Районная олимпиада по русскому языку




Скачать 100.25 Kb.
НазваниеРайонная олимпиада по русскому языку
Дата публикации11.03.2014
Размер100.25 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Районная олимпиада по русскому языку

11 класс

2012 – 2013 уч. год

1. Запишите фонетическую транскрипцию предложения, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись. (4 балла)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
2. Определите лексическое значение слова «белый». В каких случаях оно является термином или имеет свободное значение, а в каких – фразеологически связанное (6 баллов)

Красная рыба – Красная армия –

Красная строка – Красное словцо –

Красный платок – Красный перец –
3. Подберите фразеологизмы и пословицы, имеющие в своем составе существи-тельное язык (Например, вертится на языке…) (каждый правильный ответ – 1 балл)
4. Одинаковы ли по лексическому значению понятия: сирый, бедный, нищий (человек) (полный ответ – 3 балла)?
5. Подчеркните только те пары слов, в которых представлены неоднокоренные слова. Докажите это (полный ответ – 6 баллов).

^ Клянчить – кляча, водомер – разводить, переносица – поднос, пренебречь – небрежный, растопить – топленый, красивый – подкрасить.
6. Из каких пар предложений можно составить одно, заменив первое деепричастным оборотом. Запишите получившиеся предложения. Почему в других случаях это сделать невозможно (5 баллов)?

а) Лодка плыла в камышах. Рыба плескалась в воде. б) Солнышко разбрасывает лучи. Солнышко греет землю. в) Осенью идут дожди. Дружно растут опята. г) Листья падают на землю. Листья кружатся в воздухе.
7. Продолжите предложения на тему «Советы ведения беседы», используя сложные предложения (5 баллов).

^ Чтобы расположить собеседника…

Всегда производит хорошее впечатление…

Постоянно следует помнить о …

Во время беседы нужно постоянно обращаться к собеседнику…

^ Не стоит прерывать собеседника без крайней необходимости
8. Творческое задание

Составьте эссе из 8-10 предложений (12 баллов)

Современное телевидение – добро или зло? Учит ли телевизор думать?

(Эссе – разновидность очерка. Главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи).
Районная олимпиада по русскому языку

  1. класс

_______________________________

Общее количество баллов

  1. Соберите фразеологизмы из фрагментов.


  2. На глазу; большие глаза; золотые горы; как бельмо; делать; знать; толк сулить.

    4 б.
    Составьте словосочетания с омонимами. ^ Образец: кричит «Караул!», почётный караул.

    Следствие, стан.

    4 б.

  3. Составьте предложения с данными словами.

Атташе, саммит, президиум

3 б.




  1. Найдите предложения со стилистическими ошибками и отредактируйте их.

Оглянувшись назад, машины уже не видно.

Во мне он видел оружие для выполнения своих коварных замыслов.

Индеец ехал на коне с голубыми перьями.

Слава о большом мастере разнеслась по земле русской.

4 б.




  1. Найдите однокоренные слова к выделенному слову и подчеркните их. Допишите еще 2 однокоренных слова.

Видеть, повидать, поведение, вижу, увижу.

4 б.




  1. Составить предложения, преобразовав один из глаголов в деепричастие.

Припасть, зарыдать. Любить, не задумываться.

2 б.




  1. В данном ниже предложении выявите все случаи подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Определяя тип связи в каждом из словосочетаний, указывайте, какое из слов является главным.

^ Огромная радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню.




3 б.




  1. Расставьте знаки препинания в предложениях.

Мышление обеспечивает способность человека пра­вильно реагировать на новую ситуацию для разрешения которой нет готового рецепта.

1 б.




  1. Переведите текст на русский язык.

Бальзак порівнює життя суспільства з життям природи, тому ставить собi за мету дослідити його, визначити основні види, типи, на якi суспiльство подiляється, описавши їх, i в такий спосіб наблизитися до розуміння суспiльства. Уміння Бальзака розкривати органічний взаємозв'язок окремого i загального став основою задуманого твору. Автор розумiв, що поставив дуже складне завдання, бо взаємини мiж людьми багатогранні та значно складнiшi, нiж мiж тваринами. Бальзак замислив 120 творiв, але встиг завершити 96.




6 б.


10. Напишите сочинение-миниатюру «Что значит быть авторитетным человеком?» (12 б.)
^ Областная олимпиада по русскому языку

2011 – 2012 уч. год

11 класс
Шифр Максимальное количество баллов: 54

Количество набранных баллов: _____________


  1. Даны русские слова: лен, лето. Запишите, какие слова получатся, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке.

     



    1 б.

  2. Напишите статью для толкового словаря к слову железный.

    ____________________________________________________________

    4 б.

  3. ^ Найдите лексические единицы русского языка, которые образованы от приведённых слов иноязычного происхождения. Запишите по несколько примеров.

1.Лат. humanus человечный.__________________________________

2. Франц. chauvinisme — от имени Николя Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I._____________

3. Английское teen-ager - teen - составная часть, служащая для образования числительных от 13 до 19 + age- возраст.____________________________________

3 б.

4. Отредактируйте предложения.

Это легче пареной репы. _____________________________

Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. _______

Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. ______

3 б.

  1. К данным пословицам и поговоркам подберите соответствующие им русские.

1. И плотина разрушается от муравьиной норки (япон.)________

2.Когда море вернёт всех погибших в нём (англ.).

3. Молчаливые собаки опасны (англ.)________________________

3 б.

6. Подчеркните слова, в которых есть буквы-паразиты, нарушающие нормы правописания и произношения. Запишите эти слова.

Сверстник, ровестник, объездчик, дермантин, искусство, компроментировать, властный, инциндент.


^ 7.Определите окончания в данных словах.



Кенгуру – беру, рыбий – синий, воробей – морей, стая – мостовая.

4 б.


^ 8. Составьте словосочетания с прилагательным лисий так, чтобы в различных вариантах оно было бы качественным, относительным и притяжательным. Укажите разряд.

1.___________________________________________________

2.______________________________________________________

3.________________________________________________________

3 б.


^ 9. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело что надо признаться было очень приятно и стал взбираться наверх (В. Катаев).

2. Прошел холодный апрель и наполняя воздух ароматом цветов наступил солнечный май хотя иногда по-прежнему прохладно.

4 б.


^ 10. Определите стилистическую принадлежность текста.

1. Наименования улиц и площадей – это славные страницы истории нашего народа, памятник нашей старины, вехи нашего исторического пути. И если мы бережно охраняем памятники архитектуры, то как же нам не охранять памятники языка! (Тимофеев). Ответ: __________________________

2. Богатство языка определяется не только богатством словарного запаса и грамматическими возможностями, но и богатством концептосферы.

Ответ:_________________________________

3. Так начал жить цветок. Днём он сторожил ветер, а ночью - росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить. Он превозмогал терпением голод и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев (А. Платонов). Ответ:_______________________

3 б

^ 11. Переведите текст на русский язык (12 б.).

Крім загальногрецьких свят і олімпійських ігор, важливу роль в об'єднанні греків відігравали оракули, під якими слід розуміти не окремих осіб, а цілі храми, що займались віщуванням майбутнього. Особливо прославився Дельфійський оракул. Головним святилищем оракула в Дельфах був храм Аполлона, збудований у IV ст. до н.е. За часів архаїки склалися основи давньогрецької етики та моралі. В їх основу було покладено дві протилежні тенденції: колективізм та агон (змагальність, боротьба) чуттєвого (діонісійського) і розумового (аполлонійського) начал. Створення культурних цінностей було неможливим поза полісом, а агонічний характер став рушійною силою культурного процесу.

12. Напишите тезисы к выступлению «Модно быть здоровым» (12 б.).
^ ОБЛАСТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС

Шифр _________________

Количество баллов ______________________

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

1. Расставьте ударения в данных словах:


Донельзя, заговор, закупорить, зубчатый, колледж.


5 б.

2. Допишите определение лингвистических терминов.

Фонетика – это раздел языкознания _________________________________________

Орфоэпия – это наука _____________________

Лексика – это раздел языкознания __________________________________________

Морфология – это раздел языкознания ______________________________________

Пунктуация – это раздел языкознания _______________________________________

Синтаксис – это наука о ___________________________________________________




6 б.

3. К толкованию данных слов подберите правильное определение.

Абонент - _________________________________________________________

Земляной - _______________________________________________

Истец - __________________________________________________

Претворить - ________________________________________________________

Монумент ________________________________________________________


5 б.

4. Составьте три предложения со словами синонимического ряда: изъясняться, трепаться, рассказывать. Укажите стиль речи.

1.__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

___________________________________________________________________



3 б.

5. Подберите синонимические фразеологизмы.

Кромешный мрак - ________________________________________________________

Снять стружку - ___________________________________________________________

Тёртый калач - ____________________________________________________________

Намотать себе на ус - ______________________________________________________

Втирать очки - ____________________________________________________________



5 б.

6. Отредактируйте предложения.

Майор сказал, что мы с товарищем ходили в разведку. ________________________________________________________________

Деревья дают человеку кислород и пищу, и всю нашу мебель.

________________________________________________________________

Работу выполнено вовремя. ________________________________________________

Выдвинув вперед левую ногу и чуть-чуть согнув ее, скульптор стремится придать фигуре статуи движение.___________________________________________________

________________________________________________________________

Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. _______________________________________________________________

________________________________________________________________


5 б.

7. Запишите два предложения с распространёнными обращениями, которые выделяются различными знаками препинания.

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________


2 б.

8. Составьте три предложения, используя обособленное определение, приложение, обстоятельство. Александр Николаевич посмотрел на сад.

1._____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3._______________________________________________________________


3 б.

9. Расставьте знаки препинания. Определите, какими членами предложения являются выделенные слова.

Вечер был действительно хорош. ___________________________________________

Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. _______________

Как это верно спето. _______________________________________________________

Дитятко видишь малое разуму не успело набраться. ____________________________



4 б.

10. Перестройте двусоставные предложения в односоставные.

1) Безличное. Мальчик чувствовал себя плохо._______________________

2) Определённо-личное. Я иду по дороге весёлой и шагаю по белому свету. _______________________________________________________________

3) Неопределённо-личное. Люди воздвигли животным множество

памятников. ________________________________________________

4) Назывное. Пришли весёлые праздники._____________________________________



4 б.

11. Расставьте знаки препинания в предложениях.


Старик шёл и спотыкаясь о травы повторял Какой аромат граждане Какой упоительный аромат.
Васнецов расписал алтарь собора потом всю центральную часть а это около 3000 кв. метров и принялся за иконы главного иконостаса.



2 б.

12. Запишите предложения ниже, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки. (выделенные слова являются цитатами).

1. Созданые в мёртвых душах типы по собствиному опридилению Гоголя оставались в сознание читателя как гвоздь в голове и казались насколько живыми что от них трудно было одделатся.

______________________________________________________
2. Лев Толстой оставил колосальное литературное наследие. Этот человек сказал о нём Горький зделал по истине огромное дело дал итог пережитого за цэлый век и дал его с изумитильной правдивостю силой и красотой.

_______________________________________________________________


2 б.


Творческое задание (12 баллов)

Согласны ли вы с высказыванием А. де Сент-Экзюпери: «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районная олимпиада по русскому языку iconРайонная олимпиада по русскому языку и литературе
Какой эпохе характерна каждая из мировоззренческо-эстетических особенностей (каждый правильный ответ – 1 балл)

Районная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Районная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Районная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Районная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Районная олимпиада по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Районная олимпиада по русскому языку iconОлимпиада по русскому языку и литературе
По портретной характеристике определите героя произведения, его автора и название (по 1,5 б за каждый правильный ответ)

Районная олимпиада по русскому языку iconЗаочная олимпиада по русскому языку
...

Районная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Районная олимпиада по русскому языку iconВсеукраинская интернет-олимпиада по русскому языку Победитель – ученица...
Подберите и запишите слова, которые бы могли быть концом первого слова и началом второго(5 баллов)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<