Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап




Скачать 51.83 Kb.
НазваниеВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Дата публикации07.03.2014
Размер51.83 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

10 класс, 09.02.2014

Ответы

1. [С] /коса/, [с'] /косить/, [з] /сгиб/, [з'] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] ' /мыться/. (Макс. 3,5 балла).

2. Данная фраза согласно современным нормам правописания выглядит так:

«Подожди, дойдём ужотко (потом, скоро) до Мисхора, там и пополощем телеса (тела, книж.высок., употребляется иронически) свои грешные. Перед обедом оно лестно (приятно) искупаться-то, а потом, значит, поспать трошки (немножко), и отличное дело». Дедушка употребляет просторечные и даже диалектные слова и обороты речи, добавляет частицу –то к глаголам, вставляет неуместные вводные слова (что выдаёт в нём представителя низших слоёв общества), при этом он неожиданно обращается к книжной фразеологии (телеса свои грешные), что говорит и о некоторой его образованности, и о чувстве юмора, с которым он смешивает разные стили речи.

^ Восстановление текста (орфография, пунктуация) – 2 балла; лексика – по 0,5 балла.

Аргументация характеристики персонажа – 1 балл. Макс. – 5 баллов.

3. Эти люди – тёзки ( 1 балл) Их имена – варианты произношения библейского имени Иоанн на немецком, чешском, испанском, русском, белорусском, английском, французском языках (по 0,5 балла) Макс. – 4,5 б.

4. –ом входит в основу: ничком (нар.) , гастроном (сущ.), мимолетом (нар.), вдесятером (нар.), напролом (нар.) , профком (сущ.) , притом ( нар.) , бом! (межд.); –ом является окончанием: столом (сущ.), красном (прилаг.)

(по 0,5 балла – за распределение; по 0,5 балла за части речи). Макс. – 10 баллов.

5. Данные фразеологизмы имеют разное значение:

  1. «Сам не свой» – расстроен, потерял душевное равновесие. (1 балл)

  2. «Сам себе хозяин» – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется. (1 балл)

  3. Быть «самим собой» – быть таким, какой есть: естественным, непосредственным. (1 балл)

  4. «Сам по себе» – самостоятельно, без помощи, отдельно. (1 балл)

Человек, который расстроен, тем не менее может быть совершенно независимым, самостоятельным, естественным и непосредственным, действовать самостоятельно, без чьей-либо помощи. (1 балл). Макс. – 5 баллов.

6. Напишите статью в лингвистический журнал для учащихся 9 – 11 классов: «Языковой портрет слова МОРЕ».

Значение слова (лексическое и грамматическое) по 1 баллу.

Изобразительно-выразительные возможности слова не более 5 примеров ( фразеологизмы, пословицы, метафоры и т.д.) – 5 баллов.

Лит. Направление – романтизм. 1 балл.

Приведите примеры произведений, где используется образ моря. Назовите автора. ( не более 4-х) – по 1 баллу за полный ответ. (макс. - 12 баллов)

^ 7. а) одна; б) вечные образы; в) аллегория. ( по 1 баллу) – макс. – 3 б.

8. ( по 0,5 б) Макс. 36 баллов.

писатель

Годы жизни

Место рождения

учебное

заведение

произведение

жанр

герои

цитаты

критическая статья

Автор

статьи

А.С.Грибоедов

1795-1829

Москва

Московский университет

«Горе от ума»

комедия

Скалозуб, Молчалин, Репетилов

«Счастливые часов не наблюдают»,

«Вкус, батюшка, отменная манера;»

«Мильон терзаний»

И.А.Гончаров

А.С.Пушкин

1799-1837

Москва

Царскосельский

лицей

«Евгений Онегин»

^ Роман в стихах

Ларины, Ленский,

Онегин

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь», «Учитесь властвовать собою»

Сочинение А.С.Пушкина»

В.Г.Белинский

М.Ю.Лермонтов

1814-1841

Москва

Школа

гвардейских подпрапорщиков

«Герой нашего времени»

Психоло-гический роман

Грушницкий, Вернер, Казбич

Неужели, … мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? «Нет проку в том, кто старых друзей забывает!»

Сочинение М.Ю.Лермонтова

В.Г.Белинский



9. Составьте связный текст, используя план:

  1. Укажите автора и название предложенного произведения. ( 2 балла)

  2. От чьего имени ведется повествование в отрывке? В чем смысл такой повествовательной адресации? (2 балла)

  3. Какая сцена легла в основу данного отрывка? ( 1 балл)

  4. Какие художественные детали создают и подчеркивают эмоциональное настроение предложенной сцены? (4 б.)

  5. Какая цветовая гамма преобладает и в чем её смысл? ( 2 балла)

  6. Какую роль играет эта сцена в идейном содержании произведения? ( 4 балла)

  7. Выскажите свое отношение к позиции главного героя ( 5 баллов). Макс. – 20 баллов.


Ответ

  1. Л. Толстой. «После бала».

  2. Повествование ведется от лица героя, молодого человека, и на первый план выдвигаются формы, связанные с непосредственным восприятием и переживаниями героя, который как будто сейчас наблюдает происходящее, видит это впервые, даже не очень понимает, что происходит.

  3. Сцена экзекуции солдата.

  4. Звуки флейты, барабана (это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка); человек, привязанный к ружьям двух солдат; били барабаны и свистела флейта. Усиливается душевное смятение рассказчика, так автор передает картину надвигающегося ужаса.

  5. Многие прилагательные употреблены для создания контраста (антонимичные прилагательные белый — черный, черные мундиры солдат и белые усы и румяное лицо полковника). Прилагательное красный, употребленное Л. Толстым в этой сцене (спина наказываемого), — это не только цвет. Если вспомнить, что в русской иконописи красный цвет часто обозначал ад и мученичество, то становится понятной его символичность в данном контексте.

  6. Главный герой хотел стать военным. Он представлял себе жизнь офицера как безупречное служение Отечеству, честное выполнение своих обязанностей, своего долга. Но увиденное полностью перевернуло его отношение к жизни: к выполнению гражданского долга, оценке людей, любви.


Максимально – 99 баллов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Количество мягких согласных – 12 или 10 ( если учащийся не считает й мягким согласным и указывает его как палатальный звук.) – 1...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( областной ) этап
Континент – материк; иждивенец – нахлебник, альтернатива – выбор, аккорд – созвучие, дефект – изъян, недостаток, мемуары – воспоминания,...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
На заострённом конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф,...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап iconВсеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе
Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<