Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап




Скачать 55.95 Kb.
НазваниеВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Дата публикации04.03.2014
Размер55.95 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

11 класс, 09.02.2014

Ответы

  1. Неправильно – 1 балл. Лишние слова: приехать, сияет, сильнее, маяк. – по 1 баллу (макс. - 5 баллов).

  2. 2. Адреса́ (почтовые, электронные), а́дресы (официальное письменное поздравление).

Зу́бы (анат.), зу́бья (пилы).

Коле́ни в анатомич. смысле, коле́нья (технич. термин), коле́на (фигура в музыке, танце; в родословном древе).

Ордера ́(документы), о́рдеры (архит. дорический, тосканский, ионический, коринфский).

По́воды (побудительные мотивы, причины), пово́дья (часть упряжи).

Шилья. (по 0,5 балла – за правильную форму слова + 0,5 балла – за ударение, макс. – 12 баллов).

  1. Это тёзки (1 балл). Их имена – варианты произношения древнееврейского имени Иаков на французском, немецком, русском, итальянском языках (по 0,5 балла, макс. – 3 балла).

  2. За правильно составленное предложение – по 1 баллу. За синтаксическую роль – по 1 баллу. Макс. – 4 балла.

  3. Слова отличаются морфемным составом – 1 балл. А) синеватый, коричневый (корень синь+ суфф. ев,ат; корень - коричнев); б) колибри, иди (первое неизменяемое и не имеет окончания, и – суффикс, окончание нулевое). – 4 балла - макс. – 5 балла.

  4. Оцениваем пересказ сказки «Три поросёнка» или сказки «Красная шапочка» (одну по выбору учащегося) с точки зрения формальной структуры развёрнутого высказывания – всего одно предложение (1 балл), где использованы разнообразные синтаксические конструкции – по 0,5 балла за каждый вид. Учитываем грамматические нормы и стилевое единство - 3 балла.

  5. а) Баллада – жанр лирики;

б) хорей – двусложный размер;

в) мадригал – жанр лирики;

г) эпифора - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи;

д) романтизм – направление в искусстве (по 1 баллу) Макс – 5 баллов

8. Распределите сведения из рубрики «Слова для справок» по соответствующим колонкам, заполните недостающие (в каждой колонке должно быть одинаковое количество ответов), допишите слова на месте пропусков в некоторых цитатах – (по 0,5 балла) Макс. – 36 баллов.

писатель

Годы жизни

Место рождения

Учебное

заведение

Произве-

дение

жанр

герои

цитаты

фильм

режиссер

А.Н.Островский

1823-1886

Замоскворечье

Московский универ

«Бесприданница»

драма

Харита Игнатьевна, Кнуров, Робинзон

«Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек», «Что такое жаль, я не знаю…»

«Жестокий романс»

Э.Рязанов

Ф.М.Достоевский

1821-1881

Москва

^ Главное инженерн. училище

«Преступление и наказание»

Полифонический

Катерина Ивановна, Порфирий Петрович, Лужин

«Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»

«Преступление и наказание»

Л.Кулиджанов,

Д.Святозаров

Л.Н.Толстой

1828-1910

^ Ясная Поляна

Казанский университет

«Война и мир»

Роман-эпопея

Долохов….

« лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор! »; « Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум. »

«Война и мир»

С.Бондарчук

9. Сопоставьте стихотворения А. С. Пушкина «К**» и А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...»

1. На каком основании можно сопоставить эти два произведения? (тематика, проблематика) - 2 б

2. Историко-литературный комментарий – 4 б

3. Композиция. Как разворачивается переживание в первом и втором стихотворениях? – 4 б

4. Лирический герой – 2 б

5. Художественные средства. – 8 б.

6. Выскажите свое отношение к позиции автора. – 10 б.

(макс. – 30 баллов).


  1. В обоих случаях поэты развивают тему ушедшей любви. У Пушкина любовь – глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее человека. В душе поэта осталась светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда. Блок же рассказывает нам об ушедшей любви, он скорбит о потерянной чистой мечте, в которую теперь не способен так сильно верить.

  2. «Поэтический шедевр А.С.Пушкина был создан в 1825 году. Его стихотворение явилось своеобразной маленькой поэмой о подлинной любви. Первая встреча с А. П. Керн на балу и кратковременное увлечение ею летом 1825 года в селе Михайловском – вот реальная основа стихотворения. А. А. Блок посвятил свое стихотворение жене, к которой был бесконечно привязан и которую очень любил.

Поэтому так по-разному звучат финалы стихотворений? (Стихотворение А. С. Пушкина заканчивается оптимистично:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Конец стихотворения А. А. Блока печален и пессимистичен:

Уж не мечтать о подвигах, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его постой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

3. Какова композиция произведений? Какова смысловая нагрузка такого строения стихотворений? (Обращает на себя внимание одинаковое количество строф в стихотворениях – шесть. Кольцевая композиция произведений символизирует возврат к юности. Пробуждение души открыло поэту возможность упоения творчеством. В стихотворении Блока в кольцевой композиции заключено противопоставление первой строфы и последней. Поэт не думает ни о доблестях, ни о славе, он ищет хотя бы нежности, но не находит ее).

4. Приковывает наше внимание портретные описания лирических героинь. Найдем эти описания и сравним. (В обоих стихотворениях женский образ связан с иными мирами. У Пушкина: «небесные черты», у Блока: «ты не снизошла», «синий плащ» как символ небесного. Образы лирических героинь даны лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты» – у Пушкина; «прекрасное лицо», «ты милая» – у Блока.)

5. Что придает музыкальность стихотворениям? (Ассонансы (повтор [ о ], [ а ] ) придают напевность и музыкальность стихам, аллитерация (повтор [ р], [л] ) передает взволнованность и эмоциональность лирических героев).

- С помощью какого размера создается ритмический рисунок стихотворений? (Стихотворения написаны трехстопным ямбом с пиррихием; способ рифмовки тоже одинаковый – перекрестный).

- Оба стихотворения богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Какими? (Одним из средств выразительности стихотворений является многосоюзие - повтор союза «и», повтор местоимения «ты» подчеркивает интимный характер произведений. Также в стихотворениях мы находим сравнения («как мимолетное виденье», «как молодость свою»); метафоры («во мраке заточенья», «лицо сияло на столе»); эпитеты («небесные черты», «проклятый рой»); олицетворения («шли годы», «тянулись дни», «летели дни»).

-Что усиливает драматизм ситуации? (Стихотворения написаны в форме воспоминаний лирических героев, обращенных в настоящее. Любовь оставила неизгладимый след в их душах, поэтому мотив памяти объединяет произведения («душе настало пробужденье», «и вспомнил я тебя пред аналоем»). Чувство утраченной любви усиливается от строфы к строфе. У Блока о расставании с любимой упоминается трижды, у Пушкина – один раз, поэтому драматизм ситуации не так остро ощущается, как у Блока).


Схожее в стихотворениях

Различное в стихотворениях

- тема

- идея

- композиция

- размер стиха

- звуковая организация

- лексический состав языка

- синтаксические конструкции

- смысловая нагрузка кольцевой композиции

- звучание финальных строк

- движение времени

- настроение лирических героев

Максимально – 103 балла

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Количество мягких согласных – 12 или 10 ( если учащийся не считает й мягким согласным и указывает его как палатальный звук.) – 1...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( областной ) этап
Континент – материк; иждивенец – нахлебник, альтернатива – выбор, аккорд – созвучие, дефект – изъян, недостаток, мемуары – воспоминания,...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
На заострённом конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф,...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе
Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<