Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап




Скачать 64.69 Kb.
НазваниеВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Дата публикации07.03.2014
Размер64.69 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

10 класс, 09.02.2014

1. Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры (по 0,5 б.)

2. В рассказе А. И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами: «Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова? (5 баллов)

3. ^ Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер (4,5 балла).

4. Распределите в две колонки слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где -ом является окончанием: ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом! Укажите части речи (10 баллов).

5. ^ Может ли тот, кто сам не свой, в то же время быть сам себе хозяин, самим собой и сам по себе? Ответ аргументируйте, объяснив значение каждого фразеологизма (макс. 5 баллов)

6. ^ Напишите статью в лингвистический журнал для учащихся 911 классов:

«Языковой портрет слова МОРЕ» (12 баллов).

Можно использовать следующий план:

Значение слова (лексическое и грамматическое).

Изобразительно-выразительные возможности слова не более 5 примеров (фразеологизмы, пословицы, метафоры и т.д.).

Какое литературное направление характеризует использование яркого морского пейзажа?

Приведите не более 4-х примеров произведений, где используется образ моря. Назовите их автора.

7. ^ Прочитайте определения литературоведческих понятий и определите их названия:

(3 балла)

А) торжественное стихотворное произведение, в котором прославляется какое-то событие или личность;

Б) литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи.

В) изображение, при котором с помощью сравнения одного явления с другим создается конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.

8. Распределите сведения из рубрики «Для справок» по соответствующим колонкам, заполните недостающие (в каждой колонке одинаковое количество ответов), восстановите слова на месте пропусков в некоторых цитатах.

^ Для справок: 1795-1829, «Евгений Онегин», Школа гвардейских подпрапорщиков, «Счастливые часов ……», Грушницкий, Москва, Вернер, «Мы все учились понемногу ….. и …..», Казбич, И. А. Гончаров, комедия, Московский университет, 1814-1841, Скалозуб, «Неужели, мое единственное назначение на земле — …. чужие надежды?», 1799-1837, Репетилов, «Сочинения А. С. Пушкина», Ольга, «Вкус, батюшка, отменная манера;», «Горе от ума», Ленский, «Нет проку в том, кто старых друзей забывает!», Татьяна, психологический роман, «Сочинения М. Ю. Лермонтова», «Учитесь …. собою»

писатель

годы жизни

место

рождения

учебное заведение

произведение

жанр

герои

цитаты

критическая

статья

автор

статьи

А.С.Грибоедов




























А.С.Пушкин




























М.Ю.Лермонтов





























9. ^ Анализ прозаического текста акс. – 20 баллов).

«Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

«Что это такое?» – подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», – подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию.

– Что они делают? – спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.

– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

– О господи, – проговорил подле меня кузнец. Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».
^ Составьте связный текст, используя план:

  1. Укажите автора и название произведения (2 балла).

  2. От чьего имени ведется повествование в отрывке? В чем смысл такой повествовательной адресации? (2 балла)

  3. Какая сцена легла в основу данного отрывка? (1 балл)

  4. Какие художественные детали создают и подчеркивают эмоциональное настроение предложенной сцены? (4 балла)

  5. Какая цветовая гамма преобладает и в чем её смысл? (2 балла)

  6. Какую роль играет эта сцена в идейном содержании произведения? (4 балла)

  7. Выскажите свое отношение к позиции главного героя (5 баллов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Количество мягких согласных – 12 или 10 ( если учащийся не считает й мягким согласным и указывает его как палатальный звук.) – 1...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( областной ) этап
Континент – материк; иждивенец – нахлебник, альтернатива – выбор, аккорд – созвучие, дефект – изъян, недостаток, мемуары – воспоминания,...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
На заострённом конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф,...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе
Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<