Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика




НазваниеРусская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика
Дата публикации13.03.2014
Размер78.7 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Паспорт урока литературы по русской

народной сказке «Морозко»

5 класс
Учитель Шаповалова Е.Н.

Николаевская ООШ № 15
Методический комментарий
На изучение темы «Русские народные сказки» по программе отводится 4 часа. Сказке «Морозко», на мой взгляд, следует выделить третий урок, после знакомства учащихся с понятием «сказка», её особенностями, типами, композицией.

Этот урок – это аналитическая работа над содержанием сказки. Учащиеся определяют элементы сюжета, работают с иллюстрациями И. Билибина к произведению и своими рисунками, выразительно читают отрывки, имитируя голоса героев (такой подход способствует развитию эмоционального мира человека, а эмоции делают интереснее, заставляя учащихся «проживать» жизнь вместе с героем, что способствует глубокому пониманию содержания), определяют тему и идею сказки, дают характеристику сказочным героям, делают выводы о том, что в жизни добро и зло находятся рядом, всё это отображается в характерах героев, и выбор каждым человеком своего пути в его руках. Эта сказка, как и другие, ярко иллюстрирует, что необходимо быть порядочным, добросовестным, трудолюбивым, и награда найдет тебя сама.
Тема урока: Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика.

Цели урока: расширить представление пятиклассников о русских народных сказках, учить раскрывать тему и проблематику произведения, характеризовать главных сказочных персонажей, сопоставляя их образы и поступки; формировать умение работы индивидуально и в группах, выявлять причины поступков героев, определяя свое отношение к ним; активизировать творческие способности детей; способствовать моральному и эстетическому воспитанию.
Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности русской народной сказки «Морозко», выразительно читать, комментировать, делать выводы.

  2. Выделять структурные элементы сказки.

  3. Совершенствовать умение пересказывать текст.

  4. Развивать читательское воображение, умение анализировать, сопоставлять, оценивать и выражать собственное отношение в развёрнутой форме.

  5. Характеризовать главных сказочных персонажей.


Межпредметные связи: украинская народная сказка, сказки народов мира.
Взаимодействие искусств: Живопись. Иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Морозко».

Кино, мультипликация. Х/ф А. Роу «Морозко», СССР, 1974 г. Мультипликационный фильм.
Склонность человека к

добру или злу определяется

его поступками.
Пословица
Содержание урока


  1. Актуализация опорных знаний.

Викторина:

- Что такое сказка?

- На какие виды делятся все сказки?

- Назовите основные признаки народной волшебной сказки.


  1. Мотивация учебной деятельности.

- Какова роль семьи в жизни человека?

- как строятся взаимоотношения между членами вашей семьи?


  1. Работа над содержанием сказки:

- Словарь: мачеха, падчерица, сводная дочь.

- Обмен впечатлениями о сказке «Морозко»:

1) вспоминают сказки народов мира с похожим сюжетом;

2) отмечаю нехарактерную концовку.

- работа с иллюстрациями И. Билибина к сказке или с детскими рисунками, раскрывающими сюжет произведения.

- Составление плана к сказке.

- Работа над образами главных сказочных персонажей:

1) составление паутинки ассоциаций к каждому из персонажей;

2) выразительное чтение отрывка с использованием приёма «Голоса литературных героев» (чтение диалога Морозко и старухиной дочки, имитируя голоса героев);

3) составление таблицы «Сравнительная характеристика героинь» (работа в парах);

- Просмотр и обсуждение отрывка из кинофильма «Морозко» (режиссёр А. Роу, 1974 г., СССР) или мультипликационного фильма.

- Игра « Подбери пословицу к сказке».


  1. Итоги урока. Прием «Микрофон».




  1. Домашнее задание.

Высокий уровень. Используя жанр фанфик, напишите сказку, изменив концовку, придумайте новые элементы сюжета, введите новых героев.

Достаточный уровень. Сравните русскую народную сказку «Морозко» и сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», найдите отличие, раскройте её особенности.

Средний уровень. Составьте памятку «Как вести себя, чтобы тебя уважали люди?»
Использованные источники:


  1. Русская народная сказка «Морозко».

  2. Сайт http://www.allforchildren.ru, «Всё для детей». Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  3. Сайт http://www.dreams4kids.ru. Анализ русской народной сказки «Морозко».

  4. Сайт http://www.o-detstve.ru. Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко».


Приложение к уроку.

І. Организационный момент.

Обязательное условие успешного урока – эмоциональный настрой.

  1. Предлагаю учащимся нарисовать в тетрадях предмет, который будет соответствовать настроению на уроке. (Дети рисуют солнышко, смайлик цветочек и т.д.). Прошу друг другу улыбнуться и желаю всем хорошего настроения.

  2. Начинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивки, и от бурки,

И от вещего каурки.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

Отправляемся, друзья,

В чудо-сказку – вы и я.
ІІ. Актуализация опорных знаний. Этот этап также целесообразно проводить в игровой форме.

  1. Сообщаю ребятам, что не можем начать урок: на наших сказочных воротах висит огромный замок. А откроем его только тогда, когда правильно ответим на 3 вопроса о сказках.

  2. Проводиться викторина.

Ворота в сказочную страну открыты.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Здесь кроме разговора о роли семьи можно предложить описать иллюстрацию к одной из сказок о падчерице.



IV. Этап урока, предполагающий работу над содержанием сказки, начинается с вопроса:

  1. – А знакомы ли вам слова мачеха, падчерица, сводная дочь?





  1. На примере взаимоотношений героев из сказки «Морозко» мы увидим, какие ценности уважает и прославляет русский народ. Но только ли русская народная сказка «Морозко» говорит об этом?

  2. Далее вспоминаем сказки с похожим сюжетом, повторяем определение «странствующий сюжет».




Записываем в тетради название сказок. Можно провести в виде конкурса.

«Про дідову дочку й бабину дочку» - украинская народная сказка.

«Двенадцать месяцев» - сербская сказка.

«Золушка», «Госпожа Метелица» - немецкие сказки и другие.

  1. Решаем проблему нехарактерной концовки. В сказках обычно счастливый конец. Почему же здесь иначе?

Дети отвечают, что русский народ осуждает злобу, ненависть, жадность и никому не прощает этого.

  1. Составление плана сюжета сказки.

  1. Трудолюбивую падчерицу отправляет в лес злая мачеха, чтобы погубить её.

  2. В лесу девушка ведёт себя скромно, приветливо и Морозко её вознаграждает.

  3. Родная дочь ведёт себя грубо, невежливо, и Морозко наказывает её: она умирает.

  1. Работа над образами главных сказочных персонажей может проходить с помощью приёма «Паутинка ассоциаций».

Задание: какие ассоциации вызывает у вас каждый из персонажей. Свою мысль аргументируйте.


Добро

Скромность





Жадность, невежество Зло











Справедливость Слабость, бесхарактерность


  1. Выразительное чтение.

Приём «Голоса литературных героев».

Задание:

Прочитать диалог Морозко и старухиной дочки, имитируя голос героини, её настроение, отношение к собеседнику.

(Чтение отрывка от слов «Старухина дочь сидит, зубами стучит…» до слов «какова работа, такова и награда будет…»)

Голос героини грубый, жестокий – яркая особенность её характеристики.


  1. Составление таблицы «Сравнительная характеристика героинь» (работа в парах).




Черты характера

Падчерица

Дочка мачехи

1. Отношение к труду

Трудолюбивая, старательная

Ленивая

2. Моральные качества

Добрая, честная, вежливая, уважает старших

Жадная, грубая, злая, невоспитанная

3. Человеческие ценности

Скромность, любит и ценит прекрасное, равнодушна к роскоши и богатству

Никого не любит, роскошь любит больше всего

4. Отношение народа

Народ прославляет

Народ осуждает




  1. Игра «Подбери пословицу»

Мачеха, родная дочь.

(При солнышке тепло, при матери добро).

Отношение Морозко к падчерице.

(Мир не без добрых людей).

Падчерица с наградой.

(Какова работа, такова и награда).

Родная дочь наказана.

(Как аукнется, так и откликнется).

  1. Если хватает времени, можно посмотреть фрагменты из мультфильма или фильма.

V этап. Итоги урока. Рефлексия.

Чему учит сказка «Морозко»? (Приём «Микрофон»)

VI этап. Домашнее задание (см. в методическом паспорте урока).



Иван Яковлевич Билибин

(1876 – 1942)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconКоррекционные игры и упражнения для детей с особыми образовательными потребностями
Ающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconТема: Мифы Древней Греции. Верования древних греков.
Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconТема: Мифы Древней Греции. Верования древних греков.
Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconТема: Русская народная сказка «Золотой венок»
Урок направлен на развитие восприятия и анализ текста, а также прогнозирование его, на коррекцию эмоционально-волевой сферы через...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconДействующие лица
Звучит народная мелодия. Занавес открывается. На декорации нарисован деревенский дом в русском стиле и поле. Перед домом стоит батюшка,...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconТема : С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна,...
Тема: С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». «Березка» (Русская народная песня)

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconПрезентация проекта 1 класс Природоведение Тема: Подводим итоги:...
Цель: Систематизировать знания детей об окружающем мире, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconКлассный час во 2 классе Тема: «Наша дружная семья»
...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconУрок внеклассного чтения тема: «роман виктора гюго «собор парижской...
Тема: «роман виктора гюго «собор парижской богоматери» и его отражение в фильме «нотр-дам де пари» и одноименных мюзиклах (русская...

Русская народная сказка «Морозко» как отражение представлений об окружающем мире. Сюжет и проблематика iconТема Гносеология как область философского знания
Но так сложилось в традиции европейской философии, что озабоченность тем, как человек познает мир, проблема достоверности его представлений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<