногомарксизма и его идеологии. В истории российской социологической науки период 20-30 гг. былпериодом «вычитания и потерь». Для него характерны такие парадоксы, какноваторство, блестящее начинание и бесплодное экспериментаторство; многоэнтузиазма и идеологизация теоретических поисков; поиск новой культуры ибольшевидский принцип «справедливости». Доведенные до логическизавершенного абсурда, они разрешились официальным запретом социологии,который в советской социологии оставил «белое пятно». Развитие социологии в России в начале ХХ века было на подъеме и кФевральской и Октябрьской революциям 1917 г. сложился достаточно высокийинтеллектуальный потенциал. Он был представлен: а) немарксистской традицией академической социологии с приоритетомтеоретических исследований – Н.И. Караев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев идр.; б) марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии вполитической борьбе – А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А Энгель и др. К этому времени была наработана практика социологическихисследований, имелся значительный теоретический и практический задел вразвитии социальной статистики. Более скромными были результаты в областиинституциализации и образовании, свидетельствующие о несколько худшемположении русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надоотметить появление учебной литературы: первые официальные учебники посоциологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е. Энгеля в1918г. Необходимо отметить, что в академической среде определяющим быловлияние немарксистских и антисоциалистических течений. Поэтому, послеопубликования в 1922 г. статьи Ленина «О значении воинствующегоматериализма», был поставлен вопрос о коммунистическом контроле запроцессом обучения. Он был облечен в формулировку, что «мы не так сильны,чтобы за пролетарские деньги разрешить в стране враждебное инакомыслие испорить с еретиками». Деятельность старой профессуры была оценена какдуховное развращение молодежи. Последовательно выдвижение идеологической иполитической функции науки на первый план под лозунгом: «Кто не нами, тотпротив нас». За этим жестким каноном марксизма последовала высылка изстраны и вынужденная эмиграция лучшей части ученых и преподавателей, техкто не поступился своими принципами. В частности за рубежом оказалось болеевосьмидесяти социологов, двое из которых обрели мировое имя – Г.Д. Гурвич(Франция) и П.А. Сорокин (США). В целом, эта была традиция России,подлинную цену которой по силам уплатить только несколькими поколениями. 2.3.2 В тоже время строительство нового социалистического строя остронуждалось в социологической науке. Дефицит марксистских кадров с достаточнопрофессиональной квалификации обуславливал потребность в их быстрейшейподготовке через систему рабфаков, института «красной профессуры». В 20-егоды была введена промежуточная научная степень «кандидат наук», в томчисле и по социологии. Накладываемый на эти трудности приоритет классовогоинтереса (партийности) неизбежно сопровождался значительным упрощениемтеоретических представлений о социальной действительности, популяризациейсоциального знания в почти сплошь безграмотном населении, доходящей докрайней вульгаризации. В месте с тем, в 20-е годы имел место и плодотворный, активный ростотечественной социологии, который в определенном смысле можно назвать«золотым». Становление советской (марксистской) социологии носилопионерский характер: ее объектом было общество, строящееся на базеобщественной собственности и приоритетом большинства – трудящихся масс надостальным меньшинством (концепция двух дружественных классов плюс слой).Это сопровождалось революционной смелостью мысли, многообразием точекзрения, активным изданием литературы по социальным проблемам, свободным отавторитета вождя. Дело в том, что в этот период советской власти отношение к ее вождю –В.И. Ленину было достаточно свободным. Старые большевики не считали егокрупным теоретиком, тем более в новых проблемах, связанных состроительством социализма. К нему относились главным образом как кпрактику, умело прилагающему марксисткою теорию к стратегии и практикесоциалистической революции, как политическому вождю партии. Именно в этомкачестве Ленин написал много статей, брошюр и книг, в которых емуприходилось высказываться «походя» о таких вещах, как Философия, экономика,социология, военное дело и др. В 1924 г. только еще начиналось обсуждениеего вклада в развитие марксизма и пропаганда ленинизма. В последующем«верные ленинцы» превратили Ленина в корифея науки и гениального философа,экономиста, социолога, историка и т. д. 2.3.3 Исследования имели поимущественно социально-экономическийхарактер с использованием социологических подходов. Среди работ такогоплана можно выделить исследования С.Г. Струмилина, Я Видревича (экономикатруда, бюджет времени); А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советскогообщества); А.К. Гастева, Н.А. Витке (научная организация труда); А. Исаева,И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н.Н. Иорданского (молодежь);А. Большакова, А. Гайстера (советская деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана(брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А. Гозулова, Б.Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л.М.Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроительство); Н.А. Гредескула, Е.А. Энгеля(образование и воспитание); М. Загорского, В. Кузьмичева (духовная жизнь) идесятков других революционно-прогрессивных представителей социологии,вынуждено прервавших свою деятельность. Результаты исследований помещались в более чем десяти журналах попроблемам условий организации труда и управления («Организация труда»,«Система и организация», «Производство, труд и управление», «Экономика ибыт» и др.). Они также использовались в государственных и ведомственныхпредприятиях построения экономических основ социализма. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к росту числаметодических разработок, который был сродни американской эмпирическойсоциологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работанад методикой и техникой прикладных исследований носила разрозненныйхарактер и осуществлялась в основном путем проб и ошибок. Вместе с тем,достаточно активно накапливался практический опыт по организации ипроведению исследований и широкий набор социологических методов. Здесь,необходимо отметить традиционное для российской социологии широкоеобращение к социальной статистике. В Коммунистической академии в 1925г.было образовано «Общество статистиков-марксистов» и стал выпускатьсяжурнал «Статистика труда» богатый статистический материал давали переписинаселения, начиная с 1921г. С.Г. Струмилин внес вклад в разработку различных статистическихматериалов обработки и анализа данных. Он, в частности, использовал приемранжирования. Кроме того, Струмилин, при анализе способностей работников кразличным видам деятельности с помощью самооценки, использовал метод оценокпо пятичной шкале, которая впоследствии получила название «шкалыТерстоуна». Советская социология 20-30-х годов имела две основные черты: 1)закрытость, самоизоляция от общего развития социологии, отрыву то богатыхтрадиций в истории развития социологической мысли и достиженийметодического уровня; 2) накопление эмпирического накопление эмпирическогоопыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта икультуры, бюджета времени, социальной структуры и др.; обращение ксоциологическим исследованиям имело достаточно широкую географию. Однако в начале 30-х годов социологию объявили буржуазной лженаукой изапретили деятельность социологических кафедр, журналов. 2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). В период «хрущевской оттепели» роль общественных наук как опорыстроительства коммунистического общества зримо возросла. Появилосьпотребность в многосторонней информации о социальных процессах,экспериментах и долгосрочных прогнозах. Тем самым открылись перспективы дляреабилитации социологии как средства познания и источника новой информации,связи общественной науки с жизнью. Быстрый рост ее начался в конце 50-х иособенно 60-х годах в вузах и академических институтах в различных городах.Активное участие в возрождении социологии приняли А.А. Зворыкин, А.Г.Здравомыслов, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, О.И.Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др. С первых шагов четко обозначилась линия развития отечественнойсоциологии – изучение и участие в строительстве социалистического икоммунистического общества. Парадокс заключался в том, что если сто лет назад марксизмпретендовал на средство переоценки ценностей, защиты угнетенных и на орудиеизменения мира, то теперь он превратился в отсталую догматическую теорию,защищавшую тоталитаризм и авторитаризм. Положительная комплиментарность вэтой ситуации неизбежно вела к социальному мифотворчеству иапологетическому обслуживанию бюрократических структур комадно-административной системы. В условиях неприкаемого господства философииисторического материализма, акцент в возрождении социологии пришелся наобласть ее прикладных функций и оправдование эмперических методов. В этотпериод налаживались зарубежные контакты. В 1956 г. советские ученые впервыеприняли участие в заседаниях Международной социологической ассоциации.С1958 по 1964 г. СССР посетили Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс, и др. Ссозданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошлаофициальная институциализация социологии. На философских факультетахЛенинградского и Московского университетов были созданы лабораториисоциологических исследований (В.А. Ядов и Ю.В. Арутюнян), в 1960 г. винституте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). В1968 г. начал работу Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) сотделами в других городах. С середины 60-х годов стала издаваться социологическая литература,начинали выходить периодические сборники «Социальные исследования» и«Информационный бюллетень ССА». Широко публиковались статьи, отчеты,монографии, книги, сборники по социологической проблематике. Реабилитация социологии, вовлечение ее в создание нового обществанастоятельно требовали разворота социологических исследований. Обращение копыту западных исследователей – это было познание новых возможностей научно-исследовательской работы, но основанной на ином менталитете. Поэтомувозникал целый ряд трудностей. В этот период появились социологическиецентры, где велась систематическая и серьезная работа надсовершенствованием научного аппарата исследования. Так, ленинградскиесоциологи плодотворно занимались разработкой методики сбора первичнойинформации, новосибирские – совершенствованием математического аппаратаисследования социальных процессов, таллиннские исследователи –использованием ЭВМ при обработке социологических данных и др. Вынужденное увлечение эмпиризмом обуславливало преобладание конкретно-социологических исследований узкоприкладного характера – организация иавтоматизация труда, текучесть рабочей силы, бюджет времени рабочих,культурный рост советского рабочего класса, всестороннее развитие личности,проблемы молодежи, брака и семьи, массовой коммуникации, социальногопланирования и др. В результате формировались новые социологическиеотрасли. На основе которых возникали ТСУ – теоретико-прикладная социология. 2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы). 2.5.1 Необходимо отметить, что наступление на социологию явилось лишьмоментом общего политико-идеологического поворота «вправо» после событий1968 в Чехословакии. Закончилась так и неустоявшаяся «оттепель» и наступалпериод застоя и деградации, когда система социализма безнадежно отстала отсоперничающей с ней системой капитализма. Именно в период 70-80-х годоввнутри советского общества сформировалась «теневая экономика», сталавырываться на простор с началом перестройки в 1985 г. и, легализовавшись с1992 г., реально угрожает превратить Россию в самое большое криминальноегосударство в истории. Противники социологии как самостоятельной науки выдвигали стандартныеобвинения в насаждении буржуазных концепций, элементов позитивизма,усматривая в этом способ расшатывания марксизма-ленинизма изнутри. В начале70-х годов социологию взяли в жесткие политико-идеологические тиски. Былопрекращено издание «Информационного бюллетеня ССА». В ИКСИ и руководствеССА была проведена своего рода чистка. В результате известные иквалифицированные социологи были вынуждены уйти из университета этозначительно ослабило его функции теоретико-метологического центрасоциологических исследований. Парадоксально, но в обновленном составе онстановиться инструментом торможения становления социологии. Практическиэто вылилось, с одной стороны, в акцент в административно регулируемых(контролируемых) социологических исследований на «позитивных» аспектахсоциального развития страны по принципу «чего изволите». Стиль работыкомадно-административной системы кадры органов партийно-государственного ихозяйственного управления были не готовы к продуктивному диалогу ссоциологами, что наносило вред тем, и другим. Одни давали практическиерезультаты, а другие – научные, и пути их не пересеклись. Драматически складывались судьбы гонимых социологов. В 1969 – 1972гг. в определенной мере удалось задавить свободу мысли и творчества. Нозадавить «вполне было уже нельзя. В 1972 г. ИКСИ был переименован вИнститут социологических исследований, в 1974 г. начал выходить журнал«Социологические исследования». В исполнении истинных мастеров, создавалисьподлинные социологические работы Т.И. Заславской, А.Г. Здравомысловым, В.И.Шкаратаном, В.Э. Шляпентохом, В.А. Ядовым и др. в них, в отсутствиеразвитой системы социологического образования, с успехом передавалисьнакапливаемые социологические знания и опыт исследовательской работыследующим поколениям социологов. В этот период вновь ожила дискуссия о предмете социологии.Накопленный опыт прикладной социологии, начавшийся процесс формированияновых научных дисциплин позволили поставить вопрос о «специальных»(частных») социологических теориях. Они объясняли конкретные социальныепроцессы, а потому имели собственный предмет исследования и выступалинепосредственной метологической базой конкретных социологическихисследований (например, личности, семьи, труда, религии, массовыхкоммуникаций и т.п.). В этом подходе специальные социологические теориирассматривались как опосредующее звено между общей теорией (историческимматериализмом) и конкретными социологическими исследованиями различныхсоциальных явлений (А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, Г.В. Осипов, Д.М.Угримович и др.). 2.5.2 Исследования по систематизации социологических понятийприобрели размах в начале 80-х годов. Определяющую роль в ней играланоменклатура понятий исторического материализма (Г.С. Арефьева, В.С.Барулин, Г.Г. Караваев, Ю.К. Плетников, К. Уледов и др.). Отсюда вытекалапроблема их соединения с понятиями специальных социологических теорий. Формирование прикладной социологии, специальных социологическихтеорий свидетельствовало о неоправдавшихся усилиях по созданию общейсоциологии и неспособности марксистской социологии стать эффективныминструментом социального анализа. Марксистский склад ума вел к превратномусознанию и политико-идеологическим заблуждениям. Как защитная реакцияначалось новое наступление на тех, кто борется за социологию каксамостоятельную науку. В начале 80-х годов жесткий контроль ЦК КПСС, политико-идеологическоедавление на советскую социологию усиливается. В 1984 г. Институт социологииАН СССР был подвергнут критике и было принято решение о создании на егобазе Центра опросов общественного мнения. Особому административному«расследованию» подверглась Т.И. Заславская по поводу ее «новосибирскогодоклада» в 1985 г. Дискуссия о предмете социологии как самостоятельнойнауки, соотношении теоретической и прикладной социологии грозилазавершиться трагически. Вновь социологам пришлось вести борьбу засохранение социологии как науки. Начавшаяся перестройка вновь еереабилитировала. Более того, начиная с 1988 г. постановлениями ЦК КПСС социология былапризвана для решения проблем перестройки, она обрела права на научныеисследования социальной сферы жизнедеятельности общества без каких-либоизъятий. ИСИ был переименован в институт социологии АН СССР. В срочномпорядке высшие партийные школы – кузнецы кадров властных бюрократическихструктур, были переименованы в социолого-политические институты с профилемподготовки кадров социологов и политологов. Все свидетельствовало, чтодлинный период борьбы в советской социологии за ее самостоятельность какнауки завершился. Марксистский фундаментализм оказался преодоленным. 3 Заключение. 3.1 В современной России положение социологии достаточно двойственно.На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но вплане практического существования социология все больше и большеоказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколькопричин. Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведениесоциологических исследований требует больших материальных средств, времении людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологиюоказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественногомнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории саморазвитие догматической марксистской парадигмы весьма медленно привело кобразованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьмамедленно. Все это весьма печально, ибо культура общества определяется вчастности, тем, как это общество понимает и исследует само себя. Однако многочисленные трудности и проблемы, выражающие передсовременной российской социологии имеют и свои положительные стороны. Однаиз них состоит в том, что после социологических исследований – какприкладных, так и теоретических – открыто для молодых ученых, входящих всоциологическую науку. А это редкий исторический шанс. Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощныйимпульс дальнейшего развития этой науки, связаны с кардинальными переменамиво всей общественной жизни, начиная с 1987г. Тогда был создан Всесоюзный, азатем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а такжеряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым различнымвопросам, практическое использование социологической информации сталиобычным явлением. Открылись широкие возможности контактов и интеграции сширокой общественной наукой. Появлялось все большее количествопрофессиональной литературы, работы известных социологов. Открылась новаястраница российской социологии, что было закреплено образованием в 1991 г.Института социологии РАН (В.А. Ядов), а в 1992 г. – Российскойсоциологической ассоциации. Открылись широкие возможности контактов иинтеграции с широкой общественной наукой. Появлялось все большее количествопрофессиональной литературы, работы известных социологов. В последнее времяСМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос. Широкое признание получили работы современных Российских социологов:Т.И. Заславской, Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, О.И. Шпарастака, И.С. Коги,В.В. Рывкиной, Ю.А. Левады, И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Здравомыслова, Н.М.Вимашевской, Б.А. Трунина, А.В. Дмитриева и др. Наконец-то создалась реальная возможность развития отечественнойсоциологии вне монополии философии на социальное познание, безадминистративного вмешательства в социологические исследования. Однакотрудно сделать что- либо стоящее, если идти традиционным путем. Всегдабудем отставать. Нужно искать необычные решения, пусть и такие, которыесейчас кажутся невероятными или малореализуемыми. Вместе с тем, всякоеновое бывает амбициозно в заявляемых о своих возможностях, а реальныерезультаты накапливаются постепенно. 3.2 Вывод 1. Социология – наука об обществе, взаимосвязи и взаимодействииличностей. Социология отдельная наука, отличается от философии, психологии,общественных наук (экономики, политики). 2. Российская социология внесла огромный вклад в мировую социологию. 3. Сегодня Российская социология участвует в развитии общества, хотяее роль недооценивается или она используется как инструмент политическихбаталий. 4. Список использованной литературы. 1. Основы социологии. Курс лекций. Отв. Ред. А.Г. Эфендриев. М.: «Знание России», 1993, с 68-71. 2. Волков В.П. и др. Социология. Курс лекций. Учебное пособие – Ростов н/Д, 2000, с 6,7. 3. Серия «Учебники для вузов, специальная литература». Социология. Учеб. Пособие для слушателей юридических вузов. Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2000, с 34-41. 4. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане. Учебн. пособие –Ростов н/Д : Феникс,1999,с. 5,6. 5. Э.А. Капитонов. Социология ХХ века. Ростов н/Д «Феникс», 1996, с. 71 – 88, 330 – 357.----------------------- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Новочеркасский политехнический институт) ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет_Энергетических технологий________________________ Кафедра _Инженерная экология______________________________ Специальность_330200 «ИЗОС»______________________________ Р Е Ф Е Р А Т по дисциплине "СОЦИОЛОГИЯ" . на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ» Выполнил студент ____3к, ИЗ-99-Д1_________Гунин П.А. ___ . курс, группа фамилия, и.о. Руководитель ________________________Ульченко Н.А.______ должность, звание фамилия, и.о. Консультант ______________________________________________ должность, звание фамилия, и.о. К защите Защита принята с оценкой "___"___________ 2001 г. ________________________ ____________________ "___"______________ 2001 г. подпись_______________________подпись ВОЛГОДОНСК 2001

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconЗарождение социологии в России и формирование различных направлений....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Причины успеха фирмы Sony...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Биохимия простагландины....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основные концепции правопонимания...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Порядок заключения договора введение термин «договор»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Социология социология тема №171. Понятия: «человек»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Целью данной работы является рассмотрение особенностей становления и развития сословной системы в России в XV-XVII вв

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии в России Содержание. Введение. 3 1 Термин «социология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Целью данной работы является рассмотрение особенностей становления иразвития сословной системы в России в XV-XVII вв

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<