Скачать 103.84 Kb.
|
Одесская специализированная школа №117 Кафедра русского языка и мировой литературы Творческий поиск Путешествие знатоков по роману Жюль Верна «Дети капитана Гранта» (Урок внеклассного чтения. 6 класс. Брейн – ринг по самостоятельно прочитанному произведению) Кинбург Л.И., учитель русского языка и литературы Самостоятельное чтение романа. Подготовка к уроку внеклассного чтения ( можно провести встречу «знатоков» как внеклассное мероприятие; команды могут быть сформированы на базе одного класса или между классами). Цель: развитие читательского интереса учащихся; воспитание культуры чтения; восприятие текста и работа с текстом; умение сформулировать вопрос команде – сопернику и дать точный исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Межпредметная связь: география, литература, иностранный язык, история, информатика. Оборудование: видео-аппаратура, портрет списателя и выставка призведений Жюля Верна, карты путешествия команд – участниц, иллюстрации к роману, бумага и ручки. Домашние задания командам:
(Карты и диски представить членам жюри до начала встречи) ^ І. Вступительное слово учителя. Представление команд и их капитанов. Ознакомление с ходом и правилами встречи-путешествия. Жюри оценивает активность команды и личное участие каждого отвечающего. При подведении итогов учитывается мнение капитана о личном участии своих товарищей. ІІ. Презентация видио-материалов (12 баллов команде и авторам проектов) ІІІ. Разминка (скорость и правильный ответ – 1 балл команде и давшему правильный ответ) Вопросы для разминки (по роману):
ІV. Соревнования команд “Пинг-понг» (команды задают вопросы друг другу по подготовке к путешествию; вопрос – 1 балл, ответ – 1 балл):
^ 1. О ком это сказано: «…он был знатоком своего дела, ему было 30 лет, он успел совершить несколько дальних плаваний, энергичен и хладнокровен, ему было поручено…?» (речь идёт о капитане «Дункана» Джоне Манглсе) 2. «Ему было 32 года; он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами; он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным». (речь идёт о лорде Эдуарде Гленарване) 3. «Он был отваждным моряком, прекрасно знавшим своё дело. Будучи одновременно и и опытным мореплавателем и опытным купцом, он объединял таким образом в себе дарования, необходимые для шкипера морского флота. Жил он в Шотландии…» (речь идёт о капитане Гранте) 4. «Она не принадлежала к дворянскому роду, но была чистокровной шотландкой. Прелестная, мужественная, самоотверженная девушка. Ей было 22 года. Блондинка с голубыми глазами. Фермеры и слуги готовы были отдать за неё жизнь, называли её «наша добрая госпожа из Люсс» (речь идёт об Элен, жене лорда Гленарвана) 5. «Это был мужчина 50-ти лет с правильными, спокойными чертами лица, дисциплинированный; он слыл за человека с прекрасным, ровным характером: скромный, молчаливый, мирный и добродушный, всегда готовый пойти, куда его посылают, всегда во всём согласный, никогда не спорящий, не теряющий хладнокровия… (речь идёт о майоре Мак-Набсе) 6. «Он был старым моряком, заслуживающим полного доверия, на «Дункане» он был помощником капитана (Том Остин) 7. «Её красивое, немного утомлённое лицо, её глаза, видимо пролившие уже немало слёз, её грустное, но не робкое выражение лица, её бедная, но опрятная одежда – всё располагало в её пользу» (речь идёт о дочери капитана Гранта мисс Мэри) 8. Стюард и горничная на «Дункане» ? (мистер и миссис Олбинет – муж и жена) 9. «Это был высокий, сухощавый человек лет сорока. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий, нос длинный. Лицо у него было умное и весёлое. Непринуждённость, милая бесцеримонность незнакомца – всё говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее» (Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества) ^ (Команда изучает карту соперника «По морю» и «По суше», даёт оценку по 12-тибальной системе, вносит поправки) ^
(после оценки карты соперника, один из команды – географ - объясняет ошибку, если она есть, и передаёт карту в жюри) ^
^ Вспомнить и написать: с какими трудностями и опасностями встретились путешественники на первом (одной команде), на втором этапе (второй команде) переходов по суше (работают команды, листочки передают в жюри, каждый правильный ответ – один балл, ответы зачитываются вслух и болельщики команд дополняют ответы, за каждое дополнение – балл команде и лично) Ответы: 1-й переход – движение по склонам вулкана, попали в болото, землетрясение, погонщик мулов отказался вести путешественников дальше, разряжённый горный воздух способствовал головокружению, сердечной недостаточности, кровоточению дёсен, снег слепил глаза, новый толчок землетрясения отбросил Роберта в сторону и птица – кондор унесла его в своё гнездо. Мальчик был спасён выстрелом в птицу неизвестным, новый толчок помог скатиться путникам с горы в ущелье, по которому они вышли в долину ( 8 баллов); 2-й переход – жара, выжженные степи, пересохшие водоёмы, нападение «красных волков» (агуаров) и спасение, гражданская война, встреча с Айртоном, новая поправка в маршруте путешественников; дополнительно (второй команде): кто такие «красные волки» и как удалось спастись путникам от их преследования (патагонец убил вожака и разжёг костёр у входа в пещеру, Роберт на коне индейца выскочил из загона и увлёк за собой стаю) – 1 балл; почему Роберт решился на отчаянный поступок – увести стаю волков от загона (во имя спасения дорогих ему людей: чувствовал себя обязанным патагонцу за своё спасение от кондора, Гленарван не должен был рисковать собой ради спасения его отца) – 1 балл. ^ 1. Номер каюты, которую заказывал для себя на «Шотландии» Паганель? (№6) 2. Как назывался научный труд, над которым работал Паганель после первого этапа своего путешествия? («Необычайные впечатления географа в аргентинских пампах») 3. Как долго длилось кругосветное путешествие в поисках капитана Гранта? (отплытие «Дункана» из Глазго 25 августа 1864 г., возвращение – 9 мая 1865 г., т.е. 8 месяцев и 16 дней) 4. Сколько мореплавателей, по словам Паганеля, исследовали прибрежные и внутренние области Австралии с 1606 по 1862 г.г.? (более 50 человек) ^
^
^ , учащиеся смотрят заключительные фрагменты художественного фильма «Дети капитана Гранта» -встречу путешественников с капитаном Грантом и их возвращение на родину. ^ путешествия знатоков романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта»: «Лучшая команда знатоков» «Лучший капитан» «Лучший болельщик» «Самый внимательный читатель» «Лучший географ – путешественник» «Лучший иллюстратор романа» «Лучшая презентация «Жюль Верн и его творчество» Таблица брейн-ринга Жюль Верн «Дети капитана Гранта»
|
![]() | Жюль Верн "Дети капитана Гранта", "Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров" | ![]() | ... |
![]() | Наш рекомендательный список художественной и научно-популярной литературы посвящён теме моря, морских приключений и исследований.... | ![]() | В игре принимают участие 2 команды по 65 человек. Каждая команда имеет капитана и название |
![]() | Базарова, расширить представления учащихся о характере героя через взаимоотношения с другими персонажами | ![]() | Дети, кто из вас хотя бы раз в жизни болел? Как вы себя чувствовали? Завидовали ли тем |
![]() | Жюль Верн. Сегодня я приглашаю вас совершить морское путешествие к острову «Деление с остатком». Во время экспедиции мы повторим... | ![]() | Данная инструкция определяет функциональные обязанности Старшего помощника капитана судна |
![]() | Взрослые и старшие дети (кому 12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и мире,... | ![]() | Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» |